Консультация для родителей "Предметно-развивающая среда в домашних условиях"
материал

"Семья - это так самая среда, в которой человек учится и сам творит добро"
"Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец"
В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №6 муниципального образования

Усть-Лабинский район

Консультация для родителей

Тема: «Предметно-развивающая среда в домашних условиях»

Воспитатель: Савченко П.А

Будущее ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома. Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Но тем не менее, желательно, постараться по максимуму создать такую обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии. Предметно-пространственная среда обеспечивает разные виды активности дошкольника (речевую, игровую, умственную и т.п.). Ребенок должен осваивать все пространство квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. У него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей. Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда.

Рекомендации для родителей по организации РППС в семье:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

- развитие способностей и творческого потенциала ребенка -формирование отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

-развитие личностных качеств, в том числе, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. -подбор материалов, оборудования и инвентаря для развития детей.

-охраны и укрепления их здоровья, - коррекцию их развития;

- учёт двигательной активности детей, -возможность общения с другими детьми и взрослыми - возможность совместной деятельности детей и взрослых Назначение и цели организации РППС в семье - учитывается возрастная и гендерная специфика -предметная среда должна обеспечивать и гарантировать: охрану и укрепление физического и психического здоровья - эмоционального благополучия детей, -проявление уважения к человеческому достоинству, чувствам и потребностям

Для развития детей 2-4 лет в игре сюжетообразующие наборы материала (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства) должны быть объединены в целостные комплексы, так как в этом возрасте дети нуждаются в полноте предметных опор для всех компонентов воображаемой ситуации.

Это могут быть 3-4 комплекса:

-«Кукольный дом» с широко представленной бытовой тематикой;

- «Лесная полянка» с набором плоскостных деревьев и фигурок с изображением

обитателей леса средних размеров на подставках;

- «Деревня» с домиком-избой и набором фигурок с изображением домашних

животных средних размеров на подставках или объёмных игрушек;

- «Домик-теремок - ширма» со скамеечкой или модулями внутри и расположенными рядом мягкими игрушками, с которыми дети и педагог могут действовать

в зависимости от ситуации: разыгрывать представления, действовать в соответствии

со своим замыслом и т.п.

- «Транспортное средство» (автобус или автомобиль), представленные в виде

каркаса, для использования детьми для разнообразных «поездок».

Для детей в возрасте 4-5 лет целостные сюжетообразующие комплексы должны

быть заменены наборами сюжетообразующих игрушек, которые дети сами подбирают под свой замысел.

Так, например, вместо сюжетообразующего целостного комплекса «Кукольный дом», детям предлагается набор мебели («кухня», «спальня», «столовая») из предметов которого каждый ребёнок по своему желанию может создать кукольный дом, в любом месте группового помещения. Вместо «транспортного средства» в виде каркаса, которое представляет собой достаточно громоздкое сооружение, детям предлагаются штурвалы или рули на подставках или скамеечка на колёсах со съёмным рулём, которые также могут перемещаться по группе.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) игровой материал размещается таким образом, чтобы сами дети могли подбирать материал «под замысел». Вместо сюжетообразующих комплексов используются небольшие макеты с мелкими фигурками персонажами, которые целесообразно размещать в отдельных коробках, недалеко от макетов. Если макеты универсальные, то тематических наборов фигурок может быть много. Становится очевидным, что для развития детей от 2-х до 7 –ми лет в игре нужна разная внешняя обстановка, которая содействует переходу от овладения условным замещающим действием к ролевому действию, а затем к сюжетосложению или игре-фантазированию. Для развития детей в познавательно-исследовательской деятельности материалы в групповом помещении располагаются по-другому.

В возрасте 2-4 лет – размещение материала должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группы, чтобы действуя с ними дети не отвлекались и не мешали друг другу. Для части материалов для исследования в действии (объёмные вкладыши, матрёшки, ящики с прорезями основных геометрических форм, наборы для забивания деревянных колышек и др.) может использоваться специальный дидактический стол. Другие объекты для исследования и образно-символический материал располагается по всей группе, но в поле зрения детей. В этом возрасте желательно располагать часть материала непосредственно перед началом свободной самостоятельной деятельности.

Для того, чтобы дети 3-4 лет не утратили интереса к материалу по познавательно-исследовательской деятельности, педагоги вместе с родителями создают несколько равнозначных комплектов и периодически в течение года меняют их.

В возрасте 4-5 лет материалы для познавательно-исследовательской деятельности размещаются в групповом помещении иным образом. Для того, чтобы обеспечить работу детей в общем пространстве со сверстниками, выделяется специальный стол и располагается в групповом помещении таким образом, чтобы за ним одновременно могли действовать (стоять или сидеть) сразу несколько детей. Объекты для исследования (наборы плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам, мозаики разных форм и цвета, наборы для сериации по величине и т.п.) должны располагаться на полках или низких стеллажах, расположенных рядом с этим столом. При этом, с детьми надо договориться о том, что после использования, все материалы возвращаются на место, выделенное для их хранения. Образно-символический материал (наборы парных картинок типа «лото»; наборы для группировки и обобщения: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения и т.п. и др.) располагаются в коробках с условными метками на доступных детям полках шкафов. В этом возрасте в предметно-пространственной среде группового помещения должен появиться нормативно-знаковый материал, который будет содействовать введению детей, пока ещё внешне, в нормативно-знаковый мир. Это могут быть кубики, картинки, карточки с изображением букв и цифр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях

Даны рекомендации по созданию развивающей среды в домашних условиях...

Консультация для родителей "Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях"

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофунк...

Консультация для родителей «Создание предметно развивающей среды в домашних условиях»

Предметно- развивающая среда в дрмашних условиях выполняет ответственную функцию. Она побуждает к игре, формирует воображение, является материальной средой мыслей ребенка....

Консультация для родителей «Организация физкультурно-игровой среды в домашних условиях»

Физическое развитие – это активные движения, это здоровый образ жизни, это совершенствование двигательных навыков и умений. Оно должно приносить мышечную радость и желание заниматься. Задача взрослых ...

Консультация на тему: «Создание предметно развивающей среды в домашних условиях»

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих площадок: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофу...

Консультация для родителей «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но мно...