Индивидуальный образовательный маршрут
материал

Выстраивание системы работы с ребенком, имеющим  нарушения речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind._obrazovatelnyy_marshrut.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы

на период с 1 сентября 2021 по 31 мая 2022 года


Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим  нарушения речи

I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка Г.С

Дата рождения: 03.10.2017г.

Группа:" Веселая семейка"

Адрес: ЗАТО п.Солнечный Красноярского края

Ф.И.О. родителей:

мама –

папа –

Ф.И.О. воспитателей:

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Инструктор по физической культуре и спорту

Музыкальный руководитель

Заключение и рекомендации ПМПК

ТНР (ОНР)

Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР.

Общие задачи на период реализации

Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков речевой, познавательной и физической деятельности.

Режим пребывания ребенка в ДОУ

Режим полного дня: 5 дней в неделю.

Взаимодействие специалистов ДОУ

- Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.

- Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, Инструктор по физической культуре и спорту создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.

Соматическое состояние

Группа здоровья - III

Группа физических занятий – основная,

Противопоказания

нет

Специальные условия организации педагогического процесса

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

- Занятие строить так, чтобы материал был доступным

- Соблюдение режима зрительных нагрузок

- Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

- В начале занятия по ИЗО- деятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

- В начале любой самостоятельной деятельности необходима четкая инструкция по выполнению

Спец. организация рабочей позы ребенка

- Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

- Постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные ритм и темп деятельности

Дозирование времени на групповых занятиях:

Правила взаимодействия с отдельными объектами

- Пособия и материалы среднего размера

- Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном месте, на уровне глаз ребенка, на белом фоне, на достаточном для его восприятия расстоянии.

- Загруженность перцептивного поля 5- 7объектов;

- Для обследования наглядности предоставлять разное время.

- Больше работать на коленях, на столе, на полу – на горизонтальной поверхности

Специальные дозировки различных видов нагрузки

Умственной

  • Смена видов деятельности
  • Смена места деятельности

- Смена позы деятельности

- Не переутомлять глаза при рассматривании

- Зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении занятия.

- Не составлять слишком сложные предложения

- Артикуляционная гимнастика

Физической

- физ.паузы

Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы - игровой и метод практических действий. Показ педагога, совместная деятельность. Коррекционные приемы: развивающие, глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д.

Психолого-педагогическое сопровождение

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые задачи

Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

- Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ

- Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности

- Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка

- Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Специалисты ППк

Специалисты ППк

Председатель ППк -

-Воспитатели. специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед) в течение всего учебного периода

Воспитательные задачи

- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

- Воспитание положительных личностных качеств

- Совместная работа специалистов в этом направлении

- Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем

- Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий  

направленных на решение задач социально-коммуникативного развития

Воспитатели

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Коррекционно-развивающие задачи

-Сенсорное развитие

- Уточнение, обогащение и систематизация словаря

- Стимулирование познавательной активности

- Развитие компенсаторных механизмов

становления психики и деятельности ребёнка

- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров -

создать ситуацию успеха

- Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач

- Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Образовательные задачи

- Развитие познавательной активности ребенка

- Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

- Развитие всех сторон речи.

- Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.

- Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ

- Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями

- Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики

- Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

Коррекционно-развивающая работа

Специалист

 

Направления коррекционно-развивающей работы

Конкретные задачи для ребенка на период

Формы организации УД (Фронтальные, подгрупповые, индивид. занятия и т.д.)

Показатели достижений

Формы оценки результатов работы

+ сформировано

+- в стадии формирования

- не сформирован

Логопед, воспитатель

- артикуляционная и мимическая гимнастики;

- дыхательная гимнастика;

- развитие фонематического слуха, восприятия;

- анализ и синтез букв, звуков;

- обогащение словарного запаса;

- постановка и автоматизация звуков «С», «З», «Р,Рь», «Л», «Ш», «Ж»;

- дифференциация в речи «С-Ш», «Л-Р», «З-Ж»

-Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

-Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

-развитие просодической стороны речи;

-коррекция произносительной стороны речи;

- работа над слоговой структурой слова;

-совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза;

-Обучение элементам грамоты.

-Развитие связной речи и речевого общения.

Фронтальные включают в себя:

-знакомство со звуками

- Звуковой анализ слов

-выделение звука (начало, середина, конец)

- обучение рассказыванию, пересказу текста

- Обучение согласованию сущ.с прил, глаг.

Индивидуальные, подгрупповые:

- коррекция звукопроизношения

-развитие общей моторики, дыхания

- постановка и автоматизация звуков

- Развитие связной речи и речевого общения.

- Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Групповые

- Обучение графическому начертанию печатных букв.

- Составление, печатание и чтение:

(АУ),(УТ), (МА),(КОТ),

(ПАПА, АЛИСА), (ЗАМОК, ПАУК, ПАУЧОК), (ШУТКА), (КАПУСТА),

- предложений из двух-четырех слов без предлога и с предлогом

- Обучение послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов.

- звукопроизношение: в стадии автоматизации звук (Л), (С) дифференциация зв. Ш-С,Ж-З

- словарь значительно расширился

- сформированность грамматических категорий

- свободная речь

- умение вести повествовательный рассказ, как одно из важных критериев общения и социализации

- различает и называет по графическому начертанию буквы

-составляет, печатает и читает слоги, слова.

Познавательное развитие

1. Сенсорное развитие.

2. Развитие психических функций.

3. Ознакомление с окружающей действительностью.

Индивидуально через дид.упражнения: "Найди отличия"

«Четвертый лишний»

«Что изменилось»

«Запомни и разложи (поставь) также картинки (игрушки)»

Индивид., подгрупп., фронтал.)

"Переплетённые линии"

«Кольца»

«Корректурная проба»

Индивидуально через дид. упр. «Запомни картинки», «Запомни предметы»

Индивид., подгрупп «Живое – неживое»

«Запрещенное движение»

-Снятие негативизма

- увеличился объем внимания: количество предметов, которые он фиксирует в «поле восприятия» и запоминает стало больше (10)

-Улучшилась избирательность внимания: стало легче фиксировать познавательную активность на заранее определенных свойствах предметов и явлений.

-Улучшилась способность распределять внимание, стал лучше сосредоточиваться на нескольких предметах или действиях одновременно.

- Увеличился объем памяти. Он запоминает 10 слов.

Моторные функции (общая моторика, мелкая моторика)

1. Развитие мелкой моторки и конструктивного праксиса.

- логопедические пятиминутки;

Индивидуальные

- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

Совершенствование конструктивного праксиса в работе с простыми пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам.

Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

Работа с родителями

Целью работы с родителями является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей, обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья.

Условия успешной работы с родителями:

- изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска;

- дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

- целенаправленность, систематичность, плановость;

- доброжелательность и открытость

Задачи

Содержание работы Основные формы взаимодействия с семьей

Сроки

Примечание

- помочь родителям стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса, проводимого в единстве требований педагогов и родителей.

- Определение стратегии и тактик совместной помощи ребенку с ОВЗ (режим выполнения домашних заданий, единые требования воспитателя, родителей; формирование у ребенка самостоятельности и ответственности, развитие творческих способностей в системе дополнительного образования и др.)

-роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

- оказывает помощь ребенку в выполнении заданий педагогов, в оформлении индивидуальной тетради;

- принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в группе;

- организует наблюдение за ребенком, определяет усвоение им новых знаний и умений.

- использовать информационно-методический ресурс для развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;

- получать онлайн консультации специалистов;

- участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образованию детей с ОВЗ

1.Знакомство с семьей (анкетирование, встречи – знакомства);

2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса (индивидуальные консультации, родительские собрания, оформления наглядных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, переписка по электронной почте);

3. Образование родителей (проведение родительских собраний, мастер – классов, открытых занятий);

4. Совместная деятельность (привлечение родителей к организации праздников, экскурсий, конкурсов, к участию в исследовательской деятельности, работе на клумбах и в огороде).


Литература.

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  3. Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
  4. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
  5. Психоречевая диагностика детей 3 – 7 лет / авт. –сост. Е.П.Кольцова, О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2012
  6. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011
  7. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...