Мастер-класс для воспитателей «Логические блоки Дьенеша: умные игры - умные дети».
методическая разработка (старшая группа)

Назарова Нина Николаевна

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад общеразвивающего вида №50  с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей"

Мастер-класс для воспитателей

«Логические блоки Дьенеша:

 умные игры - умные дети».

                                                         

                                                         Подготовила  

                                                                  воспитатель: Назарова Н.Н.

                                                                         

                                                           Ачинск 2019г.

Цель мастер-класса:

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса.

Задачи мастер – класса:

1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.

2. Познакомить участников мастер-класса с  применением развивающих игр с логическими блоками Дьенеша.

3. Обучить участников мастер–класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.

4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

        

        Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша.

Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш был настолько влюблен в свою науку, что задал себе вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.

Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

        

        К набору с блоками прилагается  инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно.

        Во многих странах мира успешно используется дидактический материал   для развития логического мышления у детей.

        Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.

        

        

«Логические блоки Дьенеша –

универсальный дидактический материал»

      

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

        Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности, которые объединят ребенка и взрослого.

        Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.

        Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5x5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

        Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования.

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

        

        На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный, не тонкий и т.д.

        Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

        Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать вспомогательный материал  -  игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.

       

Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия для всех возрастных групп:

        

  • Для детей 2-4 лет предлагается

        1) Плоскостной вариант блоков «Удивляйка-1, -2, -3, -4» – это игровой развивающий материал для подготовки к занятиям с логическими блоками Дьенеша.

          2) «Блоки Дьенеша для самых маленьких» – красочный альбом-приложение к логическим блокам Дьенеша. Малыш выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным.

        3) «Маленькие логики» – это тоже альбом, идущий в дополнение к блокам.

  • С 4 лет «Лепим нелепицы» – альбом-дополнение к блокам Дьенеша.

         

  • С  5-8 лет «Альбом с заданиями № 1: Поиск затонувшего клада» – отличное пособие для начинающих изучать сложение и вычитание. Цель игры – найти волшебные драгоценные камни.

        

«Альбом с заданиями № 2: Праздник в стране блоков» содержит 4 основные игры и несколько тренировочных. Основное отличие от предыдущего варианта – альбом направлен на социально-нравственное развитие ребенка: дети учатся играть в коллективе, следовать правилам, соревнуются. Игры из этого альбома подойдут для семейных праздников, конкурсов.

        

«Альбом с заданиями № 3: Спасатели приходят на помощь» состоит из задач разного уровня сложности: есть игры, схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты.

        

        Формы работы с блоками:

  • Организованная образовательная деятельность,  обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

  • Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).

  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (подвижные игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры):

а) в подвижных играх – это предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов;

        б) в настольно-печатных – это изготовление  карт  к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”;

        в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – это деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.

Практическая часть мастер-класса.

                Переходим к практическим действиям коллеги. Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер-классе.

Игры для детей младшего возраста

        

1. «Поиск одинаковых фигур». Откройте коробки с блоками. Рассмотрите их. Что можно с ними сделать? Молодцы! Дети делают также.

Ну а теперь, разложите блоки по цвету: красные,  желтые, синие. Выберите все   квадратные, а теперь все треугольные. Верните блоки на свои места.

2. «Угости игрушку». Разложите фигуры таким образом, чтобы у мишки были фигуры только одинаковой толщины, у львенка только одинакового размера, а у собачки  только одинаковой формы. Верните блоки на свои места.

3. «Что лишнее». Раскладываю перед вами 5 блоков (1 стол – 4 крас.+1 син.; 2 стол – 4 кв.+1 прям.; 3 стол – 4 б. прям.+1 м. прям). В ряду один лишний. Объясните, какая фигура лишняя и почему вы так думаете. Верните блоки на свои места.

4. «Игра с кругом». (Раздаю нарисованные круги). Расположите все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.

5. «Дорожки». Выложите полоску из  5 блоков, (выкладывают)

сверху над каждой фигурой разложите фигуры  1 стол - другого цвета, 2 стол - другой формы, 3 стол другого - размера.

6. «Покажи».   Покажите – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

        7. «Цепочка». Постройте цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по  иллюстрации на слайде. Каким вышел 1ряд? (цветовой: желтый-красный-желтый- ) А каким вышел 2ряд? (ряд из форм).

8. «Угадай-ка». Я спрятала одну фигуру. Вы должны угадать, какой именно блок спрятан. Задайте наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, Вы спрашиваете – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убираете красные. А теперь вы задавайте мне вопросы. Верните блоки на свои места.

Игры для детей старшего возраста

        1. «Группы» (Раздаю нарисованных два пересекающихся круга). Разложите все синие фигуры   в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму кругу. (Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам). Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы. 

                А теперь попробуем заполнить карточки с символами свойств. Кому не понятно, посмотрите на слайд.

        2. «Разгадывание фигуры». Поиграем с кубиками в игру разгадай фигуру. Я бросаю кубики. А Вы, по знаково-символическим изображениям, ищете походящую фигуру.

        3. «Заселим в домики» (Раздаю таблицы) Перед Вами таблицы.  Нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели. Молодцы! А вот что получилось у меня.

        4. Игра «Украсим елку бусами» (Раздаю елки, таблицы к ней)

А теперь будем украшать елку бусами. На елке 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы. Проверьте себя

        

        

        Игра с блоками плавно перетекает в моделирование 

                           Русская народная сказка  -  «Теремок»

        

(Воспитатель вместе с участниками мастер-класса вспоминает русскую народную сказку «Теремок»).

        

- Стоял в поле теремок. Кто первый подошел к теремку? (мышка-норушка)

А мышка была такой: круглая, маленькая, желтая (четвертое свойство «тонкий-толстый» можно пока не вводить)

- Что спросила мышка? (Терем-теремок! Кто в тереме живет)

- Что произошло дальше? (Никто не отозвался, и стала мышка в нем жить).

- Кто пришел дальше? (лягушка)

(Остальные герои рассматриваются по этому принципу; блоки дети выкладывают перед собой слева направо; воспитатель выполняет те же действия, что и дети).

Лягушка – квакушка будет какой: треугольная, маленькая, красная.

Зайчик - попрыгайчик: треугольный, большой, синий.

Лисичка - сестричка: треугольная, большая, красная.

Волчок – серый бочок: квадратный, большой, желтый.

        Воспитатель:

- Вот они все в теремочке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый.

Медведь какой: прямоугольный, большой, синий.

- Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел.

- Что заревел медведь?

          Воспитатель:

- Медведь полез в теремок. Лез-лез – никак не мог влезть. На крышу полез, теремок под ним и развалился.

        Когда работаем с детьми, у каждого ребенка своя коробка с блоками, и при рассказе сказки мы не навязываем, какими будут герои сказки

Эти игры придумала не я. Я всего лишь помогла в них разобраться и показала, как можно их использовать в своей работе. Благодарю за внимание. Желаю удачи.

Литература:

1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014

2. Михайлова З. А. Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2015

3. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2014

4. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб«Детство - Пресс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умные игры-умные дети

"Игра может быть просто развлечением. И это хорошо... Но игра может быть и средством развития креативности детей. Развлекаясь -развиваться! " С.Меньшиков...

Умные игры - умные дети

Информация для родителей о том, как правильно играть с детьми...

Презентация проекта на тему: «Умные игры – умные дети»

Презентация проекта  на тему: «Умные игры –  умные дети»...

Мастер класс для воспитателей логические блоки Дьенеша

Задачи мастер–класса:1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.2. Познакомить участников мастер-класса с  применением развивающих игр ...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «КАК СДЕЛАТЬ ИНТЕРЕСНУЮ КВЕСТ – ИГРУ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

Цель: повышение интереса у родителей к игровой деятельности детей...

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»...

Мастер-класс для воспитателей «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических б...