Дидактические игры в сенсорном развитии младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Мелещенко Светлана Яковлевна

В связи с тем, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, в данной статье авторами рассматривается вопрос использования дидактических игр в сенсорном развитии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornoe_razvitie.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в сенсорном развитии

младшего дошкольного возраста

Аннотация: в связи с тем, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, в данной статье авторами рассматривается вопрос использования дидактических игр в сенсорном развитии.

Ключевые слова: сенсорное развитие, дидактическая игра.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик, на этапе завершения дошкольного образования подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, значение которого состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, навыков учебной деятельности;

- расширяет словарный запас;

- влияет на развитие всех видов памяти.

Ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В ФГОС ДО прописаны целевые ориентиры, один из которых предполагает, что у дошкольника развита крупная и мелкая моторика.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ребенка в целом.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В.А.Сухомлинский

Сенсорные игры нужны для того, чтобы показать ребенку и разделить с ним радость по поводу переживания сенсорных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, обонятельных и вкусовых. Эти игры помогают установить контакт с ребенком – самое главное, что поможет сделать ему в дальнейшем шаг от игр-манипуляций к игре со сверстниками.

В работе по сенсорному развитию детей используются разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаика), многофункциональные дидактические пособия, бросовый и подручный материал (крышки, одноразовые цветные стаканчики, прищепки, баночки, клубочки, природный материал). Они способствуют развитию сенсорных эталонов, зрительного восприятия, внимания мелкой моторики рук. К играм из бросового и подручного материала дети проявляют огромный интерес. Такой материал как разноцветные крышки, контейнеры от киндер-сюрпризов, цветные одноразовые стаканы, тарелки позволяет придумать массу занимательных дидактических игр и упражнений.

С детьми младшего школьного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Дети этого возраста приобретают представление о цвете, величине, форме. Они знакомятся со свойствами основных геометрических форм – круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, а кроме того с основными цветами, улучшают познавательные и речевые способности – узнают размер, форму предметов с помощью визуального, осязательного и двигательного обследования, сравнения.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка формируются сенсорные этапы – непрерывные, закрепленные в речи убеждения о цвете, геометрических фигурах, отношении величины с определенными предметами. Одновременно дети обучаются обследованию предметов: их сортировке в соответствии с расцветкой, форме вокруг образцов.

В сенсорном развитии большое значение играет использование дидактических игр: они помогают развивать познавательную деятельность, формируется внимательность, интерес, память, фантазия, упорядочиваются впечатления, которые дети получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Накопление представлений об окружающем мире, совершенствование работы органов чувств, распознавание индивидуальности детей характеризует этот уникальный возрастной период.

В процессе дидактических игр с предметами учатся выделять и сравнивать их по цвету, группировать по сходству, определять цвет предмета в «уме» - формируются сенсорные эталоны. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления о спектре, способствуют формированию чувства цвета.

Для развития умения воспринимать величину предметов путем сравнения их по длине, ширине и высоте детям предлагаются игры, направленные на развитие четкого и осознанного восприятия величины и ее признаков.

Задачей игр, направленных на тренировку слухового восприятия, является формирование представлений о том, что предметы и явления окружающего мира воспринимаются с помощью не только зрения, но и слуха; что звуки бывают разного характера – шумовые, музыкальные, речевые. Они помогают  детям различать высоту и силу звука, сопоставлять силу звука с расстоянием, переключать слуховое внимание с одного звука на другой.

Для развития тактильно-двигательного восприятия используются дидактические игры, направленные на развитие чувствительности рецепторов кожи – работа с материалами разной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая). Играя, ребенок ощущает, что одни предметы твердые, другие мягкие, упругие; одни тяжелые, другие легкие; одни прочные, другие легко разрушаются, видоизменяются и требуют осторожного обращения с ними.

Таким образом, своевременное сенсорное развитие - это основное требование для познавательного формирования, правильной и стремительной ориентировки в безгранично меняющемся окружении, психологической отзывчивости и готовности к школе.

Список литературы:

1. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. – М: Просвещение, 2010.

3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры. - М., Просвещение, 2010.

4. Жукова О.Г. предметная среда. Сенсорика. – М.: Аркти. 2007.

5. Мендерицкая Д.А. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2011.

6. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей/Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

7. Титарь А.М. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. – М.: Аркти, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста "С пуговками играем - ручки развиваем"

В методической разработке представлено актуальное направление в работе с детьми дошкольного возраста - развитие мелкой моторики, что достигается привлечением интересного для детей материала - разнообр...

Освоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины в дидактических играх с детьми раннего дошкольного возраста

Освоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины в дидактических играх с детьми раннего дошкольного возраста...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »...

Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста»...