Педагогический проект "Сказки народов мира" – подготовительная группа
проект (подготовительная группа)

Волобуева Татьяна В.

Приобщение ребенка к миру сказок народов России и народов мира через художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка, через приобщение к прекрасному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Сказки народов мира»

в подготовительной группе

                         Воспитатели: Волобуева Т.В., Запунная С.М.

1. Тема: «Сказки народов мира»

2. Тип проекта: краткосрочный

З. Участники проекта: воспитатели, родители и дети подготовительной группы.

4. Масштаб проекта:

время реализации: октябрь - декабрь

количество детей: 28 человека

5. Актуальность:

        В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Не секрет, что современные мультфильмы и кинофильмы не всегда учат детей добру. Сказка возвращается в культуру и это, на наш взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого.

        Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

                                                                Джанни Родари.

  Сказки для детей – это первая школа жизни в любой стране, в любом государстве, для любых детей.

        Благодаря развитию книгопечатания, переводам с иностранных языков и сети интернет наши дети с раннего возраста встречаются со сказками разных стран.        

        Почему же нам так интересно знакомиться не только с творчеством своего народа, но и с фольклором, пришедшим из других частей света? Потому что любая сказка «обучает» и «воспитывает».  Она несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

        «Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

                                                                  Х.К. Андерсен.

На основании выше изложенного и с целью повышения интереса к сказкам малых народов России и народов мира, нами был разработан проект под названием «Сказки народов мира», который объединил коммуникативную деятельность в форме литературного творчества, музыкальную деятельность и изобразительную деятельность детей (рисование и лепка) в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при котором ребенок полностью раскрепощается.

        Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в развитие речи детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.

6.  Цель проекта: приобщение ребенка к миру сказок народов России и народов мира через художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка, через приобщение к прекрасному.

7. Задачи проекта:

  • Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре народов России и к культуре народов мира;
  • Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, их ручную умелость;
  • Развивать творческое мышление;
  • Развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

Содержание:

        Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от организованной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий потенциал и освоение новых знаний.

        Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, т.е. в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома детям мало читают, зачастую они знают персонажей диснеевских мультфильмов гораздо лучше, чем героев традиционных русских сказок и народов мира.

        Данный проект был разработан нами, в том числе, для решения этих непростых задач. Такой проект может быть реализован в подготовительных группах детского сада.

Ведущими идеями проекта являются создание:

  • нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
  • отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителей.

В рамках проекта мы составили совместный перспективный план педагогической деятельности, рассчитанный с октября по декабрь 2015 года.

                   

     Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный

II этап – Практический

III этап – Итоговый. Презентационный.

На каждом этапе поставили свои задачи:

  1. Подготовительный этап.

Задачи:

  • Определить цель и задачи проекта.
  • Изучение методической литературы.
  • Составить план проекта.
  • Подбор художественных произведений разных народов мира (по теме проекта)
  • Подбор иллюстративного материала, видео, аудиоматериала.
  • Познакомить родителей с идеей проекта.

  1. Практический этап.

Задачи:

  • Знакомить детей со сказками народов России (ненецкие, мордовские, удмуртские) и народов мира (украинские, белорусские, армянские, индийские, германские, японские).  Формировать умение понимать жанровые особенности сказок.
  • Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
  • Обогащать и активизировать словарный запас.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать интерес к художественной литературе.
  • Развивать творческие способности детей в таких видах художественной деятельности, как лепка, рисование и аппликация. Прививать художественный вкус.
  • Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
  • Воспитывать интерес и любовь к литературному творчеству, музыке.
  • Создать развивающую среду по данной тематике.
  • Оформить альбом «Книга сказок».

  1. Итоговый, презентационный этап.

Задачи:

  • Выставка детских работ и их родителей.
  • Фотоальбом творческих работ группы по сказкам народов России и сказок народов мира.
  • Подвести итоги проекта.
  • Проанализировать полученные результаты.
  • Презентация для педагогов «Делимся опытом».

Модель реализации проекта.

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

Педагогическая деятельность (подготовка к проекту)

  • Изучение методической литературы.
  • Составление плана проекта.
  • Подбор художественных произведений разных народов мира (по теме проекта)
  • Подбор иллюстративного материала, видео, аудиоматериала.
  • Познакомить родителей с идеей проекта.

5 октября – 12 октября

Педагогическая деятельность с детьми

  • Экскурсия в мини-музей «Русская изба» (культура и быт русского народа).
  • Чтение и обсуждение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль»,

«Хаврошечка», «Василиса Прекрасная», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Крылатые, мохнатые,

да масленые».

  • Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
  • Рассматривание национальных костюмов русского народа.
  • Просмотр мультфильмов: «Гуси-лебеди», «Лиса

и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк».

  • Дидактические игры:

- «Собери слово», «Сказки-загадки».

  • Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые

ворота», «Салки», «Удочка», «Горелки»

  • Театрализованная деятельность (инсценировка сказки): «Гуси-лебеди».
  • Прослушивание русских народных композиций из сборника «Трень-брень гусельки»
  • Рисование по мотивам русских народных

промыслов: «Хохломские узоры», «Гжельские узоры».

  • Начинаем оформлять страницы альбома «Книга сказок».

12 октября – 18 октября

Педагогическая деятельность с детьми

  • Беседа «Народы России».
  • Презентация «Природа Севера».
  • Чтение и обсуждение сказок народов России:

«Айога», «Кукушка», «Белый медведь и бурый медведь» (ненецкие); «Как собака друга искала» (мордовская), «Лисица и птичка» (эвенская), «Мышь и воробей» (удмуртская).

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам народов России.
  • Дидактические игры: «Закончи предложение», «Слог заблудился».
  • Игры-драматизации.
  • Подвижные игры: «Оленеводы» (ненецкая),

«Ищем палочку» (бурятская), «Водяной» (удмуртская), «Раю-раю» (мордовская).

  • Прослушивание музыки и песен народов Севера.
  • Рисование по мотивам сказки «Айога»:

- «Лебедь» (техника «тычкования»).

  • Пластилинография по мотивам сказки «Белый медведь и бурый медведь».

19 октября – 25 октября

Педагогическая деятельность с детьми 

  • Беседа «Соседи России».
  • Презентации: «Путешествие по Белоруссии и Украине», «Путешествие по Армении».
  • Чтение и обсуждение сказок народов Украины, Белоруссии, Армении: «Колосок» и

«Рукавичка» (украинская), «Два Мороза», «Почему Барсук и Лиса в норах живут» (белорусская), «Портной и царь», «Гранатовое зернышко» (армянская).

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам народов Украины, Белоруссии, Армении.
  • Рассматривание национальных костюмов народов Украины, Белоруссии, Армении.
  • Дидактические игры: «Сказки-загадки»,

«Сравни национальные костюмы».

  • Подвижные игры: «Колдун» и «Перепелочка»

(украинская), «Ёжик и мыши» и «Охотники и утки» (белорусская), «Земля, вода, огонь, воздух» (армянская).

  • Прослушивание музыки и песен народов Украины, Белоруссии, Армении.
  • Рисование:

- по мотивам украинской сказки «Рукавичка» - украинский орнамент,

- знакомство с Арменией «По горам, по долам…» (акварель + восковые карандаши)

  • Аппликация на полосе: «Армянский орнамент».

26 октября – 31 октября

  • Беседа «Нас много на шаре земном!».
  • Презентации «Природа и животный мир Индии», «Культура Индии».
  • Чтение и обсуждение сказок народов Индии:

«Тигр, крестьянин и Лиса», «Маленькая птичка и слон», «Два брата», «О летучей мыши», «Маугли», «Рики-Тикки-Тави».

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам народов Индии.
  • Рассматривание национальных костюмов народов Индии.
  • Просмотр мультфильмов: «Маугли», «Рики-Тикки-Тави».
  • Дидактические игры: «Найди отличия», «Назови одним словом».
  • Прослушивание музыки и песен народов Индии.
  • Рисование + аппликация по мотивам сказки «Маугли»:

- «Джунгли зовут».

2 ноября – 8 ноября

Педагогическая деятельность с детьми

  • Презентация «Здравствуй, Германия!».
  • Чтение и обсуждение сказок народов Германии: «Госпожа Метелица» (немецкая) и

«Морозка» (русская); «Волк и семеро козлят» (немецкая) и «Волк и семеро козлят» (русская); «Храбрый портной»; «Карлик Нос» и Маленький Мук» (В. Гауфт).

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам народов Германии.
  • Рассматривание национальных костюмов народов Германии.
  • Прослушивание музыки и песен народов Германии.
  • Просмотр мультфильмов: «Госпожа Метелица», «Храбрый портняжка».
  • Дидактические игры: «Назови страны, в которых живут сказочные герои».
  • Игры-инсценировки «По страницам знакомых сказок».
  • Подвижные игры: «Слепая корова».
  • Оформление страниц альбома «Книга сказок».
  • Аппликация по символики Германии: - «Флаг Германии» (мозаика).

9 ноября – 15 ноября

  • Беседа с использованием видеоматериалов «Страна Солнца – Япония!».
  • Чтение и обсуждение сказок народов Японии:

- «Жадная хозяйка», «Как журавль за добро заплатил», «Желтый аист».

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам народов Японии.
  • Рассматривание национальных костюмов народов Японии.
  • Прослушивание музыки и песен народов Японии (игра на барабанах под аккомпанемент флейт и цитры).
  • Литературная викторина «По страницам сказок».
  • Дидактические игры: «Найди пару», «Сказочный клубочек».
  • Подвижные игры: «Лягушки и аист».
  • Рисование «Веер» (восковые карандаши + гуашевые краски).
  • Оригами по «Легенде о бумажном журавлике»: «Журавлик».

16 ноября – 22 ноября

Педагогическая деятельность с детьми

  • Беседа с использованием видеоматериалов «Страна, в которой жил Г.Х. Андерсен».
  • Чтение и обсуждение сказок Г.Х. Андерсена:

«Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Снежная Королева».

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам

Г.Х. Андерсена.

  • Просмотр мультфильмов: «Снежная Королева», «Принцесса на горошине».
  • Дидактические игры: «Как их зовут» (герои сказок), «Выложи орнамент».
  • Рисование по мотивам сказки «Снежная Королева»: «Замок Снежной Королевы» (граттаж)

23ноября – 6 декабря

Работа с родителями

  • Анкета по теме «Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».
  • Консультация «Создаем сказку вместе» (помощь в изготовлении альбома).
  • Консультация «Работаем над сказкой» (для родителей дошкольников).
  • Шпаргалка для родителей «Список сказок

народов мира для домашнего чтения дошкольникам».

12 октября – 6 декабря

Работа с педагогами

  • Презентация для педагогов «Делимся опытом работы».

Работа в социуме

  • Досуг «Путешествие по сказкам мира».

На первом, подготовительном этапе, нами был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, проведены консультации для родителей. Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогами в этом направлении.

Второй, практический этап, охватывает непосредственную деятельность педагогов и детей, а также работу с родителями.

Начинали мы с чтения и обсуждения русских народных сказок, народов России   и сказок народов мира, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая сюжеты, мы постепенно приводили детей к пониманию структуры сказки как литературного жанра.

8. Предполагаемый конечный результат:

  •  Сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители примут непосредственное участие в работе группы.
  • Возродится традиция семейного чтения разных видов сказок (русских, народных, авторских и т.д.).
  • Родители вместе с детьми смогут создать творческие работы по прочитанным произведениям.

9. Трансляция проекта:

  • Презентация проекта на педагогическом совете внутри детского сада.
  • Обмен опытом среди воспитателей групп.
  • Альбом «Книга сказок».

10. Перспектива проекта:

  • Организация совместной работы детей, родителей.
  • Оформление совместного творческого альбома детей и родителей «Книга сказок»
  • Показ мини-концерта «Путешествие по сказкам мира» для детей других групп и родителей.


Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию «Ненецкие сказки»

в старшей группе

                                                                                                                                       

                                                     Воспитатель: Волобуева Т.В.

                                                                           

Цели:

  • познакомить детей с особенностями быта ненецкого народа;
  • познакомить с сказкой «Кукушка».
  • воспитывать любовь и уважение к людям, интерес к творчеству ненецкого народа.

Оборудование:

  • карта России,
  • книги о Таймыре,  
  • презентация,
  • иллюстрации с изображением кукушки; животных: песец, заяц, лисица, бобр, волк, белый и бурый медведь, северный олень.

Ход деятельности:

  1. Организационный момент

Знакомство с особенностями быта ненцев

- На полуострове Таймыр проживают коренные народы. Это ненцы, долганы, энцы и нганасаны. Название "ненцы" происходит от слова ненец – «человек».

- Традиционные занятия ненцев тесно связаны с животным миром Таймыра. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на бобра, волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь ненцев. Кто же это? Северный олень.

- Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Ненцы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни ненцев. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной. Почему? Олень дает для жизни практически все. Это пища, одежда и нитки, оружие и поделки, жилище, средство передвижения.

- Жилищем служил разборный чум, который представлял собой 20-30 шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре чума разжигали костер, позднее стали использовать железные печи. Но сейчас многие народности севера переселяются из чумов в новые, хорошие, тёплые дома.

- Олень – это средство передвижения. Основное средство передвижения ненцев — оленья упряжка. Нарты изготавливались из ели или березы. В легковые нарты запрягают “веером” от трех до семи оленей. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван. Олень – это одежда, обувь, нитки. Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур.

Ягушка – нарядная женская шуба без капюшона, на воротнике мех песца.

Сокуй – одевается поверх малицы, с капюшоном, шьется мехом наружу.

Пимы – обувь из оленьих шкур.

Малица – нижняя одежда, шьется мехом внутрь, одевается на голое тело.

Капор – головной убор, отороченный мехом песца.

- Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.

- Олень – это оружие, украшения, сувениры. Ненцы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружия из рогов оленя.

- Зимой ненцы пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют на юг Таймыра, а летом возвращаются на север. Зачем? Олени добывают питание, «копытя» снег. Зимой на юге Таймыра снег мягче, чем на севере, и оленям легче добывать свое любимое лакомство.

Проверим, как вы запомнили новые слова.

Гимнастика для глаз

Глазкам нужно отдохнуть.                     закрывают глаза

Нужно глубоко вздохнуть.                  Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.

Глаза по кругу побегут.               Глаза открыты. Движение зрачком по кругу

                                                             по часовой и против часовой стрелки.

Много-много раз моргнут              Частое моргание глазами

Глазкам стало хорошо.              Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз

Увидят мои глазки все!                   Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка

  1. Знакомство с ненецкой сказкой «Кукушка»

Вступительная беседа.

- Сегодня мы познакомимся с ненецкой сказкой «Кукушка».  Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке?  Ответы детей.

Словарная работа.

Чум - разборное жилище в форме конуса.

Пимы – валенки, обувь у народов Севера

Шкуры скоблят – место, где обрабатывают меховые шкуры.

Беседа о прочитанном.

- Ребята, какая эта сказка по характеру? Эта сказка грустная.

- Положите руку себе на сердце, что чувствуют ваши сердечки, после

рассказывания этой грустной сказки?

- Какие сердца у четырех братьев?

- Помните ли вы, какими словами часто заканчиваются русские народные сказки? Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

- Почему такими словами заканчиваются наши сказки?  Каждая сказка

чему-то учит читателей - добру, трудолюбию, уважению к старшим и т.д.

  1. Рефлексия

- Что вы узнали нового о Таймыре?

- С какой народностью, населяющей Таймыр, мы познакомились?

- Что вы узнали о ненцах?

- С какой ненецкой сказкой мы познакомились?




Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной организованной деятельности

«Лисица и птица»

в подготовительной группе

                                                                                                                                         

                                                     Воспитатель: Волобуева Т.В.

                                                                            .                                                                                                                                                                              

Программное содержание:

  • Познакомить с бытом и культурой северного народа – эвенков.
  • Познакомить детей с эвенкийской сказкой «Лисица и птица».
  • Обратить внимание на выразительные особенности сказки: образные выражения; понимать нравственный смысл сказки, мотивировать   поступки персонажей, проявлять сочувствие или осуждение.

Материалы и оборудование:

  • презентация «Народ севера – эвенки»,
  • иллюстрации к сказке «Лисица и птичка»

Ход деятельности:

  1. Организационная часть.

Показ презентации.

- Посмотрите, вдали горит костёр.  

Аудиозапись «Звуки природы»

Слышите, как поют птицы, как журчит ручеёк?

- На небольшой поляне среди леса, на берегу красивой реки стоит несколько чумов – с древнейших времён жилище кочевников. Заглянем в одно из них. Вдоль стен – шкуры и ковры из меха. В середине чума – очаг с подвешенным над ним котлом. У костра старый эвенк – народный сказитель, мастер сказки рассказывать.  Послушаем, о чём он говорит.

  1. Основная часть.

 Чтение народной эвенкийской сказки «Лисица и птичка».

«Жила птичка, её гнездо находилось высоко на дереве. Однажды к птичке пришла лисица и, чтобы полакомиться чем-либо, стала просить яйцо, при этом запугивала её.

- Если ты не дашь мне своих яиц, то я к тебе взберусь на дерево, а если не смогу взобраться, то дерево срублю.

Птичка испугалась и отдала все свои яйца лисице. Лисица яйца птички съела и отправилась в свою нору. Птичка осталась и плачет по своим яичкам. Приходит к птичке рябчик и спрашивает ее:

- О чем ты плачешь?.. Скажи-ка мне. Птичка рассказала рябчику, что лисица съела у нее яйца.

- А зачем ты их давала ей? - говорит рябчик птичке.

- Ну, как же я не отдам, когда она мне сказала: «Если ты их не отдашь мне, я взберусь к тебе на дерево, а если не смогу взобраться, то срублю дерево».

Рябчик спросил птичку:

- С каких пор лисица стала лазальщиком и дроворубом? Она всё врала тебе, если она вторично к тебе явится, то ты не давай яиц. Когда захочет взобраться к тебе или рубить дерево, ты скажи ей: «Когда ты научилась лазать по деревьям и срубать их?» Она ничего не сможет тебе сделать, потому что ни влезать на дерево, ни рубить его не умеет.

И рябчик улетел. Птичка осталась одна...

Лисица снова пришла к ней, стала требовать яиц, запугивая ее:

- Не дашь яиц, взберусь на дерево, если не смогу взобраться — срублю его. Птичка сказала ей:

- С каких пор ты стала лазальщиком и лесорубом? Ты все это лжешь мне! Рябчик говорил, что ты ничего этого не можешь делать.

Лисица рассердилась и отправилась искать рябчика. Когда она нашла, то увидела в снегу рябчикову ямку, начала тихонько подкрадываться, поймала его и в зубах поволокла в свою нору. Рябчик и говорит лисице:

- Погоди меня есть, давай сначала поразговариваем.

Вот рябчик и спрашивает лисицу:

- Ты знаешь, лисица, как мычат коровы?

Лисица, не разевая рта, сказала:

- М-м-м.

Рябчик опять задает вопрос:

- А как блеют бараны?

Лисица, разинув рот, сказала:

- Бя-а-а.

В это время рябчик вылетел из ее рта. Он обманул лисицу».

Рассматривание   иллюстраций к сказке.  Работа по развитию речи.

- А, теперь давайте рассмотрим иллюстрацию к сказке.

- Кто написал сказку? Народ Севера

- Как зовут героев сказки? Лисица, рябчик и птица.

- Назовите положительных героев сказки. Почему вы так думаете?

- Назовите отрицательных героев сказки. Почему вы так думаете?

- Кто изображён на рисунке? Вспомните эпизод сказки.

Физкультурная минутка «Стрельба из лука».

- Одна из древнейших игр эвенков – «Стрельба из лука».

 Играющие соревнуются в стрельбе на попадания с определённого расстояния в цель: бросают шарики в цель.

Раскрашивание иллюстраций по сказке.

- У вас на столах лежат листы с нарисованными героями из сказки.

Задание: разукрасить картинки восковыми карандашами в

последовательности содержания сказки.

- Давайте проверим правильность выполнения задания.

Драматизация сказки «Лисица и птичка».

- Давайте изобразим героев сказки с противоположным характером:

Лисица – добрая, птичка – умная, рябчик – злой, хитрый.

- Кем быть лучше добрым или злым?

  1. Рефлексия.

- Понравилась вам сказка? Ответы детей.

- Какой герой больше понравился? Почему? Ответы детей.



Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной организованной деятельности

«Белый медведь и бурый медведь»

в подготовительной группе

                                                                                                                                         

                                                     Воспитатель: Волобуева Т.В.

                                                                           

Цели: 

  • познакомить детей с ненецкой сказкой «Бурый медведь и белый»,
  • развивать умение слушать и слышать, расширять словарный запас.

 Материалы и оборудование:

  • иллюстрации животных: белый и бурый медведь, тюлень, морж, полярный заяц, полярная сова,
  • презентация «Белый и бурый медведь».

Ход деятельности:

  1. Организационный момент.

Беседа сопровождается презентацией «Белый и бурый медведь».

- Ребята, мы родились в великой стране, имя которой … Россия.

Раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей.

- Хотите совершить путешествие на север нашей страны?

- На севере есть Северный Ледовитый океан. А самый северный район нашей страны называется Арктика.

- Что вы знаете об Арктике? Ответы детей.

 - Снега и льды лежат вечно, лето короткое и прохладное, полгода ночь, полгода день – их называют полярные, вечная мерзлота, сильный ветер, айсберги. Здесь так холодно и темно, что кажется, что здесь никто не живет. Так ли это? Нет, здесь живут животные и птицы.

- Давайте выберем картинки животных и назовем их.

 Иллюстрации животных: белый медведь, тюлень, морж, полярный заяц, полярная сова.

- Как животные приспособились к суровым условиям? Белая маскировочная окраска, теплая шерсть.

- С Севера мы перемещаемся в центральные районы нашей страны, где расположены лесные зоны. Здесь обтает очень много животных, т. к. им очень привольно живётся в лесах, где много пропитания. Здесь обитает родственник белого медведя…бурый медведь.

- Белый медведь имеет белый густой, теплый мех, он хорошо ныряет и плавает, тихо подкрадывается к добыче, имеет сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы; они строят берлоги из снега. Медведица очень заботливая мать, кормит детенышей молоком и согревает своим теплом.

- А вот, бурый медведь.

-  Что вы можете рассказать о буром медведе? Медведь большой, косолапый. Шубка у медведя бурая. Зимой он спит в берлоге, а летом ходит по лесу, ест ягоды.

- Могут ли в дикой природе встретиться эти звери? Почему?

- А при каких обстоятельствах они могли бы встретиться? В зоопарке, в цирке, в сказке.

- Назовите 2-3 сказки, в которых вы встречали медведя или медведей.

«Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» и т. д.

- Среди названных вами сказок в основном русские народные сказки. Мы с вами знаем, что Россия - многонациональное государство и у каждого народа свой язык, одежда, предметы быта, своя культура. И сегодня мы познакомимся с творчеством народов Севера. Жители сурового и холодного края – ненцы.

  1. Основная часть.

Сравнение белого и бурого медведей.

-  Давайте сравним белого медведя и бурого медведя.

 Белый медведь живет на Севере, а бурый медведь в лесу. Белый медведь белого цвета, а бурый коричневого цвета. Шерсть у обоих теплая и пушистая. У белого медведя голова вытянута с маленькими ушами на длинной шее, а у бурого медведя круглая голова с круглыми ушами на короткой шее.

Физкультурная минутка «Медвежонок».

Дети имитируют движения по тексту.

Вышел мишка из берлоги,

Потянулся на пороге,

Влево, вправо повернулся,

Раз - нагнулся, разогнулся.

И пошел себе гулять,

Мед на завтрак добывать.

Слушание сказки «Бурый медведь и белый»

- Прослушайте ненецкую сказку «Бурый медведь и белый».

 Беседа по сказке.

- Как начинается произведение?

- Что произошло дальше?

- Вы волновались? Когда? Почему?

- Как заканчивается произведение?

- Как назовём медведя ласково? Мишенька, мишутка, медведушка.

- Как называют детёныша медведя? Медвежонок.

- А, как мы назовем его маму? Медведица.

Игра «Узнай по описанию».

  • Трусливый, дрожащий, пугливый, косой гложет кору деревьев … заяц
  • Неуклюжий, косолапый, белый или бурый любит лакомиться малиной и мёдом … медведь
  • Хитрая, рыжая, хищная, питается мелкими грызунами … лиса
  • Серый, колючий, шустрый, круглый, защищается от врагов колючками … ёж
  • Хвостатая, юркая, быстрая, запасает орешки … белка
  • Злой, голодный, зубастый, часто воет на луну … волк

Физкультминутка «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.             з
агибают пальцы на обеих руках по одному на

                                                                                каждое двустишие

Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий,

Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.                         удары ладонями и кулачками поочередно

Изготовление   бурого и белого медведя в технике «пластилинография)

Вспомнить с детьми, что такое техника «пластилинография». Ребята изготовляют по выбору медведя.

  1. Рефлексия.

- С какой сказкой вы сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали о белом и буром медведе?

- В какой технике вы изготовили медведей?



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной организованной деятельности

«Япония - страна восходящего солнца»

в подготовительной группе

           

                                                      Воспитатель: Волобуева Т.В.

                                                                           

Цель: 

  • познакомить детей с новой для них культурой Японии;
  • рассказать о флоре и фауне страны;
  • развивать интерес к геральдике Японии; воспитывать толерантность.

Оборудование: 

  • презентация «Япония – страна восходящего солнца»,
  • кукла в кимоно;
  • заготовки изображений людей в кимоно,
  • фломастеры, гелиевые ручки, краски.

 

Ход деятельности:

  1. Организационный момент.

Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации «Япония – страна восходящего солнца».

- Сегодня я познакомлю вас с страной, которая находится с востока нашей станы. Это – Япония.

  1. Основная часть.

- Япония – островное государство, т. е. располагается на островах, омываемых морями и океаном, на самом востоке, там, где каждый день восходит на небо солнце.

- В Японии по утрам первыми видят встающее солнце. Поэтому говорят: «Япония – страна восходящего солнца».

- На флаге Японии также изображено солнце (красный круг) на чистом небе (белом фоне).

- Природа страны отлична от природы России. Растительность не такая богатая и разнообразная, так как много места занимают горы.

Любимое дерево – сакура.

- Национальная гордость японцев в мире животных – это бело-черный медведь - панда.

 - В Японии много маленьких и больших городов. Самым главным городом страны является её столица – Токио. Население Японии называют японцами. Внешне люди этой страны немного отличаются от нас с вами. У них другой цвет кожи и разрез глаз, тёмные волосы и говорят на другом языке – японском.

Японцы очень приветливы, вежливы и предупредительны. Но в то же время, рукопожатия при встрече, как у нас, у них не приняты. Их заменяют поклоны. В Японии очень уважительно относятся к старикам и детям. Их любят, о них заботятся.

- Дети Японии так же как и вы посещают детские сады, но находятся там совсем недолго - всего 2 - 3 часа в день. Такие детские сады называют – ЕТИЕН. Здесь проходят занятия по их развитию и эстетическому воспитанию, учат «дружить», быть вежливыми. Часто вместе с детьми в детском саду присутствуют мамы, которые участвуют в их играх и прогулках.

Подвижная игра «Панда и дети».

- Любимая подвижная игра «Панда и дети» (что-то вроде наших «салок»)

Я вам предлагаю в неё сейчас поиграть. «Панда» спит, а дети её пытаются разбудить. Проснувшись, панда ловит детей».

- Народ Японии сейчас одевается в одежду европейского типа. А было время, когда ходили и мужчины, и женщины в национальной одежде – кимоно (рассматривание куклы в женском кимоно, просмотр видеоматериалов). Хочу отметить, что вся одежда очень яркая, много вышивок золотыми нитями. Часто на одежде изображаются жар-птицы, драконы и другие сказочные персонажи. На своё лицо японские женщины наносили толстый слой рисовой пудры. Считалось, чем белее лицо, тем красивее. Глаза и губы тоже ярко красили специальными красками. Обувь была сделана из дерева и кожаного ремешка и называлась – сабо. - У женщин сабо было на высокой платформе. Ходить в такой обуви было очень неудобно и трудно. Поэтому японки передвигались мелкими быстрыми шажками.

Сейчас Япония считается одной из самых развитых стран. Вся самая современная электроника создаётся в Японии.

Украшение кимоно.

- Вот сколько вы узнали о Японии. А сейчас я вам предлагаю украсить женское кимоно. На ваших столах есть всё необходимое для этого.

  1. Рефлексия.

- Что понравилось вам, когда я рассказывала о Японии?

- Что вы украшали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

Рабочая учебная программа кружка «Игры народов мира» (старшая группа)

Рабочая учебная программа кружка   «Игры народов мира»  предназначена для детей 5 - 6 лет (старшая группа) и рассчитана на 16 недель....

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Педагогический проект " Снежинка" проект по окружающему миру (подготовительная группа)

создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Снежинка». Выяснить, как образуются снежинки ...

Планирование по тематической неделе "Материки и континенты. Народы мира. (старшая группа)

Планирование п тематической неделе "Материки и континенты. Народы мира....

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Птицам нашу заботу" проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Расширить знания детей о птицах родного края, о образе жизни, повадках.Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц....