Дидактические игры для обучения игры в шахматы
картотека (старшая группа)

Репис Ольга Анатольевна

Дидактические игры для обучения игры в шахматы "Учимся играя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_obucheniya_igry_v_shahmaty.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для обучения игры в Шахматы.                           «Учимся играя»

Волшебный мешочек
Дидактическая игра

Цель:
Повторить шахматные фигуры, их первоначальную расстановку и развитие мелкой моторики руки; вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Мешочек
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Пластилин (черный, белый), доски для лепки
Правила игры:
Вариант 1. Могут играть все дети. Детям предлагают по очереди достать шахматные фигуры из «Волшебного мешочка» и ставить фигуры на шахматной доске, где они должны стоять перед игрой.
Вариант 2. Играют все. Детям раздают черные, белые пластилины и доски для лепки. Предлагаем по очереди по одному достать шахматные фигуры из «Волшебного мешочка». Тот кто достал фигуру говорить и ставить фигуры на шахматной доске, остальные дети лепят из пластилина такую фигуру.

Шахматное лото
Дидактическая игра

Цель:
Повторить шахматные фигуры; развивать внимание и вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Мешочек
Шахматные фигуры
Большие карточки с фигурами 20-30 шт.
Фишки 50-80 шт.
Правила игры:
Детям раздают по 2-3 шт. большие карточки, где нарисованы фигуры и фишки 15-20 шт.. Один ребенок достает из мешочка и говорит какая это шахматная фигура. У кого есть такая фигура, тот вставит фишку на большую карточку. Выигрывает тот, кто закрыл фишкой все фигуры большой карточки.



Город
Дидактическая игра

(авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей»
В. Костров, Д. Давлетов)

Цель:
Повторить положение шахматных фигур на доске.
Материалы для игры
:
Шахматные доски
Шахматные фигуры
Правила игры:
Предлагаем детям представить шахматный город, где есть дома с улицами, номерами домов. Улицы - это вертикали, дома – это горизонтали.
Для начала поселим фигуры в городе. Каждая клеточка – площадь, где стоит дом. Дети должны называть, где живет каждая фигура. И на какой улице живете? А еще какие по соседству живут? Кто больше знает кто, где живет?
Например, король живет на улице «b» в доме № 7, ферзь живет на улице «с» в доме № 4 и т.д.

Морской бой
Дидактическая игра

(авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей»
В. Костров, Д. Давлетов)
Цель:
Научить, быстрей отыскивать любое шахматное поле.
Материалы для игры:
Шахматные доски
Шахматные фигуры
Правила игры:
Играют по два ребенка. Берем две доски и фигуры каждой доске по одному цвету, сажаем детей друг от друга подальше. Предлагаем представить, что они стали адмиралами, руководящими мощными эскадрами кораблей, а доски будут у вас – морями, океанами.
Ставим на доске из фигур и пешек эскадру кораблей и по- очереди говорим место фигуры так начинается бой. Первыми начинают фигуры белые. После боя меняем фигурами.
Если снаряд не попал в цель – «мимо», попали – «ранен» или «убит». Кто больше попадет, тот победитель.
Задача игрока:
Потопить раньше вашего соперника корабли противника. Стрелять будем по очереди, но если попали, то ход снова ваш.

Курица и зернышки
Дидактическая игра

(авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей»
В.Костров, Д. Давлетов)

Цель:
Повторить передвижение фигур по шахматной доске.
Материалы для игры:
курица (любая шахматная фигура);
Зернышко (фигура пешки);
Демонстрационная доска.
Правила игры:
Расставляем на демонстрационной доске несколько фигур пешек (зернышко) любого цвета и курицей (любая фигура) уничтожаем все зернышки по очереди.
Задачей курицы в том, чтобы как можно меньше делать ходов и съесть все зернышки. Надо тратить не более двух ходов на уничтожение каждой зернышки.
И важная задача:
Курица не может перепрыгивать зернышки.

Снайпер
Дидактическая игра

Цель:
Повторить координаты шахматной доски; вызвать интерес к игре.
Материал для игры:
шахматная демонстрационная доска
8 пешек
Правила игры:
Игра проводится на демонстрационной доске, играют двое детей. Один из них на доске, хаотично, расставляет 8 пешек. Другой должен стрелять, т.е. угадать координаты пешек.
Если снаряд не попал в цель – «мимо», попали – «убит».
Нападающий делает 8 выстрелов. Потом играющие меняются местами. Подсчитываются очки. Кто сделал больше попаданий, тот выигрывает

Найди ошибку

Цель:
Развитие внимания, сообразительности и смекалки, умение видеть фигуры на доске.
Материалы для игры:
Шахматные доски
Шахматные фигуры
Правила игры:
Обучающиеся должны внимательно посмотреть на шахматную доску и быстро найти ошибки:
На шахматной доске расставлены два чёрного Слона, оба на белых полях. По правилам один должен стоять на белом поле, а другой на чёрном.
Два Короля стоят рядом. Короли по шахматным правилам вместе не стоят.
Первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь. В начале игры Ферзь любит свой цвет. Поэтому чёрный ферзь стоит на чёрном поле, а белый на белом.

Сложи фигуру

Цель:
Развитие смекалки, логического мышления.
Материал для игры:
разрезные картинки шахматных фигур
бросовый материал (для выкладывания шахматных фигур)
Правила игры:
На столах выложены конверты с разрезными на 3-4 части шахматными фигурами. Учащиеся должны подобрать так части, чтобы получилась шахматная фигура, затем взять бросовый материал – косточки и выложить из них такую же шахматную фигуру.

Игра на смекалку
словесная игра

Цель:
Развитие смекалки, воображения; расширение кругозора.
Правила игры:
Воспитатель задает вопросы, дети должны быстро и правильно на них ответить, например:
У какого Слона нет хобота? (у шахматного)
Какой Король не умеет говорить? (шахматный)
Что за чудо-поле, на котором мышке тесно, а свободно Слону?
(на шахматной).
На каком Слоне нельзя прокатиться? (на шахматном)
Какая клетка всегда только квадратная? (шахматная)
Если их соединить, угол можно получить (горизонталь и диагональ, горизонталь и вертикаль, вертикаль и диагональ)
Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква? (Конь).

Живые шахматы
Подвижная игра

Цель:
Повторить шахматные фигуры и их первоначальную расстановку; вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Шапочки шахматных фигур и накидки (на каждого ребенка)
Шахматное поле 3х3м.
Правила игры:
Игра проводиться на шахматном поле. Дети становятся «шахматными фигурами» (надевают шапочки шахматных фигур и накидку).
Шахматные фигуры (дети) в начале игры стоят на шахматном поле, где их фигура находится.
Звучит музыка - шахматные фигуры танцуют. Когда музыка остановиться должны встать на шахматное поле, где стояли в начале игры шахматные фигуры и должны рассказать на каком месте стоят.
Задача играющих:
Не перепутать свои места. После меняются своими фигурами и игра продолжается.


Почтальон
Подвижная игра

Цель:
Научить по записи находить положения фигур на шахматной доске.
Материалы для игры:
Конверты с письмами
Шахматное поле
Шахматные фигуры
Правила игры:
В этой игре повторяется расположение фигур на доске. Фигуры заранее находят свои места на шахматном поле – это их расположение домов (адрес, где они живут). Один ребенок становится почтальоном и должен доставить фигурам письма по адресу. На письме написано адрес дома, а имя фигуры не называется. Почтальон по записи доставляет письмо и говорит, какая фигура там живет.
Так игра продолжается до тех пор, пока не раздаст все письма. Затем меняются местами фигуры, почтальоном становится другой ребенок.


Ставим ловушки
Подвижная игра

Цель:
Повторение хода коня; вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
шахматное поле 3х3м
шапочка коня и накидка
ловушки из красного картона 64 шт.
Правила игры:
Вариант 1. Игра начинается с угла а1 на шахматном поле. Один из играющих одевает шапочку коня и ходит на шахматном поле ходом коня, т.е. буквой «Г». После каждого хода ставим и считаем ловушки.
Задача играющего – расставить как можно больше ловушек на шахматном поле.
Вариант 2. Играют двое сразу. Начинают с угла а1 и h8. вдвоем одевают шапочку коня и ходят ходом коня, т.е. буквой «Г». После каждого хода ставим и считаем ловушки. Выигрывает тот у кого больше ловушек на поле.

Шахматный чудо-куб
Подвижная игра

Цель:
Повторение знание фигур, их место на шахматном поле; вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Чудо-куб
Шахматное поле
Шапочки шахматных фигур и накидка
Пластилины (белые, черные), доски для лепки
Правила игры:
Вариант 1.
 Игра проводится на шахматном поле. Дети по очереди бросают «Шахматный чудо-куб» ( не имеет роли цвет шахматной фигуры). Ребенок, бросивший «Шахматный чудо-куб» говорит какая это фигура. Затем одевает шапочку этой шахматной фигуры и накидка (фигура, накидка может быть любой). Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру.
Вариант 2. Игра проводится на шахматном поле. Дети по очереди бросают «Шахматный чудо-куб» (расположены только белые фигуры или только черные). Ребенок, бросивший «Шахматный чудо-куб» говорит какая это фигура. Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру. Затем одевает шапочку этой шахматной фигуры и накидка (фигура, накидка может быть или черным, или белым). Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру.
Вариант 3. Играют все дети. На столе лежат пластилин белый и черный, доски для лепки и на шахматном поле стоит «Шахматный чудо-куб». Дети по очереди бросают «Шахматный чудо-куб» (расположены только белые фигуры или только черные). Ребенок, бросивший «Шахматный чудо-куб» говорит какая это фигура, остальные дети лепят из пластилина эту фигуру.


«Шахматный теремок».
дидактическая игра - инсценировка

Цель
Повторение знание фигур, вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Деревянная шахматная доска
Шахматные фигуры
Шапочки шахматных фигур и накидка
Макет «шахматного» теремка
Правила игры:
Вариант 1.
Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.
Вариант 2.
Дети надевают шапочки шахматных фигур и накидки (белые или черные).В макет «шахматного» теремка следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых (черных) фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.

«Шахматный колобок».
Дидактическую игру-инсценировку

Цель:
Повторение знание фигур, вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Шапочки шахматных фигур и накидка (король, ферзь, пешка, конь, слон, ладья.
Шарик или клубок
Декорации к сказке «Колобок»
Персонажи сказки:
«Дед» – король, «Баба» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, а Колобок – шарик или клубок.
Правила игры:
Действия происходят по сюжету сказки «Колобок». Дети должны назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.

«Шахматная репка».

Цель:
Повторение знание фигур, вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Шахматные фигуры
Шапочки шахматных фигур и накидка (король, ферзь, пешка, конь, слон, ладья)
Шарик или клубок
Декорации к сказке « Репка»
Персонажи сказки:
«Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.
Правила игры:
Вариант 1.
Посадите «репку» – клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.
Вариант 2. Дети надевают шапочки шахматных фигур и накидки (белые или черные). Действия происходят по сюжету сказки «Репка». Дети должны назвать все шахматные фигуры, которые помогают «деду» вытащить «репку».


«Запретная фигура».
Дидактическая игра

Цель:
Повторение знание фигур, вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Шахматные фигуры
Правила игры:
Поставьте перед детьми шахматные фигуры в один ряд. Назвать детям запретную фигуру. Педагог показывает детям фигуры и просит их назвать.
Дети называют показываемые фигуры, кроме «запретной», которая была выбрана заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «Секрет».

«Белые и черные».
дидактическая игра

Цель:
Повторение знание фигур, вызвать интерес к игре.
Материалы для игры:
Шахматные фигуры
Правила игры:
В беспорядке на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная игру, педагог оставляет в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. 
Например: «Белый ферзь».
Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. 
Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т.д.

«Большая и маленькая»
дидактическая игра

Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

«Что общего?»
дидактическая игра

Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

«Белые и черные»
дидактическая игра

В беспорядке поставьте на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т. д.

«Угадайка»
дидактическая игра

Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите ребенку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовет загаданную фигуру, следующую прячет уже он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

«Куча мала»
дидактическая игра

Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете какую-нибудь фигуру и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребенка: «Так?» Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.

«Школа»
дидактическая игра

Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..»

«Цвет»
дидактическая игра

Попросите малыша поставить в ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда ребенок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две черные. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на нее.

«Ряд»
дидактическая игра

Предложите ребенку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребенок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

«По росту»
дидактическая игра

Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

«»Прятки»
дидактическая игра

Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш

«Убери такую же»
дидактическая игра

Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из них в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т. д.

«Полна горница»
дидактическая игра

Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребенку взять одну фигуру, назвать ее и уложить «спать» в шахматную доску (коробку). Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого пусть малыш сам запрет шахматную доску (коробку). Две последние дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после занятия достаточно занимательным.

«Шахматная лесенка»

Задачи: Закреплять умение различать шахматные фигуры, называть их; дать знания о стоимости фигур; упражнять в ориентировке в пространстве, в назывании количественных и порядковых числительных

«Домино»

Задачи: закрепить умение различать шахматные фигуры, их плоскостное изображение; развивать мышление детей - рационально выбирать нужный вариант из нескольких; учить детей взаимодействовать в ходе игры между собой, соблюдать правила, радоваться успеху других

«Реши пример»

Задачи: закреплять знания о стоимости шахматных фигур; упражнять в решении примеров на сложение и вычитание в одно или несколько действий; формировать умение различать и называть знаки +, -, = (понимать их назначение).

«Больше, меньше, равно»

Задачи: учить детей решать примеры и устанавливать между ними равенство или неравенство; формировать умение различать и называть знаки >, <, =; воспитывать желание играть парами или в микрогруппах, помогать друг другу.

«Собери шахматную доску»

Задачи: Учить детей ориентироваться на листе бумаги; познакомить с понятиями "вертикаль", "горизонталь", "диагональ"; упражнять в назывании вертикалей латинскими буквами (a,b,c,d,e,f,g,h); формировать умение выкладывать на планшете линии (по замыслу или заданию, чередуя чёрные и белые поля; определять цвет заданного поля.

«Путешествие»

Задачи: закреплять умение называть и различать вертикали, горизонтали, диагонали; учить детей ориентироваться в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной на 64 полях; определять словами положение фишки (сначала латинская буква, затем цифра - а4); устанавливать фишку в соответствии со словесным указанием; двигаться по планшету в соответствии с командами "влево", "вправо", "вверх", "вниз"; развивать мышление детей - учить находить самый короткий (самый длинный путь) между точками.

« На стуле»

Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.

«Горизонталь»

Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.) .

«Вертикаль»

То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ»

То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

« Шахматный веер»

Взрослый или ребенок показывает веер, а дети по очереди называют шахматную фигуру, изображенную на веере. Другой вариант – ребенок показывает одну шахматную фигуру на веере, а дети называют эту фигуру.

« Построй правильно»

Дети из кубиков белого и черного цвета строят вертикаль, горизонталь, диагональ

«Большая и маленькая» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Дидактические игры по обучению игре в шахматы»

Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы....

Консультация для родителей "Дидактические игры при обучении игре в шахматы"

Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы."'Куча мала". Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте как...

дидактические игры при обучении игры в шахматы

Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируютс...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ...

Дидактические игры и задания при обучении игре в шахматы

Дидактические игры и задания при обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы...