Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 4-5 лет
материал (средняя группа)

Отрадных Оксана Викторовна

Изучение детей дошкольного возраста с использованием представленных методик свидетельствует, что показателями умственного развития ребенка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения — пользуется ли ребенок практической ориентировкой (методом проб, практическим примериванием или зрительной ориентировкой), обучаемость в процессе диагностического обследования, интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_inzheneriki_novaya.docx66.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка

4-5 лет

Важно помнить, что нормально развивающиеся дети пятого года жизни при выполнении практических задач, в отличие от детей четвертого года жизни, пользуются методом практического промеривания и часто переходят на зрительную ориентировку. При решении мыслительных задач они пользуются в основном оперированием образами-представлениями, т. е. решают задачи в наглядно-образном плане. Поэтому детям пятого года жизни предлагаются некоторые задания, аналогичные заданиям для детей четвертого года жизни (см. табл. 5), но требования к их выполнению и оценка действий будут иными.

Таблица заданий для обследования детей 4-5 лет

Наименование задания

1

Поиграй (набор сюжетных игрушек)

2

Коробка форм

3

Разбери и сложи матрешку (пятисоставную)

4

Дом животного (адаптированный вариант методики В.Векслера)

5

Сложи разрезанную картинку (из четырех частей)

6

Угадай, чего нет (сравнение картинок)

7

Посчитай

8

Построй из палочек

9

Нарисуй человека (адаптированный вариант методики Гудинаф-Харрисона)

10

Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»)

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

  1. ПОИГРАЙ.

1 балл — ребенок действует с игрушками неадекватно (тянет в рот либо кидает их); при обучении не стремится к совместным действиям со взрослым либо вообще не реагирует на игрушки.

2 балла — ребенок проявляет эмоциональные реакции на некоторые игрушки, но сам не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий; в процессе обучения отмечаются манипуляции и процессуальные действия с игрушками.

3 балла — ребенок проявляет интерес к игрушкам; самостоятельно может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий, но не может организовать сюжетную игру без помощи взрослого.

4 балла — ребенок проявляет интерес к игрушкам и может самостоятельно выполнить с ними ряд логически последовательных действий, объединяя их в единый сюжет.

  1. КОРОБКА ФОРМ.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (берет игрушки в рот, бросает их и т. д.).

2 балла — ребенок принимает задание, но выполняя его, использует хаотичные действия, т. е. Не соотносит фигуру с прорезью, а пытается силой затолкнуть ее в любую прорезь; в условиях обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к другому способу выполнения задания; отсутствует метод проб; к конечному результату безразличен.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом перебора вариантов либо методом проб; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; выполняет его методом практического примеривания или зрительного соотнесения; заинтересован в конечном результате.

  1. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ.

1 балл — ребенок не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает матрешку, берет ее в рот, стучит ею по столу и т. д.).

2 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении действует хаотично: пытается собрать матрешку без учета величины; в условиях обучения действует адекватно, но потом не переходит к адекватным действиям; к конечному результату безразличен.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом перебора вариантов либо методом проб; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом практического примеривания либо зрительной ориентировки; заинтересован в конечном результате.

  1. ДОМ ЖИВОТНОГО.

1 балл — ребенок не принимает задание; при обучении действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но в своих действиях не ориентируется на образец; расставляет фишки непоследовательно; пропускает углубления; нет целенаправленности в действиях; безразличен к результату.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но при выполнении не ориентируется на образец, хотя и расставляет фишки последовательно; после указания на ошибки (взрослый еще раз обращает внимание на цвет домиков) ребенок действует соответственно образцу; заинтересован в результате.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; действует целенаправленно с учетом данного ему образца; заинтересован в результате; может сам заметить свою ошибку и исправить ее.

  1. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения (размахивает картинками, берет их в рот, стучит по столу и т. д.).

2 балла — ребенок принимает задание, но при самостоятельном выполнении кладет одну часть картинки на другую либо соединяет эти части без учета целостного изображения предмета; в условиях обучения использует только второй вариант помощи — накладывает часть картинки на целое; после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно не может выполнить его, но пытается соединить части в целое; в условиях обучения пользуется первым вариантом помощи; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно выполняет его; заинтересован в результате своей деятельности.

  1. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условия; при самостоятельном выполнении перечисляет все переставленные игрушки; после обучения не переходит к адекватным способам выполнения; к конечному результату безразличен.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить его не может; после обучения решает задачу; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; сам решает задачу в мыслительном плане.

  1. ПОСЧИТАЙ.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (разбрасывает палочки, берет их в рот, стучит ими по столу, размахивает и т. д.)

2 балла — ребенок принимает и понимает задание; по словесной инструкции не может выделить заданное количество; в условиях обучения действует адекватно), но может выделить палочки из множества только в пределах трех; счетные операции даже в пределах трех не выполняет; к конечному результату безразличен.

3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; выделяет из множества количество в пределах трех, но в пределах пяти затрудняется; счетные операции выполняет только в пределах трех; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; выделяет из множества заданное количество и выполняет счетные операции по представлению; заинтересован в конечном результате.

  1. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (берет палочки в рот, разбрасывает их, размахивает ими, стучит по столу и т. д.)

2 балла — ребенок принимает задание; самостоятельно работать по образцу не может ни до, ни после обучения; к результату безразличен.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно по образцу может строить только после обучения; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно строит по образцу; заинтересован в конечном результате.

  1. НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА.

1 балл — ребенок принимает, но не понимает задание; действует неадекватно (размахивает карандашом, мнет бумагу, берет ее в рот и т. д.).

2 балла — ребенок принимает задание; предметный рисунок представлен в виде черкания или предпосылок к предметному рисунку — рисует голову (круг).

3 балла – ребенок принимает и понимает задание; рисует человека в виде «головонога»: голова и ноги или голова и туловище.

4 балла – ребенок принимает и понимает задание; рисует все основные части тела и лица человека.

  1. РАССКАЖИ.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание.

2 балла — ребенок принимает, но не понимает задание; перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинке, не объединяя их в единый сюжет.

3 балла — ребенок принимает задание и понимает смысловую сторону сюжета, но объяснить ее в связном рассказе не может; на вопросы отвечает однословно, показывая тем самым, что смысл понятен.

4 балла — принимает и понимает задание; составляет связный рассказ (три-четыре предложения), отражая в нем основную причинно-следственную зависимость.

Дети

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

Сумма баллов

Ребенок 1

2

3

2

2

2

3

2

3

2

2

23

Ребенок 2

3

3

3

3

2

3

2

3

4

3

29

Ребенок 3

3

4

3

4

3

3

3

4

4

3

34

Ребенок 4

2

3

3

2

2

3

2

3

3

2

25

Ребенок 5

4

4

4

4

3

4

3

4

4

4

38

Ребенок 6

3

3

3

3

3

4

3

3

3

3

31

Ребенок 7

2

2

3

2

2

3

2

3

2

3

24

Ребенок 8

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

27

Ребенок 9

2

3

3

3

2

3

3

3

2

2

26

Ребенок 10

3

4

4

3

3

3

3

4

4

3

34

Ребенок 11

2

3

3

3

3

2

3

3

3

3

28

Ребенок 12

3

4

4

4

3

3

3

4

3

3

34

Ребенок 13

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

Ребенок 14

2

3

3

3

2

3

2

3

3

2

26

Ребенок 15

3

3

4

3

3

3

2

3

4

3

31

Ребенок 16

2

3

3

2

2

2

2

3

3

2

24

Ребенок 17

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

29

Ребенок 18

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

Ребенок 19

3

4

4

3

3

3

3

4

4

4

35

Ребенок 20

2

3

3

3

3

3

2

3

3

2

27

Ребенок 21

2

2

3

2

2

2

2

3

2

2

22

Ребенок 22

3

3

3

3

2

3

2

3

3

2

27

Ребенок 23

3

4

4

3

3

4

3

4

4

4

36

Ребенок 24

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

28

Ребенок 25

2

3

3

2

2

2

2

3

2

3

24

Ребенок 26

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

Ребенок 27

4

4

4

4

4

3

3

4

4

4

38

Ребенок 28

3

4

4

4

3

3

3

4

4

3

35

Ребенок 29

2

3

3

2

2

3

2

3

2

2

24

Ребенок 30

2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

28

Ребенок 31

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

Среднее значение

2,6

3,1

3,2

2,9

2,6

2,9

2,5

3,2

3,1

2,8

28,9

Результаты проведенного обследования в баллах

(средняя группа, сентябрь 2021)

Дети

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

Сумма баллов

Ребенок 1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

Ребенок 2

3

4

4

3

3

3

3

3

4

3

33

Ребенок 3

4

4

3

4

3

4

3

4

4

4

37

Ребенок 4

4

3

3

3

4

3

3

3

3

3

32

Ребенок 5

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

40

Ребенок 6

4

3

4

3

3

4

3

4

3

3

34

Ребенок 7

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

Ребенок 8

4

3

3

4

3

3

4

4

3

3

34

Ребенок 9

3

4

3

3

4

3

3

3

3

2

31

Ребенок 10

4

4

4

3

3

4

3

4

4

4

37

Ребенок 11

3

3

4

3

3

3

4

3

3

3

32

Ребенок 12

3

4

4

4

4

4

3

4

4

3

37

Ребенок 13

4

3

3

4

3

3

4

3

3

3

33

Ребенок 14

3

4

3

3

4

3

3

3

3

3

32

Ребенок 15

4

3

4

3

3

4

3

3

4

3

34

Ребенок 16

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

Ребенок 17

4

3

3

4

3

3

3

4

3

3

33

Ребенок 18

3

4

3

4

4

3

4

3

3

3

34

Ребенок 19

4

4

4

4

3

3

4

4

4

4

38

Ребенок 20

3

4

3

3

4

3

3

4

3

2

32

Ребенок 21

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

29

Ребенок 22

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

31

Ребенок 23

4

4

4

3

4

4

3

4

4

4

38

Ребенок 24

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

Ребенок 25

4

3

3

3

4

3

3

3

3

3

32

Ребенок 26

4

3

3

4

4

3

4

3

3

3

34

Ребенок 27

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

40

Ребенок 28

4

4

4

4

3

4

4

4

4

3

38

Ребенок 29

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

Ребенок 30

3

4

3

3

4

3

3

4

3

3

33

Ребенок 31

4

3

4

4

3

3

4

3

3

3

34

Среднее значение

3,5

3,4

3,3

3,3

3,3

3,2

3,3

3,4

3,3

3

33,6

Результаты проведенного обследования в баллах

(средняя группа, май 2022 г.)

        

В соответствии с годовым планом работы на 2021-2022 учебный год, с целью выявления уровня развития интереса к познавательным задачам, целостного восприятия предметного изображения, обеспечения личностно-ориентированного подхода в образовательной работе с детьми была проведена методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 4-5 лет (по методике Стребелевой Е.А.)

Изучение детей дошкольного возраста с использованием представленных методик свидетельствует, что показателями умственного развития ребенка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения — пользуется ли ребенок практической ориентировкой (методом проб, практическим примериванием или зрительной ориентировкой), обучаемость в процессе диагностического обследования, интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.

Диагностика познавательного развития детей возраста 4-5 лет показала следующие результаты:

Сентябрь 2021

Май 2022

1 группа

0 чел.- 0%

0 чел.- 0%

2 группа

1  чел.- 3  %

0 чел.- 0%

3 группа

22 чел.-  71%

17 чел.- 55%

4 группа

8 чел.-  26 %

14 чел.- 45%

      Проанализировав результаты диагностики можно сделать вывод, о динамике развития познавательной деятельности детей, что говорит об эффективности проделанной работы, достижении поставленных целей и задач. Дети заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

На конец учебного года увеличилось количество детей, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обследование уровня развития различных видов игры и сформированности игровых действий в них.

Приведена подробная характеристика обследования различных видов игр детей старшей группы, Дан перспективный план развития сюжетно-ролевых игр старшего дошкольного возраста. Показаны методы руководства...

Диагностические таблицы результатов психолого-педагогического обследования познавательного развития детей с ОВЗ 3-4 лет по методике Е.А. Стребелевой

В данном материале представлены сводные таблицы результатов психолого-педагогического обследования познавательного развития детей с ОВЗ 3-4 лет за учебный год...

Методика обследования речевого развития дошкольников в период обучения грамоте

Методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте была разработана на основе критериев, предложенных О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой....

Диагностический лист обследования познавательного развития ребёнка в средней группе

Для успешности воспитания и обучения дошкольников с ЗПР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей каждого ребёнка, поскольку дети с ЗПР исходно демон...

Протокол психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественная оценка действий. Под редакцией Е.А. Стребелевой)

Пример заполнения протокола по реультатам  психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественна...

Картотека диагностических методик для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Картотека диагностических методикдля познавательного развития детей младшего дошкольного возраста...