План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ковалёва Елена

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период, и одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_24_g.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП

посредством разных видов деятельности»

на 2023 – 2024 учебный год

 Воспитатель:

Ковалёвой Елены Александровны

I квалификационная категория

Курск 2023 г.

Индивидуальная тема по самообразованию:

«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»

на 2023 – 2024 учебный год

Направление: социально-личностное

Группа: подготовительная (6-7лет)

Актуальность темы: 

Тема по самообразованию выбрана мной потому, что наши современные дети мало знают о своей малой родине, о городе, в котором живут, о стране, особенностях народных традиций, часто бывают, равнодушны к близким людям, также и к товарищам по группе, не всегда сострадательны к чужой беде. Недостаточной является и работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Цель: повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников в условиях реализации ФОП.

Задачи:

1. повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;

2. составить план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

3.  пополнить предметно-развивающую среду; создать картотеку игр по данной теме;

4.   составить консультации и папки- передвижки для родителей;

5.   провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Ожидаемые результаты работы:

  • повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями вдуховно-нравственном и патриотическом воспитании детей;
  • развитие у детей коммуникативных навыков, творческих способностей, знаний истории родного города, его достопримечательностях, памятников культуры и известных людей Курского края; знания о природных богатствах, символике родного края; чувстве ответственности, гордости, любви и патриотизма к Родине.
  • предметно-пространственная среда по нравственно-патриотическому воспитанию, отвечающая требованиям ФГОС ДО.
  • родители, активно взаимодействующие с педагогом, ответственно   относящиеся к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

План поэтапной реализации проекта:

п/п

Содержание

Сроки

I этап. Организационно-ознакомительный (диагностический)

1

Определение целей и задач работы над темой

Сентябрь

Октябрь

2023 г.

2

Изучение и анализ методической литературы по теме самообразования

II этап. Основной (практический)

Октябрь

2023 г.

Июнь 2024 г.

1

Практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

III этап. Обобщающий

1

Определить эффективность проведённой работы, подведение итогов;провести анализ полученных результатов

Апрель

2024 г.

Июнь

2024 г.

2

Оформление результатов работы по теме самообразования;представление материалов;использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;распространение.        

Поэтапный перспективный план по теме самообразования

на 2023-2024 учебный год

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Предполагаемый результат

Сентябрь

*Изучение методической литературы по данной теме.

*Знакомство со структурой ФОП, ее направления в нравственно-патриотическом воспитании.

*Подбор методической и, дидактической, художественной литературы, практического материала

~Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду»

~Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у старших дошкольников»

*Перспективный план работы с детьми и родителями по теме самообразования

*План участия в акциях патриотической направленности, социальных акциях, в волонтёрских мероприятиях на каждый месяц

Октябрь - Ноябрь

*Подготовка практического материала:(наглядные пособия, настольные игры,альбомы,оформление уголка попатриотическому воспитанию)

*Использование

квест-технологии при знакомстве с достопримечательностями родного города»

*Беседы: «Россия многонациональная страна», «Улица, на которой я живу».

*Чтение художественной литературы курских писателей, поэтов и литературы, рекомендованной ФОП:

«Осенняя гамма» (пер.

И. Токмаковой), Носов Н.Н. «Заплатка», «Огурцы» и др.

~Консультация для родителей «Как знакомить ребёнка с родным краем»

~Конкурс «Семейное древо»

* Фотовыставка «Моё любимое место в родном городе»

* День выходного дня- посетить с детьми и родителями краеведческий музей.

*Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Декабрь - Январь

*Знакомство с народными, православными праздниками.

*Чтение художественной литературы, рекомендованной ФОП: Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев»; Ракитина Е. «Приключения новогодних игрушек», Сладков Н.И. «Хитрющий зайчишка», «Синичка необыкновенная» и т.д.

*Ознакомление с обычаями и традициями православного русского народа (Рождество, Крещение

*Ознакомление с символикой родного города, области, городов России.

~Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России»,

«Православные

русскиеобычаи»

~Рекомендация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

*Проект «В ожидании Нового Года»

*Презентация «Обычаи встречи нового года в разных странах»

* Конкурс «Столовая для птиц»

*Конкурс «Рождественская открытка»

* Советы бабушек «Опыт поколений»

* Выставка работ

детского творчества

на тему Нового года и

Рождества

Февраль - Март

*Знакомство детей с русскими народными промыслами

*Подготовка к празднику «День защитниковОтечества»

*Беседа с детьми на тему «Моя родная мама».

Проведение праздника 8 марта.

*Чтение художественной литературы, рекомендованной ФОП: С.П. «Первый ночной таран»; «Стойкий оловянный солдатик» и др.

~Консультации «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей российской армии», «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

*Выставка детский работ

«Мамин портрет»

*Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии»

*Составление Интелект-карты в проекте «Моя малая родина»

*Презентация-поздравление для милых мам и бабушек

* Выставка работ, выполненных совместно с мамами и бабушками.

Апрель - Май

*Беседы:«Наш дом во Вселенной» «Большое космическое

Путешествие»

*Чтение художественной литературы, рекомендованная ФОП: Гайдар А.П. «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»; Митяев А.В.

«Мешок овсянки»;Толстой Л.Н. «Филиппок», «Лев и

собачка», «Прыжок», «Пожарные собаки» и др.

*Знакомство детей с главными праздниками России –Днем Победы.

~Консультация «Читаем детям о космосе»

~Консультация «Роль песни в жизни Армии», «Есть такая профессия – Родину защищать»

~Оформление сборника консультаций для родителей. «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину»

~Работа по благоустройству

территории детского сада, озеленение территории группового участка.

*Участие в патриотической акции «Рассвет Победы»

*Демонстрация презентации на

тему «День победы»

*Выставка рисунков и поделок «Салют – народу победителю»

*Спортивный досуг «Будущие космонавты».

*Экскурсия к мемориалу

воинской славы,

приуроченная ко Дню

Победы, участие в шествии Бессмертного полка (совместно с

родителями)

*Экскурсия в музей космоса (Дворец пионеров)

Изучение методической литературы:

  • Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004
  • Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с./ Н.В.Алешина
  • Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис – Пресс, 2005
  • Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
  • Виноградова A.M. "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников".
  • Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.
  • Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада-фарм», 2002. – 68 с.
  • Н.Н. Леонова «Нравственно-патриотическое воспитание ст. дошкольников» целевой практико-ориентированный проект. ФГОС. М.:  Учитель, 2016 г.
  • Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С, Жигналь Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. 2010 г., 192с.
  • Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  • Шорыгина Т.А. Наша Родина- Россия. Методическое пособие-М.: ТЦ Сфера, 2011.- 96с. (детям о самом важном)
  • Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации программы «Юный кадет» 2017-2019 год

Цель – Повысить профессиональную компетентность с систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников.Задачи: повысить свой теоретический и науч...

План по самообразованию по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях реализации программы "Юнармия в детском саду"

Цель: Повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников в условиях реализации программы «...

План самообразования по теме: "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности"

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности. Средняя группа, 4-5 лет...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»

Актуальность темы:Тема по самообразованию выбрана мной потому, что наши современные дети мало знают о своей малой родине, о городе, в котором живут, о стране, особенностях народных традиций, часто быв...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 97» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ре...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2023 – 2024 учебный год

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2023 – 2024 учебный ...