Проектная деятельность активно используется в современных ДОУ для расширения словарного запаса, кругозора детей, получения воспитанниками новых навыков и знаний и их практического использования.
консультация

     Проектная деятельность активно используется в современных ДОУ для расширения словарного запаса, кругозора детей, получения воспитанниками новых навыков и знаний и их практического использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 29 «Рябинка»

(МБДОУ «Детский сад № 29»)

Консультация для педагогов

«Использование проектной деятельности в ДОУ как средство развития и расширения базовых компетентностей дошкольников».

Подготовила: воспитатель

Сундукова С.Н.

       Проектная деятельность активно используется в современных ДОУ для расширения словарного запаса, кругозора детей, получения воспитанниками новых навыков и знаний и их практического использования.

Проектная деятельность в ДОУ — эффективная образовательно-воспитательная методика, поэтапная практическая работа, которая: позволяет расширять диапазон предметных знаний и практических навыков, развивать творческие способности детей; способствует формированию необходимых для обучения в школе компетентностей; обеспечивает всестороннее развитие личности дошкольника; стимулирует настойчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность.

        Педагоги используют природную любознательность детей для того, чтобы заинтересовать их проектно-исследовательской деятельностью, которая, в свою очередь, учит на практике использовать теоретические знания, отмечать взаимосвязь предметов и явлений, направлена на раскрытие способностей, творческой и интеллектуальной одаренности детей.

        Независимо от темы проектной деятельности, она имеет стратегическое значение и для дошкольников, и для воспитателей, которые в процессе подготовки и курирования проекта вынуждены проявлять креативность, нестандартное мышление, тщательно планировать работу в соответствии с возможностями и интересами детей, изучать новые педагогические приемы и технологии. В результате качество дошкольного образования и уровень профессионального мастерства воспитателей неустанно растет.  Следовательно, работа над проектами в детском саду реализует как глобальные цели, так и более практические: развитие творческих способностей детей, коммуникабельности, любознательности, ответственности; стимулирование гибкости мышления, познавательного интереса; получения опыта исследовательской деятельности, инициативности, самостоятельности, уверенности в принятии решений; формирование практики работы в команде, общих навыков и базовых компетенций; опыт выполнения дифференцированных задач, применения на практике теоретических знаний. 

       К достоинствам метода проектов также можно добавить, что проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Важно подчеркнуть, что взрослым в этом процессе отводится вторичная роль помощников, но не руководителей, поскольку главенствующие функции ведущего получает ребенок, который подчиняет проектную деятельность своему любопытству и интересам. Все это обуславливает взаимодействие на принципах равноправного сотрудничества или партнерства и полный отказ от авторитарного педагогического воздействия. 

     Цели проектной деятельности основываются на осознании детьми границ знания и стремления выйти за их пределы. Природная любознательность дошкольников усилиями педагогов и членов семьи направляется в нужное русло, что не только обеспечивает баланс между теорией и практикой, но и служит достойным стимулом для познания нового, поиска ответов на возникающие у детей вопросы.

       В Концепции модернизации российского образования сформулированы ключевые компетентности современного качества образования, которое  предполагает ориентацию не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей».

     Одним из подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность.

Проектная деятельность учит:

  • самостоятельно мыслить,
  • находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей,
  • прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,
  •  устанавливать причинно – следственные связи. 

       Дошкольный возраст — это  период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника .

      В процессе получения итогового продукта дошкольники получают необходимые компетентности, навыки и знания.  Следовательно, проектная деятельность — совместная работа воспитанников детского сада и взрослых по планировании и организации поиска ответа на интересующий ребенка вопрос, которая завершается социально-значимым результатом.

     Работа над проектом ведется только в тесном взаимодействии детей и взрослых, что способствует улучшению навыков коммуникабельности, гибкости мышления, формированию чувства ответственности, уверенности в своих силах и стремления довести дело до конца. 

     В этой связи, основным результатом деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, необходимо учесть набор ключевых компетентностей воспитанников в социальной, интеллектуальной, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации. 

Проектная деятельность:

  • предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее, так как ориентирована на практические методы приобретения знаний;
  • предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исходя из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляющая роль взрослого);
  • позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентностей участников проекта.

Проекты различаются по доминирующей деятельности участников и могут быть: исследовательскими, информационными, творческими, ролевыми. По продолжительности - на мини-проекты, краткосрочные и долгосрочные проекты.

Исследовательские проекты – проекты, направленные на осуществление исследовательского поиска, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газета, драматизация, картотека опытов, кулинарная книга и т.д.).

Информационные проекты – направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта состоит из получения и обработки информации, получение результата и презентации.

Творческие проекты – как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников и классифицируются по преобладающему виду творчества (художественно-изобразительные, художественно-речевые, оформительские, театральные и т.д.).

Ролевые проекты – проекты с элементами игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы.

Краткосрочные – 1-2 недели, среднесрочные – 2-3 месяца, долгосрочные – на весь учебный год.

Основные этапы педагогической технологии – метод проектов.

1. Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.

2. Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включаются в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.

3. Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.

4. Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.

5. Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его основных позиций.

6. Оценочно-рефлексивный этап предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

При реализации технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс широко включаются методы, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулировании активной познавательной деятельности воспитанников, предполагающей поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, аналитической деятельности, умения видеть в отдельных фактах проявления закономерностей, сущностных характеристик явления.

Совокупность методов можно представить следующей классификацией:

  • Проблемно-поисковые методы: проблемные вопросы, тематические беседы, исследование (исследовательский проект), поэтапное выполнение действий.
  • Творческие методы: презентация.
  • Информационные методы: составление модели источников информации, сбор информации для составления буклетов, организационных материалов.

Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

Алгоритм работы над проектом.

  1. Обозначение проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых.
  2. Определение цели проекта, прогнозирование и конкретизация будущего результата.
  3. Столкновение знания и «незнания», осознание познавательной задачи.
  4. Активизация способов получения информации.
  5. Получение необходимой информации.
  6. Обобщение полученной информации.
  7. Планирование деятельности, определение средств реализации проекта.
  8. Реализация проекта.
  9. Обсуждение результата, хода работы.
  10.  Презентация результатов.
  11. Совместное определение перспективы развития проекта.

Определим проектную деятельность педагога и детей  поэтапно

Этапы проектной     деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Постановка проблемы

Формулирует для себя проблему, подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией

Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы

  1. Определение цели деятельности

Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей

Обозначают         цель деятельности (становятся активными исследователями окрvжающего мира)        

3.  Конкретный замысел

Продумывает, представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет

Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных

4. Планирование

Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно- материальных и индивидуально-личностных условий

Перечисляют занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций

5. Реализация проекта и постоянная рефлексия

Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов

Участвуют         в разнообразных видах         деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя                                 

6. Анализ результатов и презентация

Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми

Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

        В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Спецификой использования проектной деятельности в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Технологическая компетентность :

  • Формировать умения ориентироваться в новой, нестандартной ситуации;
  • Решать проблему разными способами;
  • Планировать этапы своей деятельности.

Социально –коммуникативная компетентность:

  • Умение получать необходимую информацию при общении;
  • Выслушивать своего сверстника;
  • Согласовывать с ним собственные предложения;
  • Уступать;
  • Убеждать;
  • Приходить к общему решению.

Информационная компетентность:

  • Умение получать информацию;
  • Использовать различные источники;
  • Делать выводы из ее анализа;
  • Задавать вопросы.

        Мы считаем, что успешной реализации работы по развитию творческого и интеллектуального потенциала детей способствует объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников .

Формированию ключевых компетентностей – социальных, коммуникативных, информационных, интеллектуальных, способствует метод проектов, широко применяемый педагогами нашего учреждения. Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке  в информационном пространстве при решении проблем.

       Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

       Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...

ДОКЛАД по теме: «РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

Основная цель работы заключалась в повышении речевой уровень детей с помощью дидактической игры....

План самообразования «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений» в средней группе.

Перспективное планирование "Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений" 2018-2019 год (средняя группа)...

Игры для расширения словарного запаса у детей.

Эти словесные игры не занимают много времени в них можно играть по дороге в детский сад,в очереди ,на прогулке....

План по самообразованию воспитателя Кутеляпова Ирина Михайловна Тема: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений» 2019-2020 учебный год (средняя группа)

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДО.Задачи:И...