Виды изобразительной деятельности
статья

Адилова Дарья Николаевна
Содержание
 
Введение ................................................................................................................. 3
Виды изобразительной деятельности .................................................................. 5
Значение изобразительной деятельности 
для всестороннего развития детей ..................................................................... 11
Заключение ........................................................................................................... 20
Список используемой литературы ..................................................................... 21
Введение
 
Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представление о мире.
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Роль изобразительного творчества как средства эстетического воспитания и его влияния на развитие личности и на творческое воображение в частности, в последнее время приобретает особую значимость. В связи с этим возникает необходимость активно использовать в образовательном процессе потенциал различных нетрадиционных техник рисования, как неисчерпаемый источник развития изобретательских способностей дошкольников.
Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались педагоги Е. А. Флерина, Я. А. Башилов, Н. И. Ткаченко, К. М. Лепилов, Е. В. Разыграев и другие, психологи К. Н. Корнилов, И. Л. Ермаков, А. М. Шуберт, искусствоведы Ф. И. Шмит, А. В. Бакушинский и другие.
 
Виды изобразительной деятельности
 
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении  впечатлений ребенка об окружающем  мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью,  конкретизируются в зависимости  от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов  работы с ним.
 Рисование — одно из любимых занятий  детей, дающее большой простор  для проявления их творческой  активности.
 Тематика  рисунков может быть разнообразной.  Ребята рисуют все, что их  интересует: отдельные предметы  и сцены из окружающей жизни,  литературных героев и декоративные  узоры и т. д. Им доступно  использование выразительных средств  рисунка. Так, цвет применяется  для передачи сходства с реальным  предметом, для выражения отношения  рисующего к объекту изображения  и в декоративном плане. Овладевая  приемами композиций, дети полнее  и богаче начинают отображать  свои замыслы в сюжетных работах.
Однако осознание и техническое овладение  приемами рисования представляют  довольно большую сложность для  маленького ребенка, поэтому воспитатель  должен с большим вниманием  подойти к тематике работ.
 В  детском саду используются в  основном цветные карандаши, акварельные  и гуашевые краски, обладающие  разными изобразительными возможностями.
 Карандашом  создается линейная форма. При  этом постепенно вырисовывается  одна часть за другой, добавляются  различные детали. Затем линейное  изображение раскрашивается. Такая  последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
 В  рисовании красками (гуашью и  акварелью) создание формы идет  от красочного пятна. В этом  плане краски имеют большое  значение для развития чувства  цвета и формы. Красками легко  передать цветовое богатство  окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее  море и т. п. В исполнении  карандашами эти темы трудоемки,  требуют хорошо развитых технических  навыков.
 Программой  детского сада определены виды  графических материалов для каждой  возрастной группы. Для старшей  и подготовительной групп рекомендуется  дополнительно использовать угольный  карандаш, цветные мелки, пастель,  сангину. Эти материалы расширяют  изобразительные возможности детей.  При работе углем и сангиной  изображение получается одноцветным,  что позволяет сосредоточить  все внимание на форме и  передаче фактуры предмета; цветные  мелки облегчают закрашивание  больших поверхностей и крупных  форм; пастель дает возможность  передавать разнообразные оттенки  цвета.
 Своеобразие  лепки как одного из видов  изобразительной деятельности заключается  в объемном способе изображения.  Лепка является разновидностью  скульптуры, которая включает работу  не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит  и др.)- Дошкольникам доступно  овладение приемами работы лишь  с мягкими пластическими материалами,  легко поддающимися воздействию  руки,— глиной и пластилином.
 Дети  лепят людей, животных, посуду, транспорт,  овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие  тематики связано с тем, что  лепка, как и другие виды  изобразительной деятельности, в  первую очередь выполняет воспитательные  задачи, удовлетворяя познавательные  и творческие потребности ребенка.
 Пластичность  материала и объемность изображаемой  формы позволяют дошкольнику  овладеть некоторыми техническими  приемами в лепке скорее, чем  в рисовании. Например, передача  движения в рисунке является  сложной задачей, требующей длительного  обучения. В лепке решение этой  задачи облегчается. Ребенок сначала  лепит предмет в статичном  положении, а затем сгибает  его части в соответствии с  замыслом.
Передача пространственных соотношений предметов  в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни,  расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра  композиции. Вопросы перспективы  в лепке попросту снимаются.
 Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной  формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться  в детских играх.
 Основное  место на занятиях лепкой занимает  глина, как наиболее пластичный  материал. Хорошо приготовленная, она  легко поддается воздействию  руки даже 2—3-летнего ребенка.  Просушенные глиняные работы  могут храниться длительное время.  Пластилин обладает меньшими  пластическими возможностями. Он  требует предварительного согревания, в то время как в сильно  разогретом состоянии он теряет  пластичность, прилипает к рукам,  вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином  в основном вне групповых занятий.
 В  процессе занятий аппликацией  дети знакомятся с простыми  и сложными формами различных  предметов, части и силуэты  которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений  требует большой работы мысли  и воображения, так как в  силуэте отсутствуют детали, являющиеся  порой основными признаками предмета.
 Занятия  аппликацией способствуют развитию  математических представлений. Дошкольники  знакомятся с названиями и  признаками простейших геометрических  форм, получают представление о  пространственном положении предметов  и их частей (слева, справа, в  углу, в центре и т. д.) и величин  (больше, меньше). Эти сложные понятия  легко усваиваются детьми в  процессе создания декоративного  узора или при изображении  предмета по частям.
 В  процессе занятий у дошкольников  развиваются чувства цвета, ритма,  симметрии и на этой основе  формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять  цвета или закрашивать формы.  Предоставляя ребятам бумагу  разных цветов и оттенков, у  них воспитывают умение подбирать  красивые сочетания.
 С  понятиями ритма и симметрии  дети знакомятся уже в младшем  возрасте при распределении элементов  декоративного узора. Занятия  аппликацией приучают малышей  к плановой организации работы, которая здесь особенно важна,  так как в этом виде искусства  большое значение для создания  композиции имеет последовательность  прикрепления частей (сначала наклеиваются  крупные формы, затем детали; в  сюжетных работах — сначала  фон, потом предметы второго  плана, заслоняемые другими, и  в последнюю очередь предметы  первого плана).
 Выполнение  аппликативных изображений способствует  развитию мускулатуры руки, координации  движений. Ребенок учится владеть  ножницами, правильно вырезывать  формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе  на равном расстоянии друг  от друга.
 Конструирование  из различных материалов больше  других видов изобразительной  деятельности связано с игрой.  Игра часто сопровождает процесс  конструирования, а выполненные  детьми поделки обычно используются  в играх.
 В  детском саду применяются такие  виды конструирования: из строительного  материала, наборов конструкторов,  бумаги, природного и других материалов.
 В  процессе конструирования дошкольники  приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя  из строительного материала, они  знакомятся с геометрическими  объемными формами, получают представления  о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании  из бумаги уточняются знания  детей о геометрических плоскостных  фигурах, понятия о стороне,  углах, центре. Ребята знакомятся  с приемами видоизменения плоских  форм путем сгибания, складывания,  разрезания, склеивания бумаги, в  результате чего появляется новая  объемная форма.
 Работа  с природным и другими материалами  позволяет детям проявить свои  творческие способности, приобрести  новые изобразительные навыки.
 Для  конструктивных работ, как правило,  используются готовые формы, соединяя  которые дети получают нужное  изображение. Все виды конструирования  способствуют развитию конструктивного  мышления и творческих способностей  детей. Ребенку надо заранее  представить создаваемый предмет  (мысленно или на основе имеющегося  образца), форму его частей, мысленно  примерить имеющиеся у него  готовые формы, выявить их пригодность  и после этого использовать (соединять  отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять  раскраску). Сложный процесс формирования  конструктивного мышления требует  внимательного и четкого руководства  со стороны воспитателя. Все  рассмотренные виды изобразительной  деятельности тесно связаны между  собой. Эта связь осуществляется  прежде всего через содержание  работ. Некоторые темы являются  общими для всех видов —  изображение домов, транспорта, животных  и т. д. Так, если дошкольники  старшей или подготовительной  групп во время лепки или  аппликации изображали зайца,  то полученные на этих занятиях  знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут  использовать в сюжетном рисовании  без специального учебного занятия.  При этом важно учитывать, владеют  ли дошкольники необходимыми  для этой работы изобразительными  и техническими приемами —  умением рисовать округлые формы,  располагать предметы на листе.
 Связь  между различными видами изобразительной  деятельности осуществляется путем  последовательного овладения формообразующими  движениями в работе с различными  материалами. Так, ознакомление  с округлой формой лучше начать  с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится  с плоскостной формой круга.  В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом. 
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей
 
Занятия по изобразительной деятельности, кроме  выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего  развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому  и физическому воспитанию дошкольников.
Изобразительная  деятельность тесно связана с  познанием окружающей жизни. Вначале  это непосредственное знакомство  со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.  д.), познание связи действий с  полученным результатом. В дальнейшем  ребенок продолжает приобретать  знания об окружающих предметах,  о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу  будет обусловлен стремлением  передать в изобразительной форме  свои мысли, впечатления от  окружающего мира.
О  значении рисования для умственного  развития писал М. И. Калинин:  «Человек, который научился и  привык рисовать, особо подойдет  к каждому новому предмету. Он  прикинет с разных сторон, нарисует  такой предмет, и у него будет  уже образ в голове. А это  значит, что он глубже проникнет  в самую суть предмета». Чтобы  правильно изобразить предмет,  надо иметь четкое представление  о нем, т. е. видеть характерные  черты предмета, их соотношение  друг с другом, форму, цвет. Младший  дошкольник в своих рисунках  выделяет лишь несколько наиболее  ярких признаков, являющихся иногда  не существенными. Например, рисуя  человека, дети иногда изображают  очки, пуговицы на несуществующем  платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного  обучения ребенок начинает выделять  главное, существенное в изображаемом. 
В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительно  рисунок иногда  говорит о неверном представлении  ребенка о предмете, но по рисунку,  лепке не всегда можно судить  о правильности детских представлений.  Замысел ребенка шире и богаче  его изобразительных возможностей, так как развитие представлений  опережает развитие изобразительных  умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно  нарушают размеры и цвет изображения,  стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т. п. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями. В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления — наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать.
 Развитие  наглядно-образного мышления происходит  в процессе обучения. Исследования  известного педагога Н. П. Сакулиной  показали, что успешное овладение  приемами изображения и создание  выразительного образа требуют  не только ясных представлений  об отдельных предметах, но  и установления связей внешнего  вида предмета с его назначением  в ряду предметов или явлений.  Поэтому перед началом изображения  дети решают умственные задачи  на основе сформировавшихся у  них понятий, а затем ищут  способы реализации этой задачи. Ребенок старшего дошкольного  возраста способен создавать  такие реальные и фантастические  образы, которые он чувственным  путем не воспринимал. Последние  исследования в этой области  показывают, что образное начало  в детских рисунках проявляется  уже в младшем дошкольном возрасте  при соответствующей воспитательной  работе (см. Т. Г. Казакова «Рисуют  младшие дошкольники», М., 1971). Исследование  В. А. Езикеевой показывает, как  изменяется образ, создаваемый  детьми 5—7 лет, в связи с  приобретением ими опыта и  повышения умственной активности  в процессе творчества.
Изобразительная  деятельность тесно связана с  решением задач нравственного  воспитания. Эта связь осуществляется  через содержание детских работ,  закрепляющих определенное отношение  к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности,  инициативы, умения выслушивать  и выполнять задание, доводить  начатую работу до конца.
Окружающая  жизнь дает детям богатые впечатления,  которые потом отражаются в  их рисунках, аппликациях и т.  п. В процессе изображения закрепляется  отношение к изображаемому, так  как ребенок вновь переживает  те чувства, которые испытывал  при восприятии этого явления.  Поэтому большое влияние на  формирование личности ребенка  оказывает содержание работы.
Н.  К. Крупская писала: «Надо помочь  ребенку через искусство глубже  осознавать свои мысли и чувства,  яснее мыслить и глубже чувствовать;  надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни».
Богатый  материал для этических и эстетических  переживаний дает природа: яркие  сочетания цветов, разнообразие  форм, величавая красота многих  явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).
Изобразительная  деятельность помогает закрепить  у детей представления о труде  советских людей, их быте. Например, знакомясь с городом, ребята  рисуют улицу, на которой дома  стоят стройными рядами, по мостовой  в разных направлениях, но в  строгом порядке движутся машины, по тротуарам идут люди. В сюжетных  рисунках дети отражают свои  впечатления о новостройках, изображают  различные трудовые процессы.
Средствами  аппликации дошкольники составляют  декоративные узоры из овощей, фруктов, цветов. Педагог на занятиях  по этим темам рассказывает  не только о конструкции, форме  изображаемых объектов, их цвете,  но и о том большом труде,  который приходится затрачивать  человеку на строительство новых  зданий, выращивание сельскохозяйственных  продуктов и т. д. Все это  значительно расширяет представления  ребенка о трудовой деятельности  человека, способствует трудовому  воспитанию дошкольника.
В  процессе рисования, лепки, конструирования  формируются такие важные качества  личности, как активность, самостоятельность,  инициатива, которые являются основными  компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным  в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и  инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании  разнообразных средств художественной  выразительности. Не менее важно  воспитание целеустремленности  в работе, умении довести ее  до конца. На формирование этих  моральных качеств должны быть  направлены все методические  приемы, используемые воспитателем  на занятии.
В  процессе изобразительной деятельности  воспитывается у дошкольников  чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети  нередко обращаются друг к  другу за советом, помощью.  В конце занятия проводится  коллективный анализ детских  работ, который способствует формированию  объективных оценок своих рисунков  и рисунков товарищей.
В  некоторых случаях работа дошкольников  организуется как коллективное  выполнение задания, в процессе  которого у них воспитывается  умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу.
Изобразительная  деятельность имеет большое значение  в решении задач эстетического  воспитания, так как по своему  характеру является художественной  деятельностью.
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и  творческие способности.
Отношение  2—3-летнего ребенка к окружающей  действительности характеризуется  недостаточной расчлененностью  вызываемых чувств. Дошкольника  привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как  бы сочетаются и познавательные  интересы, и эстетическое отношение  к объекту, которые проявляются  как в оценочных суждениях  о воспринимаемых явлениях, так  и в деятельности детей. Нередко  младший дошкольник дает положительную  оценку всему, что является  для него привлекательным, любимым,  без учета эстетических достоинств. Например, старую игрушку ребенок  считает самой красивой, так как  часто она используется в игре. Высокую оценку детей получают  также ярко раскрашенные, динамичные  игрушки, имеющие гладкую или  пушистую поверхность, и т.  п.
Ребенок  старшего дошкольного возраста  более осознанно выделяет эстетические  качества предметов. В его ответах  на вопрос: «Почему это красиво?»  — преобладают мотивировки, указывающие  на эстетические особенности  объектов: соразмерность, пропорциональность  объемных форм, богатство цветовых  оттенков.
Изобразительная  деятельность играет большую  роль в воспитании эстетических  чувств дошкольника. Специфика  занятий рисованием, лепкой, аппликацией,  конструированием дает широкие  возможности для познания прекрасного,  для развития у детей эмоционально-эстетического  отношения к действительности. Изобразительное  искусство показывает человеку  мир реально существующей красоты,  формирует его убеждения, влияет  на поведение.
Для  успешного развития у дошкольников  эстетических чувств необходимо, чтобы педагог при подготовке  к занятию учитывал, в какой  степени задание отвечает интересам  детей, их склонностям, захватывает  их эмоционально.
Очень  важно во время объяснения  задания конкретно раскрыть эстетическое  содержание объекта изображения.  Причем об элементах прекрасного  в объекте или явлении педагог  должен рассказать в эмоциональной,  выразительной форме. Если воспитатель,  поставив в качестве натуры  для рисунка ярко окрашенные  предметы, проведет их анализ  обычным, ровным голосом и не  найдет слов, выражающих яркость,  красочность, необычность натуры, то эмоции детей не будут  затронуты, они спокойно станут  «красить» свои рисунки, не проявляя особого интереса к изображаемому и своей работе.
Для  закрепления моральных чувств, углубления  эстетических переживаний необходимо  в процессе занятия создать  определенный эмоциональный настрой.  Например, при рисовании на тему  «Весна» хорошо использовать  стихотворение о весне, прослушать  пьесы П. И. Чайковского «Времена  года».
Изобразительная  деятельность содействует развитию  творческих способностей детей,  которое возможно лишь в процессе  усвоения и практического применения  знаний, умений и навыков.
Заботясь  о развитии у ребят художественных  способностей, педагог должен знать  моменты, являющиеся первыми побудительными  факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию,  лепке и т. п. Одним из  таких факторов нередко служит  глубокое эмоциональное переживание  ребенка при восприятии предмета  или явления — яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа.  Эмоциональное переживание вызовет  у ребенка потребность рассказать  окружающим о том или ином  явлении и показать это изобразительными  средствами. Создавая рисунок, ребенок  еще раз переживает тот эмоциональный  подъем, который присутствовал во  время наблюдения. Он испытывает  огромное удовольствие от процесса  рисования. У ребенка возникает  желание рисовать каждый день  и изображать в рисунке все  то, что видит вокруг.
Нередко  толчком к проявлению интереса  к изобразительной деятельности  служит наблюдение за рисующими  или занимающимися лепкой, конструированием. Процесс создания взрослыми ярких  образов в рисунке, лепке, живописи  производит неизгладимое впечатление  на детей, вызывает у них  желание попробовать свои силы. И как указывает Б. В. Иогансон: «Способности человека ждут только  толчка, чтобы человек ясно почувствовал  свое призвание».
Огромное  влияние на развитие художественных  способностей ребенка оказывает  личный пример, помощь, показ, объяснение  педагога.
Ребенку  старшего дошкольного возраста  доступно понимание многих выразительных  средств, используемых художником. Например, в иллюстрациях к сказке  «Снегурочка» художник А. Ф.  Пахомов выделяет образ Снегурочки  при помощи цвета — все окружающие  ее люди и предметы имеют  реальную окраску, в то время  как Снегурочка изображена голубым  цветом. Такой прием помогает  подчеркнуть ее нежность, хрупкость,  сказочность. Дети могут понять, что сказочный образ требует  особых изобразительных форм, цвета.
Также  по картинам дети знакомятся  с различными композиционными  приемами построения изображения  — передачей первого и второго  планов, выбором формата и т.  д.
В  изобразительной деятельности детей  развиваются их творческие способности,  что является одной из важных  задач эстетического воспитания.
Организация  и оборудование занятий также  должны способствовать эстетическому  воспитанию детей. Прежде всего,  должны быть соблюдены чистота,  порядок, аккуратное расположение  материалов: карандаши аккуратно  отточены, бумага нарезана ровными  листами, глина скатана в определенную  форму (шар или валик) и т.  д. Принадлежности должны быть  разложены на столах так, чтобы  было удобно и легко ими  пользоваться. Подносы для красок  или обрезков бумаги, стаканы  с карандашами или кистями  необходимо красиво оформить. Такая  обстановка вызовет у дошкольников  желание заниматься, они будут  стараться сохранить и поддержать  красоту и порядок.
Наглядные  пособия должны быть выполнены  на высоком художественном уровне.
Все  виды занятий изобразительной  деятельностью при правильной  организации положительно влияют  на физическое развитие ребенка.  Они способствуют поднятию общего  жизненного тонуса, созданию бодрого,  жизнерадостного настроения.
Большое  значение для рисования и лепки  имеет зрение. Для того чтобы  нарисовать, вылепить предмет, недостаточно  только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует  четкого представления о его  цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в  результате предварительных целенаправленных  наблюдений. В этой работе особенно  важна роль зрительного аппарата.
В  процессе изобразительной деятельности  активно формируется зрительная  память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым  условием успешного познания  действительности, поскольку благодаря  процессам памяти происходит  запоминание, узнавание, воспроизведение  познаваемых предметов и явлений,  закрепление прошлого опыта.
Изобразительное  творчество немыслимо без оперирования  образами памяти и представлений  ребенка, полученными непосредственно  в процессе рисования, лепки  и т. п. Конечной целью для  дошкольника является такое знание  предмета, которое давало бы возможность  владеть умением совершенно свободно  изображать его по представлению.
Занятия  рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием  способствуют развитию руки ребенка,  особенно мускулатуры кисти и  пальцев, что так важно для  дальнейшего обучения письму  в школе.
Трудовые  навыки, приобретаемые детьми в  процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз  ребенка и могут быть использованы  в разных видах труда.
Во  время занятий вырабатывается  правильная учебная посадка, так  как изобразительная деятельность  почти всегда связана со статическим  положением и определенной позой.
Таким  образом, занятия изобразительным  искусством являются важным средством  всестороннего развития детей.  
Заключение
 
Таким образом, изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Исследования ученых показывают важную роль искусства в развитии эстетического интереса, эстетического восприятия, в освоении детьми социокультурного опыта, формирование эстетического интереса, эстетических чувств, эстетических оценки художественных образов.
Для развития личности дошкольника необходимо обогащать детей разнообразными впечатлениями, создавать предметную среду, которая будет способствовать развитию интереса, любознательности, наблюдательности, умение видеть характерные способности предметов, явлений а затем – создавать художественные образы в процессе собственного творчества. Овладение изобразительной деятельностью способствует умственному развитию детей дошкольного возраста, развивает речь.
Список используемой литературы
 
1. 1. Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в детском саду /О. В. Островская. – М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – с. 96.
2. 2. Кузин В. С. Изобразительное искусство дошкольников / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2016. – с. 44.
3. 3. Лопатина А. А. Краски рассказывают сказки /А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – М.: Амрита-Русь, 2014. – с. 112.
4. 4. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 – 4 кл. /Скребцова М. А.. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – с. 25.
5. 5. Кузин В. С. Изобразительное искусство в детском саду / Кузин В. С., Кубышкина Э. И., Шпикалова Т. Я. – М.: Просвещение, 1985. – с. 121.
6. 6. Хрестоматия для дошкольников /Под ред. И. А. Бузко. – М.: Детская литература, 1980. – с. 63.
7. 7. Загадки для дошкольников /Под ред. Кубышкиной Э. И. – М.: Детская литература, 1980. – с. 181.
8. 8. Школа изобразительного искусства: В 2 т. /Под общ. ред. Угарова В. С. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – с. 213.
9. 9.  Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. – 1991. - № 6. – с. 45.
10. 10. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. / Пустоветова О. В. – 2001. – с. 154. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx67.18 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3

Виды изобразительной деятельности .................................................................. 5

Значение изобразительной деятельности

для всестороннего развития детей ..................................................................... 11

Заключение ........................................................................................................... 20

Список используемой литературы ..................................................................... 21


Введение

Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представление о мире.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Роль изобразительного творчества как средства эстетического воспитания и его влияния на развитие личности и на творческое воображение в частности, в последнее время приобретает особую значимость. В связи с этим возникает необходимость активно использовать в образовательном процессе потенциал различных нетрадиционных техник рисования, как неисчерпаемый источник развития изобретательских способностей дошкольников.

Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались педагоги Е. А. Флерина, Я. А. Башилов, Н. И. Ткаченко, К. М. Лепилов, Е. В. Разыграев и другие, психологи К. Н. Корнилов, И. Л. Ермаков, А. М. Шуберт, искусствоведы Ф. И. Шмит, А. В. Бакушинский и другие.


Виды изобразительной деятельности

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении  впечатлений ребенка об окружающем  мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью,  конкретизируются в зависимости  от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов  работы с ним.

 Рисование — одно из любимых занятий  детей, дающее большой простор  для проявления их творческой  активности.

 Тематика  рисунков может быть разнообразной.  Ребята рисуют все, что их  интересует: отдельные предметы  и сцены из окружающей жизни,  литературных героев и декоративные  узоры и т. д. Им доступно  использование выразительных средств  рисунка. Так, цвет применяется  для передачи сходства с реальным  предметом, для выражения отношения  рисующего к объекту изображения  и в декоративном плане. Овладевая  приемами композиций, дети полнее  и богаче начинают отображать  свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение  приемами рисования представляют  довольно большую сложность для  маленького ребенка, поэтому воспитатель  должен с большим вниманием  подойти к тематике работ.

 В  детском саду используются в  основном цветные карандаши, акварельные  и гуашевые краски, обладающие  разными изобразительными возможностями.

 Карандашом  создается линейная форма. При  этом постепенно вырисовывается  одна часть за другой, добавляются  различные детали. Затем линейное  изображение раскрашивается. Такая  последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

 В  рисовании красками (гуашью и  акварелью) создание формы идет  от красочного пятна. В этом  плане краски имеют большое  значение для развития чувства  цвета и формы. Красками легко  передать цветовое богатство  окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее  море и т. п. В исполнении  карандашами эти темы трудоемки,  требуют хорошо развитых технических  навыков.

 Программой  детского сада определены виды  графических материалов для каждой  возрастной группы. Для старшей  и подготовительной групп рекомендуется  дополнительно использовать угольный  карандаш, цветные мелки, пастель,  сангину. Эти материалы расширяют  изобразительные возможности детей.  При работе углем и сангиной  изображение получается одноцветным,  что позволяет сосредоточить  все внимание на форме и  передаче фактуры предмета; цветные  мелки облегчают закрашивание  больших поверхностей и крупных  форм; пастель дает возможность  передавать разнообразные оттенки  цвета.

 Своеобразие  лепки как одного из видов  изобразительной деятельности заключается  в объемном способе изображения.  Лепка является разновидностью  скульптуры, которая включает работу  не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит  и др.)- Дошкольникам доступно  овладение приемами работы лишь  с мягкими пластическими материалами,  легко поддающимися воздействию  руки,— глиной и пластилином.

 Дети  лепят людей, животных, посуду, транспорт,  овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие  тематики связано с тем, что  лепка, как и другие виды  изобразительной деятельности, в  первую очередь выполняет воспитательные  задачи, удовлетворяя познавательные  и творческие потребности ребенка.

 Пластичность  материала и объемность изображаемой  формы позволяют дошкольнику  овладеть некоторыми техническими  приемами в лепке скорее, чем  в рисовании. Например, передача  движения в рисунке является  сложной задачей, требующей длительного  обучения. В лепке решение этой  задачи облегчается. Ребенок сначала  лепит предмет в статичном  положении, а затем сгибает  его части в соответствии с  замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов  в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни,  расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра  композиции. Вопросы перспективы  в лепке попросту снимаются.

 Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной  формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться  в детских играх.

 Основное  место на занятиях лепкой занимает  глина, как наиболее пластичный  материал. Хорошо приготовленная, она  легко поддается воздействию  руки даже 2—3-летнего ребенка.  Просушенные глиняные работы  могут храниться длительное время.  Пластилин обладает меньшими  пластическими возможностями. Он  требует предварительного согревания, в то время как в сильно  разогретом состоянии он теряет  пластичность, прилипает к рукам,  вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином  в основном вне групповых занятий.

 В  процессе занятий аппликацией  дети знакомятся с простыми  и сложными формами различных  предметов, части и силуэты  которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений  требует большой работы мысли  и воображения, так как в  силуэте отсутствуют детали, являющиеся  порой основными признаками предмета.

 Занятия  аппликацией способствуют развитию  математических представлений. Дошкольники  знакомятся с названиями и  признаками простейших геометрических  форм, получают представление о  пространственном положении предметов  и их частей (слева, справа, в  углу, в центре и т. д.) и величин  (больше, меньше). Эти сложные понятия  легко усваиваются детьми в  процессе создания декоративного  узора или при изображении  предмета по частям.

 В  процессе занятий у дошкольников  развиваются чувства цвета, ритма,  симметрии и на этой основе  формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять  цвета или закрашивать формы.  Предоставляя ребятам бумагу  разных цветов и оттенков, у  них воспитывают умение подбирать  красивые сочетания.

 С  понятиями ритма и симметрии  дети знакомятся уже в младшем  возрасте при распределении элементов  декоративного узора. Занятия  аппликацией приучают малышей  к плановой организации работы, которая здесь особенно важна,  так как в этом виде искусства  большое значение для создания  композиции имеет последовательность  прикрепления частей (сначала наклеиваются  крупные формы, затем детали; в  сюжетных работах — сначала  фон, потом предметы второго  плана, заслоняемые другими, и  в последнюю очередь предметы  первого плана).

 Выполнение  аппликативных изображений способствует  развитию мускулатуры руки, координации  движений. Ребенок учится владеть  ножницами, правильно вырезывать  формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе  на равном расстоянии друг  от друга.

 Конструирование  из различных материалов больше  других видов изобразительной  деятельности связано с игрой.  Игра часто сопровождает процесс  конструирования, а выполненные  детьми поделки обычно используются  в играх.

 В  детском саду применяются такие  виды конструирования: из строительного  материала, наборов конструкторов,  бумаги, природного и других материалов.

 В  процессе конструирования дошкольники  приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя  из строительного материала, они  знакомятся с геометрическими  объемными формами, получают представления  о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании  из бумаги уточняются знания  детей о геометрических плоскостных  фигурах, понятия о стороне,  углах, центре. Ребята знакомятся  с приемами видоизменения плоских  форм путем сгибания, складывания,  разрезания, склеивания бумаги, в  результате чего появляется новая  объемная форма.

 Работа  с природным и другими материалами  позволяет детям проявить свои  творческие способности, приобрести  новые изобразительные навыки.

 Для  конструктивных работ, как правило,  используются готовые формы, соединяя  которые дети получают нужное  изображение. Все виды конструирования  способствуют развитию конструктивного  мышления и творческих способностей  детей. Ребенку надо заранее  представить создаваемый предмет  (мысленно или на основе имеющегося  образца), форму его частей, мысленно  примерить имеющиеся у него  готовые формы, выявить их пригодность  и после этого использовать (соединять  отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять  раскраску). Сложный процесс формирования  конструктивного мышления требует  внимательного и четкого руководства  со стороны воспитателя. Все  рассмотренные виды изобразительной  деятельности тесно связаны между  собой. Эта связь осуществляется  прежде всего через содержание  работ. Некоторые темы являются  общими для всех видов —  изображение домов, транспорта, животных  и т. д. Так, если дошкольники  старшей или подготовительной  групп во время лепки или  аппликации изображали зайца,  то полученные на этих занятиях  знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут  использовать в сюжетном рисовании  без специального учебного занятия.  При этом важно учитывать, владеют  ли дошкольники необходимыми  для этой работы изобразительными  и техническими приемами —  умением рисовать округлые формы,  располагать предметы на листе.

 Связь  между различными видами изобразительной  деятельности осуществляется путем  последовательного овладения формообразующими  движениями в работе с различными  материалами. Так, ознакомление  с округлой формой лучше начать  с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится  с плоскостной формой круга.  В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.


Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей

Занятия по изобразительной деятельности, кроме  выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего  развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому  и физическому воспитанию дошкольников.

Изобразительная  деятельность тесно связана с  познанием окружающей жизни. Вначале  это непосредственное знакомство  со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.  д.), познание связи действий с  полученным результатом. В дальнейшем  ребенок продолжает приобретать  знания об окружающих предметах,  о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу  будет обусловлен стремлением  передать в изобразительной форме  свои мысли, впечатления от  окружающего мира.

О  значении рисования для умственного  развития писал М. И. Калинин:  «Человек, который научился и  привык рисовать, особо подойдет  к каждому новому предмету. Он  прикинет с разных сторон, нарисует  такой предмет, и у него будет  уже образ в голове. А это  значит, что он глубже проникнет  в самую суть предмета». Чтобы  правильно изобразить предмет,  надо иметь четкое представление  о нем, т. е. видеть характерные  черты предмета, их соотношение  друг с другом, форму, цвет. Младший  дошкольник в своих рисунках  выделяет лишь несколько наиболее  ярких признаков, являющихся иногда  не существенными. Например, рисуя  человека, дети иногда изображают  очки, пуговицы на несуществующем  платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного  обучения ребенок начинает выделять  главное, существенное в изображаемом. 

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительно  рисунок иногда  говорит о неверном представлении  ребенка о предмете, но по рисунку,  лепке не всегда можно судить  о правильности детских представлений.  Замысел ребенка шире и богаче  его изобразительных возможностей, так как развитие представлений  опережает развитие изобразительных  умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно  нарушают размеры и цвет изображения,  стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т. п. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями. В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления — наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать.

 Развитие  наглядно-образного мышления происходит  в процессе обучения. Исследования  известного педагога Н. П. Сакулиной  показали, что успешное овладение  приемами изображения и создание  выразительного образа требуют  не только ясных представлений  об отдельных предметах, но  и установления связей внешнего  вида предмета с его назначением  в ряду предметов или явлений.  Поэтому перед началом изображения  дети решают умственные задачи  на основе сформировавшихся у  них понятий, а затем ищут  способы реализации этой задачи. Ребенок старшего дошкольного  возраста способен создавать  такие реальные и фантастические  образы, которые он чувственным  путем не воспринимал. Последние  исследования в этой области  показывают, что образное начало  в детских рисунках проявляется  уже в младшем дошкольном возрасте  при соответствующей воспитательной  работе (см. Т. Г. Казакова «Рисуют  младшие дошкольники», М., 1971). Исследование  В. А. Езикеевой показывает, как  изменяется образ, создаваемый  детьми 5—7 лет, в связи с  приобретением ими опыта и  повышения умственной активности  в процессе творчества.

Изобразительная  деятельность тесно связана с  решением задач нравственного  воспитания. Эта связь осуществляется  через содержание детских работ,  закрепляющих определенное отношение  к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности,  инициативы, умения выслушивать  и выполнять задание, доводить  начатую работу до конца.

Окружающая  жизнь дает детям богатые впечатления,  которые потом отражаются в  их рисунках, аппликациях и т.  п. В процессе изображения закрепляется  отношение к изображаемому, так  как ребенок вновь переживает  те чувства, которые испытывал  при восприятии этого явления.  Поэтому большое влияние на  формирование личности ребенка  оказывает содержание работы.

Н.  К. Крупская писала: «Надо помочь  ребенку через искусство глубже  осознавать свои мысли и чувства,  яснее мыслить и глубже чувствовать;  надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни».

Богатый  материал для этических и эстетических  переживаний дает природа: яркие  сочетания цветов, разнообразие  форм, величавая красота многих  явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Изобразительная  деятельность помогает закрепить  у детей представления о труде  советских людей, их быте. Например, знакомясь с городом, ребята  рисуют улицу, на которой дома  стоят стройными рядами, по мостовой  в разных направлениях, но в  строгом порядке движутся машины, по тротуарам идут люди. В сюжетных  рисунках дети отражают свои  впечатления о новостройках, изображают  различные трудовые процессы.

Средствами  аппликации дошкольники составляют  декоративные узоры из овощей, фруктов, цветов. Педагог на занятиях  по этим темам рассказывает  не только о конструкции, форме  изображаемых объектов, их цвете,  но и о том большом труде,  который приходится затрачивать  человеку на строительство новых  зданий, выращивание сельскохозяйственных  продуктов и т. д. Все это  значительно расширяет представления  ребенка о трудовой деятельности  человека, способствует трудовому  воспитанию дошкольника.

В  процессе рисования, лепки, конструирования  формируются такие важные качества  личности, как активность, самостоятельность,  инициатива, которые являются основными  компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным  в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и  инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании  разнообразных средств художественной  выразительности. Не менее важно  воспитание целеустремленности  в работе, умении довести ее  до конца. На формирование этих  моральных качеств должны быть  направлены все методические  приемы, используемые воспитателем  на занятии.

В  процессе изобразительной деятельности  воспитывается у дошкольников  чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети  нередко обращаются друг к  другу за советом, помощью.  В конце занятия проводится  коллективный анализ детских  работ, который способствует формированию  объективных оценок своих рисунков  и рисунков товарищей.

В  некоторых случаях работа дошкольников  организуется как коллективное  выполнение задания, в процессе  которого у них воспитывается  умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу.

Изобразительная  деятельность имеет большое значение  в решении задач эстетического  воспитания, так как по своему  характеру является художественной  деятельностью.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и  творческие способности.

Отношение  2—3-летнего ребенка к окружающей  действительности характеризуется  недостаточной расчлененностью  вызываемых чувств. Дошкольника  привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как  бы сочетаются и познавательные  интересы, и эстетическое отношение  к объекту, которые проявляются  как в оценочных суждениях  о воспринимаемых явлениях, так  и в деятельности детей. Нередко  младший дошкольник дает положительную  оценку всему, что является  для него привлекательным, любимым,  без учета эстетических достоинств. Например, старую игрушку ребенок  считает самой красивой, так как  часто она используется в игре. Высокую оценку детей получают  также ярко раскрашенные, динамичные  игрушки, имеющие гладкую или  пушистую поверхность, и т.  п.

Ребенок  старшего дошкольного возраста  более осознанно выделяет эстетические  качества предметов. В его ответах  на вопрос: «Почему это красиво?»  — преобладают мотивировки, указывающие  на эстетические особенности  объектов: соразмерность, пропорциональность  объемных форм, богатство цветовых  оттенков.

Изобразительная  деятельность играет большую  роль в воспитании эстетических  чувств дошкольника. Специфика  занятий рисованием, лепкой, аппликацией,  конструированием дает широкие  возможности для познания прекрасного,  для развития у детей эмоционально-эстетического  отношения к действительности. Изобразительное  искусство показывает человеку  мир реально существующей красоты,  формирует его убеждения, влияет  на поведение.

Для  успешного развития у дошкольников  эстетических чувств необходимо, чтобы педагог при подготовке  к занятию учитывал, в какой  степени задание отвечает интересам  детей, их склонностям, захватывает  их эмоционально.

Очень  важно во время объяснения  задания конкретно раскрыть эстетическое  содержание объекта изображения.  Причем об элементах прекрасного  в объекте или явлении педагог  должен рассказать в эмоциональной,  выразительной форме. Если воспитатель,  поставив в качестве натуры  для рисунка ярко окрашенные  предметы, проведет их анализ  обычным, ровным голосом и не  найдет слов, выражающих яркость,  красочность, необычность натуры, то эмоции детей не будут  затронуты, они спокойно станут  «красить» свои рисунки, не проявляя особого интереса к изображаемому и своей работе.

Для  закрепления моральных чувств, углубления  эстетических переживаний необходимо  в процессе занятия создать  определенный эмоциональный настрой.  Например, при рисовании на тему  «Весна» хорошо использовать  стихотворение о весне, прослушать  пьесы П. И. Чайковского «Времена  года».

Изобразительная  деятельность содействует развитию  творческих способностей детей,  которое возможно лишь в процессе  усвоения и практического применения  знаний, умений и навыков.

Заботясь  о развитии у ребят художественных  способностей, педагог должен знать  моменты, являющиеся первыми побудительными  факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию,  лепке и т. п. Одним из  таких факторов нередко служит  глубокое эмоциональное переживание  ребенка при восприятии предмета  или явления — яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа.  Эмоциональное переживание вызовет  у ребенка потребность рассказать  окружающим о том или ином  явлении и показать это изобразительными  средствами. Создавая рисунок, ребенок  еще раз переживает тот эмоциональный  подъем, который присутствовал во  время наблюдения. Он испытывает  огромное удовольствие от процесса  рисования. У ребенка возникает  желание рисовать каждый день  и изображать в рисунке все  то, что видит вокруг.

Нередко  толчком к проявлению интереса  к изобразительной деятельности  служит наблюдение за рисующими  или занимающимися лепкой, конструированием. Процесс создания взрослыми ярких  образов в рисунке, лепке, живописи  производит неизгладимое впечатление  на детей, вызывает у них  желание попробовать свои силы. И как указывает Б. В. Иогансон: «Способности человека ждут только  толчка, чтобы человек ясно почувствовал  свое призвание».

Огромное  влияние на развитие художественных  способностей ребенка оказывает  личный пример, помощь, показ, объяснение  педагога.

Ребенку  старшего дошкольного возраста  доступно понимание многих выразительных  средств, используемых художником. Например, в иллюстрациях к сказке  «Снегурочка» художник А. Ф.  Пахомов выделяет образ Снегурочки  при помощи цвета — все окружающие  ее люди и предметы имеют  реальную окраску, в то время  как Снегурочка изображена голубым  цветом. Такой прием помогает  подчеркнуть ее нежность, хрупкость,  сказочность. Дети могут понять, что сказочный образ требует  особых изобразительных форм, цвета.

Также  по картинам дети знакомятся  с различными композиционными  приемами построения изображения  — передачей первого и второго  планов, выбором формата и т.  д.

В  изобразительной деятельности детей  развиваются их творческие способности,  что является одной из важных  задач эстетического воспитания.

Организация  и оборудование занятий также  должны способствовать эстетическому  воспитанию детей. Прежде всего,  должны быть соблюдены чистота,  порядок, аккуратное расположение  материалов: карандаши аккуратно  отточены, бумага нарезана ровными  листами, глина скатана в определенную  форму (шар или валик) и т.  д. Принадлежности должны быть  разложены на столах так, чтобы  было удобно и легко ими  пользоваться. Подносы для красок  или обрезков бумаги, стаканы  с карандашами или кистями  необходимо красиво оформить. Такая  обстановка вызовет у дошкольников  желание заниматься, они будут  стараться сохранить и поддержать  красоту и порядок.

Наглядные  пособия должны быть выполнены  на высоком художественном уровне.

Все  виды занятий изобразительной  деятельностью при правильной  организации положительно влияют  на физическое развитие ребенка.  Они способствуют поднятию общего  жизненного тонуса, созданию бодрого,  жизнерадостного настроения.

Большое  значение для рисования и лепки  имеет зрение. Для того чтобы  нарисовать, вылепить предмет, недостаточно  только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует  четкого представления о его  цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в  результате предварительных целенаправленных  наблюдений. В этой работе особенно  важна роль зрительного аппарата.

В  процессе изобразительной деятельности  активно формируется зрительная  память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым  условием успешного познания  действительности, поскольку благодаря  процессам памяти происходит  запоминание, узнавание, воспроизведение  познаваемых предметов и явлений,  закрепление прошлого опыта.

Изобразительное  творчество немыслимо без оперирования  образами памяти и представлений  ребенка, полученными непосредственно  в процессе рисования, лепки  и т. п. Конечной целью для  дошкольника является такое знание  предмета, которое давало бы возможность  владеть умением совершенно свободно  изображать его по представлению.

Занятия  рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием  способствуют развитию руки ребенка,  особенно мускулатуры кисти и  пальцев, что так важно для  дальнейшего обучения письму  в школе.

Трудовые  навыки, приобретаемые детьми в  процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз  ребенка и могут быть использованы  в разных видах труда.

Во  время занятий вырабатывается  правильная учебная посадка, так  как изобразительная деятельность  почти всегда связана со статическим  положением и определенной позой.

Таким  образом, занятия изобразительным  искусством являются важным средством  всестороннего развития детей.  


Заключение

Таким образом, изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Исследования ученых показывают важную роль искусства в развитии эстетического интереса, эстетического восприятия, в освоении детьми социокультурного опыта, формирование эстетического интереса, эстетических чувств, эстетических оценки художественных образов.

Для развития личности дошкольника необходимо обогащать детей разнообразными впечатлениями, создавать предметную среду, которая будет способствовать развитию интереса, любознательности, наблюдательности, умение видеть характерные способности предметов, явлений а затем – создавать художественные образы в процессе собственного творчества. Овладение изобразительной деятельностью способствует умственному развитию детей дошкольного возраста, развивает речь.


Список используемой литературы

  1. 1. Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в детском саду /О. В. Островская. – М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – с. 96.
  2. 2. Кузин В. С. Изобразительное искусство дошкольников / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2016. – с. 44.
  3. 3. Лопатина А. А. Краски рассказывают сказки /А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – М.: Амрита-Русь, 2014. – с. 112.
  4. 4. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 – 4 кл. /Скребцова М. А.. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – с. 25.
  5. 5. Кузин В. С. Изобразительное искусство в детском саду / Кузин В. С., Кубышкина Э. И., Шпикалова Т. Я. – М.: Просвещение, 1985. – с. 121.
  6. 6. Хрестоматия для дошкольников /Под ред. И. А. Бузко. – М.: Детская литература, 1980. – с. 63.
  7. 7. Загадки для дошкольников /Под ред. Кубышкиной Э. И. – М.: Детская литература, 1980. – с. 181.
  8. 8. Школа изобразительного искусства: В 2 т. /Под общ. ред. Угарова В. С. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – с. 213.
  9. 9.  Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. – 1991. - № 6. – с. 45.
  10. 10. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. / Пустоветова О. В. – 2001. – с. 154.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.

Использование нетрадиционных  видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобр...

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»

Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...

Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"

Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста  в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...

«Влияние нетрадиционных видов изобразительной деятельности на развитие творческих способностей ребенка»

В статье рассказывается о влиянии  нетрадиционных видов изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей и приводятся нетрадиционные методы работы....

Из опыта работы воспитателя МБДОУ № 3 Мясоедовой А.И. "Художественное развитие дошкольников средствами разнообразных видов изобразительной деятельности"

У вас в руках "волшебный квадрат". Почему волшебный? Он может замечательным образом трансформироваться: становиться самолетом или корабликом, животным или рыбкой, а может расцвести прекрасным цветком ...

Поддержка детской инициативы, самостоятельности и индивидуальности в разных видах изобразительной деятельности

Поддержка детской инициативы, самостоятельности и индивидуальности в разных видах изобразительной деятельности                        ...