Изучение методов педагогической диагностики
методическая разработка

Колбина Наталья Александровна

Изучение методов педагогической диагностики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_14.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 14

Изучение методов педагогической диагностики

“Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной”.

Д. Добсон

“В работе с детьми педагогу – практику необходимо уметь прослеживать социально – психологические изменения в группе, формирование отношений детей; ценностные приобретения и характерологические продвижения. Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, он должен уметь регулярно производить анализ воспитательных результатов, как всякий деятельный субъект, сопоставляющий полученный продукт с целью деятельности”.

Щуркова Н.Е.

Наблюдение. Наиболее доступный и распространённый метод изучения в педагогической практике. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные его отличия:

определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;

результаты обязательно фиксируются;

полученные данные обрабатываются;

результаты сопоставляются с известными и перепроверяются с помощью других методов.

Для повышения эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчёркивая важность метода наблюдения вместе с тем необходимо указать на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренних сторон педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяют при начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта (исторический метод). В широком смысле этот метод означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания. С помощью этого метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях.

Изучение первоисточников (архивный метод). В современном смысле под изучением первоисточников понимается изучение передового опыта творчески работающих коллективов или отдельных педагогов.

Изучение документации. Источники информации - протоколы педсоветов и родительских собраний, правила внутреннего распорядка, перспективные и календарные планы воспитателей, конспекты и сетки занятий. В этих документах содержится множество объективных данных, помогающих установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи изучаемых явлений. Изучение документации обязательно сочетается с другими методами.

Изучение продуктов деятельности дошкольников опытному исследователю скажет о многом: индивидуальных особенностях ребенка, его наклонностях и интересах, уровне развития старательности, прилежания и других качеств, о мотивах деятельности - и это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод.

Беседа. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков. Но беседа - не всегда надёжный метод. Чтобы повысить надёжность результатов беседы и снять неизбежный субъективизм, применяются специальные меры:

разработка чёткого, продуманного с учётом интересов личности собеседника, плана беседы;

обсуждение интересующих исследователя вопросов;

варьирование вопросов, постановка их в приятной для собеседника форме;

умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах. Чаще беседу используют как дополнительный метод.

Эксперимент (лат. - опыт, испытание). Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от других методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике носит созидательный характер. Эксперимент - это, по сути, строго контролируемое педагогическое наблюдение. Причём экспериментатор ведёт наблюдение за процессом, который он сам и осуществляет. Педагогический эксперимент требует обоснование рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана и строгого его соблюдения, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу. Надёжность экспериментальных выводов зависит от соблюдений условий эксперимента - то есть все факторы (кроме проверяемых) должны быть уравнены. В зависимости от преследуемой цели, различают эксперименты:

констатирующие, при которых изучаются существующие педагогические явления;

проверочные, уточняющие, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

созидательные, формирующие, в ходе которых конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный (без нарушения учебно- воспитательного процесса) и лабораторный эксперимент (эксперимент в специально оборудованном помещении - иногда с применением специальной аппаратуры).

Педагогическое тестирование. Тест, в переводе с английского, означает «задача», «испытание». Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех обследование, которое проводится в строго контролируемых условиях. Оно позволяет объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, определять параметры педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Анкетирование. Это метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросников. Педагогов привлекает анкетирование возможностью быстрых опросов учеников, учителей, родителей, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Однако анкетирование основывается на предположении, что человек честно отвечает на заданные вопросы. На деле это не всегда находит подтверждения.

Социометрический метод. Он позволяет анализировать внутриколлективные отношения. Детей просят ответить на вопросы типа «С кем бы ты хотел...» (или «С кем бы ты не хотел...»). В результате у одних членов коллектива оказывается наибольшее число выборов у других - наименьшее, что даёт возможность педагогу задуматься и наладить жизнь в коллективе детей - так называемых «аутсайдеров».

II Методы обработки данных.

Качественные. Качество традиционно раскрывается через описание признаков. Анализируя качество, исследователь определяет, к какому классу уже известных явлений принадлежит данное и в чём его специфика, затем устанавливает причинно-следственные зависимости между явлениями.

Количественные. Задача количественного анализа сводится к измерению полученных данных счетом, числом. К статистическому методу относятся:

регистрация - выявление определенного качества и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества;

ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности;

шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.

3. Моделирование становится всё более мощным средством педагогических исследований. Научная модель - это мысленно представленная или материально материализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования. Моделирование в дидактике успешно применяется для решения важных задач оптимизации структуры учебного материала, улучшения планирования учебного процесса, управления познавательной деятельностью и учебно-воспитательным процессом, диагностики, прогнозирования, проектирования обучения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена использованию педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации....

Электронные пособия как метод педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Результатом данного педагогического проекта стало создание электронных пособий в виде интерактивных дидактических игр, тестовых заданий, викторин для дошкольников как метода педагогической диагностики...

Комплексный тестовый метод педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (по О.А.Сафоновой)

Комплексный тестовый метод педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (по О.А.Сафоновой). Бланк диагностики произносительной стороны речи...

Педагогическая диагностика, как метод изучения индивидуального развития дошкольников

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развит...

Методы педагогической диагностики индивидуального развития детей по ФОП ДО

Единая федеральная программа необходима для обеспечения единого образовательного пространства, объединения страны на базе российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед воспи...

Методы педагогической диагностики по ФОП.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28773123","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Диагностический инструментарий. Формы и методы педагогической диагностики в ДОУ

Диагностический инструментарий. Формы и методы педагогической диагностики в ДОУ...