Проект "Загадочная ягода рябинка"
материал

Елсуфьева Елена Павловна

пмнрмн

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

«Чудесная рябинка на нашем участке»

Программное содержание:

Формирование интереса к коллективным способам выполнения задания, развитие мелкой моторики рук  отщипывание кусочков пластилина, формирование комочков

пластилина и выкладывание их на плоскости), закрепление

умения различать цвета.

Воспитательные цели:

Воспитывать любовь к родной природе, эстетичный вкус, формировать чувство близости к родной природе, умение сопереживать всему живому.

Методические приемы:

Беседа с детьми о красоте рябин, которые растут на нашем участке, работа по иллюстрации, рассматривание предметов одной природы, чтение А. Плещеев «Дети и птичка».

Словарная работа:

Закрепить слова природа, гроздь, ствол и ветки дерева.

Предварительная работа:

Прогулка по участку, беседа о рябине, хоровод вокруг рябинки, подвижная игра «Кто быстрее добежит до рябинки», рассматривание иллюстраций о деревьях и родной природе.

Ход занятия

Воспитатель: «Ребята, когда я проходила мимо нашего участка, мне показалось, что наши рябинки перешёптываются между собой. Представляете, оказывается они волшебные. А одна рябинка сказала, что хотела бы, чтобы ребята вылепили её, так как скоро зима и с неё опадут все листочки, а красивые красные ягодки поклюют птички. А давайте, ребята, вылепим нашу рябинку, на которую мы с вами скоро повесим кормушку для

птичек и будем их подкармливать». Получив согласие детей, предлагается им занять свои места за столами и рассмотреть иллюстрации с изображением рябины.

Воспитатель: « А теперь, ребята, мы должны вылепить веточки у рябинки». Дети берут небольшие кусочки пластилина, на столе тоненькие полосочки и прилепляют к стволу.

 Воспитатель: «Молодцы, ребята! В народе очень любят рябинку. Слагают о ней стихи, песни. Называют её «кудрявой». А почему она «кудрявая», пышная и красивая»? Ребята

отвечают, что на ней растут гроздья рябины, которые разложены на столах.

Воспитатель: «А теперь мы вылепим ягодки оранжевого цвета, которые украсят нашу рябинку». Дети называют форму ягод – круглые и выбирают пластилин оранжевого цвета.

В зависимости от уровня умений дети могут лепить ягоды . Одни могут от общего от общего комка отрывать маленькие кусочки и, придав им круглую форму пальцами, приклеивать их на веточки. Другие дети могут оторванные кусочки пластилина скатывать круговыми движениями ладоней в маленькие шарики и приклеивать к веткам. Главная задача воспитателя состоит в том, чтобы внушить детям уверенность в своих возможностях и воодушевить их на активные действия с материалом.

По окончанию работы детям предлагается дать название рябинке: «Красивая рябинка», «Волшебная рябинка»,

«Чудесная рябинка». Дети выбирают название «Чудесная рябинка

Конспект

Тема: «Рябина».

Цель беседы: углубить представление ребёнка о пользе рябины, месте её произрастания, внешних особенностях.

Задачи:

-  дать детям новые знания о рябине;

- поощрять детей к самостоятельным высказываниям и рассуждениям;

- развивать познавательный интерес к окружающему миру, коммуникативные навыки;

- активизировать речь, память, внимание и мышление;

- воспитывать   умение видеть красоту природы.

Предыдущая работа: наблюдение за рябиной во время прогулки, чтение и заучивание стихотворений, примет, загадок о рябине.

Материал: гроздь рябины, рассказ Сухомлинского «Птичья кладовая», иллюстрации рябины.

Словарная работа: ландшафт.

Ход беседы.

Воспитатель: ребята, я загадаю вам загадку. Догадайтесь, о чём пойдёт речь.

Загадка о рябине.

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью красное ожерелье надела. (Рябина).

Воспитатель: правильно, это – рябина.  Воспетая в народных песнях и стихах красавица рябина достойно украшает ландшафт нашей Родины.  Ее можно встретить в лесу, на опушках.   Рябина     растет  и    у  нас   в  детском  саду.  Сейчас, осенью не заметить её невозможно. Яркие гроздья, словно красные кораллы, радуют наш взгляд.

Воспитатель: давайте опишем рябину. Расскажите, какая она?  (Дети описывают рябину).

- Можно спорить о том, какие из деревьев милей и краше взору человека: то ли стройная  берёза, то ли солнечный ясень или величавый дуб, а может быть, пирамиды вечно изумрудных елей? Но бесспорно лишь одно: многим  по душе красавица рябина, с  ажурными листьями  и  с ожерельем оранжевых плодов.  Любит её народ.  На   нее  трудно наглядеться:  летом  между  кружевной листвой сверкают белоснежные щитки  цветков,  осенью же, когда  ветви изогнутся под тяжестью ярко-оранжевых плодов, красавица рябинка становится ещё нарядней.  Плоды её подолгу задерживаются на ветвях и даже остаются на зиму, ярко выделяясь среди заснеженного леса.

Показ  грозди рябины.

 Вопросы  к  детям:

- Что это за красные бусы? (Грозди рябины).

- Какие ягодки у рябины? (Красные, круглые, красивые).

- С чем их можно сравнить? (С ожерельем, пуговицами).

- Какие они на вкус? (Горьковатые).

Чтение рассказа Сухомлинского «Птичья кладовая».

       Ранней осенью в степи не утихал птичий щебет. Птички слетались на поле, клевали зерно. На опушке стояла Рябина. Ягоды на ней висели красными гроздьями. Стоит она и удивляется, почему к ней птички не летят. Летел Дрозд, Рябина и спрашивает его:

- Дрозд, почему ты не хочешь отведать моих ягод?

- Подожди, Рябина, ягоды твои пригодятся в трудную пору. На твоих ветвях птичья кладовая.

      Выпал снег. Белым ковром покрыл поля. Позаметал траву. Днем и ночью поет свою печальную песню холодный ветер. Рано проснулась Рябина от птичьего щебета. Видит - прилетели к ней дрозды и дятлы.

- Вот теперь и птичья кладовая нам понадобилась, - защебетал Дрозд.

- Угощай нас, Рябина, своими ягодами.

Вопросы по тексту:

- Почему удивлялась Рябина?

- Какой разговор состоялся между Рябиной и Дроздом?

- Почему Дрозд назвал Рябину птичьей кладовой?

- Кто любит лакомиться ее ягодами? (Ответы детей).

Воспитатель:  с глубокой старины в народе заведено высаживать рябинки под окнами жилищ, в палисадниках и парках в знак памятных событий, на счастье людям, на радость пернатым. Особенно любят лакомиться плодами рябины дрозды, снегири, свиристели, тетерева, глухари, сойки.   Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные  звери с большим удовольствием угостятся ими.

Дидактическая игра “С кем дружит рябина”.   Цель:  сформировать у детей понятие о тех животных, которым помогает рябина выжить в холодное зимнее время.

Физкультминутка   «Рябина».

- Рябина, рябина,  кого ты любила? (обнять себя, наклон вправо).

- Всех я любила,  всех ублажала, (обнять себя, наклон влево).

- Ягодой спелой  всех угощала. (протягиваем руки).

 - Ягодку   сорви,   угощайся  и  ты. (поднимаем к верху руки).

Воспитатель:  плоды рябины собирают после первых заморозков, когда они приобретают горько – кислый вкус.  Свежие плоды немного горчат, но прихваченные первым морозом, они теряют горечь, становятся менее терпкими и приобретают приятный  кисловатый  вкус.     Ягоды  рябины содержат большое количество витаминов.  С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней.  Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Польза от рябины  большая. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты.     Она и плодовое, и кормовое, и лекарственное, и медоносное растение. Она и красавица, и защитница почв.    

Воспитатель: в народе о  рябине  сложены песни,  стихи, загадки,   пословицы  и приметы.

Дидактическая игра «Продолжи примету».

- Много   ягод  рябины –… (осень будет дождливой, если мало – сухой).

- Поздно цветет рябина - ... (будут морозы зимой).

- Цветение рябины - ... (признак устойчивого тепла).

- Поздно расцвела рябина - ... (будет поздняя осень).

Подведение итога.

Воспитатель: ребята о чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?    Как и кому  помогает  рябина?  Чем похожа рябина на другие деревья и чем отличается?

Конспект . Создание браслетов из рябиновых ягод.

Цель:

Художественно-эстетическое развитие детей.

Образовательная задача:

Уточнить и закрепить представления детей о рябине. Познакомить с приметами, связанными с этим деревом. Выяснить какую роль отводят рябине по отношению к жизни людей и животных. Совершенствовать умения составлять украшения из рябины с помощью доступных средств (нитка и иголка), отрабатывать навыки работы с зубочисткой и леской.

Развивающая задача:

Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира, воображение

Воспитательная задача:

Воспитывать любовь к природе, чувства гармонии и красоты природы, уважительное отношение к объектам природы. Развивать самостоятельность, уверенность, активность. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе.

Материалы:

Гроздья рябины, корзина, платок, леска, зубочистка, ножницы.

Ход занятия.

Осенью отмечает свои именины одно из красивейших деревьев России. А как называется это дерево, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

Цветки – пчёлам и шмелям,
Плоды – сойкам и дроздам,
А кудрявой ветке –
Место у беседки.

Догадались? Я предлагаю вам определить на ощупь, что находится под платком. (Дети по очереди обследуют содержимое корзинки, высказывают свои предположения).

Чьи ягоды лежат в моей корзинке? (Рябины)

Как вы догадались, что там спрятаны ягоды рябины? (Мы рассматривали ягоды рябины во время прогулки. Они мелкие, круглые, жёсткие на ощупь, растут на веточке.) Правильно! (Продемонстрировать детям содержимое корзинки в виде рябиновых ягод.) Сколько ягод на веточке: одна или много? (На веточке много ягод.) Если на одной веточке много ягод, как её можно назвать? (Гроздь, кисть.)

В старину считали, что рябина защищает дом от плохих людей и вестей, она считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце.

Давно забыты старые поверья, но люди продолжают сажать рябину у своих домов, и не за магическую ее силу, а за скромную, но такую трогательную красоту.

Я предлагаю вам посмотреть на экран. 

Хороша рябина во все времена года!

Красива она ранней весной, когда едва-едва на ней распустятся молодые светло-зеленые листья с четким резным узором. Легкая и светлая стоит она ранним летом в белой кипени душистых цветов. Не оторвешь от нее глаз и поздней осенью, когда зрелые пунцовые ягоды становятся ярким украшением ее ветвей.

Сравнивали ее с молодой, красивой, часто, грустной девушкой. Рябина считается женским деревом. Именно женщин она в первую очередь берет под свою защиту.

Любят ягоды рябины снегири, дрозды-рябинники, синицы, свиристели, вороны, глухари и рябчики. Упавшими на землю гроздями лакомятся лесные мыши-полёвки, ежи, лоси, медведи, лисы, зайцы, бурундуки. А белочка срывает ягоды на дереве. Зверям тоже нужны витамины.

Древесина рябины очень упруга, она прочна и имеет красивую текстуру, хорошо полируется, поэтому идет на разные поделки, музыкальные инструменты, мебель.

Красоту рябины стали понимать уже очень давно. Не случайно «рябиновые мотивы» издавна начали включать в узоры для вышивания. А роспись по дереву! Ягоды и листья рябины используются в народном промысле Хохлома. В жизни можно встретить как традиционные предметы, расписанные под Хохлому (посуда, матрёшка), так и новые (компьютерная клавиатура, часы). 

Издавна рябина применялась в России в лечении специалистами народной медицины. Спелые плоды использовались для настоек и отваров. Плоды рябины широко применяются в кондитерском производстве для приготовления джемов, компотов и других сладостей.

Тот, кто любит и понимает природу, никогда не пройдет мимо рябины: она необыкновенно красива! Резные листья, которые особенно живописно выглядят осенью, окрашиваются в золотистые и красноватые тона, которые как будто горят на фоне других осенних деревьев. 

На стол выставляются тарелки с рябиновыми ветками и ягодами.

- Возьмите одну ягоду в руку. Какая она на ощупь? (Ягода твердая, гладкая.) Покатайте ягоду в ладонях, по столу. Какая она по форме? Какого цвета? Все ли ягоды оранжево-красного цвета?

Понюхайте ягоды рябины. Вам нравиться их запах? А ещё, ребята, ягоды рябины использовали в старину чтобы сделать украшения: бусы, браслеты. И сегодня мы с вами займемся изготовлением украшений из рябины. Для этого нам понадобятся ягоды рябины, ножницы, леска и зубочистка.

Воспитатель напоминает правила обращения с острыми предметами – ножницами, зубочисткой. Демонстрирует готовые украшения и объясняет технологию их выполнения детям. По ходу педагог осуществляет индивидуальную помощь, советует, показывает.

Итог занятия:

Воспитатель: Какая красота у вас получилась! Молодцы, вы сегодня хорошо работали, постарались сделать все аккуратно и красиво.

А где вы будете применять эти украшения? (Ответы детей)

Сказка про рябину

Сказка про рябину

Вроде бы обыкновенное дерево – рябина. С ветвями, цветками, плодами, листьями. Да необыкновенные свойства ей присущи. А какие? Сказка про рябину — с нотками осеннего бала, с тихим шелестом, с бусинками красоты.

Сказка «Красавица-рябина»
Автор: Ирис Ревю

Росла в лесу рябина. Кудрявая. Нарядная. Богатая на плоды.

На осеннем балу не было ей равных. Стройная, раскидистая, красивая. Одни бусы кумачового цвета чего стоят. Соседки — осина и берёза подобными украшениями не обладали, и на бал являлись в простых осенних нарядах.

Красивыми у рябины были не только бусы. Листочки её – зубчатые, окрашенные в золотистые и красные тона, — тоже выделялись на общем фоне.

С раскрасавицей-рябиной весело перешёптывались дуб и клён.

Осенний бал был в самом разгаре, когда случилось непредвиденное.

На бал пришёл ёж. Он неважно себя чувствовал. Среди приглашённых начали срочно искать врача. Кто бы вы думали, оказался врачевателем? Наша красавица-рябина!

Но, прежде всего, надобно сказать, что приключилось с ежом. Он гостил в соседнем лесу, и там начался пожар. Ёж надышался продуктами горения. Поначалу он не обратил внимание на ухудшение самочувствия. Но потом ему срочно понадобилась помощь.

Раскрасавица-рябина протянула ежу несколько ягодок, и попросила его пожевать их. Рябина знала, что в народе давно используют её ягоды при отравлении угарными газами.

Ежу быстро полегчало. Все присутствующие были рады тому, что ёж повеселел.

А рябине сказали: «Большое спасибо».

Вопросы и задания к сказке про рябину

Какие украшения имела рябина?

Какие деревья пришли на осенний бал?

Какие листочки у рябины?

Кто из животных плохо себя почувствовал на осеннем балу?

Какой врач вылечил ежа? А каким образом?

Что о рябине знаешь ты?

Цель проведения беседы:

— расширить знания детей о птицах, их способ питания зимой;

— о целебных свойствах плодов рябины;

— поощрять малышей к самостоятельным высказываниям и рассуждениям.

— развивать творческое воображение, память, мышление, познавательный интерес к окружающему миру, воспитывать любовь к природе, желание ее оберегать, делать добро.

Предыдущая работа: Наблюдение за рябиной в разные времена года, попробовать ягоды рябины на вкус, чтение и заучивание стихов, примет, загадок о рябине.

Материал: гроздь рябины, рассказ Сухомлинского «Птичья кладовая», иллюстрации рябины в разные времена года.

Проведение беседы с детьми о деревьях: рябина

Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы провести беседу о дереве которое имеет необычайный дар — делать добро. Что это за дерево, угадайте.

Загадка о рябине

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью красное ожерелье надела. (Рябина)

— Что это за красные бусы? (Показ грозди рябины)

— Какие ягодки у рябины? (Красные, круглые, красивые)

— С чем их можно сравнить? (С ожерельем, пуговицами)

— Какие они на вкус? (Горьковатые).

Рябину можно встретить в лесу, на опушках, и есть она даже в нашем парке. Ведь мы не раз ходили к ней в гости. Она имеет полезные лекарственные свойства, поэтому каждая пора года дарит ей красивый наряд.

Дидактическая игра: «Одень рябину»

— Что дарит весна рябине? (Белые, душистые цветочки, зеленые листочки)

— Что дарит лето рябине? (Красные «бусы» — ягоды)


— Во что одевает рябину осень? (В красные и оранжевые листья)

— Что делает зима для рябины? (Накрывает белым снегом и приглашает птиц, есть ягоды)

— Давайте поближе познакомимся с рябиной. Уже рано осенью тяжелые гроздья круглых оранжево — красных ягод привлекают к себе птиц. Особенно любят лакомиться плодами рябины дрозды, снегири, свиристели, тетерева, глухари, сойки. Теневыносливое, морозостойкое растение. Плоды рябины округлой формы, красные, горькие. И только подмороженные они вполне съедобны и даже вкусные.

— В народе говорят «Рябина является украшением нашей природы». Давайте спросим у рябины, почему ее так называют.

Рябина: Потому что я наделена волшебной силой. Ветка с ярко-красными ягодами способна защитить человека от всякого бедствия. А еще мое дерево помогает больным. Из веточек заваривают лечебный чай. Из ягод варят варенье, компоты, делают квас, настойки.

Воспитатель: Да, рябина обладает многими свойствами, в частности предсказывать погоду с помощью примет. Какие вы знаете приметы?

Дидактическая игра «Продолжи примету»

— Поздно цветет рябина — … (будут морозы зимой)

— Если много ягод рябины, … (то осень будет дождливая)

— Цветение рябины — … (признак устойчивого тепла)

— Поздно расцвела рябина — … (будет поздняя осень)

Воспитатель: Но зимой в отличие от некоторых деревьев у рябины много работы. Ей нужно накормить всех голодных птиц. Зимой трудно птицам достать пищу. И здесь пригодятся ягодки рябины. На пир слетаются синицы, дрозды, снегири и другие зимующие птицы. Поэтому рябину называют птичьим деревом. В лесу поедают плоды не только птицы, но и звери: белки, кабаны, куницы.

Чтение рассказа Сухомлинского «Птичья кладовая»

Ранней осенью в степи не утихал птичий щебет. Птички слетались на поле, клевали зерно. На опушке стояла Рябина. Ягоды на ней висели красными гроздьями. Стоит она и удивляется, почему к ней птички не летят. Летел Дрозд, Рябина и спрашивает его:

— Дрозд, почему ты не хочешь отведать моих ягод?

— Подожди, Рябина, ягоды твои пригодятся в трудную пору. На твоих ветвях птичья кладовая.

Выпал снег. Белым ковром покрыл поля. Позаметал траву. Днем и ночью поет свою печальную песню холодный ветер. Рано проснулась Рябина от птичьего щебета. Видит — прилетели к ней дрозды и дятлы.

— Вот теперь и птичья кладовая нам понадобилась, — защебетал Дрозд.

— Угощай нас, Рябина, своими ягодами.

(вопросы по тексту)

— Почему удивлялась Рябина?

— Какой разговор состоялся между Рябиной и Дроздом?

— Почему Дрозд назвал Рябину птичьей кладовой?

— Кто любит лакомиться ее ягодами? (Ответы детей)

О рябине сложено немало песен. Народ любил рябину с глубокой древности. Люди издавна сажали ее у своих домов.


На далеком севере рябина достаточно долго была единственным плодовым деревом. Ее оберегали, ягоды заготавливали впрок, так как они содержат большое количество витаминов.

Литература:

Источник: mirdoshkolnikov.ru



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

На прогулке выходной осенний день.

Прежде всего, оговоримся, что под прогулками мы будем подразумевать не просто гуляние, пребывание на воздухе детей во дворе, в саду или на площадке, а выход с детьми за пределы своего двора, района, города со специальными педагогическими целями. Кому не известна большая склонность ребенка к путешествиям, туризму? Сколько просьб пойти куда-нибудь погулять вы постоянно слышите от детей! С каким удовольствием собирается в поход ваш сын или дочь. Много радости доставляет детям прогулки, проводимые совместно с родителями и старшими в семье! Стремление детей к путешествиям надо всемерно поощрять. Оздоровительное, воспитательное, образовательное значение семейных прогулок может быть огромным, если только их правильно организовать и проводить. В этом случае прогулки могут содействовать укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию детей, приучать ребят наиболее целесообразно и экономно применять навыки в ходьбе, беге, прыжках в различных условиях; воспитывать ловкость, выносливость, быструю ориентировку, уверенность в своих силах и т.д. На прогулках дети ближе знакомятся с жизнью своего города, с достопримечательностями района, памятниками. Дети учатся видеть и оценивать по достоинству красоту родной природы, наблюдают явления, происходящие в ней. Прогулки в черте города полезно связывать с посещением ближайшего парка или стадиона, где дети могут наблюдать спортивные соревнования спортсменов. Во время прогулок и походов за город желательно проводить с детьми игры и упражнения на местности. В такие упражнения входят задания на наблюдательность, слух, внимание, выдержку. Недолговременные пешеходные прогулки с детьми, не требуют особых приготовлений и не нуждаются в специальных разъяснениях по их проведению. Более длительные и сложные требуют о родителей некоторых знаний, соблюдения определенных правил. Прогулки можно проводить только со здоровыми, хорошо себя чувствующими детьми. Недомогание, головная боль, сильный насморк являются противопоказаниями к тому, чтобы брать такого ребенка на прогулку. Нельзя допускать, чтобы дети переутомлялись. Если ребенок почувствует легкую, приятную усталость- не страшно. Она быстро и без последствий пройдет. Но такие признаки, как побледнение, вялость, общее недомогание, головная боль, бессонница, говорят о перегрузке детей. Следую за взрослыми, дети иногда переоценивают свои силы и очень быстро переутомляются. Поэтому надо внимательно наблюдать за состоянием юных путешественников. Каждое такое путешествие принесет пользу для здоровья, укрепит физические силы детей, если конечно, будут правильно организованы активные движения, использованы различные способы передвижения, закаливающие влияние естественных факторов природы (солнечных лучей, воздуха и воды). Необходимо стремиться, чтобы даже небольшая прогулка была содержательной: чему-то учила ребят, в чем-то оказывала свое воспитывающее воздействие.

Осень-переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, и ребенок понимает, что на улице с каждым днем становится все холоднее. Одежда становится объемной, тяжелой и не очень удобной. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь. Отличным вариантом осенней прогулки может стать рябиновая аллея. Наблюдение за рябиной может стать информативным и так же вызвать эмоциональный отклик.

Беседа о рябине.

 Рябинка - так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и все дерево. Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые кисти рябины или листья. Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску. Плоды собирают в сентябре – октябре, обрывают вместе со щитками. Сушеные ягоды сохраняют свои целебные свойства в течение двух лет. Рябину используют также для приготовления варенья, пастилы, конфет, настоек. Хороша она с сахаром и залитая медом, квашеная и сушеная.

Народные приметы.

 Рябина зацветает – пора сеять лён. Хорошо рябина цветёт – к урожаю льна. Поздний расцвет рябины – к долгой осени. Если уродится рябина – рожь будет хороша. В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – сухой.

Вопросы детям:

 1 Дети, что можно сказать о внешнем виде этого дерева?

2 Какая у нас рябина?

3 Какого цвета и формы листья у рябины?

4 Как рябина используется в народном хозяйстве?

5 Что делают из ягод рябины? «Сбор ягод рябины»

Цель: учить оказывать помощь взрослым. Подвижные игры 1 «Кто быстрее пробежит, проскачет вокруг рябины?»

Цель: развивать скорость бега, прыжки, ориентировку в пространстве.

2 «Раз, два, три к рябинке беги»

: развивать скорость бега, ориентировку в пространстве.

«Рябина и птицы»

Цель: приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению простейших правил игры; развивать ловкость и координацию движений.

Дидактические игры 

1 «Как зовут тебя деревце?» цель: учить сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев,

2 «С какого дерева листок» Цель: формировать умение различать и называть листья знакомых деревьев.

3 «Какое варенье?» Цель: учить образовывать относительные прилагательные.

Прогулка – очень важный момент в повседневной жизни ребенка. Непростительную ошибку совершают родители, считая, что на прогулке им можно отдохнуть. Сколько всего интересного можно увидеть на прогулке, о многом узнать. В этом, конечно же, должны детям помочь взрослые. Ведь процесс воспитания непрерывен.

Литература:

nsportal.rudetskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2022-2023/…

 

Консультация о пользе «Обыкновенной рябины»

Повторите дома с ребятами

 Рябина как лекарственное растение

        Уже в средние века рябина обыкновенная считалась хорошим средством при легочных заболеваниях и цинге. В современной медицине ее плоды используют как витаминное средство при авитаминозе. Они ценятся за поливитаминность, так как содержат значительные количества витаминов С, Р, провитамина А, а также ряд других витаминов. Плоды входят в состав витаминного чая. Они обладают вяжущим, слабительным, мочегонным, желчегонным, кровоостанавливающим и эстрогенным действием. Плоды рябины снижают количество холестерина в крови и жиров в печени, что делает их полезными при ожирении. Цветы рябины обладают мочегонным и слабительным эффектом. С лечебными целями используют также почки, листья, побеги и кору рябины.


Прочие применения рябины


Дикорастущая рябина приносит урожай плодов до нескольких тонн с гектара леса и является важной кормовой базой для лесных птиц и зверей. Ею питаются дрозды, свиристели, снегири и боровая дичь. Плоды употребляют в пищу как мелкие млекопитающие - белки, мыши, так и крупные парнокопытные, которые питаются также рябиновыми ветками, листьями и почками. Не прочь полакомиться плодами рябины лисица, барсук, медведь. Последний является знатоком рябины, тонко разбираясь в ее формах и выбирая для питания наиболее вкусные. Человек использует плоды рябины для откорма домашней птицы и скота. На корм скоту идут также молодые ветви с листьями.


Как пионерская древесная порода, заселяющая свободные пространства, рябина является необходимым компонентом лесных экосистем. Ранее в лесном хозяйстве рябину не считали важной породой, однако в последнее время отношение лесоводов к ней изменилось. В связи с массовой гибелью хвойных лесов в европейских странах из-за загрязнения окружающей среды промышленными выбросами рябину стали широко использовать для созданий смешанных насаждений. В горных лесах Германии на высоте выше 800 м рябине стали отводить до 20% насаждений. Вводят ее в небольшом количестве и в расположенные на меньших высотах  леса. На севере Европы рябину применяют в ветрозащитных посадках.


Ценность рябины увеличивается тем, что она дает нектар и пыльцу в период после отцветания садов. Является хорошим медоносом, давая с 1 гектара насаждений до 30 кг нектара.

Кору рябины используют в дубильном производстве. Листья также находят применение при дублении кож. Кора окрашивает ткани в красно-бурый цвет, побеги - в черный, а листья дают коричневую краску.


Древесина рябины обыкновенной твердая, тяжелая, с бледноватой заболонью и красновато-бурым ядром, мелкослойная и вязкая. Большого лесопромышленного значения она не имеет, но легко обрабатывается, поэтому используется для мелких поделок, кухонной утвари, бочек. Сейчас ее применяют в мебельном производстве, для столярных, токарных и резных изделий.


Рябина домашняя также имеет очень плотную, твердую, тяжелую, хорошо полирующуюся красновато-белую древесину. Ранее ее широко применяли в мебельном производстве, для изготовления зубчатых колес, винтов для винных прессов, оборудования для водяных мельниц, блоков и других предметов, подверженных истиранию, ружейных прикладов, деталей фортепиано. В итальянских деревнях многие статуи святых были сделаны из рябиновой древесины. В наше время из нее изготовляют мебельную фанеру.


Плотная, довольно тяжелая твердая древесина глоговины ценится выше, чем дубовая. Она мелкослойная, красноватого цвета, похожа на древесину яблони. Отлично полируется, давая пламенистый отлив. Ценится в токарном и особенно в резном деле. Употребляется также для мебели и сапожных гвоздей.

Литература

infourok.ruДошкольное образование

Консультация для родителей.

Традиция в России отмечать «Рябинник»

Рябина - одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России. Это красивое дерево, по праву, получило звание поэтического символа нашей страны. О рябине сложено немало песен и стихов. Её воспевали в своём творчестве русские поэты П.Вяземский, К. Бальмонт, С.Есенин, И.Северянин, М.Цветаева. А русская народная песня на стихи И.Сурикова «Тонкая рябина» и «Уральская рябинушка» композитора Е. П. Родыгина, исполняемые народными коллективами, приобрели мировую известность. Образ тонкоствольной красавицы широко представлен и в изобразительном искусстве. Алые кисти рябины красуются на жостовских подносах и посуде из Хохломы.

23 сентября на Руси праздновали праздник «Рябинник».

К концу сентября, когда наступали первые заморозки, рябина становилась сладкой. С этого дня начинался сбор ягод на зиму. Люди аккуратно срезали кисти рябины, стараясь не повредить дерево, потому что у наших предков оно считалось священным, и просили у рябины прощенье если причиняли ей боль.

Хозяйки варили из рябины компоты и целебные отвары для лечения простуды и других болезней и готовили рябиновый квас, обладающий легким слабительным, жаропонижающим и тонизирующим свойством.
Часть ягод люди оставляли на деревьях для птиц. Дрозды-рябинники, снегири, свиристели, клесты, синицы — большие любители рябины. Да и лесные звери, такие как медведи, лисы, белки, зайцы, кабаны и лоси, тоже не прочь полакомиться сладкой ягодой.

Издавна считалось, что рябина является мощным и действенным оберегом. Если присмотреться, то можно увидеть на нижней стороне ее ягод рисунок, напоминающий звёздочку. В языческой культуре звезда являлась одним из самых древних и важнейших символов – символом защиты. Вероятно, поэтому появилось представление о рябине, как о дереве, способном защитить от злых сил, порчи, болезней. С этой целью кисти рябины и мелкие веточки развешивали под крышами домов, на воротах, в сараях со скотиной, выкладывали на подоконники и между оконных рам.

Испокон веков рябина являлась символом плодородия и благополучия. Ее ягоды считались символом семейного счастья, сильной и верной любви, а значит и крепкой семьи. Поэтому наши предки сажали её у своих домов и использовали в свадебных обрядах.

Рябина считается женским деревом. Именно женщин она, в первую очередь, берет под свою защиту, дарит им красоту и здоровье. Осенью девушки и женщины делали из ягод рябины бусы, которые служили оберегом. Эти бусы женщины носили целый год, до появления новых спелых ягод. Такой талисман оберегал от сглаза и порчи, от болезней и невзгод. Когда же изготавливались новые бусы, старые сжигали или закапывали.

Девушки делали куклу-рябинку, которая так же считалась оберегом. Тряпичная фигурка с красной шапочкой была символом женской мудрости и семейного счастья.

Но рябина служила оберегом не только для женщин. Согласно народным поверьям, она охраняла воинов в походе. Снаряжая мужей на войну, жены пришивали к их одежде крестики из рябиновых прутиков, перевязав их красной ниткой, а рябиновые грозди клали в походные сумки, как средство от цинги и усталости в дороге.

23 сентября - день осеннего равноденствия, осеннего солнцестояния. На Руси его отмечали как "день Петра и Павла — рябинников". В народе праздник назывался «Рябинник» или «Рябинкины именины». В этот день по всей Руси разлетался «Рябиновый звон» колоколов. Он являлся неотъемлемой частью праздника, который было принято отмечать пирогами и народными гуляниями.

Когда смолкает пенье

В преддверье холодов

И наступает время

Рябиновых плодов -

Вдали с осенним клином

Прощальный тает крик…

Боярыня рябина

Рубинами горит.

Чем ливни будут злее

Хлестать и вкривь, и вкось –

Тем слаще и алее

Рябиновая гроздь.

(В. Солоухин)

Литература

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-

Рекомендация для родителей.

        

Почитайте совместно с детьми. Для будущих первоклассников.

Роман-сказка «Рябинка»

  • Последняя ягодка
  • Однажды осенью на ветку Ясеня сел Дрозд Рябинник. В клюве он держал пучок рябиновых ягод.
  • Ясень всегда радовался, когда к нему прилетал Дрозд, потому что Дрозд был необыкновенный певец. Деревья - соседи Ясеня - тоже любили слушать песни Дрозда.
  • Дрозд на рябине. Автор: Марина Борисовна Ясыченко.
  • Деревья затихли и приготовились слушать. Но Дрозд не стал петь. Он собирался улетать в тёплые края и потому был печален. Кто знает, что может случиться в пути и что ждёт его в чужой далёкой стороне.
  • Усевшись поудобнее, Дрозд стал клевать ягоды. Все склевал, осталась всего одна. И тут Дрозд вспомнил слова матери о том, что последнюю ягодку не едят, а бросают на землю. Если птицы станут есть рябиновые ягоды все до последней, то не будут расти в лесу молодые рябинки.
  • Дрозд бросил на землю ягоду, пропел прощальную песню, вспорхнул, покружился над деревьями и полетел к своим друзьям. Собравшись в большую стаю, птицы сидели на ветвях деревьев. Молодые дрозды радовались первому в жизни далёкому путешествию. Им не сиделось на месте: они перепрыгивали с ветки на ветку и весело посвистывали. А старые дрозды, которые не раз бывали в тёплых краях, покидали родные места неохотно. Они знали, что только в отчем крае жизнь бывает счастливой и радостной.
  • Вот проверит вожак, все ли собрались, все ли готовы в дальнюю дорогу, проверит и накажет, чтобы в пути никто не смел отлучаться от стаи. А потом крикнет: «Вперёд, на юг!», и вся стая снимется с деревьев и полетит за ним туда, куда не сможет добраться зима со своими снегами и морозами.
  • - Скоро наступят холода, - грустно сказал Ясень. - Пора и нам готовиться к зиме.
  • Не дожидаясь, пока другие деревья начнут желтеть, он первый стал сбрасывать листья, устилая вокруг себя землю. Ясень укрыл опавшими листьями и рябиновую ягодку. Чтобы не замёрзла под снегом и смогла бы дождаться весны, когда всё живое пробуждается от зимнего сна и начинает расти.

Вопросы для детей:

Вопросы детям:

1.Какая птица клевала гроздь рябины?

2Какие слова вспомнил Дрозд?

3.Что сказал Ясень.?

4.Что сделал Ясень чтоб не замёрзла ягодка?

  • Друзья и враги
  • Всю зиму рябиновая ягодка пролежала под снегом. Весной растаял снег, и из семечка, которое было в ягодке, начала расти Рябинка. Она выбилась из-под сухих прошлогодних листьев и увидела, что вокруг неё стоят высокие стройные деревья.
  • - Ой, какие здесь все большие! - боязливо прошептала она. - Как я, такая маленькая, среди них жить буду?
  • Стала Рябинка ко всему приглядываться. Сперва она не знала, с кем можно дружить и кого надо бояться. Сначала она боялась птиц, которые садились на деревья и пели песни, но потом узнала, что птицы - друзья деревьев.
  • Однажды Рябинка увидела Зайца, который точил длинные жёлтые зубы о молодую Осинку и содрал с неё кору. Рябинка поняла, что Зайца надо бояться.
  • Ёжик. Автор: Марина Борисовна Ясыченко.
  • Потом Рябинка заметила Ёжика, он был весь утыкан иголками и показался Рябинке очень страшным. Она так испугалась Ёжика, что целый день дрожала. Вскоре она узнала, что Ёжик ничего плохого деревьям не делает.
  • Как-то раз на ветви Ясеня опустился Дрозд. Он давно вернулся из тёплых краёв, успел свить себе гнездо на ёлке и обзавестись птенцами. Прыгая с ветки на ветку, Дрозд заметил под Ясенем маленькое деревце и спросил:
  • - Что за деревце растёт? В прошлом году, кажется, тут ничего не было.
  • - Это Рябинка, - ответил Ясень. - Помнишь, ты рябиновую ягодку бросил? Она перезимовала, и вот из неё выросла Рябинка.
  • - Неужто из той самой ягодки?! А ведь хороший у нас обычай - не есть последнюю ягодку, - радостно сказал Дрозд и запел весёлую песню.
  • Рябинка в первый раз слушала песню Дрозда. Она слушала внимательно, хотя и не знала, что Дрозд пел для неё, для маленькой Рябинки.
  • Вскоре к Рябинке подползла Гусеница Желтуха. Повертелась около неё и говорит:
  • - Здравствуй, Рябинка! Разреши мне спрятаться в твоих листьях. Тут бегают разбойники - рыжие лесные муравьи, они кого попало хватают. Боюсь, что и меня схватят. Тогда - не быть мне живой.
  • Рябинка пожалела Гусеницу и спрятала её в своих листьях.
  • Уселась Желтуха поудобнее на листке и задремала. Весь день она тихо-мирно спала, а ночь пришла - стала грызть Рябинкин листок. За ночь съела листок и переползла на другой.
  • Утром по лесу бежали два муравья. Они были дежурными и глядели, чтобы всюду был порядок. На лесной тропинке они заметили следы Гусеницы и стали её искать. Возле Рябинки следы пропали.
  • Рябинка и муравьи. Автор: Марина Борисовна Ясыченко.
  • - Давай под каждый листок заглядывать, под каждый кусок гнилой коры залезать, - сказал один муравей.
  • - Надо на деревья посматривать, - ответил другой. - Может, где на дереве листья объедает.
  • Заглядывали они под каждый опавший листок, под каждый кусок коры, залезали на Ясень, на Берёзу, на Иву - нигде не могли найти Гусеницу. Спросили у Рябинки, не видала ли она Гусеницу.
  • - Нет, не видала, - ответила Рябинка. Она пожалела Гусеницу и потому сказала неправду.
  • - Мы всё равно её найдём! - воскликнули муравьи и, поглядывая по сторонам, побежали дальше.
  • - С кем ты, Рябинка, разговаривала? - спросил Ясень.
  • - С муравьями. Они Гусеницу Желтуху искали. Ты им не говори, что она прячется на моих листьях.
  • - Зря ты не сказала им правду. Гусеница твои листья погрызёт. Через день-другой у тебя не останется ни одного листа, и ты засохнешь.
  • Рябинка знала, что у неё было пять листьев. Она принялась считать их: «Один листок, второй, третий, четвёртый... А почему четвёртый листок не целый? А где пятый листок? Нет пятого листка!»
  • - Где мой пятый листок? - сердито спросила Рябинка у Желтухи, - и почему у четвёртого листка только половинка осталась?
  • - Не знаю. Наверное, ветер сорвал, - ответила Гусеница.
  • - Нет, не ветер сорвал, а ты грызёшь мои листья! У тебя потому и рот стал зелёным. Сейчас же убирайся отсюда!
  • - Чего ты раскричалась?! Подумаешь - листьев пожалела. Не уйду. Мне и тут хорошо.
  • Стала Рябинка трясти листьями, но стряхнуть Гусеницу Желтуху не смогла.
  • - Помогите, помогите! - закричала она. - Гусеница мои листья грызёт!
  • Услыхали муравьи, что Рябинка зовёт на помощь. Вернулись, схватили Желтуху за бока и потащили вниз.
  • Извивалась Желтуха, слюну ядовитую выпускала, острыми волосиками старалась в глаза муравьям уколоть, но муравьи не испугались, стащили её на землю и поволокли к муравейнику.
  • Прошёл день-другой, к Рябинке приползла Тля. Сама маленькая, а живот большой. Потопталась она вокруг Рябинки на своих тонких кривых ножках и говорит:
  • - Здравствуй, милая! Слышала я, что тебя Желтуха обидела. Правильно муравьи поступили, что упрятали её в муравейник. Муравьи хороших не обижают. Вот меня, к примеру, они не трогают. Я им сладкое молочко даю. Они пощекочут меня усиками, я им капельку молочка дам. Хотелось бы мне, Рябинка, подружиться с тобой. Дружила я с былинкой, да она засохла. Мне теперь дружить не с кем и жить негде. Пусти меня на свои листья.
  • - А ты не будешь как Гусеница мои листья грызть? - спросила Рябинка.
  • - Что ты, милая! - ответила Тля, почёсывая лапкой брюшко. - Мне и грызть-то нечем: ни зубов, ни челюстей у меня нет. Есть только тоненький хоботок.
  • Поглядела на Тлю Рябинка, видит - вправду нет у неё ни зубов, ни челюстей:
  • - Ладно, залезай на мои листья.
  • Вскарабкалась Тля по тоненькому стволику Рябинки, отдохнула на листке, а потом проколола хоботком кожицу листка и стала высасывать сок. Напилась Рябинкиного сока и принялась готовить постель для своих будущих деток. Проколола лист в одном, в другом, в третьем месте, и лист свернулся в трубочку. Положила Тля в трубочку яички, такие маленькие, что и увидеть их трудно. Через несколько дней из яичек вывелись маленькие тли. Вывелись и говорят: «Мы хотим есть!»
  • - Воткните хоботки в лист и сосите сок, - советует Тля.
  • Попробовали маленькие тли проколоть хоботками лист, но не смогли.
  • - Ладно, - говорит Тля, - для первого раза я вам наколю дырочек.
  • Маленькие тли опустили в дырочки хоботки и стали сосать сок. За день они высосали из Рябинкиного листа весь сок, и лист завял.
  • - Перебирайтесь на другой лист, - сказала Тля, - только поосторожнее, не упадите на землю.
  • Переползли они на другой лист и там начали сосать сок. Почувствовала Рябинка, что слабеет, а отчего слабеет - не знала.
  • Божия коровка на рябинке. Автор: Марина Борисовна Ясыченко.
  • Бежала по лесу Божья Коровка. Сама красненькая, а на спине - чёрные крапинки, и ножки у неё тоже чёрные. У Божьей Коровки не две, не четыре ножки, а целых шесть. Бежала она и всеми шестью ножками быстро-быстро перебирала, по сторонам поглядывала и у всех, кого ни встречала, спрашивала, не видел ли кто, где поселилась Тля.
  • - Я не видел, - ответил Лесной Купырь, покачав белым зонтиком.
  • - Я не видела, - ответила Заячья Капуста.
  • - Мы не видели,- ответили Пеночкины птенцы.
  • Услышала Тля, что Божья Коровка у лесных жителей про неё расспрашивает, и зашептала Рябинке:
  • Если приползёт козявка с крапинками на спине и станет про меня расспрашивать, скажи ей, что не видела меня. Она съела моих дедушку с бабушкой и папу с мамой, а теперь вот меня и моих деток хочет съесть.
  • - Ладно, скажу, что я тебя не видела.
  • Вскоре подбежала Божья Коровка к Рябинке и спросила, не знает ли она, где прячется Тля.
  • - Ой, какая ты красивая! - удивилась Рябинка. - Разреши посчитать твои крапинки. - Ей очень хотелось похвастаться, что она уже научилась считать.
  • - Считай. Я и сама не знаю, сколько на мне крапинок.
  • Стала Рябинка считать крапинки: «Одна крапинка, вторая, третья, четвёртая, пятая... Стой, не вертись, не то я все твои крапинки перепутаю! - прикрикнула на неё Рябинка, - Шестая, седьмая. Все! Больше нету. У тебя семь крапинок».
  • - Спасибо, теперь я буду знать, что у меня семь крапинок. Так знаешь ли ты, где поселилась Тля? Она у былинки все соки высосала, и та засохла.
  • - Не знаю, - неуверенно ответила. Рябинка.
  • - Если не знаешь, так зачем было считать мои крапинки?! Из-за тебя только время потеряла, - сердито ответила Коровка и побежала искать Тлю.
  • - Рябинка! - послышался голос Ясеня. - Тля и её дети сосут сок из твоих листьев, потому листья и вянут. Зови на помощь Божью Коровку.
  • - Слезай, обманщица! Слезай по-хорошему! И деток своих забирай. Я знаю, отчего мои листья вянут, - воскликнула Рябинка.
  • - Рябинка, подружка моя, зачем ты на меня кричишь? - сказала Тля. - Тебе кто-то злой наговорил про меня. Куда мне с малыми детками деваться? Вот подрастут они, тогда и уйду от тебя.
  • Рябинка хотела сбросить Тлю и её деток, но они крепко уцепились за листья.
  • Стала Рябинка звать Божью Коровку:
  • - Вернись, Коровка! Иди сюда! Я тебе неправду сказала! Тля на моих листьях прячется!
  • Прибежала Божья Коровка, взобралась на Рябинку, увидела Тлю и говорит:
  • - Не дам я тебе губить Рябинку.
  • - Спасайтесь, детки! - крикнула Тля и прыгнула на землю.
  • Так Рябинка узнавала, кто из лесных жителей её друзья, а кто враги.
  • Вопросы для детей:
  • 1. Какая была Рябинка? (боязливая, любознательная, скромная)
  • 2.Кого первого увидела Рябинка?
  • 3.Какие выводы сделала рябинка когда увидела зайца?
  • 4.Кто показался Рябинке страшным?
  • 5.Кто обманул Рябинку и стал грызть листья?
  • 6.Кто помог Рябинке с гусеницей?
  • 7.Кто пил сок листьев Рябинки?
  • 8. Кто спас Рябинку от Тли?

  • Рябинка и Подосиновики
  • Однажды возле Рябинки вздрогнула земля. Рябинка испугалась и вскрикнула. - Что с тобой, Рябинка? - спросил Ясень. А Рябинка и сама не знала, чего испугалась.
  • Под Рябинкой начал расти бугорок, потом на том бугорке земля треснула, рассыпалась. И из земли вылез маленький гриб. Он поправил свою красную шапочку, огляделся и, увидев рядом с собой Рябинку, грозно спросил:
  • - Ты кто такая?
  • - Меня зовут Рябинкой, - боязливо ответила Рябинка. - А тебя как зовут?
  • - Я - Подосиновик! Вот кто я! Самый красивый, самый сильный гриб на свете! Уходи отсюда, тут моё место!
  • Рябинка и подосиновик. Автор: Марина Борисовна Ясыченко.
  • - Я не могу уйти: у меня корни в земле, - ответила Рябинка. - И я не знала, что ты здесь будешь расти.
  • - Если ты не уйдёшь, то я сам столкну тебя с места! Не погляжу, что ты чуточку выше меня. И вот этого, как там его зовут, тоже столкну! Пусть не закрывает солнца.
  • - Это Ясень. Его не столкнёшь. Он тут, в лесу, самый сильный.
  • - Не спорь! Я не люблю, когда со мной спорят. Вырасту и столкну.
  • - Кто это там грозится столкнуть меня с места? - спросил Ясень. - Уж не Подосиновик ли это?
  • - Да, Подосиновик, самый храбрый, самый сильный. Тебе лучше по-хорошему отсюда убраться. Я тут всем укажу, где кому расти. Вот подрасту и дам команду: «Дубы - направо! Ясени - налево! Берёзы - кругом, шагом марш! Кусты - в болото бегом! Каждый будет знать своё место. И пусть только кто попробует ослушаться меня, совсем выгоню из леса».
  • Ясень засмеялся:
  • - Не бойся этого крикуна, Рябинка. Ни тебе, ни мне он ничего плохого не сделает.
  • - Потише, потише там! Я не погляжу, что ты высоко голову поднял, - обиженно ответил Подосиновик.
  • За неделю Подосиновик стал ростом с Рябинку, а шляпка его стала величиной с тарелку. Он упёрся своей тяжёлой красной шляпой Рябинке в бок и сердито-пресердито крикнул ей:
  • - Уходи! Не уйдёшь - я тебя сломаю. Мне ничего не стоит тебя, такую тоненькую, сломать.
  • - А не сломаешь! - спокойно ответила Рябинка. Она заметила, что Подосиновик перестал расти, и что его красная шапка потемнела и склонилась набок.
  • - Уходи! Ты мне мешаешь! - зашумел он и толкнул Рябинку.
  • Рябинка качнулась, а гриб неожиданно повалился на землю. Увидев, что Подосиновик упал, Рябинка испугалась:
  • - Помогите! Подосиновику плохо! Помогите!
  • Рябинка хотела поднять его, но не смогла. Она выпрямилась, и с её листьев скатились крупные росинки. Хотя Подосиновик и был грубияном, Рябинка жалела его.
  • Два дня Рябинка стояла печальной. На третий день вновь возле неё вздрогнула земля и вскоре показались два маленьких Подосиновика. Только появились они на свет, как тут же закричали:
  • - Эй, ты кто такая?! Отойди в сторону! Не видишь разве, что мы тут растём?
  • - Сами отойдите, - ответила им Рябинка. - Один такой, как вы, меня уже пугал. Не ваш ли это брат был? Давайте будем лучше мирно жить. Места тут всем хватит.
  • Вопросы для детей:
  • 1. Кого испугалась Рябинка, когда рядом вздрогнула земля?
  • 2.Кто успокоил Рябинку?
  • 3.Какой был Подосиновик?
  • 4. Что сказала Рябинка другим Подосиновикам?

Рябинка встречает зиму

  • Пришла осень с дождями, с ветрами. На деревьях пожелтели листья.
  • Рябинка ещё не видела зимы, не знала, что такое снег и мороз, и потому боялась их.
  • Видя, что Рябинка дрожит, Ясень принялся её успокаивать.
  • - Не бойся, - говорил он. - Правда, зима - тяжёлое время года, но я пережил не одну зиму, и, как видишь, никакой беды со мной не случилось. Придётся нам всем сбросить листья, не то увидит мороз, что встречаем его в летних одеждах, и заморозит нас. Зимой только сосны, ели, пихты да можжевельники стоят зелёными. У них не листья, а хвоинки - зелёные иголки, которые не боятся мороза.
  • Спокойный голос Ясеня ободрил Рябинку, и зима уже не казалась ей страшной.
  • - Вот смотри, Рябинка, я первый начну сбрасывать листья, и ты последуй моему примеру.
  • Ясень тряхнул ветвями, и его листья стали падать и устилать землю.
  • Хотя Рябинке и жалко было расставаться с зелёным нарядом, она послушалась Ясеня и вслед за ним смело стряхнула свои красивые листья.
  • В небе курлыкали журавли. Они спешили на юг, потому что тоже боялись зимы. Они боялись остаться без крова и пищи, боялись мороза и снега.
  • Вскоре пожелтели листья берёз и осин и тоже осыпались. Позже других деревьев сбросила покрасневшие листья черёмуха.
  • Когда деревья остались без листьев, в лесу посветлело.
  • - Погляди, Рябинка, вон там стоит твоя мама - Рябина! - сказал Ясень. - Видишь, она вся в пучках красных ягод? И ты выросла из такой же ягодки.
  • Рябинка обрадовалась, когда увидела свою маму, и закричала звонким голоском:
  • - Мама, я здесь! Я уже листочки сбросила!
  • - Здравствуй, доченька! Хорошо ли тебе там живётся?
  • - Очень хорошо! - отвечала ей Рябинка. - Были обидчики, но Ясень научил меня, как от них спастись.
  • - Будь смелой, доченька! Получше укройся снегом, и мороз не тронет тебя. Я пришлю к тебе Синичку. Она будет тебе сказки рассказывать. Она и мне рассказывала сказки, когда я была маленькой.

Вопросы для детей:

  1. Кто поддерживал Рябинку и учил ее когда сбрасывать листья?
  2. Кого Рябинка увидела?
  3. Какой наказ дала мама Рябина, Рябинке? Кого обещала прислать чтоб рассказывать сказки?
  • Куда подевалась рябинка
  • Всю зиму Синичка по деревьям порхала, в трещинах коры гусениц, уснувших на зиму, искала. Каждый вечер она рассказывала Рябинке где летала, что в лесу видела, с кем встречалась.
  • Однажды Рябинка заметила, что на ветвях Ивы стали появляться жёлтые серёжки.
  • - Что это такое? - спросила она у Синички.
  • - Весна пришла, - отвечала Синичка. - Ива зацвела. Она первая цветами встречает весну, не ждёт, пока снег растает.
  • Синичка на вербе. Автор: Марина Борисовна Ясыченко.
  • Синичка рассказала Рябинке, что на полях появились проталины, а над полями высоко в небе поёт Жаворонок, а по оттаявшей земле ходит Грач - большая чёрная птица с белым клювом. Поведала Синичка и о том, что в лесу проснулись от зимнего сна Медведь, Барсук и Енот. Они рвут зубами на своих боках свалявшуюся за зиму шерсть и бродят голодные по лесу в поисках пищи.
  • Вскоре и в лесу растаял снег. Из тёплых краёв вернулись птицы и запели весёлые звонкие песни. Зашумел, заиграл ручей. На лужайке зацвели золотистая Мать-и-Мачеха, жёлтая Купальница и белая Ветреница. Они радовались приходу весны.
  • Ребята из детского сада тоже радовались, что настала весна. Они пришли в лес послушать пение птиц. И ещё они хотели выбрать деревца, чтобы посадить их в детском саду.
  • - Вот моё деревце! - увидев Рябинку, радостно вскрикнула Таня.
  • - Очень уж мала твоя Рябинка, - сказала воспитательница Инна Николаевна. - Поищи другую.
  • - Нет, я не хочу другую!
  • - А это моё деревце! - воскликнул Витя, увидев Берёзку. - Я сам посажу её. Сам и поливать буду!
  • - Я нашла Ёлочку! - звонко закричала Нина и запрыгала вокруг деревца. - Ёлочка, Ёлочка, зелёная иголочка, мы возьмём тебя с собой в наш садик дорогой!
  • Все ребята выбрали себе по деревцу. Воспитательница выкопала деревца. Довольные и весёлые возвращались ребята в детский сад. Все несли по деревцу: кто - Ёлочку, кто - Берёзку, кто - Осинку, кто - Черёмуху, а кто - Дубок.
  • Таня шла и разговаривала со своей Рябинкой:
  • - Мы с тобой дружить будем, Рябинка. Я тебя в нашем садике посажу, буду тебя водичкой поливать, буду тебе рассказывать сказки.
  •  Вопросы для детей:
  • 1.Кто забрал Рябинку?
  • 2.Что пообещала Таня Рябинке?

  • Проснись, Ясень!
  • После долгого зимнего сна Ясень проснулся и увидел, что Рябинки нет на месте. «Куда она подевалась? - подумал он. - Может, Заяц съел её? Спросит Рябина, где её дочка, а я и не знаю, что ответить».
  • - Ay-y-y! Ay, доченька! Не нашлась ли Рябинка? - услышал он печальный голос Рябины.
  • - Нет, не нашлась! - отвечали хором старшие Рябинки.
  • - Рябинка, ау-у! Где ты? Рябинка, ау-у! - звала и звала пропавшую дочку Рябина.
  • Ясеню казалось, что нет в лесу других голосов, других звуков, кроме печального зова Рябины: «Рябинка, ау-у! Рябинка, ау-у!» Огорчился он, что не уберёг Рябинку. Закручинился Ясень и не стал распускать листья.
  • Все деревья и кусты давно уже надели весенние зелёные платья и весело шумели ими, один лишь Ясень стоял без листьев.
  • - Эй, проснись, Ясень! - кудрявая Берёза тронула его гибкими зелёными ветвями. - Гляди, какое у меня новое платье!
  • Но Ясень не слышал, что говорила ему Берёза.
  • В лесу расцвела Черёмуха. В садах зацвели Вишни, Яблони, Сирень, а Ясень всё ещё не раскрывал почки, не одевался зелёной листвой.
  • Полетела Синичка искать Рябинку. Обыскала весь лес, не нашла. Полетела в город и там в детском садике увидела Рябинку. Ой, как обрадовались Рябинка и Синичка, встретив друг друга!
  • - В лесу о тебе все горюют, все ищут тебя, - воскликнула Синичка. - Полечу, всем расскажу где ты живёшь.
  • - До свиданья, до свиданья, Синичка! Прилетай ко мне почаще, - замахала Рябинка листочками. - Маме, сестрицам и Ясеню передай от меня привет. Скажи, что мне хорошо живётся в детском саду.
  • Возвратилась Синичка в лес, села на ветку Рябины и запела: «Тилинь, тилинь! Рябинка нашлась!»
  • Услышав добрую весть, Рябина запела: «Ау-у, доченьки! Ау-у, милые! Нашлась наша Рябинка! Синичка нам от неё привет принесла. Расцветайте, веселитесь. Пусть все видят, как мы счастливы!»
  • Расцвела Рябина. Расцвели её дочери. Терпким ароматом цветов наполнился лес.
  • От Рябины Синичка поспешила к Ясеню. Подлетела к нему, села на ветку и запела: «Проснись, Ясень! Это я - Синичка. Я в городе была, там Рябинку разыскала. Тебе от Рябинки привет принесла!»
  • - Где же она?! - глухо спросил Ясень.
  • - В городе, в детском садике живёт. Её ребята из леса в свой садик унесли. На ней уже много листочков. Ей там хорошо.
  • - Спасибо тебе за добрую весть! - радостно сказал Ясень. - Передай Рябинке и от меня привет. Скажи ей... Нет, погоди, вот я в листья оденусь, тогда и полетишь к ней.
  • Ясень стал торопливо раскрывать большие чёрные почки на своих ветвях. Из почек сразу же появились листья. Они так быстро росли, так спешили увидеть солнечный свет, что даже разорвались на длинные узкие лоскутки.
  • Оглядел Ясень свой новый, сверкающий на солнце зелёный наряд и радостно воскликнул:
  • - А теперь лети, Синичка, к Рябинке и передай ей от меня самый большой привет. Я счастлив, что ей в детском саду хорошо живётся. Я и сам попросился бы к ней в гости, да очень уж крепко корнями в землю врос. И ребятам из детского садика скажи, пусть почаще приходят к нам в лес. У нас скоро созреют ягоды, а к осени и орехов, и грибов будет полным-полно.
  • Весёлая, счастливая, полетела Синичка в город, в детский сад. Понесла Рябинке привет от Ясеня и Рябины.

Вопросы для детей:

1.Кто потерял Рябинку?

2. Что случилось с Ясенем?

3. Кто нашел Рябинку?

4. Где нашла Синичка рябинку?

Поговорите с ребенком о сказке про Рябинку понравился или нет?

Чем понравился, кто больше, что нового узнали?

Литература

  «Сказка.ру» - о сказках и творчестве © 2012-2022 | Связаться с редакцией

СИ «Сказка.ру», свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77–53228, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).



Предварительный просмотр:

Стихи

Рябина
Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она — как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?

(И. Токмакова)


Белые цветы рябины,
Гроздья красные рябины.
Между тем и этим лето
Пролетит, как миг единый.

1982

(В. Берестов)

Рябина
На тропинке — тень,
Солнечная сетка.
Через тын, через плетень
Свесилась ветка.

Прибегу, прискачу,
На носках привстану,
Ветку за косы схвачу,
Ягоды достану.

У плетня посижу
И на шелковинку
Осторожно нанижу
Ягоду рябинку.

Бусы горькие надень,
Веточка, ветка!
На тропинке — тень,
Солнечная сетка.

(Е. Благинина)


Наливная, спелая рябина,
Не грусти, краснея под окном.
Ты зимой холодною и длинной
Станешь птицам праздничным столом.

(Н. Васильев)

Ещё неспелая малина
К лучам повёрнута лицом,
А покрасневшая рябина
Уже грозится сентябрём!

(Г. Новицкая)

Потешка
Я сидела на рябине,
Меня кошки теребили,
Малые котяточки
Царапали за пяточки.

Загадка
Много ягодок – огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красная ...
(рябина)

Загадка
Увидал в лесу,
Ягоду-красу,
Тяжела корзина,
Хороша...
(рябина)

Загадка
В середине октября
Гроздья алые горят.
Очень любит похвалиться
Раскрасавица-девица.
Как огонь горят куртины* –
Это красная...
(рябина)

Рябина
Лишь рябина горделива:
Наступил её черёд.
Ветку алого отлива
Ветер под руку берёт

И сладка, и горьковата…
Все бледны, она – красна.
И совсем не виновата,
Что сентябрь – её весна! (Т. Балдина)

Рябинка
В ярких ягодках стою
Около тропинки.
Вам на праздник подарю
Спелые рябинки.

(Н. Иванова)

Рябина
Я скромна и незаметна,
Не царица деревам.
Если в лес придете летом,
Вряд ли я запомнюсь вам.
Осенью другое дело –
Бусы алые надену!
В них всегда неотразима
Раскрасавица рябина.

(О. Емельянова)

Осень
Красивые листья под ноги летят,
Устроила осень в саду листопад.
Вот лиcтья берёзки, вот листья осинки,
Вот кружатся в вальсе листочки рябинки.

А в небе высоком летят журавли,
И грустную песню курлычат они.
Мы им на прощанье помашем рукою,
Но мы не прощаемся, осень, с тобою!

(О. Меркулова)

Первый листопад
Тихо первый листопад
Заглянул в осенний сад.
Дуб бросает по листочку
То на клумбу, то на кочку.

Полосатый лист рябины…
Липы, ясеня, осины…
Кружат плавно в синеве –
Лягут золотом в траве.

А пройдёт денёк-другой –
Всех накроют с головой
Королевские, резные
Листья клёна расписные.

(Е. Кравченко)


Осенью
В саду пожелтели,
Осыпались клёны,
И только скамейка
Осталась зелёной.

Стоит она
В тихой аллейке,
И дождик
Стучит по скамейке.

Мокнет скамейка
Под голой рябиной...
Летом была она
Автомашиной,

Она самолётом
Красивым была,
Приделали к ней
Два фанерных крыла.

Вновь проглянет солнце
Завтра поутру,
Вновь начнут ребята
Шумную игру.

Поплывёт по Каме,
По Волге поплывёт
Украшенный флажками
Зелёный пароход.

(А. Барто)

Осенью
В саду пожелтели,
Осыпались клёны,
И только скамейка
Осталась зелёной.

Стоит она
В тихой аллейке,
И дождик
Стучит по скамейке.

Мокнет скамейка
Под голой рябиной...
Летом была она
Автомашиной,

Она самолётом
Красивым была,
Приделали к ней
Два фанерных крыла.

Вновь проглянет солнце
Завтра поутру,
Вновь начнут ребята
Шумную игру.

Поплывёт по Каме,
По Волге поплывёт
Украшенный флажками
Зелёный пароход.

(А. Барто)

Осень
Осень к нам заходит в дом
Тихими шагами -
Дождь считает шепотком
Листья под ногами.

Белки шишки шелушат,
Вьют вороны гнёзда,
Рано падает закат,
А рассветы - поздно.

На рябине птичий рой,
Дятел, дрозд, синица,
Будет снежною порой
Им рябина снится.

Знай октябрь мастерит
Мостик к брату ловко,
У него серьёзный вид -
Трудная диктовка.

Ветер ставню теребит,
Бьёт по ветке ветка.
Лужа корочкой хрустит -
Зимняя разведка.

(М. Садовский)

Я пишу картинку
Я пишу картинку
О земле уставшей,
Не найти тропинку
Под листвой опавшей.

Чёрные деревья
На осеннем фоне –
На гравюре древней
Лес во мраке тонет.

Облака застыли...
Лишь одни рябины
Кровью оживили
Чёрный холст картины.

(М. Садовский)

В зоомагазине
– Почему так грустно
В зоомагазине?
– И совсем не грустно, –
Рыбки возразили, –
Далеко нам видно,
Шарики воздушные,
И соседи, к рыбной
Ловле равнодушные.
Белочка со страха
Колесо вертела,
В угол черепаха
Уползти хотела,
Свистнул дрозд: – Скорее!
Прочь из магазина!
Знаю, где вкуснее
Спелая рябина!

(М. Садовский)

Белка
На сучки, как на гвоздочки,
Белка вешает грибочки,
Сушит ягоды рябины,
Ежевики и малины.
Носит жёлуди, орешки.
Разбирает всё без спешки.
Вот закончила запас
И в дупло скосила глаз.
Чтобы было в нём тепло,
Пухом выстлала его.
Зиму жить ей поживать,
Никаких забот не знать.

(Н. Антонова)

Я знал тебя, моя рябина...

Ты на околице села

Над серой крышею овина

Под небом северным росла.

Тебя трепала непогода,

А ты — всем горестям назло —

Росла и крепла год от года,

Глядясь в озерное стекло.

Рождественский В.

Тонкая рябинушка на севере растет,

Шелестит листочками под окнами, цветет.

На рябинке осенью - красочный наряд.

«Самая красивая», - люди говорят.

А к зиме рябинушка сбросила наряд,

Гроздья ярко-красные на ветвях горят.

Заалели ягоды на рябине тонкой,

Прилетели свиристели и запели звонко:

- Не страшны нам холода, вьюги, да метели.

Сели на рябинушку, ягодок поели!

-Рябина, рябина,

Кого ты любила?

-Всех я любила,

Всех ублажала,

Ягодой спелой

Всех угощала.

Сорви ягодку и ты,

Не бойся.

Русская народная песня

Грозди рябины ярко краснеют,

Летнего солнца жар излучая.

Стояла рябина почти неприметной,

Сегодня собою лес украшает.

Легкий морозец только на пользу,

Снежная пудра - как украшенье.

Рябиновых ягод не трогай, прохожий,

Оставим для птичек ее угощенье.

Коломбина

Зябнут берёзы,

стынут осины.

Только горят

на морозе рябины.

И отовсюду –

смотри-ка, смотри! -

Греться к рябине

летят снегири.

Красненькую ягоду

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она - как хина.

То лиэта ягодка

Просто недозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

Токмакова И.

Народные приметы, связанные с рябиной:

Рябина зацветает — пора сеять лен.

Рябина цветет рясно — много овса будет.

Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.

Поздний расцвет рябины — к долгой осени.

Если уродится рябина — рожь будет хороша.

В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.

Потешки про осень

Одеваемся дружок,

Во дворе кружит «снежок»,

Жёлтым кроет он листком,

И дорожки и газон!

Автор: Леонов В.А.



Осень, осень — листопад,

В жёлтой проседи лес, сад,

Словно тонкая тростинка,

На ветру дрожит осинка!

Автор: Леонов В.А.

Потешки про осень,

Малышке расскажем,

О том, как природа,

Лист в жёлтый цвет красит!

Автор: Леонов В.А.

Летит листочек,

Жёлтый парусочек,

Ветерок его качает,

Словно парус надувает!

Автор: Леонов В.А.

Осень, осень не спеши,

Холод в гости не зови,

Солнышко пускай посветит,

И погреет нашу детку!

Автор: Леонов В.А.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу,

Птички полетят на юг,

Осень жёлтая пришла,

Облетает вся листва!

Автор: Леонов В.А.

Красит осень в жёлтый цвет,

Травку, листики в рассвет,

Паутинки полетели,

Листьев жёлтые метели!

Автор: Леонов В.А.

Небо тучки затянули,

Плачут тучки-капризучки,

Улетела птичья стая,

Ну, а мы дома остались!

Автор: Леонов В.А.

Осень-осень, кар-кар-кар,

Кричит ворон не впопад,

Мы его не побоимся,

Сгоним с веточки тростинкой!

Автор: Леонов В.А.


Куда улетает осень?
Осень бегала по лужам,
Хохотала под дождём:
- Не боюсь я зимней стужи,
Мне морозы нипочём!
Улетаю за моря -
В отпуске до сентября!

Недоспелая рябина.

Две сойки болтали в минувшую среду:
- Нам лес подарил много ягод к обеду,
А грозди рябины совсем зелены.
Такие невкусные нам не нужны!

Беседа двух соек рябину задела,
И тут же она от стыда покраснела…

Белкин секрет 

- Белка! Мне секрет открой:
Что ты будешь есть зимой?
- Склад в дупле давно готов.
Насушила я грибов,
И орехи тоже есть –
Будет, что зимою съесть!

Загадки о рябине:

Платье потерялось, а пуговки остались

Висят на ветке подружки,

Прижавшись тесно друг к дружке

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют.

И, галдя, его клюют

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягодка?

Цветки – пчёлам и шмелям,

Плоды – сойкам и дроздам,

А кудрявой ветке –

Место у беседки.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в первой младшей группе " Курочка Ряба.Зёрнышки для Курочки Рябы".

Конспект НОД в первой младшей группе «Курочка Ряба. Зернышки для курочки Рябы»Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.Цель...

Конспект НОД в первой младшей группе " Курочка Ряба.Зёрнышки для Курочки Рябы".

Конспект НОД в первой младшей группе «Курочка Ряба. Зернышки для курочки Рябы»Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.Цель...

Мультимедийная сказка для детей «Курочка Ряба» По мотивам русской народной сказки "Курочка Ряба"

По мотивам русской народной сказки "Курочка Ряба" К нам в гости сказочница пришла и детям сказку принесла. Жили-были дедушка и бабушка.Вместе с ними жили: курочка Ряба, кот и мышка.Жил...

Сценарный план творческой разработки "КУРОЧКА РЯБА: НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ" (по мотивам русской народной сказки "Курочка Ряба")

Работа с детьми предполагает, что педагог всегда готов к экспромту, умеет подхватить детскую инициативу, а из любой идеи может организовать театрализованное представление. Важен эмоциональный настрой ...

Конспект сценария кукольного спектакля "Курочка Ряба" для детей раннего возраста по материалу детской оперы М.Л. Лазарева "Курочка Ряба".

Цель: закрепить знания детей по содержанию сказки "Курочка Ряба" через кукольный театр. Продолжать формировать зрительный и слуховой навык восприятия....

Родительский клуб "Чудо-ягода рябинка"

Мама Вани, Таисия Игоревна, провела мастер-класс на тему:"Чудо-ягодка рябинка".Занятие было художественно-эстетическое. Детям было позновательно и интересно....

Задания для закрепления по теме «Садовые ягоды. Дифференциация садовых ягод с лесными ягодами» для группы с ЗПР старшего дошкольного возраста

Данные задания рекомендованы для закрепления материала вместе с родителями дома. Они используются для закрепления тем «Садовые ягоды» и «Лесные ягоды», формирования навыка...