Служба ранней помощи- первая ступень к инклюзивному образованию.
статья (младшая группа)

Светлана Вадимовна Журавлева

Современный мир, развивается в условиях глобализации, переживая системные энергетические, финансовые, социокультурные кризисы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunesko_zhuravleva_sovremennye_modeli_inklyuzivnogo.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Служба ранней помощи- первая ступень к инклюзивному образованию.

С.В.Журавлева

Современный мир, развивается в условиях глобализации, переживая системные энергетические, финансовые, социокультурные кризисы. Все это, усиливая противоречия в общественном развитии, не может не приводить к поиску новых смыслов в организации социальных моделей государств, пристальному вниманию к человеческому ресурсу.  Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:

• потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);

• потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

• потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность). Это система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования.

Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно- образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от детских садов и школ предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в учреждения общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

Создание систем и процессов, позволяющих каждому человеку полноправно участвовать в жизни общества согласно его выбору, вероисповеданиям и желаниям.

        Определение инклюзии включает в себя не только доступ каждого члена общества к решающим аспектам жизни общества, таким как образование и работа, но также и облегчение такого доступа посредством преобразований парадигм общества, в частности, систем здравоохранения, воспитания и социальной защиты. Такие изменения – это трудный процесс (хотя значительные успехи уже достигнуты во многих частях Европы), так как он подразумевает изменения давно сложившихся (и часто ложных) представлений и систем. Другими словами, чтобы внедрить инклюзию в полном смысле этого слова, необходимо выйти из привычной и устоявшейся зоны комфорта и начать активно действовать.

        В нашей стране существуют программы по раннему вмешательству, ранней диагностике и ранней помощи, что надежно гарантирует права детей с ограниченными возможностями здоровья с первых лет жизни. Максимально раннее начало комплексной психолого - медико - педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

Комплексная работа специалистов службы ранней помощи направлена на организацию  инклюзивного пространства  для детей с ОВЗ, поддержку семей и педагогов в работе с детьми  раннего возраста данной категории .

Данная служба оказывает помощь детям с ОВЗ и их родителям в  социализации и адаптации детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения: слабослышащим, слабовидящим, с тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и со сложной структурой дефекта, чтобы в дальнейшем ребенок мог посещать образовательные учреждения общего типа.

Психолого-педагогическое сопровождение включает проведение первичной консультации с родителями и первичного индивидуального игрового сеанса. Очная беседа педагога-психолога с родителями проводится по заявленной проблеме. Кроме того, именно на ней происходит установление эмоционально окрашенного контакта с ребенком.

Предварительная диагностика ребенка и родителей с учетом оговоренной проблемы также проводится до поступления его на сопровождение в службу ранней помощи. По результатам данной диагностики педагог-психолог решает, какой вид развивающей работы подходит конкретному ребенку (индивидуальные, групповые или комбинированные развивающе-коррекционные игровые занятия). Это очень важный этап психолого-педагогического сопровождения ребенка, поскольку он предполагает своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем.

При обсуждении проблемы раннего воспитания и ранней коррекции говорят о важности и необходимости использования сенситивных периодов в развитии различных функций. Хорошо известно, что и среди нормально развивающихся детей существует некоторый разброс показателей времени созревания нервных структур. Значительно больше такая неравномерность выражена среди детей с различными недостатками развития.

Первичный индивидуальный игровой сеанс – также очень важный этап в работе психолога, поскольку именно он позволяет выявить основную направленность последующей работы с семьей, а также определить темп и содержание развивающих занятий и упражнений.

На основании полученных предварительных данных составляется индивидуальная развивающая программа для каждого ребенка, поступившего на сопровождение в Центр игровой поддержки, в соответствии с результатами диагностики и заявленным запросом родителей. Часто такая программа включает следующие цели и задачи:

1. знакомство или приветствие ребенка и родителей (законных представителей), установление эмоционального контакта, положительного фона;

2. наблюдение за спецификой общения и взаимодействия родителей и ребенка;

3. развитие тактильной чувствительности, сенсорных ощущений, общей и тонкой моторики;

4. развитие эмоциональной сферы ребенка, эмоциональной выразительности матери и ребенка;

5. развитие познавательной сферы и психических функций (внимания, памяти, мышления и речи).

На практике форма индивидуальной работы представляет собой составленный педагогом-психологом индивидуальной программы развивающих занятий, имеющий свою динамику. Кроме того, учитывается ведущая деятельность ребенка и особенности взаимодействия ребенка и взрослого.

Работа с родителями ведется в течение всей развивающей программы и заключается в следующем:

1. с родителями детей, которые  посещают игровые занятия, проводится беседа о правилах работы службы ранней помощи, о взаимных правах и обязанностях, заключается договор, в котором отражаются обязательства сторон и цели психолого-педагогической работы с данным ребенком и его родителями.

2. родители и педагоги полностью согласуют свои действия в отношении детей, находящихся на сопровождении в службе ранней помощи. Родители обязуются участвовать в развивающей работе, помогать в изготовлении дополнительных материалов для игровых сеансов службы ранней помощи.

3. родители имеют право посещать игровые занятия в службе ранней помощи, наблюдать за игрой детей, задавать вопросы педагогам-психологам, администрации центра. Более того, они являются непосредственными участниками всего образовательного процесса.

4. периодически специалисты беседуют с родителями для обмена информацией о ребенке, его проблемах и достижениях. Проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей. Родители имеют наглядное представление о работе службы ранней помощи, о достижениях своих детей.

К формам работы с родителями так же относится проведение родительских собраний, проведение индивидуальных консультаций для родителей с педагогом-психологом, логопедом, руководителем, обследование среды, в которой воспитывается ребенок (проводится по необходимости: по желанию родителей, или по рекомендации педагога-психолога), проведении семинаров для родителей по темам, согласованным с родителями на установочном родительском собрании, посещение родителями открытых и тематических игровых сеансов с последующим обсуждением и внесением рекомендаций, организации и проведении совместных досугов и праздников, чтение лекций приглашенными специалистами по желанию родителей, предоставление родителям информационных материалов по воспитанию и развитию детей, оказание помощи в оснащении игровыми средствами и оборудованием и организации предметно-развивающей среды дома.

Родители получают рекомендации по воспитанию и развитию ребенка в начале, середине и конце программы, по результатам первичной, пролонгированной и заключительной диагностики, в ходе индивидуальных и групповых консультаций и сообщают о достижениях или проблемах ребенка педагогам, работающим с ребенком. По итогам же окончания программы педагоги сообщают родителям о результатах и дают рекомендации по дальнейшей работе со своим ребенком и созданию игровой развивающей среды дома.

После окончания коррекционной программы развития многие дети начинают посещать общеобразовательные учреждения. Для улучшения адаптации детей в общеобразовательных учреждениях специалисты службы ранней помощи проводят занятия с детьми по воспитанию толерантного отношения здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. А так же служба ранней помощи проводят консультации, тренинги и просветительскую работу, направленную на принятие идеологии инклюзивного образования, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у администрации детских садов, воспитателей, у воспитанников и родителей здоровых детей.  

        Таким образом, служба ранней помощи является первой ступенью в организации инклюзивного образовательного пространства для детей с особыми возможностями здоровья.

Источники:

1. Закон РФ от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. - М., 2000.

3. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Прочухаева М.М., Самсонова Е. В.  – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240с.

4. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44136_full.shtml [Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Восточном административном округе Москвы - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]

5. Новые формы дошкольного образования. Выпуск 1 // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2007.

6. Харисова Е. Центр игровой поддержки // Учительская газета, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)

Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...

Повестка заседания проектной группы «Служба ранней помощи в системе образования Москвы»

Повестка заседания проектной группы СРП с поручениями заседания проектной группы...

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"...