Организация предметно-пространственной среды для детей раннего дошкольного возраста в рамках инновационной деятельности ДОУ
статья

Обобщение опыта работы по организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pro_razvivayushchuyu_sredu_malyshok.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-пространственной  среды для детей раннего дошкольного возраста

в рамках инновационной деятельности ДОУ

Наше дошкольное учреждение в этом году включено в состав участников федеральной сетевой инновационной площадки «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста».

Ранний возраст - это время, когда дети только еще привыкают к условиям новой коллективной жизни с другими детьми и незнакомыми пока взрослыми. Когда ребенок приходит в детский сад, для него все незнакомо: группа, воспитатели, и, расставаться с родными людьми, ему очень тяжело, поэтому главная задача воспитателя - это получить доверие ребенка.

Одним из важных факторов положительного адаптационного периода у малышей является предметно - пространственная среда в группе, которая помогает создать эмоционально-положительную атмосферу.  Организуя среду, с одной стороны мы придерживались рекомендации программы Ирины Александровны Лыковой «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет, в которой одной из задач является формирование позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с другими людьми. А с другой стороны учитывали п.3.3.4.ФГОС дошкольного образования, это: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность предметной среды.  

Вследствие этого пространство в группе организованно таким образом, что каждому прибывшему малышу очень интересно находиться в группе, у ребёнка есть возможность заниматься разными видами деятельности.  

В группе мы отказались от стационарных зон, сковывающих игровую и речевую инициативу детей, предлагающих готовые сюжеты. Пространство группового помещения полифункционально в каждой из его части.

«Зона» - образное название. Оно не означает, что предметы располагаются где-то по углам комнаты. Понятие включает в себя предметы, предназначенные для развития у детей в группе умственной и физической активности. Упор делается на развитие речевых, сенсорных, физических навыков,  навыков общения, формирование представлений об окружающем мире, а так же на развитие культурно-гигиенических  навыков.  

В группе есть зоны настенного, напольного и настольного группового материала.

1. Настенные пазлы, бизиборды. К стене, с помощью дюбель-гвоздей, крепятся настенные многофункциональные панели в виде пазлов. На них мы прекрасно поместили различное игровое оборудование в зоне доступности малышей. Бизиборды и пазлы позволяют нам разговорить самых неразговорчивых и привлечь к общению самых замкнутых ребят. Играя с предметами пальчиками, одновременно развиваем у детей навык проговаривать звуки, называть предметы и действия с ними, тем самым расширяется словарный запас, формируется слоговая структура слова. Можно включить и проговаривание чистоговорок и рифмовок. Таким образом, мы улучшаем звукопроизношение, делаем речь детей более четкой и внятной. Яркие, красочные бизиборды с сюжетной тематикой помогают формировать также грамматический строй речи и связную речь. Дети составляют предложения, придумывают короткие сказки и рассказы.

2. Посредством настенных картин мы используем технологию «Вхождение в картину», которые направлены на развитие речи и развитие эстетических чувств дошкольников, на  формирование коммуникативных навыков, а также на развитие произвольного внимания, деятельности наблюдения как индивидуальной, так и коллективной. Тематика настенных картин отображают развернутый сюжет, который понятен ребенку.

3. Стена для ИЗО деятельности. Рисунки на стенах в группе - это чудесный сигнал, что малыш становится частью общества и хочет как-то в нем звучать и транслироваться, чтобы его шедевры были видны всем. И это очень важная составляющая полноценного социально-коммуникативного развития ребенка. Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором - вопросами, объяснениями, описаниями: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению.

4. Стена и центр для театральной деятельности представляет собой поверхность, на которую крепятся персонажи и декорации. Использовать магнитную доску или фланелеграф. Она удобна для детей своей видностью, т.е. все участники видят, что за действие происходит, доступна для детей: можно подойти и самим показать действие, либо просто придумать его совместно с детьми.

5. Настенные книги (Виммельбухи). Виммельбух - это детская книга для рассматривания. Виммельбухи объединяют такие образовательные области: как речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие. Виммельбух - не просто привлекательная для ребенка книга, но еще и очень полезная. Разглядывая изображения, ребенок легко погружается в созданную художником атмосферу и с удовольствием впитывает новые знания. Примерно с 2-3 л. возраста дети начинают распознавать движение на картинках, узнавать в нарисованных предметах то, что уже видели в жизни. Поэтому им интересны люди и предметы в движении. Главная задача для детей - выделять из общего движения какие-то знакомые предметы: ворону, кошку. Рассматривание виммельбухов похоже на то, как маленькие дети ведут себя на улице: «Что это? А это кто такой? Куда он идет?» - можем мы услышать от маленьких крох. Легко и непринужденно вы познакомите его с разнообразием животного мира, временами года, особенностями жизни в городе и деревне. Тематика этих книг очень разнообразна.

6.     В группе организованы так же  центры активности: «Центр движения», «Центр музыки», «центр творчества» «Центр книги», « Центр познания и сенсорики», «Центр конструирования». 

Организованная предметно-пространственная  среда  группы отвечает всем современным требованиям к организации образовательного процесса. Среда так же отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна и обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта образовательного процесса. Таким образом, развивающая среда  выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она  работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей раннего дошкольного возраста

Мы считаем, что такая предметно-пространственная среда позволит сделать нашу группу самой яркой и красочной, а малышей - общительными и любознательными! А самое главное предметно-пространственная среда группы дает возможность малышам безболезненно пройти период адаптации.