Самообразование воспитателя ( в виде таблицы)
материал (младшая группа)

Сидоранова Нина Сергеевна

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz_2023.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                            

                учреждение «ЦРР - детский сад №176»

План самообразования

воспитателя Сидорановой Н.С.

«Развитие мелкой моторики у детей первой младшей группы»

2023-2024 учебный год.

                                                                                                         

Примерный план

работы педагога над темой самообразования

1 этап. Подготовительный (выявление)

                                   Содержание работы

1

Возраст детей 2-3 года

Актуальность темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Сроки сентябрь 2023 г.– май 2024 г.

2

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

3

Предполагаемый результат

У детей улучшилась координация движений, общая двигательная активность, мелкая моторика пальцев и кистей рук.

2 этап. Аналитический (отчет) 

        Содержание работы плана по самообразованию

Сроки

1

Изучение методической литературы

Разучивание пальчиковых игр

Игры на развитие тактильного восприятия

Работа с бумагой,карандашами, пластилином

Обучение детей действиям с играми на развитие моторики

Конструирование

Сентябрь - май

2

1. Игра «Я катаю мой орех»

2. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый»«Найди такой же на ощупь»«Чудесный мешочек». 3.Настольная игра «Найди фигуре место

Октябрь

3

1. Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3. Обучение детей игре «Шнуровка».

4. Конструирование из палочек «Заборчик»«Дорожка».

5. Настольная игра «Мозаика».

Ноябрь

4

1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки»«Бинокль»«Стол»«Стул»«Замок».

4. Конструирование из палочек «Лесенка»«Квадрат»«Треугольник».

5. Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый»«Найди такой же на ощупь»«Чудесный мешочек».

Декабрь

5

1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки»«Человечек».

2. Учить детей одевать и раздевать кукол.

3. Пальчиковые игры «Солнышко светит»«Шнуровка».

4. Конструирование из лего-конструктора «Домик»«Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Январь

6

1. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш»«Орехи»«Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста»«Пирожки»«Замок».

2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4. Конструирование из палочек «Флажок»«Елочка».

Февраль

7

1. Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки»«Капуста»«Пирожки».

2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3. Пальчиковые игры «Солнышко светит»«Моя семья»

4. Конструирование из палочек «Окно»«Домик»«Флажок».

5. Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (аппликация, «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

6. Игра «Прищепки»

Март

8

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ.

3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4. Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы).

5. Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет).

Апрель

9

1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок»«Капуста»«Спокойного сна!».

2. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

3. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок»,«Очки»«Стол»«Стул»,«Бочка»,«Крыша».

4. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

5. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

Май

                                Работа с родителями

Анкета для родителей на тему:"Развитие мелкой моторики»


Родительское собрание: «Способы развития  мелкой моторики у детей».

Рекомендации и консультации для родителей по развитию мелкой моторики

        

3 этап. Организационный (заключительный)

                           Содержание работы

Сроки

Теоретическая часть

Литература:

  1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  3. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
  4. Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей";
  5. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  7. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  8. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Электронные ресурсы

  1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
  1. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132
  2. Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm
  3. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/581288
  4. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
  5. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
  6. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml

2

Практическая часть

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Пополнение предметно-развивающей среды по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование воспитателя (таблица)

Самообразование воспитателя (таблица)...

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы МБДОУ детский сад №7 комбинированного вида Калачян С.И. на тему: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: "Развитие графомоторных навыков через элементы рисования"....

План повышения квалификации (самообразования) воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ на 2019 – 2023 г.г.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны...

План по самообразованию воспитателя по обучению русскому и татарскому языкам МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1» НМР РТ Набиуллиной Розы Раифовны на 2020-2025 учебные годы

Тема самообразования:«Использование игровых технологий в ДОУ при обучении детей русскому, татарскому и родному языкам». Цель:Применение современных игровых технологий по обучени...

Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Разнообразие действия руками, пальчиковые...

План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....