Маршрут профессионального и личностного совершенствования педагога.«Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»
материал (старшая группа)

Солдаткина Ульяна Андреевна

Моя цель:

Создать условия для повышения своего творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков.

Задачи:

  1. Изучение педагогической и методической литературы по мнемотехники.
  2. Разработка программно – методического обеспечения с детьми 5-6 лет.
  3. Повысить уровень знаний и умений дошкольников в развитии речи при работе с мнемокарточками, мнемоцепочками,  мнемотаблицами.
  4. Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек.
  5. Разработка консультаций для родителей и педагогов.
     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_modelnyy_pasport_soldatkina_u._a._1_1.docx419.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

 "Сильным, опытным становится педагог,

 который умеет анализировать свой труд..."

 

                 В.А.Сухомлинский

https://4.bp.blogspot.com/-J4Nl1n1FApU/XBe79nP75MI/AAAAAAAACgw/vJabDIln-3wQUwzXgYFrzRTVRYGblg5CQCLcBGAs/s1600/a6aca379d3bdd9d9a7a0e9f2c23b6ef0.jpg

Маршрут профессионального и личностного

совершенствования педагога

Солдаткина

 Ульяна Андреевна

2023-2024

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/07fc/00046143-375c3125/img16.jpg

Маршрут, по которому Я отправляюсь

«Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»

Моя цель:

Создать условия для повышения своего творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков.

Задачи:

  1. Изучение педагогической и методической литературы по мнемотехники.
  2. Разработка программно – методического обеспечения с детьми 5-6 лет.
  3. Повысить уровень знаний и умений дошкольников в развитии речи при работе с мнемокарточками, мнемоцепочками,  мнемотаблицами.
  4. Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек.
  5. Разработка консультаций для родителей и педагогов.

Анкета №1

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

Вопросы

баллы

1

Я стремлюсь изучить себя.

5

2

Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.

5

3

Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

5

4

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя

4

5

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

5

6

Я анализирую свои чувства и опыт.

4

7

Я много читаю

4

8

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

3

9

Я верю в свои возможности

5

10

Я стремлюсь быть более открытым человеком

5

11

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

4

12

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

4

13

Я получаю удовольствие от освоения нового

5

14

Возрастающая ответственность не пугает меня.

4

15

Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе

4

Обработка анкеты:

Посчитайте сумму баллов первой анкеты

Если у Вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Набрав от 36 до 54, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития

Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития

Анкета № 2 - Степень владения навыками самостоятельной работы

Критерии оценки

Самооценка

1

Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

?

2

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы развития детей.

?

3

Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти

?

4

Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

?

5

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

+

6

Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц

+

7

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение

!

8

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения

?

9

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий

?

10

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию

+

Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:  

+ - владею свободно,  

? - владею посредственно, вызывает затруднение,

 ! – не владею.

Маршрут по самообразованию

Сроки

Форма работы

Практические выходы (доклады, рефераты, открытые просмотры, выставки работ и др.)

1

Сентябрь

Изучение литературы и интернет - ресурсы

- перспективное планирование;

- консультации и буклеты для воспитателей;

- консультации, буклеты, памятки для родителей;

- составить картотеку артикуляционной гимнастики;

- составление мнемокарточки, мнемоцепочки, мнемотаблицы.

2

Октябрь

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями и педагогами

Пополнение ППРС

Взаимодействие с детьми

Мониторинг:

«Выявление уровня сформированности связной речи детей с использованием мнемотехники»; Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. No4

.

Памятки для родителей и педагогам:«По использованию методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного

Цель: Рассказать родителям и педагогам этапы работы мнемотехники, что развивает, какие есть проблемы речи детей.

Изготовление картотеки:

папки пальчиковых игр

папки артикуляционной гимнастики

Упражнение:

 «Живые слова».

Цель: познакомить детей с мнемотаблицей, рассмотреть и разобрать то, что на ней изображено.

Заучивание стихотворений:

«Детский сад», «Ходит повар в колпаке».

Цель: Обогащать словарный запас детей, развивать долговременную память и логическое мышление.

Повторение стихотворений с применением мномодорожки и мнемотаблицы:

«Много игрушек в нашем саду», «Я рубашку сшила мишке».

Цель: Упражнять в заучивании стихотворения при помощи мнемотаблиц.

3

Ноябрь

Пополнение ППРС

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнения центра «Литературы» - мнемотаблица осень, мнемодорожка.

Заучивание мнемотаблиц:

«Осень»

Цель: познакомить с мнемодорожкой, начать знакомство со значками моделями, закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе.

«Перелетные птицы»

Цель:упражнять детей в умении составлять связный рассказ по мнемодорожке, схеме - модели. Закрепить с детьми знания, о перелётных птицах.

Рисование детьми мнемодорожек про осень: «Золотая осень»

Цель:Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми. 

Мастер-класса «Изготовление мнемотаблиц в домашних условиях».

Цель:Ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.

4

Декабрь

Пополнение ППРС

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнения центра «литературы» -загадки мномодорожки, мнемотаблица «Зима», «Снегири» - стих.

Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке.        

Цель: Способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря.

Работа с мнемотаблицей по теме:

«Зима»

Цель: Продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов.

«Зимние забавы»

Цель: Учить составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.

Заучивание стихотворения

 «Снегири» с помощью мнемотаблицы.

Цель: Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при заучивание стихотворения.

Консультация

«Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Цель: Рассказать родителям, актуальность, этапы работы с мнемотаблицами.

5

Январь

Пополнение ППРС

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнения центра «Литературы» -мнемотаблицы сказки.

Буклеты для воспитателей.

«Использование мнемотехники работе с детьми»

Цель: Рассказать педагогам методические требования к мнемотаблицам.

Пересказ сказки:

«Любимые сказки» -

Цель: Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу, развивать у детей умственную активность.

Пересказ сказки:

 «Заюшкина избушка» по составленной мнемотаблице.

Цель: Учить детей передавать содержание знакомой сказки.

Рисование детьми своей мнемотаблицы к любимой сказке.

Цель: Учить детей предавать содержание сказки в мнемотаблице.  

Написание буклета для родителей:

«Развитие связной речи детей через использование метода мнемотехники»

Цель: Рассказать родителям, что такое мнемотаблица, как можно пользоваться и заниматься с ребенком дома, этапы использования.

6

Февраль

Пополнение ППРС

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнения центра «литературы» - мнемотаблица «Мои защитники» , «Об армии и защитниках Отечества», «23 Февраля — красный день календаря!» - стихи.

Пересказ рассказа:

Чарушина «Лисята»

Цель:Закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.

 Составление рассказа с опорой на мнемотаблице: «Мои защитники»

Цель: Развивать связнуюречь, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица).

Чтение стихотворений по мнемотаблице:

«Об армии и защитниках Отечества»

Цель: Развивать связную речь, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление.

Заучивание стихотворений по мнемотаблице:

«23 Февраля — красный день календаря!»

Цель: закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.

Консультация для родителей:«Мнемотехника — искусство запоминания»

Цель: Рассказать родителям результаты использования, как создать самостоятельно мнемотаблицу.  

7

Март

Пополнение ПРС

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с воспитателями

Пополнения центра «литературы» -мнемотаблица «Мамочка любимая моя»,мнемодорожка

«Как я помогаю маме».

Памятка для родителей

«Как организовать пальчиковые игры дома»

Цель: Рассказать чем заинтересовать и поиграть с ребенком.

Стихи с использованием схем:

«Мамочка любимая моя»

Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами.

Составление мнемодорожки:

«Как я помогаю маме»

Цель: Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки.

 Творческая сказка:

«Как ёжик зайца выручил»

Цель: Учить придумывать сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний; составлять мнемосхем для придумывания сказки

Консультации для родителей:«Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Цель: Над помнить какую пользу несет мнемотехника.

8

Апрель

Пополнение ПРС

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с детьми

Пополнения центра «литературы» -мнемотаблица «Весна», «Расскажи о весне».

Заучивание мнемотаблицы:

«Весна»

Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.

Памятка для воспитателей: «Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Над помнить,что такое мнемотехника, что является опорным в мнемотаблице.

Составление мнемотаблицы:

 А. Н. Плещеев «Сельская песня»

Цель: Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

Итоговая диагностика:

 «Выявление уровня сформированности связной речи детей с использованием мнемотехники»; Омельченко

 Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. No4.

9

Май

Взаимодействие с родителями

Отчет о проделанной работе для педагогов

Итоговая выставка дидактических игр: «Мои достижения».

Видео - отчет на итоговом педсовете: «Формирование связной речи у детей 5-6 лет посредством приёмов мнемотехники».

Индивидуальная карта профессионального и личностного развития педагога

Вид ресурса

Наименование мероприятия, дата посещения

Полезная информация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1» муниципального образования города Братска

Отчет по самообразованию: «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»

В старшей группе: «Фантазёры».

Составила: воспитатель

МБДОУ «ДСОВ№1» Солдаткина У. А.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перспективный план самообразования педагога

Учебный год

Содержание обучения, тема самообразования

Форма представления результата

2022-2023

«Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста»

Творческий отчет на итоговом педсовете: «Пальчиковые игры в развитии детей 4-5  лет»

2023-2024

«Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»

Видео - отчет на итоговом педсовете:«Формирование связной речи у детей 5-6 лет посредством приёмов мнемотехники»

Анкета по изучению запросов педагогов

Вопрос

Да

нет

Частично

1

Удовлетворены ли Вы помощью педагогов, принявших участие в Вашем сопровождении?

+

2

Ощущаете ли определенные точки роста в своей профессиональной деятельности?

+

3

Удалось ли Вам реализовать свою Программу?

+

4

Какие годовые задачи Вы бы хотели решить в следующем учебном году:

1.

2.

В каких мероприятиях Вы сами готовы выступать с представлением и обобщением опыта

Наименование форма работы

Тема

Да

Нет

Семинары -практикумы

Открытые занятия

Мастер-классы

Мастер-класса «Изготовление мнемотаблиц в домашних условиях».

Гостевые обмены

Профессиональные конкурсы

Научно-практические конференции

Работа с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

С каждым годом количество детей с нарушенным развитием речи только увеличивается, страдают и высшие психические функции. Мнемотехника, это метод, зарекомендовавший себя уже на протяжении долгого време...

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»

Работая с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности, я столкнулась с проблемами развития речи у детей. В детской речи множество проблем: трудности в построении монолога, плохая д...

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники"

Развитие речи детей  – это одна из главных задач детского сада. Данная проблема является особенно актуальной в наши дни. Фактором речевых проблем у ребенка может быть замена человеческого о...

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше...