Служба ранней помощи- первая ступень к инклюзивному образованию.
статья (младшая группа)
Современный мир, развивается в условиях глобализации, переживая системные энергетические, финансовые, социокультурные кризисы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunesko_zhuravleva_sovremennye_modeli_inklyuzivnogo.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Служба ранней помощи- первая ступень к инклюзивному образованию.
С.В.Журавлева
Современный мир, развивается в условиях глобализации, переживая системные энергетические, финансовые, социокультурные кризисы. Все это, усиливая противоречия в общественном развитии, не может не приводить к поиску новых смыслов в организации социальных моделей государств, пристальному вниманию к человеческому ресурсу. Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:
• потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);
• потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);
• потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность). Это система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования.
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно- образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от детских садов и школ предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в учреждения общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.
Создание систем и процессов, позволяющих каждому человеку полноправно участвовать в жизни общества согласно его выбору, вероисповеданиям и желаниям.
Определение инклюзии включает в себя не только доступ каждого члена общества к решающим аспектам жизни общества, таким как образование и работа, но также и облегчение такого доступа посредством преобразований парадигм общества, в частности, систем здравоохранения, воспитания и социальной защиты. Такие изменения – это трудный процесс (хотя значительные успехи уже достигнуты во многих частях Европы), так как он подразумевает изменения давно сложившихся (и часто ложных) представлений и систем. Другими словами, чтобы внедрить инклюзию в полном смысле этого слова, необходимо выйти из привычной и устоявшейся зоны комфорта и начать активно действовать.
В нашей стране существуют программы по раннему вмешательству, ранней диагностике и ранней помощи, что надежно гарантирует права детей с ограниченными возможностями здоровья с первых лет жизни. Максимально раннее начало комплексной психолого - медико - педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
Комплексная работа специалистов службы ранней помощи направлена на организацию инклюзивного пространства для детей с ОВЗ, поддержку семей и педагогов в работе с детьми раннего возраста данной категории .
Данная служба оказывает помощь детям с ОВЗ и их родителям в социализации и адаптации детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения: слабослышащим, слабовидящим, с тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и со сложной структурой дефекта, чтобы в дальнейшем ребенок мог посещать образовательные учреждения общего типа.
Психолого-педагогическое сопровождение включает проведение первичной консультации с родителями и первичного индивидуального игрового сеанса. Очная беседа педагога-психолога с родителями проводится по заявленной проблеме. Кроме того, именно на ней происходит установление эмоционально окрашенного контакта с ребенком.
Предварительная диагностика ребенка и родителей с учетом оговоренной проблемы также проводится до поступления его на сопровождение в службу ранней помощи. По результатам данной диагностики педагог-психолог решает, какой вид развивающей работы подходит конкретному ребенку (индивидуальные, групповые или комбинированные развивающе-коррекционные игровые занятия). Это очень важный этап психолого-педагогического сопровождения ребенка, поскольку он предполагает своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем.
При обсуждении проблемы раннего воспитания и ранней коррекции говорят о важности и необходимости использования сенситивных периодов в развитии различных функций. Хорошо известно, что и среди нормально развивающихся детей существует некоторый разброс показателей времени созревания нервных структур. Значительно больше такая неравномерность выражена среди детей с различными недостатками развития.
Первичный индивидуальный игровой сеанс – также очень важный этап в работе психолога, поскольку именно он позволяет выявить основную направленность последующей работы с семьей, а также определить темп и содержание развивающих занятий и упражнений.
На основании полученных предварительных данных составляется индивидуальная развивающая программа для каждого ребенка, поступившего на сопровождение в Центр игровой поддержки, в соответствии с результатами диагностики и заявленным запросом родителей. Часто такая программа включает следующие цели и задачи:
1. знакомство или приветствие ребенка и родителей (законных представителей), установление эмоционального контакта, положительного фона;
2. наблюдение за спецификой общения и взаимодействия родителей и ребенка;
3. развитие тактильной чувствительности, сенсорных ощущений, общей и тонкой моторики;
4. развитие эмоциональной сферы ребенка, эмоциональной выразительности матери и ребенка;
5. развитие познавательной сферы и психических функций (внимания, памяти, мышления и речи).
На практике форма индивидуальной работы представляет собой составленный педагогом-психологом индивидуальной программы развивающих занятий, имеющий свою динамику. Кроме того, учитывается ведущая деятельность ребенка и особенности взаимодействия ребенка и взрослого.
Работа с родителями ведется в течение всей развивающей программы и заключается в следующем:
1. с родителями детей, которые посещают игровые занятия, проводится беседа о правилах работы службы ранней помощи, о взаимных правах и обязанностях, заключается договор, в котором отражаются обязательства сторон и цели психолого-педагогической работы с данным ребенком и его родителями.
2. родители и педагоги полностью согласуют свои действия в отношении детей, находящихся на сопровождении в службе ранней помощи. Родители обязуются участвовать в развивающей работе, помогать в изготовлении дополнительных материалов для игровых сеансов службы ранней помощи.
3. родители имеют право посещать игровые занятия в службе ранней помощи, наблюдать за игрой детей, задавать вопросы педагогам-психологам, администрации центра. Более того, они являются непосредственными участниками всего образовательного процесса.
4. периодически специалисты беседуют с родителями для обмена информацией о ребенке, его проблемах и достижениях. Проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей. Родители имеют наглядное представление о работе службы ранней помощи, о достижениях своих детей.
К формам работы с родителями так же относится проведение родительских собраний, проведение индивидуальных консультаций для родителей с педагогом-психологом, логопедом, руководителем, обследование среды, в которой воспитывается ребенок (проводится по необходимости: по желанию родителей, или по рекомендации педагога-психолога), проведении семинаров для родителей по темам, согласованным с родителями на установочном родительском собрании, посещение родителями открытых и тематических игровых сеансов с последующим обсуждением и внесением рекомендаций, организации и проведении совместных досугов и праздников, чтение лекций приглашенными специалистами по желанию родителей, предоставление родителям информационных материалов по воспитанию и развитию детей, оказание помощи в оснащении игровыми средствами и оборудованием и организации предметно-развивающей среды дома.
Родители получают рекомендации по воспитанию и развитию ребенка в начале, середине и конце программы, по результатам первичной, пролонгированной и заключительной диагностики, в ходе индивидуальных и групповых консультаций и сообщают о достижениях или проблемах ребенка педагогам, работающим с ребенком. По итогам же окончания программы педагоги сообщают родителям о результатах и дают рекомендации по дальнейшей работе со своим ребенком и созданию игровой развивающей среды дома.
После окончания коррекционной программы развития многие дети начинают посещать общеобразовательные учреждения. Для улучшения адаптации детей в общеобразовательных учреждениях специалисты службы ранней помощи проводят занятия с детьми по воспитанию толерантного отношения здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. А так же служба ранней помощи проводят консультации, тренинги и просветительскую работу, направленную на принятие идеологии инклюзивного образования, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у администрации детских садов, воспитателей, у воспитанников и родителей здоровых детей.
Таким образом, служба ранней помощи является первой ступенью в организации инклюзивного образовательного пространства для детей с особыми возможностями здоровья.
Источники:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. - М., 2000.
3. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Прочухаева М.М., Самсонова Е. В. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240с.
4. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44136_full.shtml [Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Восточном административном округе Москвы - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]
5. Новые формы дошкольного образования. Выпуск 1 // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2007.
6. Харисова Е. Центр игровой поддержки // Учительская газета, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)
Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...
Повестка заседания проектной группы «Служба ранней помощи в системе образования Москвы»
Повестка заседания проектной группы СРП с поручениями заседания проектной группы...
Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"
Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"...
Инклюзивная групп «АИСТ» как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы МАДОУ № 15 "Сибирячок" г. Канска...
Инклюзивная групп «АИСТ» как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опыт работы МАДОУ № 15 "Сибирячок"...