Отчет по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
материал (старшая группа)

Главацкая Наталья Константиновна

Отчет по самообразованию на тему:

«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет по самообразованию 24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Колокольчик» с. Троицкое»

Отчет по самообразованию на тему:

«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

Воспитатель: Главацкая Н.К.

С. Троицкое 2022г

Актуальность темы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любви к своему краю, его истории. Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриотизма.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Перед собой я поставила цель: формирование основы патриотизма у дошкольников через ознакомление с малой Родиной.

Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:

  • Расширять знание детей об основных сведениях о Сахалинской области: состав, географическое положение, символика, основные города, климат.
  • Расширять представление детей о растениях Сахалинской области (познавательное развитие, ознакомление с окружающим миром: мир растений).
  • Расширять представление детей о животном мире Сахалинской области (познавательное развитие, ознакомление с окружающим миром: мир животных).

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию:

- создание развивающей среды в группе.

- тематические занятия;

- беседы о Родине, о родном поселке, о природе родного края. чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр мультфильмов, взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом.

-проектная деятельность.

Работа с родителями:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу. Анкетирование родителей показало, что некоторые родители считают, что в дошкольном возрасте рано говорить о патриотическом воспитании. Имеется искаженное представление о патриотическом воспитании, считая, что речь идет о подготовке к армии. Таким образом, консультирование родителей должны осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах.

Ожидаемые результаты.

-заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине через «Малую Родину»;

-расширить представления детей о Сахалинской области как части России, о богатстве природного мира родного края;

-заложить основы поведения в природе, желание ее беречь.

Сроки реализации: сентябрь2021г. – май 2022г. (9 месяцев)

Участники : дети средней группы «Звездочки» МБДОУ№2«Колокольчик» с. Троицкое и их родители, музыкальный руководитель, воспитатель.

Тематическое планирование на 2021-2022 учебный год.

Месяц

Содержание деятельности

Задачи:

Работа с родителями

Сентябрь

Обработка данных анкетирования. Сбор и анализ литературы для детей.

Подбор дидактического и наглядного материала.

Вводное занятие «Сахалин –Мой край родной»

Худ. Эстетическое развитие. Коллективная работа

«Сахалин –мой край родной»

Изучение отношения родителей к проблеме патриотического воспитания, готовности к работе по данной области. Создание условий для дальнейшей работы по теме.

Познакомить детей с картой Сахалинской области. Выяснить, что Сахалин – остров, в состав Сахалинской области входят Курильские острова. Омывает наш край Тихий океан. Ознакомить с символикой области.

2. Чтение «Легенда о Сахалине и Курилах».

Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».

Консультация «Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте»

Октябрь

Беседа с детьми:

«Как красив наш край».

Худ. Эстетическое развитие(рисование).

«Как красив наш край»

Беседа с детьми: об интересных местах Сахалинской области.

Познакомить детей с природными особенностями Сахалинской области с помощью показа слайдов и рассказа. (сопки, тундра, тайга, море, подводный мир, вулканы Курил, гейзеры, грязевые вулканы, водопады и др.)

Сбор природного материала.

Попросить родителей помочь детям подготовить короткие рассказы об интересных местах Сахалинской области, где они бывали.

Ноябрь

Мой дом. Моя семья.

Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям.

Формировать представление у детей что такое семья (это все, кто живет вместе с ребенком),

Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т.д.).

Учить детей знать и называть своих ближайших родственников.

Оформление альбома «Моя семья»

Декабрь

«Животные Сахалина».

«Растительный мир Сахалина»

Познакомить детей с животным миром Сахалинской области, с эндемиками (Сах.кабарга, Жужелица Лопатина и др.) Вспомнить как зимуют животные. Выяснить, что дети знают о сахалинских животных.

Январь

«Кто живет в море».

Познакомить детей с животным и растительным миром.

Короткие рассказы о животных, наиболее заинтересовавших ребят.

Короткие рассказы о животных, наиболее заинтересовавших ребят.

Познакомить детей с животным и растительным миром о. Сахалина.

Февраль

«Наш флаг и герб2. Заучивание стихотворения о флаге РФ.

Знакомство с достопримечательностями города Южно-Сахалинска.

Рассказы-презентации детей о достопримечательностях города.

Просмотр короткометражного мультфильма «Россия-Сахалинская область».

Познакомить детей со значением символов на флагах России и Сахалинской области. Дать понятие о том, что изображения на них не случайны и всегда что-то означают.

Попросить помочь детям подготовить небольшие рассказы-презентации о достопримечательностях города. Особенности сахалинской природы зимой.

Март

Особенности сахалинской природы весной.

«Русская матрешка-символ Родины моей».

Формировать у детей первичное представление о многообразии природно-климатических условиях Сах.обл.

Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;

способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;

Апрель

Редкие Животные Сахалина

Красная книга

Зеленая кладовая и лекарственные растения о.Сахалина

Познакомить детей с представителями животного мира Сахалина.

Изготовить совместно с родителями альбом по лекарственным растениям Сахалинской области)

Май

Экологическая акция «Береги природу Сахалина».

День Победы. Памятники и мемориалы Великой Победы Сахалинской области.

Итоговое занятие.

Продолжать воспитывать любовь к родному краю

Диагностика.

Изготовление альбомов о ВОВ «Нам этот мир завещано беречь».

Экскурсия Краеведческий музей.

Таким образом, можно сказать, что патриотическое воспитание детей показывает:

Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.

У детей появился интерес к истории, природным богатствам родного края.

Особенности представлений о родном селе, в котором они проживают, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и тематических праздников, проводимых детским учреждением, направленных на развитие творческих способностей детей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимых так же в ДОУ.

Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свой народ, его достижения, научит любить природу, бережно относиться к ней.

Заключение:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем"

У каждого из нас на свете есть места,Куда приходим мы на миг объединиться,Где память, как строка почтового листа,Нам сердце исцелит, когда оно томиться.            ...

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении  воспитателей Лямбирского района...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)

Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...

Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем

       Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения  сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем

В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....