Проект «На пороге школы»
проект (подготовительная группа)

Гришина Ольга Валерьевна

Проект «На пороге школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_23.docx45.06 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАННОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

                  ПРОЕКТ

                     

                                 «На пороге школы»

                                             

Составитель: воспитатель

 Гришина Ольга  Валерьевна

Содержание

Информационная карта проекта «На пороге школы»……………………………3

Пояснительная записка……………………………………………………………..6

План реализации проекта…………………………………………………………..7

Этапы реализации проекта…………………………………………………………8

Тематическое планирование занятий по пособию……………………………….10

Использованная литература……………………………………………………….13

Информационная карта проекта
«На пороге школы»

П/п

Раздел

Содержание

Направленность проекта

Проект направлен на «Основы грамоты и подготовка руки к письму».

Тема проекта

«На пороге школы»  для детей подготовительной группы».

Автор

Гришина Ольга Валерьевна.

Руководитель

Гришина Ольга Валерьевна., педагог МКДОУ «Банновский детский сад»

База проекта

МКДОУ «Банновский детский сад»

Подготовительная группа (6- 7 лет)

Девочек – 3.

Мальчик – 1.

 

Продолжительность проекта

Долгосрочный (01.09.2022г. – 25.05.2023г.) предполагает продолжительность реализации -1 год обучения.

Тип проекта

Развитие познавательно — речевой деятельности детей.

Участники проекта

Дети 6 – 7 лет;

Воспитатель.

Аннотация

    Проект предназначена для детей 6-7 летнего возраста, и представляет собой занятий по развитию логического мышления, речевой деятельности, мелкой моторики пальцев рук, навыков общения, адаптации к школе. Данный  проект позволяет педагогу развивать личность ребенка в игровой, познавательной и организации  образовательной деятельности Так как занятия носят интегрированный характер, это позволяет нам объединить некоторые предметные области в одном занятии. Что способствует максимальному наполнению занятия, но в то же время позволяет построить занятия таким образом, что дети увлекаются сменой деятельности и не утомляются на занятиях.

Необходимость дополнительной подготовки детей к школе была выявлена в ходе практической деятельности учителей начальных классов. Было установлено, что адаптация первоклассников к условиям обучения в школе продолжается в течение нескольких месяцев, что может препятствовать успешности обучения.

Ресурсы

Нормативно–правовая база:

  • «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • ФГОС ДО (дошкольное образование) Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155;
  • Устав ДОУ.
  • Методическая база:
  • наблюдение
  • методика Р. Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р. Кислова., О. В. Пронина, А. А. Иванова
  • Технические и материальные ресурсы:
  • наглядные материалы;
  • аудио-, видео-, печатные материалы;
  • художественная литература;

-  компьютер.

Цель проекта

Комплексное развитие познавательно — речевой деятельности детей.

Задачи проекта

  1. Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;
  2. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  3. Обогащение активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
  4. Развитие фонематического слуха, совершенствования звуковой культуры речи детей;
  5. Обучение звуко — слоговому анализу слов;
  6. Развитие мелкой моторики руки.

Планируемые результаты

  1. Проект развития речи  основан на проблемно-диалогической технологии, в соответствии с которой выстроена структура занятий.
  2. Исходя из специфики проекта, на данном этапе решаются развития звуковой культуры речи, фонетико-фонематических представлений детей.
  3.  Улучшается фонетико-фонематическая грамотность детей на основе изучаемого на занятии звука; развивается внимание, восприятие, умение переключаться с одного вида деятельности на другой; осуществляется повторение тематического словаря. С этой целью используются знакомы детям игровые задания.
  4. Приобретение новых знаний и умений в результате реализации проекта ««На пороге школы».
  5. Определение возможных рисков и разработка мероприятий по их минимизации.
  6. Разработка прогноза, перспективы реализации проекта.

14.

Предполагаемый результат

1. С формированность у детей подготовительной группы«внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;

2.  Накопление большого багажа знаний о школе;

3. Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;

4. Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;

5. Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.

6.  У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.

7.  Подготовка руки к письму;

8.  Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.


Пояснительная записка

Проект «На пороге школы»

         Для того, чтобы переход из дошкольного детства в школьную жизнь был как можно более плавным безболезненным, дети проходят проект  по подготовке детей к обучению в школе.

     Детям 6-7 лет необходимы развивающие занятия, направленные на совершенствование интеллектуальных операций в соответствии с их возрастными возможностями. Интеллектуальное развитие ребёнка седьмого года жизни связано не только с расширением его кругозора, но и с совершенствованием навыков обработки информации, синтеза в его сознании первичного целостного образа мира, а также с совершенствованием умений сравнивать, классифицировать, воспринимать причинно – следственные зависимости  и связи, отражать обратимость и необратимость процессов, которые он наблюдает. Проект по подготовке к школе способствует непрерывности образования между дошкольным и начальным образованием и формированию равных стартовых возможностей всем детям, поступающим в школу.

    Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 6-7 лет. Для реализации этой задачи на базе МКДОУ «Банновского детского сада» была создана группа по подготовке детей к школе,  дошкольное образовательное и разработан проект «На пороге школы».

План реализации проекта

Этапы

Содержание

1 этап

Этапы реализации проекта.

Этап. (Сентябрь 2022г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

2 этап

 Основной (практический)

II Этап (Октябрь 2022г – апрель 2023г.)

Основной

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

3 этап

Заключительный (контрольно-оценочный)

III Этап (Май 2020г.)

Итоговый

Цель: подведение итогов реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Этап

Содержание

1 этап

Подготовительно - информационный

I Этап. (Сентябрь 2022г.)

Подготовительный

Задача данного этапа — обозначить тему занятия, вызвать к ней интерес детей, развивать связную речь, звуковой анализ, общеучебные умения и навыки. Реализации этих задач способствует оргенизация ситуации, создающей мотивацию к занятию.

   Для создания такой ситуации у педагогов есть выбор, каким из основных приемов проблемно-диалогической технологии введения новых знаний воспользоваться:

•        дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию;

•        «яркое пятно» - рассказ, вызывающий эмоциональный интерес к теме занятия.

            Учитывая интересы и возможности детей старшего дошкольного возраста, авторы пособия сохранили в качестве участников занятий игрушечных персонажей. Их можно использовать для организации и проведения дидактических игр, оценки работы детей, деления на команды и подгруппы, разыгрывания сценок, озвучивания диалогов.

2 этап

Основной (практический) 

II Этап (Октябрь 2022г. – январь 2023г.)

Основной

             Исходя из специфики курса, на данном этапе решаются задачи развития звуковой культуры речи, фонетико-фонематических представлений детей.

             В ходе знакомства с тем или иным звуком происходит:

•        выявление артикуляторных и акустических характеристик звука (способ произнесения, участие органов артикуляции, принадлежность к группе гласных или согласных звуков и т. д.);

•        выделение данного звука в потоке звучащей речи (простые способы звукового и слогового анализа);

•        сопоставление данного звука с другими, близкими или противоположными по артикуляционным и акустическим признакам.

           На данном этапе занятия используются следующие наглядные материалы:

1.        иллюстрации в пособиях;

2.        карточки для звукового и слогового анализа слов;

3.        наглядный и раздаточный материал для дошкольников.

На данном этапе улучшается фонетико-фонематическая грамотность детей на основе изучаемого на занятии звука; развивается внимание, восприятие, умение переключаться с одного вида деятельности на другой; осуществляется повторение тематического словаря. С этой целью используются знакомы детям игровые задания:

•        подбор слов на заданный звук;

•        замена одних звуков другими в слогах и словах;

•        подсчет количества повторяющихся звуков в словах;

•        сравнение слогов и слов по звуковому составу;

•        выкладывание слогов с помощью звуковых обозначений.

            Главные задачи этого этапа занятия — совершенствование фонетико — фонематических процессов путем реализации речемыслительных операций на базе звукового, слогового и словесного материала заданий, совершенствование грамматического строя, развитие общеучебных умений и навыков, подготовка руки к письму. Большое внимание уделяется развитию мышления детей, их внимания, контроля и самоконтроля, работоспособности.

            В совокупности все эти приобретенные детьми представления, умения и навыки помогут им более качественно усваивать учебный материал в школе.

            Обозначенные задачи реализуются в речевых играх, где дети успешно применяют свои умения и навыки добукварной подготовки.

             Начиная с первых занятий дети последовательно знакомятся с разными видами дидактических игр речемыслительной направленности. В каждом последующем занятии к уже знакомым играм добавляется очередная игра. Так постепенно дети  узнают  алгоритмы всех речевых игр, количество которых определено задачами курса и возрастными возможностями

3 этап

II Этап (Май 2023г.)

Итоговый

          На данном этапе решаются речевые и познавательные задачи, закрепление      

          изученного материала.

Тематическое планирование занятий по пособию

«По дороге к Азбуке»

    № занятия

Тема занятия

Кол-во минут

Звуки и буквы.«Осень». Описательный рассказ по схеме. Стр 326

30

Слова и звуки.                                                                                   Стр. 328

30

Звук «А». Работа в прописи «Буква А». Рассказ по серии картинок.

 Работа в прописи: обведение по контуру, штриховка.       Стр.330

30

Звук «О». Работа в прописи «Буква О». Описательный рассказ по схеме.

30

Звук «Э». Работа в прописи «Буква Э». Пересказ сказки.

Работа в прописи: обведение по контуру, штриховка.          Стр.333

30

Звук «И». Работа в прописи «Буква И». Рассказ по опорным картинкам.

Работа в прописи: обведение по контуру, штриховка.           Стр.335

30

Звук «Ы». Работа в прописи «Буква Ы». Описательный рассказ по схеме.

                                                                                                               Стр. 341

30

Звуки «И» - «Ы». Пересказ сказки.        Стр.343

30

Звук «У». Работа в прописи «Буква У». Рассказ по опорным картинкам.

                                                                                                                 Стр.345

30

Гласные звуки. Рассказ по серии картинок.                                Стр.347

30

Звук «М». Согласные звуки. Слоги. Работа в прописи «Буква М».

«Зима». Описательный рассказ по схеме.        Стр. 349

30

Звук «М'». Твердые и мягкие согласные. Работа в прописи «Буква М».

Рассказ по сюжетной картине с опорой на схему.                     Стр.352

30

       13.

Звук «Н». Работа в прописи «Буква Н».

Описательный рассказ по схеме.                                                  Стр. 355

30

14.

Звук «Н'». Работа в прописи «Буква Н».

Рассказ по сюжетной картине.        Стр. 357

30

15.

Звук «П». Работа в прописи «Буква П».

Пересказ сказки. Работа в прописи «Буквы А,О, У, И, Ы,Э,М,Н,П».

                                                                                             Стр.360

30

16.

Звук «П'». Работа в прописи «Буква П».

Пересказ сказки. Работа в прописи «Буквы А,О, У, И, Ы,Э,М,Н,П».

                                                                                             Стр. 362

30

         17.

Звук «Т». Работа в прописи «Буква Т».

Рассказ по сюжетной картине.        Стр. 364

30

        18.

Звук «Т'». Работа в прописи «Буква Т».

Рассказ по опорным картинкам.        Стр.367

30

19.

Звук «К». Работа в прописи «Буква К»        Стр. 369

30

20

Звук «К'». Работа в прописи «Буква К»                                      Стр.371

30

         18.

Звук «Х». Работа в прописи «Буква Х».

Рассказ по серии картинок.        Стр. 373

30

       19.

Звук «Х'».  Работа в прописи «Буква Х».

Рассказ по серии картинок.

Звуки «К» - «Х», «К'» - «Х'».         Стр. 376-378

30

20.

Звук «Ф». Работа в прописи «Буква Ф».

Рассказ по сюжетной картине.         Стр. 380

30

21.

Звук «Ф'». Работа в прописи «Буква Ф».

Рассказ по серии картинок.         Стр. 382

30

22.

Звук «Й'». Комбинированный рассказ.

Пересказ сказки.                                                                                 Стр. 385

30

23.

Звуки «Й'» «О». Дружные звуки. Работа в прописи «Буква Ё».

Рассказ по опорным картинкам.         Стр. 387

30

24.

Звуки «Й'» «У». Работа в прописи «Буква Ю».

Описательный рассказ по схеме.         Стр. 389

30

25.

Звуки «Й'» «А». Работа в прописи «Буква Я».

Рассказ по серии картинок.         Стр. 391

30

  26

Звуки «Й'» «Э». Работа в прописи «Буква Е». Пересказ сказки. Стр. 393

30

Использованная литература

1. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. «По дороге к Азбуке». Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте (ч. 3, 4);

2. Т. Р. Кислова. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей о родителей;

3. О. В. Пронина. «Наши прописи». Пособие по подготовке к обучению к письму (ч. 1, 2);

4. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова «Карточки для звукового и слогового анализа слов». Пособие для дошкольников.

 5. С. Е. Гаврина, Н. Л. Гаврина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. «Готовим руку к письму». Школа для дошколят;

6. З. И. Курцева. «Ты - словечко, я — словечко...». Пособие по риторике под ред. Т. А. Ладыженской;

7. З. И. Курцева. «Ты - словечко, я — словечко...». Методические рекомендации;

8. О. М. Ельцова. «Риторика для дошкольников». Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ;

9. О. В. Узорова. «Пальчиковая гимнастика»;

10. А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»;

   11. Т. В. Буненная. «Логопедическая гимнастика». Методическое пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "На пороге школы"

Цель: выбор эффективных путей взаимодействия дошкольного учреждения с начальной школой  Цель проекта:  «Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе, ...

Проект "На пороге школы"

Задачи:Познакомить со школойФормирование разнообразных знаний и уменийРасширять представление о профессии учительРазвивать физическую ловкость...

Проект "На пороге школы"

Проект щкольной направленности способствует повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения дете...

Педагогический проект "У порога школы"

Любое детское дошкольное учреждение старается наметить такие формы работы с семьей в течение года, которые создавали бы условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сот...

проект" На пороге школы"

Повысить интерес к школе, учебной деятельности. Проведение викторины : " Я- будущий ученик"...

Педагогический проект "На пороге школы"

Прект реализован в старшей а затем в подготовительной группе....

Проект "На пороге школы"

Неоспорим тот факт, что большинство современных детей поступающих в школу, испытывают трудности адаптации. Данная проблема выявлена благодаря ежегодным мониторинговым исследованиямпроцесса адаптации в...