Статья "Грамотная речь педагога – залог правильной речи воспитанников"
статья

Ракитянская Елена Павловна

      Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rakityanskaya.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Ракитянская Елена Павловна,

Лысоконь Ольга Вячеславовна

МКДОУ ЦРР  - детский сад №21

     Грамотная речь педагога – залог правильной речи воспитанников

      Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.

      Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Данное утверждение актуально по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

      От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

      Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых.

Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в и речи.

      Речь педагога должна быть не быстрая и не замедленная, чтобы воспитанники успевали вникнуть в суть сказанного. Речь воспитателя должна соответствовать возрастным особенностям детей, на которых она направлена. Педагог должен учитывать развитие детей, запасу и представлений об окружающем мире. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с воспитанниками основные нормы и правила русского языка. Нельзя использовать в своей работе ненормативную лексику, слова-паразиты, жаргонные слова. Но самое главное – педагог должен уметь слушать и слышать ребенка, с которым он говорит. Знания этих требований, их соблюдение и совершенствование своей речи – это успех в работе педагога по воспитанию и развитию речи свои воспитанников.

      Профессиональная деятельность педагога во многом зависит от его культуры речи, которая предполагает  ряд необходимых, значимых и обязательных составляющих.

      Голос – важнейший элемент техники речи. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с детьми, говорить не для себя, а для слушателей. Голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.

      Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

      Орфоэпия – правильное литературное произношение все слов родного языка. Если возникают сомнения в правильности. Пользуйтесь словарями-справочниками.

      Выразительность – это четкая модулированная особенность речи, без которой слушать педагога неинтересно. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, в которой особое значение приобретают интонация, жесты и мимика.

      Дыхание – это важный физиологический процесс, который осуществляется рефлекторно. Но процессом дыхания человек способен управлять, делая его длинным, плавным, ритмичным.  Речевое дыхание важней        шее условие полноценной речевой деятельности.

      А теперь мы предлагаем  немного порассуждать, потренироваться и вспомнить некоторые правила русского языка.

      И хотелось бы начать со слов французского философа Вольтера:

«Выучить несколько языков – дело нескольких лет, а чтобы научиться говорить на родном языке как следует, надо полжизни».

      Эффективная  деятельность педагога – это искусство, которому нужно учиться. Культура выступления – один из путей к профессиональному самосовершенствованию. Предлагаем воспитателям преодолеть этот путь, представив творческий портрет идеального педагога.

       И сейчас мы предлагаю всем   выразить свое отношение к своей профессии через синквейн.

Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то мы вам сейчас объясним.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.

2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.

5-я строка – одно слово-резюме, характеризующее суть объекта или предмета.

      Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

      Эффективность метода

1. Синквейн развивает речь, обогащает  словарный запас.

 2. Он учит анализировать материал, отбирать наиболее важное, существенное, делать выводы и кратко их формулировать.

 3. Учит критически мыслить, «своё суждение иметь» и уметь его выражать и отстаивать.

 4. Даёт возможность автору почувствовать себя успешным, талантливым.

Пример: Воспитатель - синквейн

Воспитатель

Талантливый, умный,

Помогает, вдохновляет, наставляет

Быть собой и стать великим, всем, кто этого желает…

 Гений…

      Соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешной работы воспитателя по речевому развитию в ДОУ.  Давайте вспомним притчу: « Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу».  Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

      Не бойтесь учиться, совершенствоваться, в том числе и в речевом развитии, искать что-то новое в работе с детьми, познавать неизвестное. Все в ваших руках!

Литература:

1. Культура речи и эффективность общения / под ред. Л. К. Прудкиной, Е. Н. Ширяева. - М.: Просвещение, 1996.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» Л. Островская  «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?» - журнал «Дошкольное воспитание» - 1989 год.

3. Цукович В. А. Актуальные проблемы культуры речи. – М., 1991

4. Скворцов Л. Н. Теоретические основы культуры речи. – М., 1997.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов: «Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников»

Семинар практикум для педагогов ДОУ "Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников"...

Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога в ДОУ"

Консультация для педагогов   Грамматически правильная речь педагога в ДОУ...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога"

Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога"...

Практикум "Правильная речь педагога-залог грамотной речи дошкольника"

Речь педагога-образец для подражания , главное средство обучения, воздействие на мировоззрение ребенка.Педагог должен иметь грамотную, логичную, интонационно-выразительную речь. В данном материале сод...