Формирование коммуникативных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья через фольклор
статья

Формирование коммуникативных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья через фольклор

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eremeeva_a.v._statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья через фольклор

Статья содержит информацию из опыта работы по формированию коммуникативных качеств через фольклор у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: коммуникативные качества, дети с ОВЗ, выразительные средства речи.

Внестоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.

 Овладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного образования. Дошкольное детство наиболее благоприятный возраст к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не будет достигнут к 5-6 годам, то этот путь к сожалению, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах, а социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия.  Ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому ныне остро встает проблема введения элементов культуры речи в общую систему воспитания, что будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и способствовать его коммуникативному развитию. [1, с.15]

  Для детей с ОВЗ характерен низкий уровень овладения коммуникативными средствами и способами взаимодействия. Им сложно согласовывать действия по выполнению общих задач, организовывать взаимоконтроль, взаимопомощь. Недостаточно сформирована речевая инициативность, умение аргументировать свою позицию, убеждать, вести дискуссию. Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры. [1, с 35]

Известно, что образцы речевой культуры предлагает народная педагогика, отраженная в фольклоре: в произведениях устного народного творчества заложены языковые нормы, образцы русский речи, поднятой до высоты эстетического идеала. Осознание этого и позволило: разработать программу воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами русских народных сказок, пословиц и поговорок. Предлагаемая деятельность носит поэтапный характер.

Первый этап (Разъясняющий- мотивационный)

Цель: Формировать правильное понимание иносказательного смысла слов и выражений, употребляемых в сказках, пословицах и поговорках, и знание правил их употребления, а также осознание особенностей композиционного построения сказок.

Работа начинается с формирования у детей способности понимать содержание русских народных сказок, эмоционально на него откликаться, уметь выражать свое отношение к событиям и героям, а также оценивать значение выразительных средств для раскрытия художественного образа.

Все сказки, подобранные для анализа, отличаются сюжетной занимательностью, яркой характеристикой героев простотой и ясностью композиции, разнообразием средств языковой выразительности и возможностью их использования в собственной речевой деятельности.

В беседе, за рассказыванием сказки, внимание детей акцентируется на:

• её композиционном построении (зачин, завязка, развитие событий с кульминацией и развязка);

• изобразительно-выразительных средствах текста и особенностях интонации, позволяющих адекватно раскрыть содержание произведения и передать личное отношение к нему.

Учитывая, что интонационная выразительность во многом зависит от умения рассказчика и понимать, и передавать эмоции и чувства героя, на данном этапе педагогической работы с детьми обсуждается эмоциональное состояние героев. Например, при анализе сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» педагог объясняет: «В первый раз козленочек, бродя по бережку, звал свою сестрицу, а во второй раз, когда ему угрожала смерть, он “жалобнехонько закричал” от отчаяния. Поэтому одни и те же слова героя произносятся по-разному». [2, с 23]

Кроме того, большое место в работе уделяется пословицам и поговоркам, встречающимся в русских народных сказках: «Как, аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль»), «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет» («Крылатый, мохнатый да масленый») и т.д.

Второй этап (практически развивающий)

      Цель: Формировать представление о языковых средствах, помогающих создавать обобщенные и иносказательные образы фольклорных произведений.

На данном этапе широко используются игры:

  • «Да-нет», «Живой словарик» (для формирования точности речевых высказываний);
  • «Вспомни имя», «Как в сказках говорится?» (для закрепления образных слов и выражений);
  • «Закончи предложение», «Составь из слов пословицу или поговорку», «Ответь на вопрос пословицей или поговоркой» (для преодоления грамматических ошибок) и т.д.

От игры к игре нарастает творческая активность детей, инициативность, они запоминают текст, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех в игре. [1, с 67]

Третий этап (репродуктивно- творческий)

Цель: Учить адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок в коммуникативных ситуациях в самостоятельных высказываниях.

На третьем этапе реализации важным является творческое отношение детей к произведениям устного народного творчества. Импровизации по мотивам русских народных сказок, дополнение их новыми эпизодами. На данном этапе работы ребенок занимает позицию импровизатора, владеющего умением оценивать выразительную речь. Особое внимание уделяется творческим играм-драматизациям, театрализованным и режиссерским играм, постановке спектаклей, которые обеспечивают совершенствование исполнительских умений.

Таким образом, итогом педагогической работы стало стремление детей с ОВЗ к точному употреблению образных слов и выражений на основе понимания их прямого и переносного смысла. В детских высказываниях стали встречаться адекватно используемые образные выражения, пословицы и поговорки. Составление логических высказываний на основе фольклорных произведений не вызывает у детей трудностей, а также появился интерес к литературе и театру.

Список литературы

  1. Баштырева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. -2016. №21.
  2. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ФОЛИО, АСТ, 2000. - 464 С. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

В статье раскрываеся формирование     навыков     моделирования     взаимоотношений     с...

Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность

В статье представлена система  работы по экспериментальной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....

Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ОВЗ"....

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данном методическом материале рассматривается метод проектов как один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет не...

Открытое занятие: «Формирование межличностных отношений у детей с ограниченными возможностями здоровья в коммуникативных играх» «О дружбе и друзьях»

Одним из наиболее эффективных способов развития коммуникативных навыков у детей является игра. Она формирует умение сопереживать, дружить, выражать мысли и делиться эмоциями.В коммуникативных играх де...

Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья через сотрудничество с родителями" (из опыта работы).

Адаптация в группе ребёнка с ОВЗ, начиная со второй младшей группы.  Выпуск в общеобразовательную школу ребёнка с ОВЗ в тесном контакте с родителями и всеми специалистами ДОУ....