Мастер – класс «Готовимся в школу» в рамках родительского собрания для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет учителя – логопеда Пальминой Л.В.
консультация (подготовительная группа)

Пальмина Лариса Викторовна

Мастер – класс «Готовимся в школу» в рамках родительского собрания для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет учителя – логопеда Пальминой Л.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Готовимся в школу»

Цель:

Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность,  которая помогает решать задачи ФГОС, для подготовки старших дошкольников к школьному обучению в семье.

Задачи:

- познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

- познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ;

- способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях;

- повысить педагогическую культуру родителей.

Формы проведения: Мастер - класс

Участники: Учитель - логопед, родители.

Оборудование для проведения мероприятия:  мяч, предметы для описания, разноцветные колпачки, слоговые домики, карточки «Место звука в слове»», аудиозапись «Фиксики», платочки (по количеству участников), счетные палочки, карточки – схемы для отстукивания ритма, кинезиологические таблицы, информация на стенде «Рекомендации логопеда».

Ход собрания.

I. Вступительная часть.

 Уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о готовности детей к школьному обучению?

Готовность к школе включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов: физическая, социальная и психологическая готовность.

II. Характеристика компонентов готовности к школьному обучению

Физическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики. 

По данным Всемирной организации здравоохранения наше здоровье определяют следующие факторы:

- наследственность - 20%;

- условия внешней среды – 20%;,

- система здравоохранения – 10%;

- образ жизни человека – 50%.

Социальная готовность – социализация в коллективе, обществе, что включает в себя следующие компоненты социальной компетентности:

- способность воздержаться от собственных импульсов и выслушивать других 

- способность ребенка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам;

- способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребенка к школе;

 - формирование коммуникативных навыков и этических ценностей в игровой, учебной деятельности, в повседневных ситуациях.

Психологическая готовность (синоним: школьная зрелость) это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников, развитие высших психических функций. К ним относятся память, внимание, воображение, мышление, речь, восприятие. 

* Память. У детей 5-7 лет преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребёнка этого возраста – это его интерес. К 6 годам возможности самоконтроля в процессе запоминания значительно увеличиваются. Большая часть детей этого возраста успешно используют самоконтроль при запоминании наглядного и словесного материалов. Детям 6-7 лет доступно не только механическое запоминание, но и элементы логического. 

* Внимание можно назвать одним из наиболее важных условий для хорошего обучения. В 5-6 лет появляется элементарная форма произвольного внимания (самоинструкция). Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий. В 7-летнем возрасте внимание совершенствуется, включая волевое.

* Мышление.  С 5 лет формируется словесно-логическое мышление. С 7 – 8 лет оно становится ведущим и остаётся основной формой мышления у большинства взрослых людей. Данный вид мышления характеризуется использованием не конкретных образов, а отвлечённых понятий, логических конструкций, выражающихся словами, способностью к выполнению мыслительных операций. Детские вопросы — показатели развития любознательности.

* Речь.  Развитие всех компонентов речи: звукопроизношение, фонематический слух, лексика, грамматика, связная речь, слоговая структура слов, просодические компоненты речи  (речевое дыхание, голос, темп и ритм речи, интонация)

III. Использование игр и игровых заданий для подготовки ребенка к школе в домашних условиях.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Предлагаю вашему вниманию игры, в которые можно играть с детьми дома.

1. Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.

Игра с мячом «Скажи наоборот».  Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

Игра с мячом «Цепочка слов».  Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).

Игра, «Какой?»  Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).

2. Упражнения на развитие фонематического слуха

«Кто больше назовет слов на заданный звук?»

«Поговорим по-марсиански» (цепочка прямых и обратных слогов)

«Найди, где спрятался звук?» (место звука в слове)

3. Голосовые упражнения (изменение модуляции и силы голоса)

4. Дыхательные упражнения улучшают обмен кислорода по всему телу, стимулируют работу желудка и кишечника, сердечной мышцы. Кроме того, если ребенок отличается гиперактивностью, то,  благодаря дыхательной гимнастике, он научится расслабляться и успокаиваться. У него сформируется навык диафрагмального типа дыхания, как одного из способов сознательного управления дыхательной функцией.

5. Игры на развитие чуства ритма 

Игра «Радисты» (по образцу, по схеме)

Игра «К нам гости пришли»

6. Игры на развитие мелкой моторики рук.

Игра «Проглот»

Возьмите платочек (бумагу) за уголок и попытайтесь собрать его в кулак, вторая рука за спиной. При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

Игры со счетными палочками «Собери картинку, букву»

7. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга.

IV. Заключение.

У нас с вами впереди еще целый год и я уверена, что совместными усилиями мы достойно подготовим наших ребят к школе. На стенде «Рекомендации логопеда» представлена информация «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?»


Вы, наверное, хорошо знаете известное      высказывание  В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Родительское собрание

Тема: «Играя развиваем речь ребёнка»

Цель:

- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

- Повышение педагогической культуры родителей.

расширение контакта между педагогами и родителями;

вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Задачи:

- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.

Участники: Воспитатель, родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)

laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве....

Конспект НОД по аппликации с элементами дизайна в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи «Колобок» Тема «Корона»

Цель: Расширение знаний о головных уборах.Задачи:• вызвать у детей интерес к изготовлению необычного головного убора – короны...

Конспект тематической развивающей прогулки для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «Осень золотая в гости к нам пришла»

Цели:1.Образовательные:Закреплять знания детей о признаках осени, назвать народные приметы осени.  Подчеркнуть красоту осенней природы, разнообразие красок. Расширение и углубление знан...

Родительское собрание в компенсирующей группе "Психологические особенности детей с нарушениями речи"

Все люди разные, каждый человек имеет свои особенности и к каждому необходимо подходить индивидуально. Дети с речевыми нарушениями имеют свои нюансы. В данной статье вы прочтете психологические особен...