ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ на 2023 – 2028 учебный год
учебно-методический материал

Валиева Юлия Александровна

План самообразования на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста" 2023 - 2028 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023_-_2028.docx46.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида»

Авиастроительного района города Казани

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ на 2023 – 2028  учебный год

На тему:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

                                                                                     

Воспитатель: Валиева Ю.А.

Работа начата: 01.09.2023 г.

Предполагается закончить: 30.05.2028 г.

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.

    Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

    В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

    Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

    Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

    Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

    Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.

    Актуальность опыта

    Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?

    Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?

    Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

    Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.

    Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

    Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

    Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования  навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. 

    Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

    Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста, а самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. 

    Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

    Для достижения цели были обозначены задачи:

  1. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
  2. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
  3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
  4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

    Объект: дети 3 - 7 лет.

    Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.

    Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

    Формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей;
  • консультативная работа с родителями.

    Методы и приемы работы:

  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
  • пальчиковый театр;
  • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;
  • работа с конструктором ЛЕГО;
  • различные виды аппликаций;
  • рисование по трафаретам, штриховка;
  • лабиринты;
  • дидактические игры;
  • шнуровка;
  • игры с мелкими предметами;
  • паззлы, мозаика.

       План работы:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
  3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
  4. Составить консультации для родителей, буклеты, провести тематические родительские собрания, мастер-классы.
  5. Оформить консультации для воспитателей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?».

Перспективный план самообразования с 01.09.2023 г. по 30.05.2024 г.

Сентябрь – октябрь (2023 г.)

  • составление плана работы по самообразованию;
  • составление программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности;
  • оформить развивающую среду, для самостоятельного использования материала детьми во время всех режимных моментах.

Ноябрь – декабрь (2023 г.)

  • изучение научно-методической литературы;
  • создание предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук у дошкольников;
  • подбор и анализ пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста;
  • проведение диагностики выявление уровня развития мелкой моторики у детей;
  • составление картотеки пальчиковых игр по развитию мелкой моторики;
  • Включить пальчиковые игры в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки в свободную деятельность детей.

Январь - февраль (2024 г.)

  • изучение опыта педагогов МДОУ
  • обзор информации по исследуемой теме, подбор материала по темам
  • сбор дополнительного материала по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста из  Интернет – ресурсов.

Март – апрель (2024 г.)

  • изготовление дидактических игр по мелкой моторике;
  • итоговое мероприятие по кружковой деятельности;
  • консультация для родителей: Дидактические игры «Дополни предмет», «Выложи из палочек», «Сделай бусы по схеме», «Угадай, что в мешке?», «Собери по форме, цвету, размеру»
  • Показ НОД

Май (2024 г.)

  • проведение диагностического обследования детей с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук;
  • отчет о проделанной работе
  • заполнение мониторинга индивидуального уровня развития мелкой моторики у детей на конец учебного года
  • Выступление на итоговом педагогическом совете

    Изучение методической литературы по данной проблеме:

  1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – Москва, 2010.
  2. Гаврина С.Е., Кутяева Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать. Ярославль, «Академия развития», 2007 .
  3. Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Сфера. М., 2017
  4. Рыжанкова Е.Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. Сфера. М., 2017
  5. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  6. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Сфера. М., 2017
  7. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»,
    Интернет- ресурсы.

Работа с родителями

Сентябрь

  • Консультация родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Октябрь

  • Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Ноябрь

  • Буклет «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

  • Конкурс для родителей по изготовлению дидактических игр для развития мелкой моторики

Январь

  • Консультация для родителей «Игры дома»

Февраль

  • Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»

Март

  • Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Апрель

  • Консультация «Способности детей - на кончиках их пальцев»

Май

  • Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Перспективный план самообразования с 01.09.2024 г. по 30.05.2025 г.

Сентябрь – октябрь (2024 г.)

  • Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
  • Пополнение  картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций;
  • Обогащение развивающей среды;
  • Включить пальчиковые игры в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки в свободную деятельность детей.

Ноябрь – декабрь (2024 г.)

  • Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования;
  • Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал.

        Январь – февраль (2025 г.)

  • Создание разнообразного «Пальчикового театра»
  • Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики
  • Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
  • Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»
  • Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста

Март – апрель (2025 г.)

  • Доклад для воспитателей на тему «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
  • Повышение профессионализма по развитию мелкой моторики

Май (2025 г.)

  • Мониторинг по выявлению уровня развития мелкой моторики;
  • Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности «Рисуем нетрадиционным способом»

        Перспективный план самообразования с 01.09.2025 г. по 30.05.2026 г.

Сентябрь – октябрь (2025 г.)

  • Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
  • Проведение диагностического исследования на начало учебного года; Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.);
  • Продолжить изучение литературы и опыта работы по данной теме; Повышение своего уровня знаний;
  • Включить пальчиковые игры в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки в свободную деятельность детей.

Ноябрь (2025 г.)

  • Обогащение развивающей среды в группе;
  • Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций согласно возрасту детей;
  • Самомассаж (по книге Воробьева Т.А., Крупенчук О.А «Логопедические игры с мячом»)

Декабрь (2025 г.)

  • Развитие мелкой моторики при помощи заучивания разнообразных пальчиковых игр, согласно возрастным особенностям детей;
  • Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике; Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал;
  • Анализ анкетирования.

Январь – февраль (2026 г.)

  • Дидактические игры с сыпучими материалами.

   Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности  пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

  • Создание разнообразного «Пальчикового театра»
  • Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей
  • Знакомство и заучивание новых пальчиковых игр с целью развития мелкой моторики путем выполнения действий рук в соответствии со словами.

Март – апрель (2026 г.)

  • Создание картотеки игр с массажными мячиками
  • Разработка дидактической игры «Мой массажный мячик»

Цель: развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

  • Создание картотеки упражнений «Пальчиковые игры6 массаж карандашами»

Цель: улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга движениями пальцев рук.

Май (2026 г.)

  • Выставка для родителей «Дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук детей» (в соответствии с возрастом ребенка);
  • Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

        Перспективный план самообразования с 01.09.2026 г. по 30.05.2027 г.

Сентябрь – октябрь (2026 г.)

  • Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
  • Проведение диагностического исследования на начало учебного года; Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.);
  • Продолжить изучение литературы и опыта работы по данной теме; Повышение своего уровня знаний;
  • Включить пальчиковые игры в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки в свободную деятельность детей.

Ноябрь – декабрь (2026 г.)

  • Создание пособия на развитие тактильных ощущений: «Коллекция тканей», «Коллекция бумаги»
  • Познакомить детей с новыми пальчиковыми играми в соответствии с их возрастом.

Цель: развивать мелкую моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

  • Обогащение развивающей среды в группе;

Январь (2027 г.)

  • Семинар-практикум для родителей на тему «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»
  • Выставка для родителей и педагогов «Дидактические игры на развитие мелкой моторики дошкольников»

Февраль (2027 г.)

  • Создание пособия для игр с крышками от бутылок

   Цель: развивать пространственные представления, мелкую моторику, закреплять счетные навыки, развивать фантазию и воображение.

  • Работа с воспитателями: Консультация: «Развиваем руки – развиваем речь»

   Цель: Повышение профессионализма по развитию речи и мелкой моторики.

  • Анкета для воспитателей по проблеме "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

Март – апрель (2027 г.)

  • Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий;
  • Консультация с учителем-логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр для младшего возраста;
  • Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»;
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

Май (2027 г.)

  • Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

        Перспективный план самообразования с 01.09.2027 г. по 30.05.2028 г.

Сентябрь – октябрь (2027 г.)

  • Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
  • Проведение диагностического исследования на начало учебного года; Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.);
  • Продолжить изучение литературы и опыта работы по данной теме; Повышение своего уровня знаний;
  • Включить пальчиковые игры в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки в свободную деятельность детей.

Ноябрь – декабрь (2027 г.)

  • Выставка для родителей и педагогов дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников.

   Цель: Показать при помощи каких дидактических игр можно развивать мелкую моторику.

  • Пополнение картотеки дидактических игр;
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр;

Январь (2028 г.)

  • Памятка для родителей: «Игры с прищепками»;
  • Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»
  • Изготовление дидактических игр;

Февраль (2028 г.)

  • Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»;
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр;

Март – апрель (2028 г.)

  • Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».
  • Обогатить развивающую среду, для самостоятельного использования материала детьми во время всех режимных моментах.

Май (2028 г.)

  • Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
  • Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
  2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 18 с.
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  4. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.
  5. Ивлев С.В. Занимательные задачки. – М.: Мой мир, 2008. – 256 с.
  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
  7. Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
  8. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211 с.
  9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
  10. Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
  11. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.
  12. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
  13. http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
  14. http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
  15. http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
  16. http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
  17. http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
  18. http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования 2018-2023

Самообразование воспитателя по обучению татарскому языку...

План по самообразованию на 2023-2027 гг

Индивидуальный план профессионального уровня в межаттестационный период: изучение психолого-педагогической литературы; разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; обобще...

План самообразования на 2023-2027гг.

laquo;Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»...

План по самообразованию на 2023-2027 гг

план по самообразованию педагога-психолога...

План по самообразованию 2018-2023 гг

План по самообразованию 2018-2023 гг...

План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год Апанской Жанны Васильевны Тема самообразование: «Инновационный подход в

План по самообразованию 2023-2024 год по теме «Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике»....