Консультация для родителей "Знакомство ребенка с цветом"
материал

Федоренко Екатерина Вячеславовна

Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения  детьми дошкольного возраста. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ЗНАКОМСТВО РЕБЕНКА С ЦВЕТОМ».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Бессоновка

Воспитатель: Федоренко Е.В

 

                                                                                             

Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения  детьми дошкольного возраста. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В возрасте двух лет ребенок уже различает цвета, просто не умеет их называть. В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. К четырём - пяти годам у детей ярко проявляется способность к цветоощущению, зрительный анализатор сформирован достаточно хорошо. Дети этого возраста способны различать разнообразные цвета и их оттенки, осознанно использовать цвет в своих работах.

Знакомство малыша с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как ребенок научится, без труда узнавать, и различать эти цвета, а так же называть их, можно знакомить его с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.

Путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно нужно увидеть.

В процессе знакомства ребенка с цветом можно выделить следующие этапы:

1. Различение цветов по принципу «такой – не такой».

На этом этапе ребенок сравнивает предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.

2. Зрительное соотнесение цветов.

Восприятие цвета на расстояние, выбор цвета по образцу.

3. Закрепление представлений о цвете в слове.

На этом этапе ребенок различает цвет по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называет основные цвета.

Обучение можно начать с возраста двух лет. Не стоит начинать рано – ребенок все равно ничего не поймет. Тем более что именно в возрасте двух лет ребенок уже различает цвета, просто не умеет их называть. Задача родителей – научить малыша называть цвета своими названиями и соотносить их между собой.
Говорите малышу не только о названии того или иного предмета, но и о его цвете. Не забывайте о том, что повторять названия необходимо несколько раз, потому что с первого раза ребенок не сможет запомнить названия цветов.

При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное – использование естественных форм.

Рассматривая с ребенком иллюстрации книг, просите называть цвет тех или иных предметов, изображенных на картинке. Во время рисования можно предложить поиграть в игру «Подбери колпачки к фломастерам по цвету.

Очень важной частью работы по развитию восприятия цвета являются игры и игрушки. Хорошими помощниками могут стать настольно – печатные, словесные игры, а так же игры, которые легко можно изготовить своими руками.

Для формирования цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игры:

Игра «Цветные чашечки и блюдца».

Реквизит: для игры потребуется детская посуда либо аппликации кружек и тарелочек (можно вырезать из цветного картона).

Даем ребенку кружку, обозначая при этом цвет, и просим подобрать такую же тарелочку. Либо даем тарелочку и просим подобрать кружечку к ней.
Например: «Маша, найди, пожалуйста, для вот этой красной кружки такую же красную тарелочку». Можно немного изменить инструкцию: «Маша, подбери к этой желтой кружке красную тарелочку».

«Собери цветик-семицветик».

Реквизит: вырезанные из картона цветы и лепестки разных цветов.

Выкладываем несколько кружочков (серединок) разного цвета. Ребенок должен сложить цветок, подобрав лепестки, соответствующие цвету середины.

Игра «Цветные домики».

Реквизит: кубики цветные или аппликации.

Строим из кубиков несколько домиков разных цветов (или вырезаем из цветной бумаги заготовки домов и предметов быта). Понадобятся также и игрушки разных цветов.

Необходимо подобрать предметы, соответствующие цвету дома, например, ребенок должен собрать у желтого дома только желтые предметы, а у красного только красные.

Игра «Веселые бусины».

Реквизит: вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета. Нарисованная картинка готовых бус.

Предоставляем ребенку шаблон готовых бус и просим собрать кружочки в такой же последовательности.

Можно предложить сделать свою аппликацию, с чередованием понравившихся цветов. При наклеивании бусины ребенок должен назвать ее цвет. Если малыш затрудняется в определении цвета, взрослый напоминает, но следит за тем, чтобы ребенок каждый раз повторял название цвета.

Игра «Цветной паровозик».

Реквизит: конструктор и маленькие фигурки зверей.

Строим из конструктора паровоз. Каждый вагон определенного цвета. Взрослый предлагает ребенку посадить лошадку в синий вагон, а уточку в красный.

Игра «Покажи такой же шарик».

Реквизит: разноцветные шарики, ведерки.

Вариант № 1. Взрослый рассыпает на пол разноцветные мячи, выбирает один мяч, и просит ребенка поднять такой же. Пример: «Я беру зеленый мяч, и ты покажи такой же мяч».

Вариант № 2. Взрослый рассыпает по комнате мячи. Затем ставит ведерки и бросает в каждое по мячу одного цвета. Ребенок должен положить в каждое ведро мячи такого же цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА»

Консультация предназначена не только для родителей, но и для педагогов ДОУ. В ней представлены рекомендации и игры как научить ребенка различать цвета....

Консультация для родителей".Как научить ребенка различать цвета."

Если ваш ребёнок в три года не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению.Объявляем неделю (день) красного цвета. Утром надуваем красный шарик и закрепляем на видно...

Консультация для родителей: "Определение психологического состояния ребенка по цветам"

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста. Он поможет по цвету определить эмоциональное состояние детей на данный период и скорректировать свое поведение с ним....

Консультация для родителей "Научите ребенка узнавать цвета"

Помощь родителям в игровой форме обучить своего ребенка узнаванию основных цветов....

Консультация для родителей "Как научить ребенка различать цвета"

В консультации представлены способы, с помощью которых можно обучать малышей дома с использованием подручных предметов....

Консультация для родителей "Как правильно обучить ребенка узнавать цвета"

Данная информация может быть полезна родителям  младших дошкольников....