проект Социально ориентированные игры как средство формирования позитивной социализации у дошкольников
проект

Слинкова Евгения Григорьевна

проект Социально ориентированные игры как средство формирования позитивной социализации у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                    «Детский сад №322 «Морозко»______________________  

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru

Проект

«Социально ориентированные игры как средство формирования позитивной социализации у дошкольников»

Разработчики:

воспитатель

Слинкова Е.Г.

Красноярск 2023

Паспорт проекта

Наименование проекта

 «Социально ориентированные игры как средство формирования позитивной социализации у дошкольников»

Полное название ДОО

МАДОУ 322 «Морозко» г. Красноярск

Основания для разработки проекта

Закон  «Об образовании РФ» утверждает, что «…дошкольное образование направлено на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста…» (ст.64, п.1).

 Согласно пунктам 2.3 и 2.4 ФГОС ДО образовательная программа любой дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Разработчики проекта

Слинкова Е.Г., воспитатель МАДОУ 322 «Морозко».                                                      

Цель проекта

Создание студии «Маленький журналист»

Задачи проекта

- Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях;

- формирования у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности);

- воспитание положительного отношения к окружающим людям;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека;

- создание коммуникативной компетентности ребенка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражении собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2022 – май 2023

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Ожидаемые результаты

1. Продукт:
студия «Маленький журналист».

2. Эффекты:

Дети:

  • Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
  • у детей развивается речевое взаимодействие, память, мышление, внимание, воображение.
  • формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • у них исчезает чувства страха за ошибку.

Родители:

  • родители стараются поддерживать дружеские связи детей, не мешают проявлять самостоятельность, создают условия для общения детей друг с другом.

Педагоги:

  • повысили компетентность в проектной деятельности;
  • пополнили предметно-пространственную среду материалами для развития творческих способностей в социально ориентированных играх.

          Актуальность.

Закон  «Об образовании РФ» утверждает, что «…дошкольное образование направлено на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста…» (ст.64, п.1).

Согласно пунктам 2.3 и 2.4 ФГОС ДО образовательная программа любой дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.                                                                 

В дошкольном детстве зарождаются и наиболее интенсивно развиваются межличностные отношения. С самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенные отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.

Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов – Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности. Благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором формирования личности ребенка.

В различных видах деятельности дошкольники осваивают коммуникативные умения, учатся согласовывать свои действия. Справедливо разрешать споры. Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста являются социально адаптированные игры.

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Павел Петрович Блонский, русский и советский философ, педагог и психолог, называет игру «великой учительницей ребенка», естественной формой труда и активной деятельности, в которой ребенок «упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни». Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление дошкольника и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия. Она, как никакой другой метод и форма умственного воспитания, подчеркивает роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. В игре дошкольники осваивают новые социальные роли, самореализуются, приобретают новый социальный опыт. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. Кроме того, игра как средство познания мира одновременно являются средством его моделирования. В игре и ребенок, и взрослый конструируют самих себя, стараются быть лучше.

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»
                                                                                                                     В. А. Сухомлинский.

Цель
Создание студии «Маленький журналист»

Задачи

1. Обеспечить взаимодействие участников проекта (воспитатели – дети - родители).

2. Обеспечить информационно-методическое сопровождение проекта.

3. Обеспечить материально- техническую базу для реализации проекта.

План реализации проекта 

 

Основные мероприятия 

(этапы) реализации проекта 

Срок (периодичность) исполнения 

Результат мероприятия 

Ответственный/ 

участники 

                                              1 этап     -       подготовительный 

1

Родительское собрание

1 неделя

сентября

Создание проектной группы

Воспитатели /

родители, младший воспитатель. музыкальный руководитель

2

Заседание проектной группы

2 неделя сентября

Создание проекта студии «Маленький журналист»

Проектная группа

3

Педагогический совет

3 неделя сентября

Решение педагогического совета о запуске проекта

Проектная группа/

педагоги и администрация ДОУ

4

Размещение информации о ходе реализации проекта

4 неделя сентября

Информация на стендах в родительских уголках, на сайте детского сада

Воспитатели, администратор сайта

                                              2 этап     - основной 

1

 Круглый стол. «Журналист профессия творческая» (Знакомство с проектом)

«Детский сад - наш общий дом»

1 неделя октября

Дети познакомились с профессией журналистика.

Воспитатели / дети

2

Консультация для родителей  «Детская журналистика как средство развития творческого потенциала ребенка».

2 неделя октября

Информация для родителей в родительском уголке - папка –передвижка.

Воспитатели /

родители

3

Пополнение предметно-пространственной среды.

3-4 неделя октября

Внесение материалов в свободную деятельность детей (Костюмы, бумага, микрофон).

Воспитатели, родители / дети

4

Изготовление стен газеты «Наша группа».

4 неделя

октября

Взятие интервью  «Мой любимый детский сад».

Проектная группа/ дети

5

Пополнение предметно-пространственной среды.

В течение ноября, 2 раза в неделю

Внесение материалов в свободную деятельность детей. (Фотоаппарат, коробки для изготовления макетов фотоаппарата, клей, ножницы)

Воспитатели, родители/ дети

6

Фоторепортаж «Вместе с мамой веселее»

2 неделя ноября

Овладение техникой фотографии.

Воспитатели / дети

7

Конкурс на лучшее видео поздравление для мамы «Мамочка моя любимая!»

3 неделя

 ноября

Создание  стенгазеты «Моя мама лучшая на свете»

Воспитатели / дети, родители

8

Сбор информации за месяц

4 неделя

 ноября

Отбор фото и видео материала

Воспитатели /дети

9

Пополнение предметно-пространственной среды.

В течение декабря, 2 раза в неделю

Внесение материалов в свободную деятельность детей.

Воспитатели, родители / дети

10

Фоторепортаж «Игры на прогулке»

1 неделя декабря

Изготовление картотеки по подвижным социально ориентированным играм на улице

Воспитатели /дети

11

Фото отчет  и интервью из дома «Как мы елку наряжали»

2 неделя декабря

Репродукции в разных техниках.

Воспитатели /

родители, дети

12

Конкурс «Лучшие декораторы»

Тема: «Новогодняя сказка»

3  неделя декабря

Детские поделки

Проектная группа/ дети

13

Сбор информации за первое полугодие

3  неделя декабря

Отбор фото и видео материала

Воспитатели /дети

14

Изготовление и публикация журнала группы «Сказка»

4 неделя декабря

Создание журнала

Воспитатели /

дети, родители

15

Пополнение предметно-пространственной среды.

В течение января, 2 раза в неделю

Внесение материалов в свободную деятельность (коробки, нитки, краски,  цветная бумага, картон, крышки, бутылки пластмассовые, пластиковые стаканчики, и т.д.).

Воспитатели /

дети, родители

16

Фоторепортаж «Зимние эксперименты»

2 неделя февраля

Эксперименты со снегом и льдом.

Воспитатели / дети

17

Интервью «За что мы любим зиму»

3 – 4 неделя января

Изготовление стенгазеты.

Воспитатели / дети

18

Сбор информации за месяц

4 неделя января

Отбор фото и видео материала

Воспитатели / дети

19

Пополнение предметно-пространственной среды.

1-2 неделя февраля

Внесение материалов в свободную деятельность (коробки, нитки, ткань, цветная бумага, скотч, картон)

Воспитатели /

дети, родители

20

Интервью, фоторепортаж «Мой папа»

2 неделя февраля

Фотовыставка

Воспитатели /

дети, родители

21

Презентационная ярмарка «Наши руки не для скуки»  (свободный выбор техники изготовления поделок).

3 неделя февраля

Презентация продуктов  деятельности семей по выбору.

Проектная группа/ дети, родители

22

Сбор информации за месяц

4 неделя февраля

Отбор фото и видео материала

Воспитатели /

дети

23

Изготовление стенгазеты

4 неделя февраля

Стенгазета «Мой папа»

 Воспитатели /

дети, родители

24

Пополнение предметно-пространственной среды.

1-2 неделя марта

Внесение материалов в свободную деятельность (коробки, нитки, ткань, картон)

Воспитатели /

дети, родители

25

Фотовыставка «Весна, 8 марта»

1 неделя марта

Открытка маме, бабушке, сестре

Воспитатели /

дети, родители

26

Репортаж «Весенняя прогулка»

2 неделя марта

Фото, видео отчет

Воспитатели /

дети, родители

27

Презентация  детских идей «Город мастеров»

3 неделя марта

Детские рисунки

Воспитатели /

дети, родители

28

Сбор информации за месяц

4 неделя марта

Отбор фото и видео материала

Воспитатели /

дети, родители

28

Пополнение предметно-пространственной среды.

1-2 неделя апреля

Внесение материалов в свободную деятельность.

Воспитатели /

дети, родители

30

Фоторепортаж  «Игры народов России»

1 неделя апреля

Изготовление картотеки по подвижным социально ориентированным играм народов России

Воспитатели /

дети

31

Фоторепортаж «Игры древней Руси»

2 неделя апреля

Изготовление фотоальбома.

Воспитатели /

Родители, дети

32

Видео презентация «Народные игры с детьми»

3 неделя

Монтаж видеоролика

Воспитатели /

Дети, родители

33

Сбор информации за второе полугодие

3-4 неделя апреля

Отбор фото и видео материала

Воспитатели /

дети

34

Изготовление и публикация журнала группы «Сказка»

4 неделя апреля

Изготовление журнала

Воспитатели /

дети, родители

35

Размещение информации о ходе реализации проекта

В конце каждого месяца

Размещение фото, видео итоговых мероприятий каждого месяца

Администратор сайта, воспитатели/

родители, дети

3 этап     -  заключительный. 

1

Размещение информации о завершении проекта.

1 неделя мая

Информация на стендах в родительских уголках, презентация на сайте детского сада.

Воспитатели, администратор сайта

2

Итоговый мониторинг (педагогическое наблюдение, тестирование детей, анкетирование родителей).

1 неделя апреля

Диагностические карты, аналитическая справка.

Воспитатели /дети, родители.

3

Сбор проектной группы.

2 неделя мая

Анализ и подготовка отчета.

Проектная группа.

4

Педагогический совет.

2 неделя мая

Презентация отчета по проекту.

Проектная группа / педагоги ДОУ, администрация ДОУ.

5

Семинар–практикум «Развитие детской инициативы через социально ориентированные игры»  на методическом объединении.

3 неделя мая

Тиражирование опыта.

Воспитатели / педагоги других детских  садов.

Ресурсы.

 

Ресурсы 

Имеющиеся ресурсы 

Запрашиваемые ресурсы

1

Кадровые

Воспитатели, младший воспитатель, родители, музыкальный руководитель, администратор сайта, администрация ДОУ.

2

Материально-технические

Бумага, клей, краски, ватман, фломастеры, карандаши, нитки,  скотч, салфетки, фотоаппарат, проектор, компьютер, магнитофон, столы, стульчики.

Интерактивная доска, пробковая доска, цветная бумага для принтера, ширма для театра.

3

Информационно-методические

Интернет ресурс, методическая литература, перспективный план для работы с детьми, папки-передвижки для родителей, разработанные методические материалы (схемы, конспекты, картотеки, операционные карты).

Сайт ДОУ, электронный ресурс.

4

Финансовые

Бюджет детского сада.

Скотч 100руб,

Цветная бумага – 500руб,

Ткань 300руб.

Ожидаемые результаты

1. Продукт:
студия «Маленький журналист».

2. Эффекты:

Дети:

  • у детей повысился интерес к продуктивным видам деятельности;
  • повысился уровень развития творческих способностей;
  • расширился и активизировался словарный запас.

Родители:

  • родители освоили социально адаптированные игры и начали их использовать с детьми дома.

Педагоги:

  •  повысили компетентность в проектной деятельности;
  • пополнили предметно-пространственную среду материалами для развития творческих способностей в социально ориентированных играх

Риски и их предупреждение

1. Высокая заболеваемость детей.

2. Отсутствие заинтересованности со стороны родителей. 

Пути преодоления рисков

1. Перенос даты проведения

2. Включение родителей в проектные события сотрудничества с детьми для достижения общих целей.

Практическая значимость проекта.

Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов, специалистов и заинтересованных родителей детей старшего дошкольного возраста.

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определит те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.

Перспектива развития проекта заключается в  написании методических рекомендаций для родителей и педагогов.

Способы трансляции опытаРаспространение успешного  педагогического опыта по проекту планируется посредством:

- участие в  педагогических  мероприятиях в рамках реализации годового плана ДОУ;

- участие в конкурсном движении различного уровня;

- размещение информации  о реализации проекта в СМИ различного уровня,  на сайте ДОУ и  в сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровая деятельность, как средство формирования позитивной социализации дошкольников»

Интерактивная форма работы с педагогическим коллективом. Педсовет - игра. В презентации содержатся игровые задания для актуализации ЗУНов педагогов по теме "Игровая деятельность"....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Тема: «Игры направленные на формирование позитивной социализации детей»

Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи и общества через игровую деятельность....

"Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников» (из опыта работы)

Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье  и другие тенденции негативно отра...

Проект "Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников."

Приект "Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников."...

Инновационный проект «Традиции детского сада как средство формирования патриотических чувств у дошкольников»

Обусловлена необходимостью возрождения духовно – нравственных ценностей....

Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников»

В данной публикации описывается волонтеркая деятельность....

Рабочая программа "Событийное волонтёрство как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время большое значение в обществе уделяется добровольческому труду.  Для волонтёра характерны такие качества личности, как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и ...