Родительское собрание по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Привлечение внимания родителей к проблеме развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 "Тополёк"

«Родительское собрание по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

 Подготовила и провела педагог-психолог:

                                                        Пинигина Анастасия Владимировна

г. Бердск 2023г.

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Задачи:

  • Заинтересовать родителей данной проблемой.
  • Раскрыть значение и важность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
  • Расширить представления родителей о формах совместной деятельности с детьми для развития эмоциональной сферы ребенка.
  • Способствовать приобретению теоретических знаний и практических умений по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников.

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители! Посмотрите, что находится у меня в руках. Что это такое? (губка). Какое основное качество нашей губки? (она хорошо впитывает). С кем мы можем сравнить нашу губку? (с ребенком). Верно, эту губку мы можем сравнить с нашими детьми, вед они, подобно этой самой губке, впитывают в себя все то, что видят вокруг себя.

Давайте представим, что красная вода – это отрицательные эмоции, а зеленая – положительные. Представим один день из жизни нашего ребенка. К примеру, он слышит фразу «Ой, да замолчи ты, много понимаешь, маленький ещё». В воду какого цвета окунется эта губка? (красный). А теперь представьте, что эту фразу ребенок слышит каждый день, что происходит с цветом? (он становится более насыщенным). Возьмем другую ситуацию, представьте, что вместо этой фразу ребенок слышит такие слова «Ой, какое интересное видение ситуации, я подумаю над этим». Какие эмоции испытает ребенок? (положительные). Значит опускаем губку в банку с зеленой водой. Давайте вернемся к нашей первой губке, как вы думаете, как этот ребенок будет относиться ко всему, что его окружает, если его основной цвет-красный? (отрицательно). А этот? (положительно). Какой вывод можно из этого сделать?

Верно, на отношение ребенка очень сильно влияют эмоции, которые окружают его.

Эмоции-это такие психические состояния, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей среде и самому себе.

Эмоциональный интеллект – способность распознать собственные и чужие эмоции, брать их под контроль. Основная ошибка в контроле над эмоциями – попытка их подавить, либо проигнорировать. Вместо этого их нужно проживать, оттачивать внутренние и внешние способы реагирования.

Дети реагируют на все очень эмоционально. Отобрали игрушку, не купили конфету – слезу, и наоборот, мама пришла пораньше с работы или на улице увидели трактор – бурная радость. Проявление эмоций не ограничивается только радостью и грустью, они могут выражать гнев, удивление, стыд, досаду, восхищение и другие сложные эмоции. Но далеко не всегда они являются осознанными. Дети с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом не могут ответить на вопрос, что они чувствуют в данный момент. Кроме этого, они испытывают трудности в общении из-за того, что не обращают внимания на чувства окружающих или неправильно интерпретируют их эмоции. Именно с развитием эмоционального интеллекта связаны способности к сопереживанию и эмпатии.

Психологи пришли к выводу, что уровень развития эмоционального интеллекта напрямую влияет на самооценку ребенка. Те дети, которые накчились распознавать свои и чужие эмоции, понимают их причину-обычно уверены в себе, более устойчивы к стрессам, легче адаптируются к новым условиям. В то же время малыши с недостаточно развитым эмоцональным интеллектом склонны к тревожности – любая неудача может восприниматься или как личная трагедия. Эмоциональный интеллект начинает формироваться у ребенка с самого рождения. Это происходит естественно, когда мама или другой близкий взрослый откликается на его эмоции, дарит свою заботу и ласку.

Прежде чем учить детей распознавать эмоции окружающих людей, мы должны разобраться умеем ли мы сами понимать эмоции окружающих людей.

Сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам поиграть в несколько игр и выполнить упражнения, которые помогут развить эмоциональный интеллект.

Упражнение «Хорошие-плохие эмоции»

Перечислить «хорошие» и «плохие» эмоции (вписываем ответы в два столбика. Если родители отвечают слабо, предлагаю сама «Эмоция гнев – куда мы ее отнесем?»)

Часто люди делят эмоции на хорошие и плохие, позитивные и негативные. И иногда возникает желание – как было бы здорово, если бы остались только позитивные. Но природой так задумано, что мы не можем оставить какие-то эмоции, а какие-то убрать. Они нужны нам все. По эмоциям мы можем понять - то, что происходит – это хорошо или плохо?

Важно понять, что избавиться от эмоций невозможно. Не от плохих, не от хороших. Но мы можем научиться с ними справляться, переживать их так, чтобы не разрушить себя и окружающих и научить этому детей.

Упражнение «Угадай эмоцию»

Сейчас я раздам карточки, на которых написана эмоция и фраза, которую вы должны произнести с этой эмоцией. Остальные должны догадаться, о какой эмоции идет речь.

Убери свои игрушки

Испуг

Выключай телевизор

Радость

Ложись спать

Злость

Пойдем ужинать

Обида

Надень носки

Счастье

Не балуйся

Восхищение

Поиграй один

Нежность

Ты такой молодец!

Восторг

Не прыгай

Отвращение

Опять дерешься!

Стыд

Пора в детский сад

Беспокойство

Сколько можно спать?

Разочарование

Игра «Изобрази»

Игра-упражнение на развитие чувств и эмоций, умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Изобразите, пожалуйста:

  • сладкую конфету;
  • горькое лекарство;
  • кислый лимон;
  • грязную бумажку;
  • красивую игрушку.

Игра «Смайлики».

Я буду зачитывать вам стихотворения, а вы выберите смайлик, который обозначает эмоцию, заключенную в нем.

Рады. Рады светлые березы,

И на них от радости вырастают розы.

Родители находят смайлик.

Какое же настроение у этого смайлика? И так — это радость: рот улыбается, глаза открыты. Молодцы, слушайте дальше.

Маша варежку надела,

- Ой! Куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домик не попал.

Что это за чувство? Да, это удивление.

Я-Водяной, я -Водяной!

Поговорил бы кто со мной!

Внутри меня водица,

Ну как с таким водиться?

Со мной мои подружки

Пиявки да лягушки.

Фу какая гадость.

Что это за чувство? Это чувство брезгливости.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости!

Что это за чувство? Это любовь.

Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Какое настроение у Зайчика, правильно грустное. А следующие эмоцию я прошу показать вас с помощью мимики.

Ах, ты гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросёнок!

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие брюки,

Что сбежали даже брюки.

Что делает Мойдодыр? Правильно, злиться. Слушайте дальше.

Вдруг какой-то страшный зверь

Открывает нашу дверь.

У него глаза горят и усы топорщатся.

У него ужасный вид, испугаться хочется!

Что делает этот человек? Правильно, боится. Вы молодцы, отлично справились с заданием.

Игра «Эмоция»

Посмотрите, у меня есть пустые смайлики, личики. Я предлагаю вам нарисовать на них эмоцию, с которой чаще всего вы видите своего ребёнка. И описать ваш рисунок 2-3 предложениями.

Игра «Продолжи фразу»

Родители передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации они бывает такими: «Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда…», «Я грущу, когда …» и т. д.

Уважаемые родители, в завершении нашей встречи — не забывайте о том, что главную роль в развитии эмоционального интеллекта играет мама, именно через нее ребенок начинает познавать мир. Материнская любовь, ласка и доброта учат ребенка самым прекрасным и положительным эмоциям. Поэтому, прежде всего, просто любите своих детей такими, какие они есть. Спасибо за внимание! До свидания!


Памятка

«Игры на развитие эмоционального интеллекта»

Игра «Назови эмоцию по картине»

Карточки со схематическими изображениями эмоций. Задачей детей будет называть то, что они видят на картинке и описать ощущение того, что эти изображения показывают (чувство, выражение лица, поза и т. д.).

Чтобы разнообразить задание, можно наклеить "смайлики" эмоций и фотографии на картон или бумагу и предложить ребенку дорисовать картинку, а затем рассказать о сюжете.

Игра «Книга рекордов»

Предложить вместе с ребенком создать его собственную книгу рекордов и сохранить там все свои успехи. Например, как быстро ему удалось убрать игрушки, свою одежду, преодолеть препятствие или решить задачу, которая вызвала у него трудности. Важно, чтобы ребенок взял на себя ответственность за собственные достижения, испытывал сам от этого удовольствие, а не для удовлетворения и вознаграждения от своих родителей, потому что только тогда развивается внутренняя мотивация к действию.

Игра «Часы эмоций»

С картона или дерева делаем циферблат часов. Вместо времени часы показывают эмоции. На циферблате вместо цифр появляются рисунки лица, выражающих определенные эмоции. Мы начинаем с четырех основных эмоций: гнев, страх, грусть и радость (циферблат разделён на четыре равные части). Часы висят на видном и доступном для всех месте.

Поясняем детям: - «Вы можете показать, что чувствуете, перемещая часовую стрелку. Тогда мама или папа (брат и сестра), воспитатель, будут больше знать о вашем настроении и, возможно, смогут помочь вам».

Когда ребенок с помощью часов покажет свои чувства, постарайтесь заметить это, говоря громко, например: «Я вижу, что ты грустишь прямо сейчас. Ты хочешь, чтобы тебя обняли?» Этого может быть достаточно, чтобы поднять ребенку настроение, а если нет, то в объятиях чувствительного взрослого будет легче для него сказать, что является причиной такого состояния.

Игра «Голос в бутылке»

Все сидят в кругу на полу. Педагог (или один из родителей) говорит:

- Помните ли вы Джинна, заточённого в бутылке, который может выполнять любое желание?

Сильно раскрутите пустую бутылку. Когда она остановится и укажет на кого-то, педагог (или родитель) говорит:

- Откройте пробку и освободите меня от бутылки. Спасибо! Я самый умный, самый мощный Джинн. Я вижу и понимаю всё, что происходит в твоём сердце. Ты можешь рассказать мне все о том, что делает тебя счастливыми или грустным. Скажи мне, как ты себя чувствуешь в данный момент?

Ребенок описывает своё сиюминутное настроение. Джинн каждый раз реагирует так, чтобы ребёнок видел его заинтересованность. Если ребенок описывает положительные чувства, Джинн говорит: - Мы все вместе позаботимся, чтобы твоё состояние, твои чувства в течение длительного времени остались с тобой! Если ребенок говорит, например, о чем-то грустном, то Джинн спрашивает: - Скажи, пожалуйста, почему ты чувствуешь это, мы могли бы помочь тебе?

В данной игре главное – научить детей проговаривать свои чувства, развивать чувство эмпатии, сопереживания ближним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Тема родительского собрания: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».

Часто люди делят эмоции на хорошие и плохие, позитивные и негативные. И иногда возникает желание – как было бы здорово, если бы остались только позитивные. Но природой так задумано, что мы не мо...

Протокол родительского собрания «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Часто люди делят эмоции на хорошие и плохие, позитивные и негативные. И иногда возникает желание – как было бы здорово, если бы остались только позитивные. Но природой так задумано, что мы не мо...

Презентация к родительскому собранию "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

В презентации рассказывается о важности развития эмоционального интеллекта дошкольников, а также о методах его развития дома....

Протокол родительского собрания. Тема «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».

Протокол родительского собрания №4группы №2 «Пчелки»Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»...