Родительское собрание в рамках Всероссийской недели родительской компетенции: «Детские ахи-страхи и как их победить»
материал

Ситникова Елена Викторовна

    Сегодня речь пойдет не о том, как сделать ребенка бесстрашным супергероем, а о том, что предпринять, чтобы он как можно реже плакал, отчаивался и был способен чувствовать себя счастливым в будущем, став взрослым

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в рамках Всероссийской недели родительской компетенции:
«Детские ахи-страхи и как их победить».

Ход мероприятия

Вступление педагога-психолога:  Страх – это не только широко раскрытые глаза, перехваченное дыхание и цепенеющее тело. Не всегда ребенок открыто просит помощи и защиты, иногда о наличии тревоги, страха можно догадаться, видя агрессивность, непоседливость, рассеянность или навязчивую любовь и чрезмерное послушание сына или дочери. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Как предупредить их, что принять, если они уже возникли, - это серьезный повод для разговора.

    Сегодня речь пойдет не о том, как сделать ребенка бесстрашным супергероем, а о том, что предпринять, чтобы он как можно реже плакал, отчаивался и был способен чувствовать себя счастливым в будущем, став взрослым.

Что такое страх?

Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.

  • Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.
  • В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.
  • В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни.
  • 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.
  • В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании,   не подавляется чувство «Я» (малыш   должен иметь возможность   выражать свои эмоции, переживания).
  • От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства.

 Особенно часто последние страхи  встречаются у детей, чьи  родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.

  • В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.
  • Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.
  • В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.
  • В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.

Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.

Однако, бывают другие страхи, их называют «невротические». В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей.  Непреодолимый детский страх может привести к таким неприятным последствиям, как навязчивые движения, заикания, энурез, раздражительность, агрессивность, плохой сон.

Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта), изменение стиля воспитания.

Критерии выявления тревоги у ребёнка:

1. Испытывает постоянное беспокойство.

2. Трудности в концентрации внимания.

3. Мускульное напряжение чаще в области лица и шеи.

4. Раздражительность.

5. Нарушение сна.

 

Если присутствуют 2-3 критерия, то ребенок тревожен.

Предпосылки для возможного развития беспокойств

  • излишняя опека взрослых;

Наличие страхов у родителей (главным образом, матери): тревожность в отношениях с ребенком, избыточное ограждение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Гиперопекающее поведение родителей — чрезмерное оберегание — формирует в ребенке ощущение слабости, неуверенности, беззащитности перед опасным окружающим миром.

Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка сами но себе обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он — единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку — укусит», «Не ходи по лужам — заболеешь», «Не ходи один во двор — там хулиганы». Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как к привычному фону всей его жизни. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое черной дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.

  • ограниченная двигательная активность (беспокойство развивается у детей, которые недостаточно двигаются, не участвуют в коллективных играх, поскольку игра для ребенка была и остается лучшим средством избавления от всех страхов);
  • Причина многих детских страхов — в матери, вернее, в ее неправильном поведении в семье.

Так, дети больше страдают от различных страхов, если считают главной в семье мать, а не отца.

Нервно-психологические перегрузки работающей и доминирующей в семье матери вызывают у детей ответные реакции беспокойства.

  • На родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.
  • Появление страхов зависит и от состава семьи (наиболее подвержены страхам единственные дети, которые становятся в семье эпицентром родительских забот и тревоги). Чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов
  • Играет роль и возраст родителей.

Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению беспокойства и тревоги, а у родителей после 35 лет - дети более беспокойны и тревожны.

  • Причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, патологии беременности и родов; конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни.
  • Большое количество запретов со стороны родителя своего пола или предоставление полной свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы со стороны взрослых.
  • запугивающее воспитание.

«Не ляжешь спать, тебя Баба-Яга заберет!». «Не шуми, а то дядя-шофер тебя уведет с собой!». «Мальчиков, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!». Наверняка, вы не раз слышали подобные «шедевры» педагогического воздействия. Или сами прибегали к ним, не особенно задумываясь о последствиях.

  • Конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте)
  • Детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха            (боязнь темноты, монстров, призраков, чудовищ)

Как избежать возникновения и закрепления страхов

  • Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).
  • Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)
  • Повышайте самооценку малыша.
  • «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).
  • Если ребенку постоянно что-то запрещают, лишают его самостоятельности, это также может выразиться в ночных кошмарах, когда строгие родители предстают в образах страшных сказочных персонажей.

СТРАХ ТЕМНОТЫ

  • Если ребенок боится темноты, то ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия.

НОЧНЫЕ  КОШМАРЫ

  • Если ребенок склонен к ночным кошмарам, следует уделить особое внимание тому, как он готовится ко сну. Избегайте возбуждающих подвижных игр перед сном, не давайте ему рассматривать страшные картинки, не рассказывайте страшных сказок. Настроить его на умиротворяющий лад поможет колыбельная песенка, задушевный разговор на отвлеченную тему, уверения в том, что он всеми любим и что в случае чего родители всегда придут ему на помощь.
  • Не нужно акцентировать внимание ребенка на его страшных сновидениях, постарайтесь успокоить и отвлечь его.

Как помочь

"Копилка достижений"

1.Возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей

2.Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги.
3.Введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день.        

Важно:
чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.
Родители должны
ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).  

Арт-терапия

Первым этапом в преодолении  чувства страха является его изображение. Именно конкретизация страха поможет ребенку избавится от неопределенности и выплеснет наружу то, сто тревожит и мучает. Малышам бывает гораздо проще нарисовать, не детализируя, "страх", чем описать его словесно, поскольку ассоциативное мышление у них развито лучше.

Второй, не менее значимый этап в преодолении чувства страха - моделирование выхода из сложившейся ситуации. Существует множество приемов и способов:

  • дорисовка "Защитного объекта";
  • закрашивание "Страшного";
  • уничтожение "Зла" (скомкать, порвать, выбросить и т.д.);
  • дорисовка интересных интрегующих деталей ("Сюрприз");
  • видоизменение рисунка, превращение "страшного" в "смешное";
  • украшение мрачного, преобразование в красивое.

Возможно, конкретная ситуация подскажет вам свои собственные варианты решений. Следите за тем, чтобы ребенок не закрашивал самого себя, "Уничтожал" не конкретного человека-противника, а лишь зло, которое тот причиняет.

Упражнение "Исчезновение страшного животного".

Нарисовать пугающее животное. Когда страшное животное нарисовано, предлагается "посадить" его в клетку и сделать несчастным и безопасным.

Также можно использовать следующие методы:

  • "растворение" (добавление животному новых - мягких, снимающих страх черт);
  • "узнавание" (получение более полной информации о жизни животного, что делает его более понятным и не страшным)

Примеры (если боится собаки):

  • нарисовать рядом большого себя;
  • "дать" собаке нести в пасти что-то смешное или полезное (сумку, мячик и т.д.)
  • "надеть" на шею ошейник, на лапы(когти) - мягкие тапочки, "завязать"пасть платочком или дорисовать улыбку;
  • дорисовать к глазам "девичьи" ресницы;
  • если морда у собаки острая, то можно ее немножко округлить и сделать ее "щенячьей";
  • необычно и забавно раскрасить животное (розовыми горошинами, зелеными звездочками и т.п.);
  • "Приручить" собаку, дать "ей будку и сосиску".

Ребенок может "превратить" страшное животное в другое-похожее, но безопасное. Например, если ребенок боится змеи, то, дорисовав ножки  и корону на голове, ее легко превратить в царевну-ящерицу.

Если ребенок испытывает страх перед абстрактным медведем, ему можно рассказать о том, как живут реальные медведи: как мамы- медведицы ласково ухаживают за своими детенышами, как медвежата любят играть и не любят, чтобы их кто-либо трогал.  

Упражнение "Превращение страхов".

1. Нарисовали страх.

2. Рисунок страха обсуждаем.

Поскольку страх нарисован, он уже никуда не убежит и не спрячется от нас. Он назван и изображен. Поэтому с ним можно очень мягко договориться. В конце концов страх тоже не виноват, что кто-то его боится. Мы можем учить его и перевоспитывать. Давай научим страх быть красивым и умным.

Если ребенок продолжает настаивать, страх все равно ему угрожает, можно использовать следующие техники:

  • Делаем из страха пазл - для этого рисунок страха разрезаем ножницами на кусочки, из которых ребенок составляет другие ошибочные комбинации;
  • Зачеркиваем страх любыми цветами;
  • Отдаем страх на вечное хранение другому человеку или для того, чтобы он его выбросил далеко-далеко (ребенку предлагается представить, как картинка с его страхом улетает).
  •  "Перебросить в другое измерение" или " посадить в бочку с клеем, чтобы он насовсем приклеился".
  • Нарисовать ему друга.
  • Украсить страх (Пример: Бабу Ягу отправить в модный салон)

Игры, которые помогут преодолеть детские страхи.

Ценность этих семейных игр заключается в том, что дети, испытывающие страхи легче раскрепощаются в игре с родителями, а не в группе детского сада.

Первая игра — «Пятнашки» 

(Заранее организовывается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, так, чтобы между ними остались небольшие проходы. Нельзя «пятнать» через стулья — они как бы цельные колонны. Тогда ребенок учится лучше отворачиваться, увертываться. Кто случайно заденет стулья или выбежит за пределы площадки, становится водящим, то есть начинает сам «пятнать». Хлопать можно только по спине и даже по «нижнему ее месту», что еще больше осложняет задачу. Причем нужно не прикасаться, а именно хлопать как следует, с чувством, эмоционально, чем одновременно устраняются страхи боли и уколов, да и физических наказаний.

Эта игра всегда вызывает - много радости, веселья, служит своего рода аккумулятором положительной психической энергии для всей семьи. На этом фоне угрозы в адрес детей и взрослых («Поймаю и съем!»; «Ага, попался!»; «Ну, погоди» и т. п.) воспринимаются не буквально, а как одни из юмористических компонентов игры, снижая в то же время страх перед ними в реальных отношениях.

С помощью этой игры удается обеспечить эмоциональную разрядку, сиять накопившееся нервное напряжение, значительно уменьшить торможение и страх при внезапном, неожиданном воздействии, а также страх наказания со стороны родителей, развить ловкость, координацию движений, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми.

Вторая игра — «Жмурки». 

Игровое пространство остается таким же, как при игре «Пятнашки». Основное правило игры — стоять на одном месте и ничем не выдавать себя, чтобы не быть обнаруженным. Требуются, следовательно, определенная выдержка, терпение в противоположность двигательному беспокойству и возбуждению. Вместе с тем, можно изгибаться, наклоняться, приседать, ложиться; когда водящий проходит рядом и пытается нащупать вытянутыми руками участников игры. Но и тогда их ноги остаются как бы приклеенными к полу.

Сначала ребенку, испытывающему страхи, плотно завязывают глаза, и он должен держать их закрытыми, то есть имитируется замкнутое пространство, если «малыш его начал бояться. Перед началом поиска водящий с завязанными глазами поворачивается вокруг себя, что осложняет его ориентировку в окружающем пространстве.

При обнаружении участника игры его нужно на ощупь опознать и назвать имя. В рамках данной игры устраняются страхи внезапного воздействия, а также страхи темноты и замкнутого пространства.

Третья игра - «Прятки» 

Преодолеваемые в игре страхи  темноты, одиночества и замкнутого пространства. Направлена на коррекцию избытка родительского беспокойства ("Где мой ребенок?) Ребенок-прилипала, который не в состоянии остаться один даже в своей комнате, остро боящийся одиночества и темноты, с удовольствием остается один в темной ванной, платяном шкафу, под кроватью. Если дело хорошо идет, то пробуйте тушить свет в комнате. Если вы видите, что ребенок избегает прятаться в укромных и темных местах, то, будучи водящим, изобразите, что вам страшно заглядывать в эти места и вы там искать ребенка не будете. Сами прячьтесь в темноту - пусть ищет. А найдя ребенка, бурно похвалите его — ведь он преодолел свой страх.

 «Зверушки в норке» — Придумайте, как можно сделать детской кроватке полог. Лягте вечером с малышом в его постель.

Включите ночник. Накройтесь одеялом и разыграйте с ним такой нехитрый сюжет. Как будто вы маленькие мышата (зайчата, лисята...), лежите в своей уютной, любимой норке. Там, на улице, сверху, холодно, гроза, воет ветер. А ваша норка совершенно безопасная теплая и уютная. Никто не знает, где она спрятана и не сможет к вам прийти. И вы никого-никого не пустите,  никому-никому не расскажете, где ваша норка, ну, разве что папе, по большому-большому секрету.

От вашего голоса тоже очень много зависит. Чем нежнее и спокойнее он будет, тем комфортнее будет чувствовать, себя малыш. В первые несколько дней лучше всего дождаться, пока ребенок уснет. А потом предложите ему вместо себя его любимую игрушку, которой по секрету можно показать, где находится чудо-норка.

Советы  что делать, если ребенок боится

  • Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.
  • Следует поговорить с ребенком о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка.
  • Важно не говорить малышу о том, что его страх это все это глупости. Надо поделиться с ребенком своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
  • Детские страхи можно нарисовать, вылепить из пластилина и даже собрать из конструктора.
  • Кроме того, про страх можно сочинить страшную историю со счастливым концом и показать ее, например, в кукольном спектакле. Или сочинить сказки, в которых он сильный и смелый.

  • Подскажите ребенку средства борьбы с его страхами: например, его может защитить его игрушечная плюшевая собака-сторож, которую вы дадите ему в кроватку, или завешенная покрывалом решетка кроватки не пустит страшилу.
  • Главное - не высмеивайте страхи своего ребенка, иначе ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один, не стыдите его и не заставляйте побороть свой страх усилием воли
  • Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
  • Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".

Как помочь ребенку, испытывающему страхи

  • Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.
  • Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).
  • Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).
  • Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.
  • Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей.
  • Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Детские ахи-страхи и как их победить». Подготовила : педагог-психолог Ситникова Елена Викторовна

Слайд 2

Детские страхи Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Слайд 3

Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи. Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов. В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет. В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.). 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.

Слайд 4

В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания). От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.

Слайд 5

В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии. Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье. В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным. В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.

Слайд 6

Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития. Однако , бывают другие страхи, их называют «невротические». В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей. Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта), изменение стиля воспитания.

Слайд 7

Критерии выявления тревоги у ребёнка: 1. Испытывает постоянное беспокойство. 2. Трудности в концентрации внимания. 3. Мускульное напряжение чаще в области лица и шеи. 4. Раздражительность. 5. Нарушение сна. Если присутствуют 2-3 критерия, то ребенок тревожен.

Слайд 8

Предпосылки для возможного развития беспокойств излишняя опека взрослых; о граниченная двигательная активность; причина многих детских страхов — в матери, вернее, в ее неправильном поведении в семье; родительские конфликты; состав семьи; возраст родителей; эмоциональный стресс, пережитый мамой; большое количество запретов запугивающее воспитание конкретный случай детская фантазия

Слайд 9

Как избежать возникновения и закрепления страхов Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.). Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.) Повышайте самооценку малыша. «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.). Если ребенку постоянно что-то запрещают, лишают его самостоятельности, это также может выразиться в ночных кошмарах, когда строгие родители предстают в образах страшных сказочных персонажей.

Слайд 10

СТРАХ ТЕМНОТЫ Если ребенок боится темноты, то ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия.

Слайд 11

Если ребенок склонен к ночным кошмарам, следует уделить особое внимание тому, как он готовится ко сну. Избегайте возбуждающих подвижных игр перед сном, не давайте ему рассматривать страшные картинки, не рассказывайте страшных сказок. Настроить его на умиротворяющий лад поможет колыбельная песенка, задушевный разговор на отвлеченную тему, уверения в том, что он всеми любим и что в случае чего родители всегда придут ему на помощь. Не нужно акцентировать внимание ребенка на его страшных сновидениях, постарайтесь успокоить и отвлечь его. НОЧНЫЕ КОШМАРЫ

Слайд 12

"Копилка достижений" 1.Возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей 2.Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. 3.Введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. .

Слайд 13

Your Text Here Your Text Here Your Text Here Your Text Here Важно : чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему далось . Родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина ).

Слайд 14

Арт-терапия Способствует актуализации страхов, повышению уверенности в себе, развитию мелкой моторики, снижению тревожности.

Слайд 15

Игротерапия Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте.

Слайд 16

Советы что делать, если ребенок боится Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх. Следует поговорить с ребенком о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка. Важно не говорить малышу о том, что его страх это все это глупости. Надо поделиться с ребенком своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Детские страхи можно нарисовать, вылепить из пластилина и даже собрать из конструктора. Кроме того, про страх можно сочинить страшную историю со счастливым концом и показать ее, например, в кукольном спектакле. Или сочинить сказки, в которых он сильный и смелый.

Слайд 17

Советы что делать, если ребенок боится Подскажите ребенку средства борьбы с его страхами: например, его может защитить его игрушечная плюшевая собака-сторож, которую вы дадите ему в кроватку, или завешенная покрывалом решетка кроватки не пустит страшилу. Главное - не высмеивайте страхи своего ребенка, иначе ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один, не стыдите его и не заставляйте побороть свой страх усилием воли Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии. Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".

Слайд 18

Как помочь ребенку, испытывающему страхи Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку. Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»). Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.). Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает. Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

Итоговое дистанционное родительское собрание в средней группе «Итоговое родительское собрание. Вот, что мы умеем!»

Цель родительского собрания: познакомить родителей с достижениями и успехами детей; подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей....

Всероссийская неделя родительской компетенции. Консультации для родителей от психологов.

Всероссийская неделя родительской компетенции. Консультации для родителей от психологов. Как организовать жизнь семьи в ситуации изоляции в период пандемии?  Как помочь гиперактивному ребенку? Чт...

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе Родительское собрание во 2 младшей группе № 10

Тема: «Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению"...

Родительское собрание в средней группе: «Организационное родительское собрание. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет».

Цели:расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;повышение педагогической культуры родителей....