Родительское собрание «Грамматический строй речи дошкольного возраста. Младшая группа».
методическая разработка (младшая группа)

Соболева Яна Игоревна

Цель: организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями грамматического строя речи детей в 3 года;

- обогатить родителей речевыми играми в окружающей обстановке;

- познакомить родителей с играми, способствующими формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Повестка дня:

  1. Особенности грамматического строя речи детей в 3 года.
  2. Речевые игры в окружающей обстановке.
  3. Речевые игры по формированию грамматического строя речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobr_2.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание №2 «Грамматический строй речи дошкольного возраста».

Цель: организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями грамматического строя речи детей в 3 года;

- обогатить родителей речевыми играми в окружающей обстановке;

- познакомить родителей с играми, способствующими формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Повестка дня:

  1. Особенности грамматического строя речи детей в 3 года.
  2. Речевые игры в окружающей обстановке.
  3. Речевые игры по формированию грамматического строя речи у детей.

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада вас поприветствовать на нашем собрании, тема которой «Грамматический строй речи дошкольного возраста».

Прежде чем мы приступим обсуждать такую важную для нас с вами тему, хочу задать вам вопрос: «Что такое грамматический строй речи?» (ответы родителей).

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Это то, как мы говорим, образуем слова в предложениях, наш словарный запас.

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Усвоение грамматического строя языка, как и речи в целом происходит постепенно, на основе подражания. Поэтому качество усвоения во многом зависит от окружения ребёнка. Полное овладение грамматическим строем происходит к 8 годам.

Постепенность и длительность овладения грамматическими категориями объясняется следующими причинами:

- возрастные закономерности нервной деятельности (ребёнок в 2 года не может усвоить то, что он должен знать в 5 лет)

- очень много исключений из общих правил: разносклоняемые существительные, разноспрягаемые глаголы, несклоняемые существительные.

- нет постоянного ударения: окнО, Окна; чАс, часЫ.

- чередование звуков: ложись, лечь, лягу; бегу, бежать.

- разнообразие окончаний: нет козлов, столов, слонов, но нет стульев. И т.д.

К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными.

Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6.

Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека.

Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики.

Предложенные вашему вниманию задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал. У вас нет времени? На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка ("Вкусняшки". Давай вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет "вкусное" слово и "кладёт" на тарелочку, затем вы.) По дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику… необходимо только ваше желание и терпение.

Игры на словообразование:

  1. «Назови ласково и сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик…Кровать – кроватка; стул – стульчик; ведро - …,воробей -…и т.п.
  2. «Из чего сделано?» Образование относительных прилагательных: Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева…Рыбка из стекла…Снегурочка из ваты …Хлопушка из бумаги …Лошадка из картона …Звёзды из пластмассы …Машина из металла…Снежинка из полиэтилена…Баба из снега …

Игры на словоизменение:

  1. «Один – много». Взрослый называет 1 предмет, ребенок много, потом наоборот. Стул - стулья… Столы - стол…
  2. «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…». У меня есть свежая капуста. – А у меня нет свежей капусты.

Еще раз повторюсь, задания желательно проводить в игровой форме. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности. Желаю вам в занятиях успехов, удовольствия в общении!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт из опыта работы по теме: «Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста». Младшая группа

В своем отчете я изложила методы и приемы по работе с детьми по развитию речи,отобразила работу с родителями, описала развивающую среду. ноказала каких результатов достигли дети к концу года....

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи во второй младшей группе .«В гостях у собачки Маруси»

Конспект  занятия по формированию грамматического строя речи во второй младшей группе .Тема: «В гостях у собачки Маруси»Цель. Формирование грамматического строя речи. Задачи...

Картотека дидактических игр для формирования грамматического строя речи во второй младшей группе

Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общ...

Консультация "Развитие грамматического строя речи дошкольного возраста"

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

Родительское собрание «Пальчиками играем – речь развиваем!» (в младшей группе)

Сценарий родительского собрания, рекомендации, комплексы пальчиковой гимнастики...

СЦЕНАРИЙ НОД «Солнышко сияет для всех» «Художественно-эстетическое развитие» для детей младшего дошкольного возраста (младшая группа)

Номинация: «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Возрастная группа: средняя группаТема: ...

Картотека игр для формирования грамматического строя речи во второй младшей группе.

При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом у...