Отчет по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
материал (старшая группа)
Отчет по самообразованию на тему:
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет по самообразованию | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Колокольчик» с. Троицкое»
Отчет по самообразованию на тему:
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
Воспитатель: Главацкая Н.К.
С. Троицкое 2022г
Актуальность темы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любви к своему краю, его истории. Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриотизма.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Перед собой я поставила цель: формирование основы патриотизма у дошкольников через ознакомление с малой Родиной.
Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:
- Расширять знание детей об основных сведениях о Сахалинской области: состав, географическое положение, символика, основные города, климат.
- Расширять представление детей о растениях Сахалинской области (познавательное развитие, ознакомление с окружающим миром: мир растений).
- Расширять представление детей о животном мире Сахалинской области (познавательное развитие, ознакомление с окружающим миром: мир животных).
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию:
- создание развивающей среды в группе.
- тематические занятия;
- беседы о Родине, о родном поселке, о природе родного края. чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр мультфильмов, взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
-проектная деятельность.
Работа с родителями:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу. Анкетирование родителей показало, что некоторые родители считают, что в дошкольном возрасте рано говорить о патриотическом воспитании. Имеется искаженное представление о патриотическом воспитании, считая, что речь идет о подготовке к армии. Таким образом, консультирование родителей должны осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах.
Ожидаемые результаты.
-заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине через «Малую Родину»;
-расширить представления детей о Сахалинской области как части России, о богатстве природного мира родного края;
-заложить основы поведения в природе, желание ее беречь.
Сроки реализации: сентябрь2021г. – май 2022г. (9 месяцев)
Участники : дети средней группы «Звездочки» МБДОУ№2«Колокольчик» с. Троицкое и их родители, музыкальный руководитель, воспитатель.
Тематическое планирование на 2021-2022 учебный год.
Месяц | Содержание деятельности | Задачи: | Работа с родителями |
Сентябрь | Обработка данных анкетирования. Сбор и анализ литературы для детей. Подбор дидактического и наглядного материала. Вводное занятие «Сахалин –Мой край родной» Худ. Эстетическое развитие. Коллективная работа «Сахалин –мой край родной» | Изучение отношения родителей к проблеме патриотического воспитания, готовности к работе по данной области. Создание условий для дальнейшей работы по теме. Познакомить детей с картой Сахалинской области. Выяснить, что Сахалин – остров, в состав Сахалинской области входят Курильские острова. Омывает наш край Тихий океан. Ознакомить с символикой области. 2. Чтение «Легенда о Сахалине и Курилах». | Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание дошкольников». Консультация «Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте» |
Октябрь | Беседа с детьми: «Как красив наш край». Худ. Эстетическое развитие(рисование). «Как красив наш край» Беседа с детьми: об интересных местах Сахалинской области. | Познакомить детей с природными особенностями Сахалинской области с помощью показа слайдов и рассказа. (сопки, тундра, тайга, море, подводный мир, вулканы Курил, гейзеры, грязевые вулканы, водопады и др.) | Сбор природного материала. Попросить родителей помочь детям подготовить короткие рассказы об интересных местах Сахалинской области, где они бывали. |
Ноябрь | Мой дом. Моя семья. | Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Формировать представление у детей что такое семья (это все, кто живет вместе с ребенком), Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т.д.). Учить детей знать и называть своих ближайших родственников. | Оформление альбома «Моя семья» |
Декабрь | «Животные Сахалина». «Растительный мир Сахалина» | Познакомить детей с животным миром Сахалинской области, с эндемиками (Сах.кабарга, Жужелица Лопатина и др.) Вспомнить как зимуют животные. Выяснить, что дети знают о сахалинских животных. | |
Январь | «Кто живет в море». Познакомить детей с животным и растительным миром. Короткие рассказы о животных, наиболее заинтересовавших ребят. Короткие рассказы о животных, наиболее заинтересовавших ребят. | Познакомить детей с животным и растительным миром о. Сахалина. | |
Февраль | «Наш флаг и герб2. Заучивание стихотворения о флаге РФ. Знакомство с достопримечательностями города Южно-Сахалинска. Рассказы-презентации детей о достопримечательностях города. Просмотр короткометражного мультфильма «Россия-Сахалинская область». | Познакомить детей со значением символов на флагах России и Сахалинской области. Дать понятие о том, что изображения на них не случайны и всегда что-то означают. | Попросить помочь детям подготовить небольшие рассказы-презентации о достопримечательностях города. Особенности сахалинской природы зимой. |
Март | Особенности сахалинской природы весной. «Русская матрешка-символ Родины моей». | Формировать у детей первичное представление о многообразии природно-климатических условиях Сах.обл. Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой; способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки; | |
Апрель | Редкие Животные Сахалина Красная книга Зеленая кладовая и лекарственные растения о.Сахалина | Познакомить детей с представителями животного мира Сахалина. | Изготовить совместно с родителями альбом по лекарственным растениям Сахалинской области) |
Май | Экологическая акция «Береги природу Сахалина». День Победы. Памятники и мемориалы Великой Победы Сахалинской области. Итоговое занятие. | Продолжать воспитывать любовь к родному краю Диагностика. | Изготовление альбомов о ВОВ «Нам этот мир завещано беречь». Экскурсия Краеведческий музей. |
Таким образом, можно сказать, что патриотическое воспитание детей показывает:
Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
У детей появился интерес к истории, природным богатствам родного края.
Особенности представлений о родном селе, в котором они проживают, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и тематических праздников, проводимых детским учреждением, направленных на развитие творческих способностей детей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимых так же в ДОУ.
Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свой народ, его достижения, научит любить природу, бережно относиться к ней.
Заключение:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем"
У каждого из нас на свете есть места,Куда приходим мы на миг объединиться,Где память, как строка почтового листа,Нам сердце исцелит, когда оно томиться. ...
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом
В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...
Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении воспитателей Лямбирского района...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)
Воспитатель МБОУ ЦО№4, Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...
Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем
В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....