«Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире через экспериментальную деятельность»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта. Перед воспитателем детского сада в дошкольном образовании, а далее и учителем начальной школы на первом этапе обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mart_2022.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гимназия №1 города Рузы»

«Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире через экспериментальную деятельность»

Подготовила воспитатель

Первой квалификационной категории

Баловнева А.В.

23 марта 2022год

г.Руза

Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта. Перед воспитателем детского сада в дошкольном образовании, а далее и учителем начальной школы на первом этапе обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся.

Преемственность предполагает целостный  процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от сада к школе, взаимосвязь содержания воспитательно – образовательной работы, положительное отношение к детям, понимание их потребностей, мотивов, особенностей поведения.

Но именно в процессе дошкольного образования закладывается и ведется целенаправленное педагогическое воздействие на детей, в ходе которого закладываются основы экологического воспитания - осознанного и правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы, которые являются их непосредственным окружением в данный период жизни. Знакомство с объектами неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. В самой  программе  дошкольного образования заложено требование , что создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов  и явлений с применением различных средств. Совершенствовать действия экспериментального характера, направленные на выявления скрытых свойств объектов. Эксперименты - это реальные опыты с реальными объектами и их свойствами. Проводя опыты, дети узнают о свойствах этих объектов, получают представления о значении и использовании этих объектов в жизни человека.
Основная задача формирования познания окружающего мира   дошкольников и младших школьников — обеспечить становление личности ребенка, выявить его способности. На этом возрастном этапе обучение должно иметь интегрированный характер и давать первое общее представление о природе ( живой и неживой), обществе, человеке, их взаимодействии через экспериментирование.

Сегодня очень важно не столько сформировать знания, сколько развить человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало саморазвития и становления личности закладывается именно в дошкольном детстве.

И снова обратимся к программе, в которой так же прописаны требования :

- предметное окружение- формировать понимание того, что человек создал себе все сам, что не дала ему природа; вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы;

-природное окружение- поддерживать интерес к миру природы, создавать условия для проявления инициативы и творчества в ее познании, формировать желание самостоятельно добывать знания ( экспериментируя, рассматривая иллюстрации , наблюдая за природными объектами и явлениями);

-неживая и живая природа- учить обобщать и систематизировать представления о временах года, расширять представления о погодных условиях, развивать представления детей о растениях, дать представление о том, что растения – живые существа, или как говорят ученые, это одно из царств живой природы ,подводить детей к умению делать элементарные выводы и  умозаключения; так же касаемо и животного мира;

- экологическое воспитание- формировать элементарные экологические представления;

-социальное окружение- расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности.

Одним словом определены требования, каким ребенок выходит из образовательного процесса. Точнее сказать ,мы видим портрет ребенка дошкольника, выпускника детского учреждения.

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире через экспериментальную деятельность начинается с предметно пространственной среды нашей группы. Выделено место для центра экспериментирования, в котором находятся объекты для исследований в действии, образно-символический, нормативно-знаковый материал.Так же в группе проведение экспериментов стало нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяли объединить все виды деятельности все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределялась равномерно между воспитателем и детьми.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.

  • Для организации детского экспериментирования в нашей группе созданы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников: «Научная мини – лаборатория», «Картотека экспериментов дошкольников», коллекции объектов и предметов окружающей действительности.
  • Научная мини-лаборатория способствует самостоятельному приобретению опыта в процессе детского экспериментирования.
  • Картотека опытов и экспериментов позволяет систематизировать естественно-научные эксперименты для детей.
  • Коллекции объектов и предметов окружающей действительности способствуют формированию представлений об их особенностях, свойствах и качествах.

Практика показывает, что в повседневной жизни дети самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. В детском саду эксперимент должен отвечать следующим условиям: доступность приборов и правил обращения с ними, безопасность действия приборов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в проведении эксперимента.

 В нашей группе экспериментирование занимает одно из ведущих форм образования. Дети, начиная с младшей группы, экспериментируют в уголке природы.  Наблюдают за растениями,погодой. Напримере пословиц и примет о природе и погоде:«Длинные сосульки — к долгой весне. Купаются воробьи ранней весной — к скорому теплу. Когда кукушка кукует на сухом дереве — это к морозу. Если грачи летят прямо на свои старые гнезда, то весна будет теплой. Когда гуси летят низко, то и воды будет мало, а когда высоко то жди много воды. Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно — лето будет сухое. Коли прилетели дрозды, значит морозов уже не будет.»

Дети с интересом наблюдают за приметами, делают выводы. В уголке природы отмечают признаки погоды. Сначала совместно с воспитателем, постепенно дети начали раб самостоятельно.

Но хочу заметить, что экспериментирование не занимает все количество времени дошкольника,  темы опытов прописаны в календарно-тематических планах.

Вашему вниманию хочу показать фрагмент видео экспериментирования встаршей группе: Опыт «Неперемешиваемые жидкости» и фрагмент видео экспериментирования в подготовительной группе «Опыты с водой»

Что бы понять, насколько экспериментирование в детском саду важно и необходимо ,на конечном этапе  проводится анализ и обработка полученных результатов работы, среди детей ,а так же их родителей.(приложение 1)

        В Результате обработки данных в ходе повторного проведения диагностического обследования по методике Т.М.Бондаренко «Диагностика педагогического процесса по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» было выявлено:

Итоговые показатели уровня овладения

Кол-во детей: 19 человек – 100%


Годы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2019-2020. г.

Средняя

10%

57.5 %

33.5%

2020-2021г

Старшая гр.

27,5%

52%

20,5%

2021-2022уч. г.

Подготовительная

39.2%

45,8%

15%

Проведение повторного мониторинга позволило определить уровень овладения экологическими, познавательными,  знаниями каждого ребенка.

Сделала вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе дошкольного образования.

Результаты диагностики позволяют констатировать закономерное увеличение с возрастом средне групповых показателей, характеризующих уровень владения знаниями по всем разделам программы.

Проведенная работа по экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы показала положительный результат:

  1. Наблюдалось повышение уровня развития любознательности, познавательной активности.
  2. Развились исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  3. Обогатился словарный запас детей различными терминами, закрепились умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умения
  4. поисковые вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь.
  5. Развились творческие способности детей, проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими, самостоятельно проводить опыты, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента.
  6. Воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности: сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Лаборатория», «Экологи», «Исследователи» рисование и лепка из мокрого песка, глины.
  7. У детей повысился показатель соблюдения мер безопасности при проведении опытов.
  8. Изменилось отношение к природным объектам, явлениям природы Дети стали замечать их красоту, необычность, любуются ,наблюдают, сравнивают.
  9. В сознании детей отложилось точное и ясное представление, что в природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда неразрывное целое, что все подчинено определенным законам.

Проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективном использовании экспериментирования для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В.А. Сухомлинский).

 



Приложение 1

Анкета для родителей

"Экологическое воспитание в семье"

  1. Что такое экология?
  2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
  3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
  1. Посадили ли Вы дерево?
  2. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
  3. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
  4. Смотрит ли Ваш ребенок журналы, фотографии, телепередачи о природе?
  5. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
  6. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
  7. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
  8. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
  9. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
  10. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным,

растениям?

14.Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском

саду?

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание детей»

ФИО

Возрастная группа

  1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
  2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания

детей?

  1. Интересует ли Вас лично данная проблема?
  2. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому

воспитанию?

В чем это проявляется?

- Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

  1. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?

  1. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию

дошкольников?

В чем это проявляется?

- Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть),

  1. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе?

Нужно ли это делать?

  1. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать

животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...)

  1. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу?
  2. Ваши предложения, пожелания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о физических свойствах окружающего мира средствами детского экспериментирования

По мнению психолога Н.Н.Поддьякова, детское экспериментирование является одним из главных механизмов развития творчества ребенка. Оно способствует формированию познавательного интереса, развивает набл...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯВ образовательном процессе дошкольного учреждения учебное э...

Опыт работы "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о животном мире посредством дидактических игр"

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и предста...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире в процессе экспериментирования

Поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий....

План по повышению профессионального уровня воспитателя на 2020-2025 год по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о ранней профориентации посредством игровой деятельности""

Целью плана по повышению профессионального уровня является повышение теоретического уровня знаний,  профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизации работы по...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»...

«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее ...