Семинар «Технология синквейн в речевом развитии детей»
материал

Богачева Алена Степановна

.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Технология синквейн  в речевом развитии детей» Подготовила Богачева А.С.

1 Слайд 

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию предлагаю прослушать семинар,  на тему «Технология синквейн  в речевом развитии детей»

2 Слайд 

Цель семинара - повышение уровня компетентности педагогов в вопросе  использования технологии «Синквейн» в речевом развитии  детей дошкольного возраста.

3 Слайд 

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования.

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

  • открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
  • способствует обогащению и актуализации словаря;
  • является диагностическим инструментом;
  • носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
  • используется для закрепления изученной темы;
  • является игровым приемом.

4 Слайд

Что такое синквейн?

Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам.

Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по  событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая  характеристика.

5 Слайд

Структура синквейна

1-я строка: Название предмета (существительное, отражающее главную идею). 

Вторая строка – пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.

Третья строка – записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.

Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

6 Слайд

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно.

I этап — подготовительный

Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами понятиями «слово предмет», «слово определение», «слово действие», «слово ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Формы организации

Словесные игры и упражнения: «Кто это? Что это?», «Отгадай за гадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? Какая? Какое? Какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и др. Не требуют специальной

подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.

Дидактические игры (настольно печатные материалы).

Игры малой подвижности: «У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем — не скажем», «Живые слова» и др.

Мультимедийные презентации (сайт «Планета детства»).

Условные обозначения слов для составления синквейна Слово — живой предмет (кто?). Слово — неживой предмет (что?). Слово определение (Какая? Какой? Какое? Какие?). Слово действие (что делает? Что делают?). Предложение. Слово ассоциация.

7 Слайд

II этап — основной  Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

III этап — практический

Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна на разные темы — о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многом другом.

 

8 Слайд

Уважаемые коллеги на данном слайде  вы можете ознакомится с примерами синквейнов.

1. Котёнок
Беленький, пушистенький
Играет, мяукает, ест
Он мой друг
Домашнее животное

2. Арбуз
Круглый, зелёный
Продается, растёт, спеет
Арбуз – это большая ягода.
Осень

9 Слайд

Уважаемые коллеги, на данном слайде вы можете увидеть алгоритм синквейна для детей, которые не читают:

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

10 слайд

В заключении хочется сказать. Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного мини-творчества, полёт мысли, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, обобщать, вычленять, объединять, делать выводы и заключения, и кратко излагать своё мнение.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Синквейн можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения являются оригинальным продуктом – результатом детской творческой деятельности «Копилка синквейнов». В копилку можно собрать синквейны по разученным стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни и т.д.

Таким образом, прием составления синквейна носит комплексный характер воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия. Способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, а также развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей. Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом ФГОС ДО.

11 слайд

На данном  слайде представляю вашему вниманию  свинквейн по данному семинару.

12 слайд

Хочется закончить словами учителя-новатора Игоря Павловича Волкова: «Творчество дошкольника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым, самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки». Желаю творческих успехов! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей.

В группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, у отдельных детей была недостаточно развита речь для их возраста. Как известно, навыки самообслуживани...

Мастер-класс «Вариативность использования нетрадиционных технологий в речевом развитии детей»

В своей педагогической практике, и конкретно в данном мастер-классе, применяю дидактические игры, упражнения направленные на речевое развитие, поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПубликацияИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ...

Организация семинара-практикума по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения. Педагоги должны знать и понимать пути речевого развити...

Семинар-практикум "Художественно-речевое развитие детей с ОНР"

В статье освещается актуальность и необходимость художественно-речевого развития детей, как имеющих речевые нарушения, так и не имеющих таковых....

Семинар – практикум для родителей детей дошкольного возраста тема: «Использование игровых приёмов и технологий по речевому развитию детей от 2-х до 7 лет в домашних условиях»

Данный материал поможет педагогам и родителям в речевом развитии детей. Предложены игры и упражнения для использования в работе с детьми. Этот материал используется в связи со следующими з...

Методическая шкатулка. Семинар "Инновационные технологии в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Инновационная деятельность является вкладом в развитие гармонически развитой личности - это наше будущее....