Консультация для воспитателей Тема: «Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей с окружающим миром»
консультация

Консультация для педагогов

«Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром»

Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение маленьких детей живет в отрыве от природы? Современные дети практически лишены возможности видеть растительный и животный мир своими глазами, удивляться чудесам, которые приносит непосредственное общение с этим миром.

В соответствии с ФГОС ДОО, ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

«Познавательное развитие предполагает:

  1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания;
  3. Развитие воображения и творческой активности;
  4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
  5. Представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
  6. О планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_formy_i_metody.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

(корпус 1-25)

 

Консультация для воспитателей

Тема: «Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей с окружающим миром»

 

 Воспитатель: Шарапова Валентина Николаевна

Д. Покровское, Декабрь, 2022


Консультация для педагогов

«Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром»

Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение маленьких детей живет в отрыве от природы? Современные дети практически лишены возможности видеть растительный и животный мир своими глазами, удивляться чудесам, которые приносит непосредственное общение с этим миром.

В соответствии с ФГОС ДОО, ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

«Познавательное развитие предполагает:

  1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания;
  3. Развитие воображения и творческой активности;
  4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
  5. Представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
  6. О планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Основные цели и задачи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. (Семья, детский сад, Родная страна, труд взрослых, наша армия.)

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразных форм и методов работы с детьми.

Формы организации деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром и природой

Формами организации деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром и природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке. Работу по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы организации, все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.

Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное - это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.

Экскурсия — это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п. Как и занятие, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями воспитанниками используются рассказ, беседа, демонстрация и другие методы.

Интересная содержательная экскурсия находит яркое отражение в творческих играх детей.

Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.

Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

Организация труда детей зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группе все дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В старших группах их выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В подготовительной к школе группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями и животными.

Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Методы ознакомления дошкольников с окружающим миром и природой

Наглядные методы

Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом.

К наглядным методам обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).

Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном их окружении, заранее подготовленное и руководимое взрослым.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы.

Отбор объектов для наблюдения детьми дошкольного возраста определяется в первую очередь целями и задачами воспитания, изложенными в Программе.

При проведении наблюдений и экскурсий необходимо руководствоваться определенными требованиями.

Объект для наблюдения должен иметь ярко выраженные существенные признаки. Вместе с тем он доложен быть доступен и понятен детям и представлять для них интерес.

Например, зимой, обращаем внимание на красоту зимней природы – деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки, наблюдаем за прилетающими на участок птицами, подкармливаем их.

Наглядные пособия дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины.

Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.

Развивать у ребенка дошкольного возраста мышление – это значит научить его устанавливать связи между предметами и явлениями, видеть различное и общее.

Сравнение в познании окружающего занимает важное место. Основным условием сравнения является рассматривание и сопоставление предметов. Например, игра «Чудесный мешочек».

Технические средства обучения - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются презентации, кинофильмы, мультфильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений, и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Практические методы

Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт, усваивают некоторые свойства материала, знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний.

Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».

Труд в природе – как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств.

Труд в природе организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.

Словесные методы

Рассказ воспитателя – это живое, яркое, эмоциональное изложение фактов, явлений, событий, описание предметов.

Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.

Беседа – это организованный разговор на определенную тему, во время которой педагог, опираясь на знания и опыт детей, пользуясь вопросами, подводит детей к более глубокому пониманию и усвоению новых знаний, и их закреплению.

Беседа является наиболее сложным методом обучения. Ход беседы, раскрытие ее содержания зависят не только от подготовленности самого педагога, но и активности детей, от их опыта, знаний. Чем меньше ребенок, тем труднее построить с ним заранее спланированную беседу. Детям младшего возраста коллективные беседы почти недоступны, так как беседа требует от малышей большого умственного и физического напряжения. Краткие беседы с малышами используются при ознакомлении с трудом взрослых и с помещение детского сада.

Беседы с детьми 5-7 лет проводятся систематически на разные темы как самостоятельные занятия. Методика проведения беседы как самостоятельного занятия с детьми старшего дошкольного возраста зависит не только от темы, содержания беседы, но и от уровня развития мышления и речи детей, от навыков умственной работы.

Чтение художественной литературы - также рассматривается как один из важных методов ознакомления детей с окружающим миром.

Эффективность этого метода зависит от правильного отбора литературных произведений, как со стороны содержания, так и художественной формы. Чтобы содержание произведения донести до детей, воспитатель должен сам ясно осознать его идею, замысел, основательно поработать над техникой речи.

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  2. Мануйленко З.В. Методы и приемы обучения в детском саду.- М.:1960.
  3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.— М.: Мозаика-Синтез, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по методике словарной работы и ознакомлению детей с окружающим миром на тему: "Экскурсия на почту".

Конспект НОД по методике словарной работы и ознакомлению детей с окружающим миром  на тему: "Экскурсия на почту". Старшая группа...

Консультация для воспитателей Тема: Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста чувства толерантности.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возра...

Консультация для воспитателей Тема: « Использование игровых методов и приёмов при обучении детей элементарной математике 2015 год.»

Консультация для воспитателейТема: « Использование игровых методов и приёмов при обучении детей элементарной математике.» ...

Проект по ознакомлению детей с окружающим миром в практике работы воспитателя

2. Характеристика проекта.Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследоват...

Консультация. Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром

В соответствии с ФГОС ДОО, ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».«Познавательное развитие предполагает развитие интерес...