Консультация для воспитателей на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в летний период»
статья

Макаревская Людмила Александровна

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой? В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_v.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №18»

Консультация для воспитателей на тему:

«Организация познавательно-исследовательской   деятельности с детьми в летний период»

Подготовила:

Макаревская Л.А.

Воспитатель МДОАУ № 18

Август, 2023

  Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой? В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?

     Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.

     В начале эксперимента нужно объяснить детям, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты  исследований, но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побудить  ребенка как можно больше говорить. Пусть он сформулирует выводы: что нового ему удалось выяснить».

      Дети должны быть активными участниками обсуждения. Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей.

           Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.

Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Можно провести с детьми следующие эксперименты: 

  • «Сравнение мокрого и сухого песка по весу».
  • «Из чего состоит песок». 
  • «Ветер». 
  •  «Песочные часы». 

   Игры с водой – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку, ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой, они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.

Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой:

  • "Тонет, не тонет”. 
  •  "Подводная лодка из яйца”. 
  •  "Цветы лотоса
  • "Чудесные спички”.
  • «Веселые кораблики». 
  •  «Помашем веером». 
  •  «Поймаем воздух». 

Помогите ребёнку сделать вывод: чем помогает воздух человеку? И необходим ли воздух человеку!

Опыты с солнечными лучами

  • " Где сильнее греет солнце"
  • " Как появляются солнечные зайчики? "
  • " Разноцветный мир"
  • " Как появляется тень? "
  • «Почему повял цветочек?»

     Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умении делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи. После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в результате развивается умение думать, рассуждать.

       Детям старшего дошкольного возраста для организации конструктивной деятельности в песке предлагаются более мелкие игрушки. Увеличивается количество дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых и резиновых шлангов, труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), а для формовки песка — пластмассовые емкости разной формы и размера. Для обыгрывания построек из песка ребята применяют и поделки, изготовленные своими руками. С этой целью используются материалы, которые не портятся от влаги (поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Например, дети могут сплести коврики из пленки способом переплетения основы полосами, сделать мебель для кукол из молочных пакетов, обклеенных бумагой, дорожные знаки, палочки и катушки, зверюшек из поролона. Крупные формы полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх). Для строительства в качестве образцов детям предлагают фотографии, иллюстрации, рисунки с изображением различных сооружений.

 

Источник

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/09/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Экспериментальная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать как много  интересных вещей есть в окружающем мире, учит самостоятельно думать, принимать решения...

Консультация для родителей на тему: «Организация познавательно- исследовательской деятельности детей в домашних условиях».

Родителям даны рекомендации к проведению исследовательской деятельности с детьми  в домашних условиях, а также предложен практический материал для их проведеня....

Консультация для воспитателей «Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так многосвободного времени? Как заинтересовать любознательного малышанепривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?В д...

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...

«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой? ...

Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»

Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми в летний период»Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так многосвободн...