Педагогический проект «Народно-прикладное искусство как эффективное средство в решении познавательных и коррекционных задач в работе с детьми с ОВЗ»
проект

Андреева Светлана Борисовна

Изменения, происходящие в образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся оригинальностью, неповторимостью.

Так как нашу группу посещают дети с ОВЗ, то эта работа предусматривает создание специальных коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Наблюдая за данной группой детей, мы заметили, что искренний интерес у детей вызывает народная игрушка.

 

Гипотеза. Участие детей с ОВЗ в проекте позволит обогатить из знания и представления народном декоративно-прикладном искусстве России, будет способствовать формированию нравственно-патриотических качеств, развитию познавательной деятельности и связной речи, мелкой моторики пальцев рук, логического мышления, концентрации внимания и коррекции имеющихся отклонений.

Цель для работы с детьми: создание педагогических условий для формирования и приобщения детей к истокам традиций русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей и мелкой моторики детей через ознакомление с декоративно-прикладным творчеством.

Задачи для работы с детьми:

Образовательные:

  • знакомить детей с ОВЗ с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, многообразием художественных материалов и приемов работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать возможности применения из в различных видах деятельности;
  • формировать навыки использования нетрадиционных техник рисования;
  • обучать умению планировать свою работу;
  • пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народное декоративно-прикладное искусство.

Развивающие:

  • формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной и творческой деятельности;
  • развивать художественный вкус, изобретательность, пространственное воображение, фантазию;
  • формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
  • развивать чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками, проявляя познавательные чувства: радость, удивление от узнавания нового.

Воспитательные:

  • формировать чувство гордости за страну, ее культурное наследие;
  • воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом;
  • воспитывать аккуратность в работе, умение довести дело до конца;
  • формировать эмоциональную отзывчивость, воспитывать бережное отношение к предметам декоративно-прикладного искусства.

Коррекционные:

 

  • развивать сенсорное и чувственное восприятие окружающего мира;
  • способствовать решению эмоционально-волевых проблем ребенка;
  • развивать мелкую моторику, пространственные представления, двигательную координацию;
  • формировать позитивную самооценку ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс инновационных программ, проектов, методических разработок педагогов образовательных организаций, осуществляющих  обучение детей с ОВЗ

Номинация: «Педагогический проект»

Тема: «Народно-прикладное искусство как эффективное средство в решении познавательных и коррекционных задач в работе

с детьми с ОВЗ»

Автор: Андреева Светлана Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории

2023 г.

Пояснительная записка

Тема: «Народно-прикладное искусство как эффективное средство в решении познавательных и коррекционных задач в работе с детьми с ОВЗ».

Тип проекта: информационно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный проект (три недели – с 13.03 по 31.03) внутригрупповой с открытым характером координации.

Возрастная категория воспитанников: 5-6 лет, старший дошкольный возраст, дети с ОВЗ.

Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители), специалисты ДОО.

В ФГОС ДОО одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Изменения, происходящие в образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся оригинальностью, неповторимостью.

Так как нашу группу посещают дети с ОВЗ, то эта работа предусматривает создание специальных коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Наблюдая за данной группой детей, мы заметили, что искренний интерес у детей вызывает народная игрушка.

Тепло природного, натурального материала дает особые тактильные ощущения. Эти игрушки практически значимы, их можно сложить, разобрать, посвистеть, запеленать.

Расписывая предметы, изготавливая изделия народных промыслов, дети с ОВЗ проходят путь от простого интереса, к приобретению определенных навыков и умений. Дошкольники учатся доводить начатое дело до конца, элементы росписи, изготовление народной тряпичной куклы не вызывают у них страха, так как не сложны в исполнении. Желание играть, положительные эмоции, отсутствие страха и боязни, что что-то не получится, вера в свои возможности – залог успешной работы с детьми с ОВЗ.

При планировании педагогической деятельности по ознакомлению и приобщению дошкольников с ОВЗ к народному декоративно-прикладному искусству, важным является развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В работе с детьми с ОВЗ важно использовать различные средства деятельности, так как дети затрудняются выразить словесно свои эмоции и переживания. Им легче передать свои чувства, эмоции в декоративно-прикладном творчестве.

Важную роль и значение народного декоративного искусства в воспитании детей отмечали многие ученые. Они писали, что искусство пробуждает яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности, повышает интерес детей к культурному наследию России. Декоративное искусство народа является национальным по содержанию, а значит, способствует активному приобретению первичного социокультурного опыта, воспринять традиции своего народа, получить базовый опыт, на котором формируется характер и закладываются духовно - нравственные основы личности, формируются патриотические чувства ребенка.

Гипотеза. Участие детей с ОВЗ в проекте позволит обогатить из знания и представления народном декоративно-прикладном искусстве России, будет способствовать формированию нравственно-патриотических качеств, развитию познавательной деятельности и связной речи, мелкой моторики пальцев рук, логического мышления, концентрации внимания и коррекции имеющихся отклонений.

Цель для педагога: повышение компетентности в области декоративно-прикладного искусства России.

Задачи для педагога:

  • Изучить научную, учебно-методическую литературу по вопросам русских народных промыслов;
  • Изучить опыт коллег в этой области;
  • Использовать полученный опыт в работе с детьми;
  • Разработать систему работы с детьми и родителями по данному вопросу;
  • Обобщить полученный педагогический опыт.

Цель для работы с детьми: создание педагогических условий для формирования и приобщения детей к истокам традиций русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей и мелкой моторики детей через ознакомление с декоративно-прикладным творчеством.

Задачи для работы с детьми:

Образовательные:

  • знакомить детей с ОВЗ с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, многообразием художественных материалов и приемов работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать возможности применения из в различных видах деятельности;
  • формировать навыки использования нетрадиционных техник рисования;
  • обучать умению планировать свою работу;
  • пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народное декоративно-прикладное искусство.

Развивающие:

  • формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной и творческой деятельности;
  • развивать художественный вкус, изобретательность, пространственное воображение, фантазию;
  • формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
  • развивать чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками, проявляя познавательные чувства: радость, удивление от узнавания нового.

Воспитательные:

  • формировать чувство гордости за страну, ее культурное наследие;
  • воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом;
  • воспитывать аккуратность в работе, умение довести дело до конца;
  • формировать эмоциональную отзывчивость, воспитывать бережное отношение к предметам декоративно-прикладного искусства.

Коррекционные:

  • развивать сенсорное и чувственное восприятие окружающего мира;
  • способствовать решению эмоционально-волевых проблем ребенка;
  • развивать мелкую моторику, пространственные представления, двигательную координацию;
  • формировать позитивную самооценку ребенка.

Цель работы с родителями (законными представителями): способствовать активному участию родителей группы в реализации проекта.

Задачи:

  • привлечь родителей к пополнению предметно-развивающей среды путем пополнения мини-музея народных промыслов;
  • повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах воспитания через информирование, вовлечение в совместную деятельность для установления партнерских отношений.

Предполагаемый результат

Для воспитателей:

  • обогащение педагогического опыта;
  • обогащение предметно-развивающей среды;
  • пополнение дидактического материала по разделу «Декоративно-прикладное искусство», пополнение мини-музея «Народные промыслы».

Для детей:

  • знают и называют народные промыслы, умеют различать;
  • имеют представление об истории возникновения предметов творчества, где создают предметы традиционных народных промыслов России;
  • положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием;
  • умение мастерить и расписывать народные игрушки по мотивам декоративной росписи.

Для родителей:

  • обогащение знаний о народных декоративных изделиях;
  • повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в решении проблем эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей;
  • активная помощь в пополнении мини-музея «Народные промыслы» (совместная работа детей с родителями).

Содержание проекта

Этапы проекта

Теоритический этап включает:

  • изучение научной, учебно-методической литературы по теме;
  • постановка целей для участников проекта, определение актуальности и значимости проекта для детей с ОВЗ;
  • проведение анкетирования родителей и мониторинг дошкольников;
  • подбор наглядно-дидактического материала, организация развивающей среды для свободного и художественного творчества, познавательного развития, игровой деятельности;
  • разработка перспективного плана работы, включающий в себя конспекты занятий, бесед, с детьми, родителями и другими участниками проекта.

Практический этап:

  • реализация перспективного плана работы по проекту;
  • организация образовательной деятельности;
  • беседы с детьми, дидактические и хороводные игры;
  • апробация подобранного материала.

Заключительный этап:

  • анализ результатов по реализации проекта;
  • определение дальнейших перспектив по народному декоративно-прикладному искусству;
  • представление результатов проекта в формате презентации и выставки мини-музея.

Методы реализации проекта:

  • Наглядные (иллюстрации, картинки, презентации, предметы и изделия народного творчества, народные игрушки);
  • Словесные (беседы, рассуждения)
  • Практические (рисование, лепка, аппликация, ручной труд).

Формы реализации проекта:

Рассматривание альбомов, картин, книг и открыток:

  • Работа с альбомом наклей и раскрась «Народные промыслы»;
  • Работа по ознакомлению с историей возникновения каждого направления народного искусства;
  • Работа по ознакомлению детей с применением изделий народного промысла.

Поисково-собирательная работа:

  • Знакомство с историей и процессом изготовления изделий.

Познавательная деятельность

Беседы «В мире народного искусства»:

  • «Золотая хохлома».
  • «Голубые, кружевные».
  • «Городецкие мотивы».
  •  «Русский народный сарафан».
  • «Гончарная мастерская».
  • «Народные тряпичные куклы».
  • «Дымковская игрушка».

Занятия:

  • Познавательное занятие «Городецкая роспись».
  • Изобразительное занятие «Веселые матрешки»
  •  Интегрированное занятие «Русский народный костюм».

Социально-коммуникативная деятельность

Дидактические игры:

  • «Составь узор», «Найди элементы узора».
  • «Назови правильно», лото «Декоративные промыслы».
  • «Обведи и раскрась», «Разрезные картинки».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Угостим матрешек чаем», «Веселая ярмарка».

Речевая деятельность

Чтение произведений фольклора на тему проекта, стихотворений Ю. Николаева «Чаша», М.Г. Смирновой «Дымка», «Красна девица», А. Дьякова «Веселая дымка» и др.

Разучивание стихотворений: Е.А.Никонова «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома».

Художественно-эстетическая (творческая)деятельность

Рисование:

  • «Веселые матрешки», «Русский народный сарафан», роспись дымковской игрушки «Лошадка».

Лепка:

  • «Лошадка», пластилинография «Хохломские ложки», «Городецкий бочонок».

Аппликация:

  • «Городецкая дощечка», «Голубые узоры».

Творчество:

  • «Тряпичная куколка – добрая игрушечка», Изготовление куклы «Мотанки».

Викторины:

  •  «Знатоки народного искусства».
  •  «Что мы знаем о дымковской игрушке?».

Игровая деятельность

  • Хороводные игры: «У Маланьи, у старушки», «Гуси-лебеди», «Матрешки».
  • Подвижные народные игры: «Перстень», «Калачи» и др.

Использование ИКТ в реализации проекта.

  • Выставка «Наши куклы»
  • Презентация «Народная тряпичная кукла»
  • Презентация «Русский народный сарафан»
  • Презентация «Тайны бабушкиного сундука. История русской одежды».

Диагностическая работа

Для понимания сформированности уровня знаний и представлений об истории народно-прикладного творчества, мы провели вводный мониторинг среди детей с ОВЗ, в  нашей группе их 8. Мониторинг оценивался по следующим критериям:

Высокий уровень: знает виды народного промысла, называет и узнает (по иллюстрации); основные направления – хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись, русская народная игрушка – матрешка.

Средний уровень: называет некоторые виды направлений (делает это после пояснений взрослого). Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень: у ребенка возникают проблемы с ответами на вопросы - он не может назвать росписи или объяснить, откуда берется определенное ремесло. Педагоги помогают задавать вспомогательные вопросы, но это не всегда дает результаты, потому что дети часто молчат. Речь у детей простая, и запас слов ограничен, они не используют термины из области конкретных предметов.

Согласно проведенному исследованию, 0 детей получили высокий уровень ответов, 2 детей - средний, а 6 детей - низкий. Эти результаты отображены на гистограмме на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты мониторинга понимания детьми знаний и представлений о декоративном искусстве России

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей имеют низкий уровень знаний и представлений о русских народных промыслах и игрушках на начало реализации проекта.

Повторный мониторинг был проведен на заключительном этапе реализации проекта.  Критерии соответствовали тем, которые применялись на вводном мониторинге.

В гистограмме на рисунке 2 отражены данные о результатах повторного мониторинга детей. Согласно этим данным, 4 детей демонстрировали высокий уровень, 2 ребенка  – средний уровень, и 2 ребенка показали низкий уровень ответов (1 ребенок – из-за частого отсутствия, 1 ребенок с РАС).

Рис. 2. Результаты мониторинга понимания детьми знаний и представлений.  

Сравнительный анализ результатов двух этапов представлен в гистограмме на    рисунке 3.

Рис 3.  Сравнительный анализ результатов мониторинга уровня сформированности знаний и представлений.

Таким образом, можно отметить об эффективности данного проекта в работе с детьми по формированию знаний и представлений о народных промыслах России.

Использование народных промыслов и народных игрушек углубляет и расширяет знания дошкольников о народных промыслах, и народном искусстве в целом, развивает эстетический вкус, воспитывает чувства патриотизма, гордости за свой народ и страну, обогащает изобразительное творчество.

Конечно, нельзя сказать, что у всех детей с ОВЗ технические и творческие знания стали высокими. Но, дети проявляют большой интерес к народному декоративно-прикладному искусству, у них есть желание творить. Они неравнодушны к красоте народных изделий.

Данные мероприятия продемонстрировали количественные и качественные изменения, произошедшие к концу проекта.

Используемая литература

  1. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. М., 2004
  2. Дорожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., 2004
  3. Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры//Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2016
  4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. М.: Мозаика-Синтез, 2012
  5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М., 2005
  6. Народное искусство в воспитании дошкольников/ Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2005
  7. Скорлупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006
  8. Соломенникова О. А. Радость творчества//Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. М., 2005

Интернет ресурсы:

  1. Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к истокам народной культуры: метод.пособие / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности; ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2014. – 52 с.;

Приложение 1

ООД по познавательному развитию «Народные промыслы России»

Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

Задачи:

1. Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Богородская игрушка)

2. Развивать образное мышление.

3. Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: картинки, иллюстрации с изображением разных промыслов, карточки с названиями промыслов.

Ход ООД:

  1. Вступительная беседа.
  • Ребята, пожалуйста, обратите внимание на предметы, которые я подготовила для вас, такие как стол в хохломском стиле, деревянные ложки и так далее.
  • Россия славится своими мастерами уже множество веков. Они способны своими руками создавать вещи, которые восхищают своей красотой. Искусство народных промыслов помогает сохранить связь прошлого с сегодняшним. Народные промыслы в России представлены в различных направлениях, таких как производство фарфора, декоративная роспись, глиняные игрушки, вязаные платки и так далее. В произведениях российских художественных промыслов можно увидеть особую душу народа. Многие семьи имеют в своем обиходе посуду, мебель, платки, матрешки и другие изделия, созданные мастерами народных промыслов. Русские изделия можно увидеть в музеях всего мира. Маленькие города и села, где зародились уникальные промыслы, прославили искусных мастеров-кузнецов, гончаров, художников, ткачей, резчиков, которые славятся на весь мир своим трудом. Работы российских мастеров приобрели мировую известность. Гости, приезжающие в Россию, нередко приобретают народные изделия в качестве памятных подарков.
  • Сегодня наше занятие будет посвящено знакомству с народными промыслами России.
  • Вы можете заметить на доске картинки, которые изображают народные промыслы. Некоторые из них вы, возможно, узнаете, а может быть, даже знаете название. Обратите внимание на то, как они различаются друг от друга (материал, цвет, орнамент).
  • Давайте попробуем разобраться.

II. Основная часть

«Народные промыслы России»

  1. Дымковская игрушка

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах

Сияйте охра с суриком.

По всей земле в домах.

От дымковской игрушки

Идет тепло и свет.

Именно об этой игрушке и пойдет сейчас речь.

Дымковская игрушка — это русская народная традиция, происходящая из поселения Дымково, расположенного вблизи города Вятка. Глина - основной материал для создания игрушек, которые включают барынь, скоморохов, нарядных индюков и петухов. Яркие краски используются мастерами для декорирования изделий, которые украшены простыми геометрическими узорами.

  1. Городецкая роспись.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

Сказочные птицы

Прилетели на цветы,

И украсили мы доски

Небывалой красоты.

Городецкая роспись, искусство народного ремесла, возникло в окрестностях города Городец. Она содержит много символических образов, включая коня, который символизирует богатство, и птицу, которая является символом удачи и счастья.

3. Гжельская роспись

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлее вода родничковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель

Гжель – древнее народное ремесло, которое начиналось с обжигания керамической посуды в печах, которую называли "жгель" или "гжель". Эта посуда покрывалась белой эмалью и украшалась синими узорами. Позже, мастера начали применять кобальтовый синий для раскраски фарфоровых изделий.

4. Хохлома

Посуда не простая,

А точно – золотая!

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками.

Называется она

Золотая Хохлома.

Хохлома возникла в Нижегородском крае как старинное народное ремесло. Это изысканное украшение деревянной мебели и посуды, которое создают с помощью черного и красного цветов на золотом фоне. Хохломскую роспись отличает растительный орнамент, включающий цветы, листья и ягоды.

III. – А теперь давайте ещё раз посмотрим на картинки, представленные на доске. Какие народные промыслы на них представлены? (Дети называют народный промысел, воспитатель вывешивает карточки с названием). Что характерно для каждого вида росписи? (Зачитывается стихотворение о каждом виде росписи).

Физ.минутка 

«Мы весёлые матрёшки»

Мы веселые матрешки, (наклоны в стороны)

Ладушки, ладушки (хлопки в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (выставлять ножки)

Ладушки, ладушки, (хлопки в ладоши)

В сарафанах наших пестрых, (повороты вправо, влево)

Ладушки, ладушки, (хлопки в ладоши)

Мы похожи словно сестры, (покружится)

Ладушки, ладушки (хлопки в ладоши).

IV. Творческая работа.

  • А сейчас я предлагаю вам побыть в роли народных умельцев. Я раздам каждому из вас картинку-раскраску с определённым видом росписи, а вы выполните работу. Но перед началом работы, чтобы ещё раз закрепить полученные знания, я предлагаю вам отгадать загадки.
  • Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Откуда товар такой?

Ответ: Хохлома

  • Весёлая белая глина.

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назовите меня…

(Дымково.)

  • Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка ты откуда?

Видно, с севера пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель)

  • На дощечке коль девица

Иль удалый молодец,

Чудо–конь и чудо-птица

Это значит…(Городец)

А теперь приступаем к работе.

Сядем рядком, посидим ладком.

Спинки ровные, прямые,

Мы – ребята удалые.

И я с вами поработаю.

Включу музыку народную,

Она в работе помогает

И настроение поднимает.

Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:

Наши алые цветы распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (покачивание кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветы закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)

Головой качают, тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются, пальцы складываются в замок).

V. Итог:

  • О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились?
  • А закончить наш разговор я хочу пословицей:

«НЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО ДОРОГО И БЛЕСТИТ, А ТО ДОРОГО, ЧТО РУКАМИ МАСТЕРА СОЗДАНО”

  • Как вы понимаете смысл пословицы? Вы сегодня тоже побывали в роли мастеров. Легко это или тяжело?
  • Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились! Выставка детских работ.

Приложение 2

Викторина «Что мы знаем о народных промыслах?»

Цель: Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России

Задачи:

  • закрепить знания детей о разнообразных народных промыслах и техниках рисования,
  • развить их умение внимательно слушать и дополнять ответы других,
  • оценивать и анализировать свои и чужие работы,
  • работать в коллективе и получать удовольствие от творческого процесса и изучения прекрасного.
  • воспитывать художественный вкус и создавать эмоциональное настроение.

Предварительная работа:

  • Беседы о росписях;
  • Рассматривание иллюстраций и поделок;
  • Аппликация и рисование по мотивам народных росписей;

Методы и приёмы:

  • Актуализация знаний детей;
  • Отгадывание загадок;
  • Рассматривание предметов, расписанных народными росписями.

Материалы: дымковские игрушки, хохломские ложки, гжельская ваза, картинки разрезные.

Ход викторины.

Ведущий: здравствуйте, дети! Сегодня в нашей викторине «Что мы знаем о народных промыслах?» участвуют две команды детей: команда «Русская Матрешка» и команда «Дымковская игрушка».

Задание на 1 тур. Отгадывание загадок о народных промыслах.

  • На алом фоне – золотой узор,

Цветов и трав невиданных плетенье,

Как будто древа райского убор

И солнышка сентябрьского свеченье.

(Хохлома)

  • Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня!

(Дымково.)

  • Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а, может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...

(матрешка)

  • Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

(Из Гжели)

  • Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

Оживки черно-белые

На солнышке блестят.

(Городец)

Задание на 2 тур. Вопрос – ответ.

  1. Назови роспись, в которой используется только синий цвет.
  2. Отбери изделия из Гжели.
  3. Образы, каких животных используют в своих работах гжельские мастера?
  4. Где изготавливают глиняные игрушки?
  5. Расскажи об изготовлении дымковских игрушек (последовательность)
  6. Какие элементы дымковской росписи ты знаешь?
  7. Назови главные элементы хохломской росписи.
  8. Какие краски используют художники из Хохломы?

Задание на 3 тур. Собери и угадай.

Назовите предметы, которые расписываются:

  • Гжельской росписью (фарфоровые посуда, вазы, статуэтки)
  • Хохломской росписью (деревянные ложки, подносы, посуда, столы и т. д.)
  • Дымковской росписью (изделия из глины: лошадки, козлики, барашки, барышни и т. д.)
  • Городецкой росписью (посуда, доски, подносы).

Каждый член команды получает фрагмент разрезной картинки. Когда все половинки собраны, капитан должен сложить пазл и назвать народный промысел, изображенный на картинке, а также рассказать о нем.

Задание на 4 тур. Найди и отложи.

Воспитатель предлагает детям выбрать предметы, связанные с определенным народным ремеслом.

Задание на 5 тур. Укрась матрешку.

Каждая команда может выбрать один народный промысел и использовать его узоры для украшения матрешки, при этом необходимо выбрать нужные элементы из множества других.

Подсчитываются очки и награждаются победители

Приложение 3

ООД по рисованию «Русский народный сарафан»

C:\Users\Александр\Desktop\0.jpg

Цели: Формировать интерес к русскому искусству, расширять представления о русской народной культуре.

Задачи:

  • вызвать интерес к жизни наших предков;
  • воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа.
  • пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека.
  • обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
  • формировать умение различать декоративные элементы русского орнамента. Помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном костюме.

Предварительная работа:

  • знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок, поговорок, пословиц,  дидактическая игра «Что за роспись?». Знакомство с русскими народными играми. Беседы «Откуда к нам пришла одежда?», «Во что одевались наши предки?»

Материал и оборудование:  сарафан для девочки, рубаха для мальчика, презентация «Русский народный сарафан», заготовки для рисования, цветные карандаши.

Ход:

Воспитатель: - Ребята, сегодня очень необычный день. Солнышко нам улыбается с самого утра. Я предлагаю вам тоже улыбнуться друг другу.

Утром солнышко проснулось (образуют круг)

Всем на свете улыбнулось (дети идут друг за другом)

Громко "здравствуйте" сказало

И по небу побежало (дети бегут друг за другом)

Всех обогрело и тихонько село (дети присаживаются)

Воспитатель: У меня есть кукла, она одета … Как же называется ее наряд? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, это сарафан – длинная одежда без рукавов. Сарафан одевают поверх белой рубашки, которая называется сорочка – это женский русский народный костюм. Сарафаны на Руси носили как каждый день, так и в праздники. Но праздничные сарафаны шили с любовью. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками, бахромой и тесьмой с узорами. Сарафаны очень бережно хранили и одевали по праздникам, когда собиралось все село, веселились и играли в народные игры и забавы. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру - забаву «Гори гори ясно».

Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и оббегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Бегущие стараются впереди встать парой и взяться за руки. Водящий должен поймать одного из них. Пойманный становится с водящим парой, а оставшийся без пары становится новым водящим.

Воспитатель: - Ох, и веселая у нас игра, а теперь посидите, посмотрите и послушайте, что интересного я вам расскажу о сарафанах.

2 СЛАЙД

Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет, что-то означал:

3 СЛАЙД

Красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

4 СЛАЙД

Зеленый – цвет жизни и растительности. Символ хорошего урожая, радости, спокойствия. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.

5 СЛАЙД

Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю. Символ тепла.

6 СЛАЙД

Синий и голубой – цвет неба и воды. В синих сарафанах, отмечали праздник Ивана купала. Синий или голубой цвет это символ – силы и мощи.

7 СЛАЙД

Белый – чистота, честность, преданность.

Воспитатель: - Посмотрите на сарафаны, чем они различаются? (ответы детей)

Воспитатель: - Чем украшен Аленушкин сарафан? (ответы детей)

Воспитатель: - В старину наши люди украшали свои изделия разнообразными узорами. Узоры, повторяющиеся много раз, называются орнамент. Каждый элемент узора тоже несет свое значение:

8 СЛАЙД

Крестик – огонь

9 СЛАЙД

Квадрат, ромб – поле, с точками – поле с пшеницей

10 СЛАЙД

Волнистая линия - вода

11 СЛАЙД

Цветок - радость

12 СЛАЙД

Круг - солнце

13 СЛАЙД

Воспитатель: - На Руси играли в хороводные игры. И в будни и в праздники и в любое время года водили хороводы. Хоровод символизирует солнце. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Воспитатель: - Хоровод – это круг, и солнце круг. Предлагаю поиграть в еще одну русскую народную игру.

Игра «Барин»

Один ребенок стоит в центре круга и держит шест с лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – барин, стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню: Ходит барин по кругу. Ищет барин себе девицу. Хороша ли барин девица? Хороша! Раз, два, три – беги! С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым возьмет ленту, тот выиграл, второй становиться барином.

14 СЛАЙД

Воспитатель: - На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Орнамент считался оберегом. Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.

Воспитатель: - Предлагаю вам стать русскими мастерами и украсим сарафаны и рубахи красивым орнаментом.

3 часть. Заключительная.

Воспитатель: - Велика Россия - мать и талантлив наш народ.

Молодцы ребята! Сарафаны и рубахи получились на славу. Все разные и нарядные.

(Работы детей вывешиваются на выставку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Народно-прикладное искусство"

Все понимают, как необходимо прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Это основа для воспитания гражданских качеств, развития представлений о человеке, ...

Проект "Народное прикладное искусство"

ull; Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству....

Проект "Народно-прикладное искусство"

Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства,...

Проект народно – прикладное искусство «Хохломская роспись»

         Проект народно – прикладное искусство«Хохломская роспись"Давным-давно жил мастер который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в ...

Проект «Народно-прикладное искусство»

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства  близки, понятны и дороги людям. Как всякое бол...

Проект "Народно-прикладное искусство"

Проект в подготовительной группе...