Семинар для воспитателей в форме круглого стола «Основные подходы и технологии по организации ранней профориентации дошкольников в ДОУ»
методическая разработка

Сафьянова Татьяна Владимировна
Ранняя профориентация дошкольников – это важное и необходимое направление деятельности в ДОУ. Оказать ребенку помощь сделать правильный выбор - непростая задача для педагогов и родителей. Создание предложенных условий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть креативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления и знания о многообразии профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, креатив. Это поможет их дальнейшему успешному правильному выбору профессии, которая будет приносить удовлетворение и радость
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей в форме круглого стола

 «Основные подходы и технологии по организации ранней профориентации дошкольников в ДОУ»

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в детском саду;
2. изучить содержание профориентационной работы в детском саду, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
3. познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формами и методами работы с детьми по профориентации.
Практическая значимость: содержательный материал представлен в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Форма проведения - круглый стол.

 Начать нашу встречу предлагаю таким приветствием друг друга, я буду говорить действие по конкретной профессии – а ваша задача передать это действие в движении (воспитатели показывают движение по той или иной профессии, потом ведущий озвучивает профессию):
«Мир профессий»
Трактор водит – (тракторист -Крутят воображаемый руль)
Электричку – (машинист- Руки на поясе, «пружинка»)
Стены выкрасил – (маляр -Имитируют движения покраски)
Доску выстрогал – (столяр -Трут ладошки друг об друга)
В доме свет провел – (монтер -«Фонарики»)
В шахте трудится – (шахтер -Топают ногами)
В жаркой кузнеце – (кузнец -Перед собой ударяют кулаками)
Кто всё знает – молодец! (Хлопки)
А какие мы с вами молодцы и есть ли нам чему поучиться, узнаем на нашей встрече.
Давайте вместе актуализируем свои знания и устроим «Мозговой штурм» 
(задания представлены на слайдах):
1. Определи профессию по фотографии 
(на слайде изображена фотография с изображением человека, определенной профессии. Задача педагогов – определить профессию).
Фото 1. Резчик льда -До изобретения холодильника, для сохранения продуктов приходилось собирать лёд зимой, чтобы использовать его летом. Сбором льда и занимались специальные резчики. Они вырезали глыбы льда из замерзших озёр, рискуя умереть от переохлаждения в случае падения в прорубь. Нынче лед не переносят с места на место, а используют специальное холодильное оборудование
Фото 2. Человек – будильник - Эти люди ходили по определённому маршруту, стуча в окна своих клиентов длинной палкой, кидая камешки и крича, что есть мочи, до тех пор пока они не убедятся, что разбудили людей, которые не хотят проспать работу. Человек-будильник также утратил необходимость. Просыпаться вовремя теперь нам помогают различные гаджеты
Фото 3. Установщик кеглей для боулинга - Вместо машин, для расстановки кеглей раньше использовались специальные люди. Работа была сложной, шумной и малооплачиваемой. Как правило для этой работы нанимались маленькие мальчики. Ребят, устанавливающих кегли в боулинге, заменили автоматы.
Фото 4. Лектор фабричных рабочих – Слушали ли Вы, когда-нибудь музыку или аудио-книгу, выполняя монотонную работу? Работники фабрик нанимали живых "лекторов", которые читали им произведения литературы во время работы. Иногда работники скидывались для найма этого человека. В настоящее время "лекторов" заменили плееры, радио и другие пассивно-развлекательные гаджеты

2. Назовите обязанности человека, владеющего следующей профессией 
(на слайде представлено название профессии. Задача педагога – назвать должностные обязанности данной профессии):
Компьютер - В английском словаре Вебстера 1828 года, определение слова компьютер приводится как: "Человек, который ведет расчёты". Прежде, чем это стало вещью, это был человек, как правило молодая женщина. Как вы уже догадались, они занимались различными расчетами и вычислениями, ведь кто-то должен был выполнять эту работу. Теперь у этого слова совсем другое определение.
Алхимик - Много веков назад человек полагал, что все окружающее нас, дело рук Божьих, а выяснять как что устроено – является ужасным грехом. С грешниками тогда не церемонились, их подвергали пыткам и сожжению.
Потому чтобы стать ученым в темные времена, необходимо было обладать острым умом и незаурядной храбростью. Такие люди были и назывались алхимиками. Алхимики пытались выяснить из чего состоит окружающий нас мир, принципах его функционирования и питали надежду суметь превращать одни элементы в другие, в частности, их интересовало превращение металлов в золото.
Еще алхимики надеялись создать универсальное лекарство, дарующее молодость – «эликсир жизни».
Цирюльник (через польск. cyrilik от лат. chirirgis) — исторически парикмахер и банщик, владеющий элементарными приёмами хирургии. Это название профессии, которой уже не существует. Смесь парикмахера, банщика, зубного хирурга. Слово «цирюльник» давно вышло из обихода. Это архаизм, современного аналога которому нет. Согласно словарю Даля, синонимы этого существительного – «бородобрей», «рудомет», «зуборвач». То есть цирюльник – это тот, кто бреет бороды, стрижет и иногда вырывает зубы. Сегодня специалистов столь широкого профиля, к счастью, нет.
3. ответьте на вопрос: «Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался 
«шкрабом»?
1. полотёр;
2. учитель;
3. посудомойка;
4. сторож.
(сокращение от словосочетания «школьный работник»)
(вопрос и варианты ответов представлены на слайде, задача педагогов – найти правильный ответ)


4. Соотнесите фотографию с определением профессии, дайте название этой профессии 
(на слайде представлено три фотографии с изображением людей современных профессий и краткое определение рода деятельности. Задача педагогов соотнести определение с фотографией, дать название профессии):
Фото 1 человек, который получает деньги за размещение скрытой рекламы в собственном блоге (авторский интернет-дневник на свободную тему) вперемешку с личными записями БЛОГЕР
Фото 2 специалист по наружной рекламе, осуществляет конструирование и монтаж деталей наружной рекламы (вывесок, макетов и пр.), необходимо знать особенности оборудования данной техники, иметь допуск к работе с высоким напряжением НЕОНЩИК
Фото 3 специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая ТИТЕСТЕР

- Уверена, что после этого упражнения, есть люди в нашем зале, которые не все знали о многообразии, прошлом и настоящем профессий. Думаю, что каждому есть, над чем поразмышлять, оценить собственные представления и определить перспективы саморазвития.
Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так образуются династии врачей, учителей, артистов, ученых и т.д. Поэтому рассказ отца или матери приносит ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес.
Ознакомление детей с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет ребенку проникнуть глубже в мир взрослых, понять и принять его.
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста носит информационный характер.
Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.
Выделяют следующие
задачи профориентации детей дошкольного возраста:
- привить любовь к трудовым усилиям;
- сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности;
- ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями.
Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы – представлены на слайдах.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Задачи работы:
-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Задачи работы:
-формировать первичные представления о мотивах труда людей;
-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
-учить сравнивать профессии;
-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
-знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Задачи работы с детьми 5-7 лет:
-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-расширять и систематизировать представления о современных профессиях.

Слайд про задачи младшего дошкольного возраста - Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач, актуальных, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.

Слайд про задачи среднего дошкольного возраста - Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательная деятельность должна включать в себя рациональный и эмоционально – чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку по осознанию этого опыта, обобщению его и фиксацией в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

Слайд про задачи младшего старшего дошкольного возраста - Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей и его результатах, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода, в том числе и через предметно-развивающую среду. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых. В соответствии с требованием времени, следует больше уделить внимания учету склонностей и интереса детей к разным видам труда, культуре самообслуживания и культуре деятельности в целом. Поэтому, создание развивающей предметно –пространственной среды способствующей формированию интереса к профессиональной – трудовой деятельности.

Чтобы полностью оснастить  предметно- развивающей среды надо:
1.Оснастить уголки по профориентации соответствуя возрасту;
2.Подобрать художественную литературу , изготовление книжек –малышек по теме;
3.Создать картотеку пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов, песен о профессиях и орудиях труда;
4.Подобрать репродукции картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
5.Подобрать и изготовить дидактические игры по теме «Профессии»;
6.Подобрать мультфильмы и видеоролики связанных с темой «Профессии»;
7.Оформить альбом с фотографиями «Профессии наших родителей».

8.Система студий (творческих мастерских): «Строители» (архитектор, плотник и т.д.); «Ателье» (швея, модельер и т.д.); «Изостудия» (художник, скульптор), «Музыкальная школа» (инструменталисты, певцы) … ;
9.Выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;
10.Материалы для сюжетно-ролевых игр.

Принципыпроектировании развивающей предметно-развивающей среды:
 насыщенности –т.е соответствует возрасту и индивидуальным возможностям, содержанию программы;
 трансформируемости- возможность изменения предметно развивающей среды,
 полифункциональности возможность разнообразного использования  различных составляющих развивающей среды,
 вариативности разнообразие игр и игрушек для свободного выбора детей,
 доступности,
 безопасности.

 Это позволяет обеспечить эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения, стимулирует игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность детей, возможность экспериментирования. Пространство групп представляет собой разграниченные «уголки» оснащенные развивающим материалом, с учетом каждой возрастной группы детей детского сада и создает условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне. Наполнение уголков соответствует направлениям по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

 

Во 1 младшей группе воспитатель должен вызывать интерес к труду близких им взрослых и побуждать называть и узнавать некоторые трудовые действия, как например помощник воспитателя моет посуду. Рассказывает детям о том, что взрослые трудятся и имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу.

В младшей группе воспитатель рассказывает детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширяет представления о трудовых действиях и результатах труда. В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий.

В средней группе воспитатель продолжает знакомить с уже известными профессиями, расширяет и обогащает представления о трудовых действиях, орудиях труда и результатах труда. Знакомит с трудом в городе и в сельской местности. Так же знакомит детей с деньгами и возможностями их использования (магазин, кафе). Знакомит с такими профессиями как почтальон, работниками культуры (кто работает в театре, цирке, зоопарке, вернисаже).

В старшей группе воспитатель расширяет представления о профессиях образования, науки, искусства и культуры. Рассказывает детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли и связи, о важности и значимости их труда, о том что для облегчения труда используется разная техника. В старшей группе игры усложняются. У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии. В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

В подготовительной группе воспитатель расширяет осведомлённость детей в сфере человеческой деятельности, представления о их значимости для жизни ребёнка, его семьи, детского сада и общества в целом. Предоставляет детям целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, духовные ценности и то что человек умеет делать руками.

Расширяет представления об элементах экономики. Реализуя задачи Базового компонента отдавать приоритет принципа активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
• углубить практические знания воспитанников;
• выявить интересы и склонности воспитанников;
• развивать интерес и умение осуществлять действия.


При проведении учебной деятельности с воспитанниками необходимо использовать различные технологии и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников.

Технологии:

технология лэпбуков; технология макетирования; технология проектов; дистанционные технологии;

 игровые технологии:

( загадки, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, словесные игры, «гость группы», алгоритмы и др.)

(работа на магнитной доске)

  1. Название профессии
  2. Место работы
  3. Форменная одежда
  4. Орудия труда
  5. Трудовые действия
  6. Польза труда для общества.

И сегодня мы с вами немного поиграем! Внимание, на экран! На экране вы видите начало пословиц о труде, ваша задача их продолжить.

«Какой мастер - ….. (такова и работа)

«Тяжко тому жить,… (кто от работы бежит)

«Труд кормит, … (а лень – портит)

 «Красна птица оперением,.. (а человек – рукоделием)

«Кто ловок в труде – (кует счастье себе)

«Тот человек в почете, (чьи руки в работе)

«Кончил дело — (гуляй смело).

Посмотрите, на экран. Предлагаю поиграть в игру «Профсловарь». Необходимо определить, к каким профессиям относятся эти группы слов.

(слайд)

  1. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим (артист).
  2. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач).
  3. Преступник, закон, охрана, погоня, смелость, безопасность (полицейский).
  4. Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты (корреспондент, журналист)
  5. Игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие (воспитатель детского сада).

Вы можете использовать разнообразный иллюстративный материал в своей работе по ознакомлению дошкольников с профессиями, настольные дидактические игры и пазлы. 


 Таким образом, возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям.
Деятельностью по формированию представлений дошкольников о мире труда и профессий управляет педагог, используя в своей работе все возможности процесса воспитания и обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология Лэпбука и ранняя профориентация дошкольников

Педагогу в соответствии с современными требованиями, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной деятельности в ДОО необходимо постоянно занимать...

Презентация проектной деятельности в реализации задач ранней профориентации дошкольников в рамках практического семинара для педагогов дошкольных образовательных организаций городского округа города Волгореченска.

На августовской конференции было озвучено, одно из приоритетных направлений в работе с детьми на 2018 - 2019 учебный год-   ранняя профориентация.  В связи с этим мы решили обогатить зн...

Совместно-деятельностный подход к организации ранней профориентации дошкольников

Деятельностный подход – создание условий для принятия роли, «проживания» профессии в игровой форме, осуществление отдельных трудовых действий, соответствующих возрасту детей....

«Создание условий для организации ранней профориентации дошкольников, направленных на позитивную установку и уважительное отношение к разным видам профессий»

Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осущ...

Организация ранней профориентации дошкольников как развитие интереса у детей к трудовой деятельности.

Организация ранней профориентации дошкольников как развитие интереса у детей к трудовой деятельности. Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации ранней профориентации дошкольников в условиях ДОУ

Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно- деятельностного подхода. ...

Буклет "Полезные развивающие игры для организации ранней профориентации дошкольников"

Работа по ранней профориентации эффективна через сюжетно-ролевую игру. Каждый ребенок становится участником смоделированной ситуации и получает эмоционально-образные знания. Сюжетно-ролевая игра в гру...