План самообразования воспитателя. Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Зыкина Елена Юрьевна

План самообразования воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plpn_po_samoobrazovaniyu_st.gr_._2022-2023_uch.g.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Тополёк»

Мильковского муниципального района

Камчатского края

План самообразования

на 2022-2023 учебный год

Тема:

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила

                                                                                                      Воспитатель: Зыкина Е.Ю.

        

с.Мильково

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя МК ДОУ

«Детский сад «Тополёк»

Зыкиной Елены Юрьевны на 2022-2023 учебный год

Тема для изучения

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Форма отчета по проведенному мероприятию

Срок

Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»

Цель: совершенствование своего профессионального мастерства и компетентности

Задачи:

1. Исследовать эффективность использования экспериментирования в процессе развития познавательной активности детей среднего возраста»

2. Разработать перспективный план работы по теме.

3. Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.

4. Создать соответствующую предметно-развивающую среду.

5. Объединить усилия педагогов и родителей в работе по развитию познавательных способностей детей и помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования.

Предполагаемый результат:

Повысить собственный уровень знаний (путем изучения методической литературы, консультаций), обобщение и распространение опыта работы по данной теме среди коллег и в интернет - сообществах.

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.

Тезисы по изученной литературе

В течение года

2. Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию».  

Анализ результатов анкетирования

октябрь

3. Изучение и внедрение использования методов экспериментирования в процессе развитии познавательной активности детей

Разработать рекомендации по организации работы

Ноябрь

4. Разработать систему внедрения использования методов экспериментирования в работе с детьми

Составление плана работы

по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

Ноябрь

5. Формирование предметно-развивающей среды

Оформление и пополнение уголка юного исследователя

В течение года

6. Посещение педсоветов, семинаров, обзор информации в интернете по теме

Использование полученных рекомендаций в работе

В течение года

7. Совместная работа с родителями

Анкеты, беседы, рекомендации в род.уголок

В течение года

8. Мониторинг уровня развития познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей в средней группе

Обобщение результатов. Распространение опыта работы на интернет сайтах

Май

Перспективный план работы по самообразованию

Сроки выполнения

Содержание работы на 2022-2023 учебный год

1.

Сентябрь

1. Выбор темы

2. Постановка целей и задач по данной теме

3. Изучить литературу по данной теме

2.

Октябрь

1. Проведение анкетирования родителей «Ваше отношение к детскому экспериментированию».  

2. Консультация для родителей «Экспериментировать – это здорово!»

3.

Ноябрь

1. Систематизировать знания по теме: «Формы, методы, приемы экспериментирования в процессе развитии познавательной активности детей» (интернет ресурсы)

2. Составление примерного алгоритма проведения занятий-экспериментирования

4.

Декабрь

1. Проведение анкетирования родителей «Детское экспериментирование в семье».

2. Формирование картотеки «Опыты и эксперименты»

5.

Январь

1. Изучение статьи «Создание условий для формирования познавательной активности детей через исследовательскую деятельность» (интернет ресурсы)

2. Консультация для родителей на тему: «Экспериментируйте с детьми  дома»

6.

Февраль

1. Оформление уголка юного исследователя

2. Практикум для родителей «Экспериментируем дома»

3. Выпуск буклета для родителей «Требования к проведению наблюдений»

7.

Март

1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

2. Использовать разработанный материал на занятиях

3. «Домашнее задание» для родителей: «Мы проводим эксперимент»

8.

Апрель

1. Проведение фотовыставки: «Мы проводим эксперимент»

2. Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование».

9.

Май

1. Мониторинг уровня развития познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей в средней группе

2.Обобщение результатов

3.Распространение опыта работы на интернет сайтах

Выбор темы 

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему раскрыть удивительный мир экспериментирования, развить и сохранить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

Актуальность 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от нас создавать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогает экспериментирование, как специально организованная деятельность. И способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах. 

Развитие познавательной активности у детей - вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное, непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Академик Н. Н. Поддьяков считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Дети – прирождённые исследователи и изобретатели. Эти задатки заложены самой природой и особенно быстро реализуются и совершенствуются в познавательно – исследовательской деятельности.

Детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Развития познавательной деятельности детей с недостатком слуха  в процессе экспериментирования....

Метод экспериментирования как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

План самообразования:Экспериментирование как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста

АктуальностьКаждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире, и мира в себе - наша основная взрослая задача. Став восп...

Проект по самообразованию по теме: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"

Самообразование "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"...