«Значение мелкой моторики для развития детей дошкольного возраста».
статья

Значение мелкой моторики в развитии ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Значение мелкой моторики для развития детей дошкольного возраста».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев обратно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В.А. Сухомлинкий.

Мелкая моторика– это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Развитие мелкой моторики играет очень важную роль для общего развития ребенка. Ему понадобятся точные, скоординированные движения, чтобы одеваться, рисовать, писать и выполнять множество разнообразных бытовых действий. Движения рук также связаны с речью и влияют на ее развитие. Через мелкую моторику рук развиваются такие свойства как: внимание, мышление. воображение, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память,речь.

В детском саду дети дошкольного возраста проводят большую часть своего времени.Поэтому задачей воспитателя является создание таких условий, при которых ребенок развивался бы всесторонне и активно. Немаловажную роль в этом играет мелкая моторика рук. Дело в том, что основную информацию об окружающем мире ребенок получает через прикосновение. Именно через него происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям так необходимо все трогать, гладить, хватать и пробовать на вкус окружающие предметы. На кончиках пальцев располагаются множество рецепторов, которые посылают в центральную нервную систему человека импульсы. А воздействие на акунупунктурные точки, расположенные на кистях рук, позволяют влиять на внутренние органы с целью регулирования их работы.

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» – эта известная фраза в полной мере характеризует развитие мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самогораннего возраста. Уже в грудном возрасте младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

И конечно в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движения руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.

Для развития мелкой моторики рук существуют множество различных игр и упражнений.

К упражнениям, которые помогут в развитии мелкой моторики можно отнести:

  1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо историй, сказок при помощи пальцев. Рекомендуется использовать упражнения в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления и растяжки.

  1. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают замечательное тонизирующее и оздоравливающее действие.

3.Песочная терапия.

Созданная ребенком картина из песка является творческим объектом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которомуна бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

4.Вырезание ножницами.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).

5. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации.

6. Работа с бумагой (оригами).

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции.

8. Рисование, раскрашивание.

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчества, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируется элементарное графическое умение, столь необходимое для развития ручной ловкости, освоения письма.

9. Графические упражнения.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двухмерного пространства листа бумаги и готовит ребенка к обучению письму.

10. Штриховка.

Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил.

Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т.д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будет и развиваться речь и мышление ребенка.

Все занятия с ребенком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат все исследовать  изучать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Докдад: Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста

Цель: познакомить с понятием " Значение мелкая моторика"...

Значение мелкой моторики в развитии ребёнка дошкольного возраста.

В статье описано влияние графомоторных навыков на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста....

Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста

Движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логи...

Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Значение мелкой моторики для развития детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики является одним из важных показателей речевого развития ребёнка. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики – интеллектуально и эмоционально развит, логиче...