План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»
материал (старшая группа)

Галкина Елена Владимировна
На тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром» Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой. Задачи: 1.Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы. 2.Развитие способностей детей к познанию мира природы. 3.Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни. 4.Воспитание гуманного отношения к живым организмам. Перечень вопросов по самообразованию: - изучение психолого-педагогической литературы; - разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; - проектная и исследовательская деятельность; - анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей; - продолжать изучать педагогический опыт других педагогов; - планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса. Форма самообразования: индивидуальная. Актуальность: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду. Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни. Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Не должны употребляться в разговорах с детьми слова «вредные, полезные». У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Хочется отметить тот факт, что мало кто из ребят любовался распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевлённым объектам. Порой они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам. Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе. Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя. Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра. Экологические игры- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2023.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

             

План по самообразованию

на 2023-24 год

Воспитателя Галкиной Елены Владимировны

На тему:

 «Развитие познавательных способностей  детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»

План самообразования

Цель:  Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

1.Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

2.Развитие способностей детей к познанию мира природы.

3.Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

4.Воспитание гуманного отношения к живым организмам.

Перечень вопросов по самообразованию:

- изучение психолого-педагогической литературы;

- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

- проектная и исследовательская деятельность;

- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса.

Форма самообразования: индивидуальная.

Актуальность:

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Не должны употребляться в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Хочется отметить тот факт, что мало кто из ребят любовался распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевлённым объектам. Порой они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам.

Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе.

Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.

Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.

Экологические игры- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

Этапы работы по самообразованию 2023-2024 год

№ п/п

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практическая

деятельность

1.

Подготовительный.

Аналитико-

диагностический этап.

Сентябрь-октябрь 2023

Знакомство с современными подходами к организации игровой деятельности, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования: информационные технологии (компьютерные познавательные и развивающие игры); квест-технологии; социо-игровая технология.

 

Изучение нормативных документов ДО.

Изучение учебно-методического материала на тему «Новые педагогические средства и технологии для развития детей старшего дошкольного возраста».

Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).

 

Изучение образовательных технологий по заявленной теме.

Изучение литературы

уИзучениечеФГОС ДО, профессионального стандарта педагога, методической литературы (Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «ФГОС. Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7)»; Павлова Л.Ю. «ФГОС. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7)»; Гербова В.В., Губанова Н.Ф., Дыбина О.В. «Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Старшая группа. Методическое пособие. ФГОС.»)

Определение темы, цели и задач темы.

Разработка перспективного плана на 23-24 учебный год.

Прослушать сообщения, выступления на ПС, МО и вебинарах для

педагогов,

родителей.

Просмотры сайтов http://nsportal.ru;

http://vospitateljam.ru; http://planetadetstva..net; http://dou-sad.ru; http://ped-kopilka.ru и др.

Интернет - ресурсы.

2.

Основной. Практический этап.

Ноябрь март 2023-2024 г.

Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Систематизировать имеющийся игровой материал по  выбранной теме.

Разработать и апробировать систему работы, составить перспективный план и подобрать методы, приемы в соответствии ФГОС ДО.

Работа над проектом

Обмен опытом по теме самообразования

Обобщение опыта работы

Разработка диагностического материала.

Распространение материала на уровне ДОУ и участие в «днях

открытых дверей» (проведение открытых НОД с использованием ИКТ, круглого стола для родителей).

Составление картотеки игр и упражнений.

Составление перспективного плана и конспектов занятий.

Разработка проекта «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»

Создание публикации на сайте: «Узнаем, играя».

 Проведение открытых занятий, мероприятий

Путешествие в Королевство Здоровья»,  «Хочу все знать»

Создание авторского методического пособия

 «Лэпбук  - времена года»

Выступления, презентации на МО и семинарах и педсовет ах.

Изготовление

 демонстрационного материала

 «Времена года», «Овощи и фрукты», «Зима», «Домашние и дикие животные», «День Победы», «Казань».

Оформление альбома  «Алтайский край» (города, природа,  и др.)

Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы.

3

Заключительный этап. Обобщение.

Март – май 2024год

Диагностика.

Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

Разработка методического пособия для работы с детьми старшего дошкольного возраста детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

Планирование индивидуальной работы с целью диагностики развития детей в процессе продуктивной деятельности на 2023-24 год.

Подготовить консультации для родителей.

Самоанализ педагогической деятельности по теме самообразования.

Методическая помощь коллегам.

Разработка и проведение открытых занятий, мастер- классов, общение опыта по исследуемой теме.

Рекомендации на тему «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр» (для воспитателей, родителей).

Исследовательская работа в малых группах (отслеживание

результатов

работы).

Подведение итогов мониторинга

Консультации для родителей на темы: «Зачем нужно развивать мелкую моторику»,

«Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Самоанализ и самооценка своих занятий.

Представление материалов на педсовете.

Внедрение опыта работы.

Доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта работы.

Список используемой литературы:

  1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

  1. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. — 432с.

  1. Тимакина С.Ю. «Возрастные особенности развития детей 5-6 лет»,2015.

  1. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «ФГОС. Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7 лет)», 2017.

Интернет ресурсы:

  1. http://nsportal.ru;  http://vospitateljam.ru;  http://planetadetstva..net;  http://dou-sad.ru;  http://ped-kopilka.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Методическая разработка по экологическому воспитанию малышей через ознакомление с окружающим миром.(план ,конспект занятия,игры-экспериментирования)....

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром

Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об ок...

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление  с окружающим миром....

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром

Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различны...

Досуг как средство развития познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром На тему: «Прощай, Зимушка – зима»

Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе, рассматривание снежинок во время прогулки, презентация «Зима», рассматривание иллюстраций о зиме, дидактические  игры...

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в д...