Формирование благоприятного психологического климата в детском саду
статья (младшая группа)

Курникова Юлия Сергеевна

Формирование благоприятного психологического климата в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование благоприятного психологического климата в детском саду

Психологический климат – это высококачественная сторона межличностных взаимоотношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Главной характеристикой психологического климата является его устойчивость.

Социально-психологический климат – это относительно устойчивый общий эмоциональный настрой, который появляется в группе в процессе коллективной трудовой деятельности.

Социально-психологический климат классифицируют как благоприятный и неблагоприятный. Характеристиками благоприятного для личностного развития позитивного психологического климата являются безопасность, работоспособность, доброжелательность, инициативность и жизнерадостность детей. В условиях детского сада это проявляется в хорошем настрое ребенка в течение целого дня, доброжелательности по отношению к взрослым и сверстникам, способности детей занять себя интересным делом, отсутствия давления и манипулирования детьми со стороны взрослых. Первым шагом, который делает воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, является осознание и анализ обстановки в группе, своих собственных взаимоотношений с каждым ребенком, взаимоотношений между детьми. Для налаживания взаимодействия с детьми воспитателю необходимо установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка, а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения.) Так же для создания благоприятного психологического климата широко используются интерактивные игры. Игра имеет большое значение для развития ребёнка. В игре дети познают окружающий мир, учатся взаимодействовать в нём с другими людьми. Но, кроме этого, игра выполняет ещё и диагностические функции. Ведя игру, педагог наблюдает настоящий этико-психологический спектакль: он видит богатую палитру отношений. Рождающихся, развивающихся, противоборствующих. Он наблюдает субъектов и объектов отношений, выделяет лидера господствующих в группе отношений, обнаруживает степень осмысления общепринятых отношений.

Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать к группе дружескую атмосферу доверия, взаимопомощи доброжелательного общения детей друг с другом и со взрослыми.

Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, создает у ребенка состояние нервозности, незащищенности отчаяния и боязни. В группе с таким климатом каждый ребенок чувствует отчужденность от общих дел, ведет себя настороженно по отношению к другим, избегает общения. К воспитателю отношение складывается как к администратору, являющемуся источником постоянной угрозы, отсюда- сопротивление и настороженность, сомнения в его праве принимать значимые решения.

Таким образом, климат в группе дошкольного образовательного учреждения складывается из совокупности социально- психологических отношений её участников, симпатий и антипатий, ценностных ориентаций.

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

 - профессиональные качества педагогов (методическая и теоретическая вооружённость);

личностные качества педагогов (расположенность к детям, коммуникабельность чувство юмора, инициативность, открытость, креативность); 

 - ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.

Чтобы в детском коллективе каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и уверенно, педагог должен умело управлять поведением детей, формировать здоровое общественное мнение, помогать каждому ученику занять определённую позицию и утвердиться в коллективе.

А для этого предполагается соблюдение следующих правил:

- не гасить, а возбуждать интерес к знаниям, к здоровым и осознанным поступкам и поведению;

- не унижать, а возвышать личность каждого ученика;

- больше дела, меньше слов, памятуя, что только в деятельности формируются положительные качества, нормы и правила поведения учащихся;

- не угнетать, а оставлять шанс на исправление и положительное развитие личности;

- меньше поучать, а больше приучать к самостоятельному выполнению порученных или избранных полезных дел;

- опираться на положительные черты личности, развивая на их основе все другие ценные качества учащихся.

Средства, влияющие на климат и атмосферу в группе.

Наличие благоприятного климата в коллективе.

К ним относят:

  • Направленность деятельности коллектива, единство требований, перспективы коллектива;
  • Эстетика условий жизни;

  • Материальные, бытовые условия (внешний вид помещения, его цветовое оформление, освещение, запах, фон (шумовой, музыкальный);
  • Четкость организации деятельности;
  • Стиль взаимоотношений, произведения материальной и духовной культуры;

Средства педагогического воздействия и взаимодействия с детьми:

  • Владение воспитателем педагогической технологией как искусством взаимодействия с детьми;
  • Личностные характеристики воспитателя и ребенка;
  • Особенности педагогической техники: мимика, пластика (жесты, позы), интонации, темпоритм.

Одним из эффективных средств создания психологического климата является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности.

Большое значение для поддержания психологического климата имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется передается в рамках ДОУ, группы. Через традицию воспитатель оказывает опосредованное влияние на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий детей

Таким образом, можно сказать, что решающая роль в создании психологического климата принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...

Тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе »

: Психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отнош...

Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"

В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»...