Проект для детей подготовительной группы на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.».
материал (подготовительная группа)

Зверева Лада Игоревна

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое  и  художественно–эстетическое воспитание детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_6-7_let.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Нэбзый»

Долгосрочный проект на тему:  

«Приобщение детей дошкольного возраста

к истокам   русской   народной культуры.»

(Подготовительная группа)

2023 г

АКУАЛЬНОСТЬ

 «Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

В. А. Сухомлинский.  

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое  и  художественно–эстетическое воспитание детей.  

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.

Цель: Формирование у детей первоначальны представления о культуре, истории и жизни русского народа.

Задачи:

  • Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
  • Освоение историка – культурного наследия Росси через  памятные даты   народного  календаря;
  • Знакомство  с обычаями  и  традициями  обрядовых  праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
  • Обогащать словарный запас детей.

Направления:

  • Знакомство   с  жизнью  и   бытом  русского народа.
  • Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  • Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с  русской  народной  культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Дидактические игры;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в  том   числе хороводов.

Методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение)

Срок реализации:  1 год (С 1 сентября по 31 мая)

Проект рассчитан на детей 6 - 7 лет.

Предполагаемый результат:

  • Формирование  устойчивого  интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие  у  детей  представлений о народных промыслах   и умения  различать изделия разных народных промыслов;
  • Развитие   творческих  способностей детей,   и  формирование  уважения к историческому  наследию.

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение, индивидуальные беседы );
  • Результаты продуктивной деятельности  детей.
  • Индивидуальная работа для того чтобы:
  • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы);
  • Спланировать работу, направленную на развитие познавательных интересов и  способностей.
  • Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, отношение к деятельности.

Тематическое планирование на 2023-2024 год по работе с детьми подготовительной группы (6-7 лет)

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

«Россия, Россия – края     дорогие»

Формировать любовь к своей большой Родине – России. Знакомство с русской народной мелодией  «Белый день»,  рассказ воспитателя о государстве Россия

2

«Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса»

Знакомство с образом жизни людей в старину. Рассказ воспитателя сказки о князе Юрии Долгоруком. Познакомить с загадками

3

«Как жили славяне»

Формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей. Чтение стихотворения Дж. Родари «Всеобщая история»

4

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Формировать представления о предметах быта в Русской избе. Познакомить с пословицами и поговорками

5

«Святая Русь и её защитники»

Рассказ воспитателя о русских защитниках (А. Невский, князья К. Минин, Д. Пожарский). Чтение стихотворения И. Суслов «Русь называют Святой»

6

«Богатыри земли русской»

Познакомить с русскими былинными богатырями. Знакомство с репродукцией картины В. Васнецова «Три богатыря»

7

«На героя и слава бежит»

Продолжать формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины «Илья Муромец и Соловей - Разбойник». Русская народная подвижная игра «Петушиные бои»

8

«История русского костюма»

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Рассматривание иллюстраций мужской и женской одежды. Разучивание хоровода «Пошла млада за водой»

9

«Древняя магия хоровода»

Обобщать и систематизировать представления детей о происхождении, историческом развитии и особенностях народного танца. Разучивание хоровода «Ходит царь»

10

«Живет в народе песня»

Познакомить детей с народной песней; прийти к новому понятию «Народная протяжная песня». Заучивание песни «Заинька по сенечкам гуляй, погуляй»

11

«Осинины»

Воспитывать интерес и любовь к фольклору; формировать знания об осенних явлениях природы. Русская народная подвижная игра «Тяни холсты»

12

«Осенние посиделки»

Знакомство с русской народной сказкой  «Крылатый, мохнатый да масляный». Русская народная игра «Репка - репонька», повторение пословиц  

13

«У природы нет плохой погоды…»

Расширять знания детей о явлениях природы в разное время года с помощью пословиц, загадок, народных попевок. Игра «Горелки»

14

«Идет волшебница - зима»

Расширять представление детей о зимних явлениях и приметах.  Разучивание поговорок о зиме. Слушание русской народной песни  «Здравствуй, гостья - зима»

15

«Пришла Коляда – отворяй ворота»

Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок. Русские народные подвижные игры «Прялица», «Башмачник»

16

«Пришло Рождество, начинаем торжество»

Формировать знания об обрядах, традициях, песнопении. Чтение А. Мень «Свет миру. Рождество»

17

«Встреча весны»

Создать у детей радостное весеннее настроение. Используя фольклор; воспитывать любовь к народной песне. Разучивание песенки «Галочка - ключница»

18

«Весенний праздник птиц»

Закрепить знания о природе; воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам. Развивать эмоциональное отношение к фольклору, поэтическому слову. Русские народные попевки «Кукушка», «Скворец», «Грачи - киричи»

19

«Широкая масленица»

Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями. Рассказ воспитателя о Масленице. Хоровод «Ой ладушки, ладу». Русская народная игра «Горелки»

20

«Обрядовая кукла»

Знакомство с обрядовой куклой. Изготовление обрядовой куклы

21

«Цветы и травы – земной красоты начало»

Уточнить знания о цветах и травах, об их целебных свойствах; воспитывать любовь и уважение к родной природе посредством народной культуры. Чтение сказки М. А. Кузнецовой, А. С. Родинковой «Сказание о лекарственных растениях»

22

«Откуда хлеб пришел»

Познакомить детей с тем как выращивали хлеб в старину; воспитывать бережное отношение к хлебу.  Чтение загадок, пословиц. Чтение стихотворения А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»

23

«Дорого яичко к Христову дню»

Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Русская народная игра «Верба - вербочка», «Солнышко - ведрышко». Заучивание примет

24

«Праздник русской березки»

Приобщать детей к духовным ценностям народной культуры; воспитывать уважение к русской природе, любовь к березке – символу России. Русская народная песня «Ой березка моя беленькая». Русская народная игра «Гори, гори ясно»

25

«Русские народные промыслы»

Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Побуждать восхищаться народными умельцами, и предметами их народного творчества. Рассматривание игрушек: Дымки, Каргополь, Филимонова, Жостово

26

«Городецкие узоры – сколько радости для глаз»

Познакомить с историей возникновения городецкого промысла Разучивание русской народной попевке «Ворон»

27

«Путешествие к мастерам Хохломы»

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовление хохломских изделий. Художественное слово о хохломе

28

«В гости к дымковским мастерам»

Познакомить с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла. Рассказ воспитателя об истории создания игрушки. Рассматривание игрушек. Чтение стихов.

29

«Филимоновская игрушка»

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления Филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Филимоновские легенды. Стихи о Филимоновских игрушках

30

«Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки»

Закреплять знание детей о матрешках из разных областях России. Рассматривание игрушек. Чтение стихов о русской матрешке

31

«Шаль всем на диво – нарядна, красива»

Развивать чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов. Беседа – знакомство с Павлово – Посадскими платками, шалями; рассматривание изделий

32

«Гжель»

Познакомить с особенностями и этапами изготовления гжельских изделий и историей возникновения этого промысла. Рассказ – легенда Гжель

33

«Жостовский букет»

Познакомить детей с искусством жостовского промысла. Рассмотреть изделия выделяя характерные элементы узора

34

«В гостях у мастеров»

Закрепить знание детей о разных видах народного декоративно – прикладного искусства; прививать любовь к народным промыслам. Разучивание русской народной попевки «Коробейники»

35

«Ярмарка»

Обобщить и систематизировать представления о народных промыслах; продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями

36

Итоговое занятие: «Человек без Родины, что соловей без песни».

Заключительная беседа о своей Родине. Просмотр   видео презентации «Россия, Россия – края дорогие»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на семинаре заведующих на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Сообщение  на  семинаре  заведующих  на  тему  «Приобщение  детей  дошкольного  возраста  к  истокам  русской  народной...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Методическая разработка по теме " Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошл...

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры для детей подготовительной группы.

Данный конспект может быть полезен воспитателям подготовительных групп при подготовке к занятиям по теме "Рождество Христово" и при подготовке к проведению праздника "Рождество Христово"....

Проект во II младшей группе №9 «Улыбка» «Приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры».

В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это, нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей...