Методическая разработка Сценарий туристического похода воспитанников старшего дошкольного возраста с родителями «Турпоход в краю родном!»
методическая разработка (старшая группа)

Алексеевцева Елена Владимировна

Одной из нетрадиционных форм работы по взаимодействию с семьями воспитанников является организация досуга в выходной день для детей и родителей. Сценарий туристического похода поможет сделать "Тур выходного дня" интересным и познавательным!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 «Светлячок»

Методическая разработка

Сценарий туристического похода воспитанников старшего дошкольного возраста

с родителями «Турпоход в краю родном!»

Алексеевцева Елена Владимировна

воспитатель

высшей квалификационной категории

г.о.г. Кулебаки Нижегородской области

2023 г.

Пояснительная записка

Возрастная группа: старшая дошкольная группа (5-6 лет)

Актуальность

Вырастить ребенка - сильным, здоровым, крепким – это естественное желание каждого родителя и одна из ведущих задач нашего дошкольного учреждения.

Современное общество диктует условия, в которых современным родителям, после тяжёлой рабочей недели всё меньше и меньше остаётся времени в выходные дни для своих детей. Родители забывают о пользе свежего воздуха и движения для организма ребёнка. Научно доказано, что для благоприятного и успешного физического развития дошкольника, на свежем воздухе он должен находиться от четырёх до шести часов в день, а в активном движении проводить не менее одного часа не считая интервалы для отдыха.

Одной из нетрадиционных форм работы по взаимодействию с семьями воспитанников является организация досуга в выходной день для детей и родителей. Необходимость проведения «Тура выходного дня» возникла, чтобы вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, сделать их активными его участниками, а не пассивными слушателями с целью установления доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Цель проекта: содействие сохранению семьи, ее приверженности здоровому образу жизни путем проведения совместно с родителями и детьми туристических прогулок - походов.

Задачи на детей:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с туризмом как с самой активной формой отдыха и оздоровления, одно из важных средств воспитания;
  • способствовать освоению простейшим туристическим умениям и навыкам: двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с рюкзаками;
  • выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия: ходьба по кочкам, подлезание под мостик, ходьба по канату;
  • закрепить знания видов леса (хвойные, лиственные и смешанные) и их названия (дубрава, березовая роща, сосновый бор, ельник);
  • соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях, используя экологические знаки; следить за чистотой поляны, не допускать засорения леса;
  • дать алгоритм действия в чрезвычайной ситуации (потерялся в лесу).

Развивающие:

  • развивать и обогащать словарный запас: слова – предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас, пенка; слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать;
  • совершенствовать умения складывать костер («шалаш» и «колодец»);
  • совершенствовать умения ориентироваться по карте.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, бережное отношение детей к растительному и животному миру;
  • создать благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков;
  • воспитывать желание проявлять взаимовыручку и взаимопомощь.

Задачи на родителей:

  • Формировать активную позицию родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе.
  • Объединить усилия родителей и педагогов по воспитанию детей, привлечь родителей к активному участию в жизни своего ребенка, использовать семейные выходные как важный аспект воспитания.
  • Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством активного совместного отдыха.
  • Расширить педагогические знания родителей по вопросам важности физической активности детей и родителей, здорового образа жизни (ЗОЖ), туризма.
  • Научить взрослых проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком в свободной самостоятельной деятельности.
  • Гармонизировать детско – родительские отношения с помощью совместных спортивных мероприятий.

Основное направление мероприятия – оздоровительно – эколого-познавательное.

Участники проекта: старшие дошкольники, их законные представители (родители), педагоги группы.

Методы и приемы работы с детьми:

Словесный метод: вопросы проблемного характера, объяснение, пояснения, вопросы к детям, обсуждение, беседа, словесная инструкция, художественное слово, индивидуальные ответы, контроль и оценка работы, поощрение и похвала детей.

Наглядный метод: использование атрибутов, природного материала.

Практический метод: выполнение практических заданий.

Игровой метод: игровые моменты, коммуникативные игры.

Перечень оборудования и используемых материалов: рюкзаки, термосы с чаем, железные кружки, печенье, баранки; свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, ложка, чашка, фотоаппарат; карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и т.д., план – маршрут, экологические знаки, обозначающие правила поведения в природе, фломастеры; «умная колонка»; туристические коврики, палатки – 2 шт.

Словарная работа: командный, турист, палатка, котелок, рюкзак, компас, пенка; поход, привал, сбор, преодолевать.

Предварительная работа: беседа с детьми о туристах; разговоры детей с родителями о том, как их родители ходили в походы; рассматривание иллюстраций о походах, мультфильма «Ох и Ах идут в поход»; разыгрывание проблемных ситуаций, прослушивание в грамзаписи песни о походах, о природе; повторение правил поведения на природе; заучивание речёвок; сообщение родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей; создание карты – маршрута; просмотр местности, подготовка нужного материала для прохождения этапов.

Прогнозируемые результаты в ходе реализации данного мероприятия:  

  • будет установлено единство дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания здорового ребенка;
  • родители на собственном опыте убедятся, что совместное спортивная деятельность полезна и необходима не только ребенку, но и взрослому;
  •  увеличится количество желающих родителей участвовать во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении;
  • родители станут организаторами, активными помощниками и участниками в проведении различных спортивных мероприятиях, прогулок – походов;
  • дети и родители получат массу положительных эмоций, заряд бодрости, сил на последующую рабочую неделю, а главное огромное желание проводить совместный активный отдых как можно чаще.

Огромную пользу от турпохода получат не только взрослые, но и дети:

  • физические качества детей будут эффективно развиваться;
  • повысится скорость формирования важных двигательных навыков детей, а здоровье будет сохраняться и укрепляться;
  • ожидается положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей;
  • снизится общая заболеваемость детей по дошкольному учреждению.

Используемые методы и технологии обучения: интеграция образовательных областей, проблемные вопросы, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ТСО (использование умной колонки), здоровьесберегающие технологии.

Форма организации мероприятия: фронтальная, командная, индивидуальная.

Приоритетная образовательная область: «Физическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Практическая значимость конспекта: данный конспект мероприятия может быть использован коллегами, родителями воспитанников.

Описание мероприятия: недалеко от нашего детского сада в черте города есть прекрасные места для отдыха, это наш лесок. Большая поляна, подъем на возвышенность предполагает преодоление препятствий, что является прекрасной тренировкой на выносливость. Туристический поход не просто прогулка: у него есть точный маршрут, место, куда необходимо прийти. По карте маршрута все вместе отправляются в указанное место. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки «выживание» в природной среде: умение ориентироваться на местности, находить ветки для костра, разжигать его и тушить, оказывать посильную помощь товарищам, родителям. Для того чтобы добиться поставленной цели и задач, мы отправляемся в наш совместный «Турпоход в краю родном!».

Ход туристического похода:

Вводная часть: Организационный момент (психолого-педагогический настрой; мотивация и целеполагание; сообщение темы)

Воспитатель: - Ребята! Уважаемые взрослые! Кто из вас любит путешествовать? А как называют людей, которые путешествуют? (Ответы).  

-  Вы готовы сегодня идти в поход? У вас все есть для похода? Вы все одеты как настоящие туристы? (удобная одежда и обувь, головные уборы, рюкзаки с провизией). На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Желаю вам удачи и интересных приключений. Вот вам карта - отправляемся в путь.

(рассматривают карту, определяют, где первая остановка. Воспитатель предлагает произнести речёвку и отправиться в путь).

Речёвка туриста:

Воспитатель: - Кто шагает с рюкзаком?

Все: Мы, туристы!

Воспитатель: - Кто со скукой не знаком?

Все: Мы туристы!

Воспитатель: - Нас вперёд ведут…

Все: Дороги!

Воспитатель: - Наш девиз:

Все: «Всегда вперёд!»

Воспитатель: - Эй, ребята,

Все: Твёрже шаг!

Воспитатель: - Что турист берёт в дорогу?

Все: Песню, ложку и рюкзак!

Запевают песню В.Шаинского «Вместе весело шагать…»

Основная часть

Пункт маршрута «Переправа» (Пункт организован на полянке в роще).

Воспитатель: - Уважаемые туристы, посмотрите, мне кажется, мы попали на болотистую местность.

- Что же делать? Ведь нам обязательно надо здесь пройти. Поход без трудностей не обходится. Нужно уметь справляться с ними так, чтобы не нанести вреда себе, другим и окружающей природе.

- Давайте попробуем преодолеть первую трудность. Ваши предложения? Как можно здесь пройти? (поступают предложения от детей и родителей, воспитатель обобщает).

- Вставайте все за мной и по одному друг за другом пройдем. Здесь нужно быть внимательным, осторожным и не спешить.

(Воспитатель показывает, как преодолевать полосу препятствий,

Туристы по очереди прыгают по кочкам, подлезают под мостик, идут по канату). 

Воспитатель: - Молодцы! Все справились! Отправляемся дальше. Сверимся по карте, куда надо идти.

(Дети сверяются с маршрутом)

- Песню запевай!

Пункт маршрута «Боровичок»

(Данный пункт организован на полянке, окруженной кустами, деревьями. На деревьях развешаны экологические знаки, обозначающие правила поведения на природе).

Боровичок: - Здравствуйте, ребята! Мои друзья – растения и животные – не могут говорить и защитить себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя.

- Как вы думаете, что в лесу можно делать? (ответы туристов, если дети затрудняются, помогают родители).

- А чего делать не следует? (предположения детей).  

- Как вы думаете, а как можно рассказать людям о правилах поведения? (подвести к тому, что можно сделать знаки).

- Вот какие знаки есть у меня, попробуйте догадаться, что они означают. (рассматривают и обсуждают)

На природе отдыхали,

Много ели и играли.

Мусор весь мы соберем

И с собой его возьмем.

Ведь полянка – чей-то дом –

Пусть порядок будет в нем!

И лягушку, и жучка,

В паутинке паучка,

Бабочку и муравья

Не обидим ты и я!

Деревце, цветок и куст

Радуют всегда нас пусть!

Не сорвем и не сломаем,-

Что они живые, знаем!

Боровичок: - Уважаемые туристы, какие бы вы еще нарисовали знаки для людей, которые не знают, как нужно себя вести на природе? (предположения детей).

-У меня есть заготовки: Первая - запрещающий знак, а вторая – предупреждающий (по 2-3 заготовки каждого).

- Подумайте и попробуйте нарисовать знаки, которые бы вы хотели еще сделать. (Дети создают новые знаки. В ходе рисования знаков, идет обсуждение, для какой цели нужен этот знак, и что нужно делать, увидев такой знак).

Боровичок: - Молодцы! Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада.

- Посмотрите кругом. Как здесь красиво! Это мое лесное царство. Какой бывает лес? (беседа с детьми о видах леса). 

- Какие вы умные. Все знаете, а играть вы любите? Тогда начинаем!

Игра «Назови дерево»

Цель игры: закрепить знание о хвойных и лиственных деревьях.

Ход: дети идут в рассыпную и говорят слова:

«Как в лесу-лесочке оживают почки,

Деревья все стоят, о чем-то говорят.

Покружись, покружись и в ….дерево превратись!»

(Воспитатель называет вид дерева (хвойное или лиственное). Затем идет и спрашивает: «Какое ты дерево?» (дети говорят название дерева)).

Боровичок: - Молодцы, ребята! Меня ждут лесные дела. Надо осмотреть свои владения.

- А вам счастливого пути!

Воспитатель: - Спасибо тебе, Боровичок. А нам пора отправляться в путь. Нас ждут новые приключения. Сверяемся с маршрутом.  

(Шагают под речёвку и выполняют движения)

Тили-тили-тили-бом,

на носочках мы идем!

Руки вверх мы поднимаем,

никогда не унываем.

Тук-тук, что за звук!

Это мы, ребята, из детского сада!

Пятками стучим,

Быстрее вырасти хотим!

Пункт маршрута «Необыкновенная полянка»

(Данный пункт расположен на открытой площадке, на которой есть палатка

и лежат веточки, поленья для костра).

Воспитатель: - Вот ребята мы и пришли на конечный пункт нашего маршрута. - Посмотрите, здесь есть палатка. А как вы думаете, для чего она нужна? И в каком месте ее нужно ставить? (ответы туристов).  

- Правильно, если поход длится несколько дней – без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу. Защитит от насекомых и согреет. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку, знает, что ставить ее нужно на возвышенности, обязательно на сухом месте. Если неподалеку есть сухая трава – нужно положить ее на место, где будет стоять палатка, чтобы было теплее и мягче спать.

- А как вы думаете, что должно находиться внутри палатки?  (Ответы детей) Там должны находиться туристические пенки (коврики) и спальные мешки. (Рассматривание с объяснением).

- Когда туристы ночуют в прохладную погоду, теплее всего они укутывают ноги, поскольку считается, что если ноги будут в тепле, то и все тело не замерзнет.

(Вдруг из палатки слышится кряхтение и выходит Леший)

-  Кхе, кхе, кхе! Слышу, слышу правильные слова. Вот я прошлую ночь, спал, а ноги совсем забыл укутать, вот теперь и простудился.

Леший: - Здравствуйте, гости, с чем пожаловали? (мы в поход отправились, чтобы узнать много интересного).

- А вы знаете, что в поход нужно брать? (ответы детей).

- А ну – ка я проверю. Согласны? Тогда делитесь на две команды.

Игра «Что возьмем с собой в поход»

Цель: Закрепить знания детей о том, что нужно брать с собой в поход.

 (В нескольких метрах на пледах разложены различные предметы: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и т.д..  Дети по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаются с ним.  По окончании игры Леший вместе с родителями проверяют правильность выполнения задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет).

Леший: - Ох, молодцы, весело играли. А петь – то вы умеете? А на гитаре играть? (ответы детей). 

- А то мои подружки лесные, Баба – Яга и Кикимора, вообще не могут петь, только свистят и кряхтят.

- А мне песни душевной хочется.

(Воспитатель предлагает сделать привал и спеть песню под гитару «Изгиб гитары жёлтой!)

Леший: - Молодцы ребята! Душу мою порадовали.

- А вот скажите мне, что вы будете делать, если в лесу заблудитесь? Ваши действия? (ответы детей).

- Прежде всего не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно дать о себе знать, но постоянно и долго кричать не надо – быстро устанешь. Поэтому в поход нужно брать с собой свисток. Свистеть намного проще, чем кричать «ау». Если обнять понравившееся дерево, оно поможет успокоиться. Хорошо, если дерево будет стоять на поляне, а не в чаще леса. Ведь так проще увидеть потерявшегося. - Нужно, чтобы тебя было и видно, и слышно. Для этого нужно оставлять стрелки из веток, выкладывать на поляне большой крест, чтобы его могли увидеть с самолета. Если увидели в небе вертолет, нужно бегать по поляне, так вас легче увидеть с вертолета. Чтобы не замерзнуть, нужно набрать сухой травы, нарвать еловых веток. На них можно сидеть и лежать. Главное помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут. В такой ситуации не надо бояться чужих людей, возможно, они помогают вас искать. Нужно подойти к ним и сказать, что потерялись. Все запомнили?  (предлагает представить, что дети потерялись и показать свои действия).

Игра: «Я потерялся»

Цель: Закрепить алгоритм действия в чрезвычайной ситуации.

- Молодцы! А самое главное в походе быть внимательным, не отвлекаться, не отставать и тогда точно не потеряешься.

- Мы сегодня никого не потеряли? (туристы осматриваются).

Леший: - Ну, а сейчас я хочу проверить какие виды костров, вы уважаемые туристы, знаете? (ответы детей и родителей).

- Ну – кось, скажите мне, а как сложить костёр «шалаш» и для чего он нужен? (костёр «шалаш» нужен для разогрева пищи и тепла). 

- А какие еще виды костров вы знаете? («колодец»). Для чего он нужен?

- А как правильно развести костер (убрать верхний слой дерна, положить сухой травы или веточек, а сверху выкладываем из поленьев шалаш).

- Я заметил, что сегодня в походе самый внимательный…., он и будет выкладывать костер, а помогут ему (ей) 2 друга (подружки), которых он (она) выберет сам.

Практическое задание: «Выкладываем костер»

Леший: - Ох, и молодцы, ребята и ваши родители. Таких не страшно и в лес пускать, всё умеют, всё знают. Тогда я за вас спокоен. Приходите к нам в гости, только не мусорите, не шумите, природу любите. Ну, а мне пора (Леший прощается и уходит).

Заключительный этап. Подведение итога. Рефлексия.

Воспитатель: - Ну, что ж, уважаемые туристы, все препятствия мы с вами прошли. Знания и умения ваши были оценены по достоинству. И сейчас пришло самое приятное время в походе, это перекус.

- Давайте вот на этой полянке расстелем наши покрывала, сядем кружочком, достанем свои припасы и отдохнем, и поговорим ладком.  (Дети устраиваются на привал, едят, пьют чай, делятся впечатлениями).

(После чаепития, воспитатель предлагает встать всем в круг, взять в ладошки сердечко и передавая его по кругу высказать своё мнение о сегодняшнем совместном турпоходе. Делают совместное фото на память).

Воспитатель: - Что же, время прошло в лесу незаметно! Все наши посиделки, «поигралки», «побежалки» и т. д. принесли пользу – мы порезвились, укрепили здоровье, подышали свежим воздухом, и, главное, еще больше подружились!

- Спасибо всем за прекрасную, тёплую встречу, за совместное проведённое время!

- После привала все за собой не забываем убирать, мусор в пакет и с собой.

  • Далее самостоятельная деятельность детей и взрослых. Кто-то играет, кто-то собирает природный материал для поделок.

Выводы:

Таким образом, совместные семейные туристические походы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и экологически развивают детей. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т. е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

 

Список используемой литературы

  1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. – Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. - N 1028.
  2. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения/ авт.- сост. М.А.Павлова, М.В. Лысогорская, - 2009.
  3. Работа с семьей: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017.
  4. Взаимодействие ДОУ И семьи/ Сост. О.И. Бочкарева. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2018.
  5. Весёлая физкультура для детей и их родителей. О.Б. Казина. - Ярославль: Академия развития, 2018.

Интернет-источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности для воспитанников старшей группы на тему:" Башкортостан - мой край родной!"

11 0ктября наша Республика Башкортостан будет праздновать День Независимости. Данный конспект предназначен воспитателям старших групп. Удачи коллеги!...

Викторина по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Люблю тебя мой край родной, мою станицу, отчий дом»

Закрепить знания детей о флагах России и Краснодарского края; продолжить знакомить детей с природой родного края....

Презентация - викторина по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Люблю тебя мой край родной, мою станицу, отчий дом»

Предварительная работа: беседы о достопримечательностях родного края, памятных местах, экскурсия к памятнику «Мемориал боевой славы «Никто не забыт, ничто не забыто», рисование флага...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

“ Проектная деятельность как ресурс стимулирования познавательного интереса воспитанников старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края “

ldquo; Проектная деятельность как ресурс стимулирования познавательного интереса воспитанников старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края &ldquo...

Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя мой край родной!»

Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста, гордости за свою малую Родину на основе историко-национальнных, природных особенностей родного края....