Проект "Тайна моего имени"
методическая разработка (подготовительная группа)

Шишкина Светлана А

По результатам наблюдений, а также бесед с детьми в процессе разнообразных видов деятельности можно сделать вывод, что дети не знают, что означают их имена и почему их так назвали. Для детей моей группы стало открытием, что их имена имеют перевод, а также многообразие форм собственного имени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tayna_moego_imeni.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

                         Проект «Тайна моего имени»

Разработчик проекта:

Шишкина С. А.

Имена, имена, имена – 

В нашей речи звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна

СЛАЙД 2 Введение:

С первых дней раннего детства ни одно слово не слышит человек так часто, как собственное имя.

Имена призваны оберегать и приносить счастье. Существует даже специальная наука, изучающая имена – ономастика.

СЛАЙД 3 Актуальность:

Воспитание современного ребенка и создание благоприятных условий развития детей, их способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослым миром  – одна из приоритетных задач, обозначенных Федеральным, Государственным, Образовательным стандартом, поскольку стране нужны личности инициативные, активные и деятельностные. Информация, знания о своем имени и других именах, полезны, важны и нужны для формирования у детей представлений о себе, способствует гармонизации образа «Я».  Благодаря этим знаниям у детей расширяется кругозор, активизируется любознательность, познавательный интерес, формируются личностные качества

По результатам наблюдений, а также бесед с детьми в процессе разнообразных видов деятельности можно сделать вывод, что дети не знают, что означают их имена и почему их так назвали. Для детей моей группы стало открытием, что их имена имеют перевод, а также многообразие форм собственного имени. Оказывается, они не просто Ярослав, Алина, Полина, а - «справедливая», «благородная», «силач». Дети не могут объяснить, почему было выбрано именно это имя и кто из родственников его выбирал. А также не знают единицы формы своего имени, не откликаясь на разнообразие форм своего имени (Алина, Лина, Алиночка и т. д.). Более того, дети проявляют активное желание узнать о своем имени больше.

Одним из путей решения данной проблемы может стать разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование знаний у детей об именах, а также тесное взаимодействие педагога, детей и родителей в работе в этом направлении. Вовлечение родителей в реализацию проекта позволит повысить родительскую активность в жизнедеятельности группы.

 Поэтому актуальной стала разработка проекта в нашей группе по данной теме.

Проблема: У детей отсутствуют знания о истории происхождения своего имени, значении имени и о разнообразии форм своего имени и других имен.

СЛАЙД 4 Цели проекта: 
1.Сформировать у детей знания о том, что такое имя, его значение, узнать  историю происхождения имен.

СЛАЙД 5 Задачи:

  1. Познакомится с конвенцией о правах ребенка, довести до сознания детей , что каждый человек имеет право на имя , познакомить детей  с основным документом - свидетельством о рождении
  2. Изучить историю и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. 
  3. Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения. 
  4. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы в альбом, составить цветок имени.
  5. Провести развлечение для детей и родителей «Что в имени тебе моем?»

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги детского сада

Планируемый результат: 

1. Дети знают, что такое имя, его значение, историю происхождения имен.

2.  У детей отмечается высокий уровень сформированности знаний о своем имени по результатам наблюдений за детьми, бесед с ними.

Возможные риски:

- Редкое имя у ребенка (сложность в поиске материала по этому имени).

Пути преодоления: посещение библиотеки, Интернет-поиск.

- Заболеваемость детей в период реализации проекта.

Пути преодоление: профилактика заболеваемости.

- Пассивное участие родителей.

Пути преодоления: выступление на родительском собрании, беседы, индивидуальные консультации для родителей.

Продукт проекта: 

  1. Создание цветка имени и оформление альбома «Имена нашей группы».
  2. Проведение развлечения для детей и родителей «Что в имени тебе моём?»

Сроки реализации проекта: декабрь 2018 – март 2019 год

СЛАЙД 6, 7, 8 , 9, 10, 11, 12, 13, 14 План реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

Цель: Создать условия для реализации проекта.

                                          Срок: декабрь 2018 г.– январь 2019 г.

Мероприятия

Дата

Ответственные

1. Постановка проблемы, цели проекта и задач, прогнозирование результатов

2. Повышение компетенции воспитателя в вопросе знаний о именах (изучение литературы, работа в Интернете)

01.12.2018 – 05.12.2018

Шишкина С. А.

3.Создание условий для работы с детьми и родителями: подбор игр, упражнений, художественной литературы, бесед и другого материала по теме. (поиск и изучение эффективности форм взаимодействия с детьми)

06.12.2018 – 12.12.2018

Шишкина С. А.

4. Наблюдения за детьми, беседы с ними (выявление уровня знаний о именах)

13.12.2018 – 17.12.2018

Шишкина С. А.

2 этап. Основной.

Цель: Организация работы с детьми и родителями

                             18.12.2018– 20. 02. 2019

БЛОК 1 Взаимодействие  с детьми

Беседы «Что в имени моем?», «Имена моих родителей», «Что означают наши имена», «Права ребенка в современном мире»

Домашнее задание для детей: «Кто меня так назвал и почему?»

18.12.2018-13.01.2019

Шишкина С. А.

воспитатель

НОД «Наши имена»: знакомство с конвенцией о правах ребенка и свидетельством о рождении.

Домашнее задание: «Что означают наши имена

13.01.2019

Шишкина С. А,

Организация и проведение игр: «Назови пять имён», «Клубочек», «Дуэль имён», «Назови ласково» , «Первая буква моего имени»

09.01.2019-20.01.2019

Шишкина С. А.

Чтение художественной литературы: Б. Житков «Чудесное имя», «Сказка о том, как важно иметь своё имя», А. Лукашин «Про имена в дружном лесу».

20.01.2019-01.02.2019

Шишкина С. А.

БЛОК  2Взаимодействие с родителями

Оформление папки-передвижки «Для чего нужно знать о своем имени?»

Проведение родительского собрания

Оформление «Цветка имени»

Задание детям и родителям создать дома цветок имени

02.02.2019-20.02.2019

22.02.2019

Шишкина С. А.

Воспитатель

Родители

Консультации

- «Значение имени в жизни человека»;                                                                        -«Как выбрать имя для будущего ребенка»; «Имена»;

- «Древнерусские имена».

02.02.2018-20.02.2019

Шишкина С. А.

воспитатель

          СЛАЙД 15-18                                    3 этап. Заключительный.

Цель: Оценка и представление результатов реализации проекта

Срок: 24.02.19г. – 01.03.19г.

Работа с детьми:

Развлечение «Праздник имени» с презентацией «Наши имена»

Презентация цветка имени в группе детского сада

25.02.2019

26.02.2019

Шишкина С. А.

Воспитатель

Ушенина Е. Ю. Музыкальный руководитель

Дети группы «Непоседы»

Наблюдения за детьми, беседы с ними (выявление уровня знаний об именах)

24.02.2019-28.02.2019

Шишкина С. А

воспитатель

Взаимодействие с родителями:

Оформление выставки в группе «Что в имени тебе моем?»

Оформление альбома «Наши имена»

24.02.2019-28.02.2019

Шишкина С. А

воспитатель

Оформление фотовыставки «Цветок имени»  на сайте детского сада

01.03.2019

Щербинина А. В.

Старший воспитатель

Распространение и внедрение результатов проекта в массовую практику: проведение мастер-класса для педагогов ДОУ, выступление на районном методическом объединении с представлением материалов по проекту

10.03.2019

Шишкина С. А воспитатель

Участие в конкурсе проектов среди педагогов Каратузского района «Культурные практики в дошкольных образовательных учреждениях»

Апрель 2019

Шишкина С. А воспитатель

СЛАЙД 19 Необходимые условия организации работы: анализ ресурсов

1. Кадровые: учреждение располагает необходимым кадровым потенциалом, отвечающим требованиям ФГОС ДО

2. Временные: 3 месяца

3. Организационные: план реализации проекта, НОД, беседы, игры, чтение художественной литературы с детьми, оформление наглядной агитации для родителей, выступление на родительском собрании, индивидуальные консультации и беседы с родителями, домашние задания

4. Материально-технические: компьютер, проектор, экран, принтер цветной и черно-белый, мольберт, бумага, картон, краски, альбом, фломастеры

5. Мотивационные: агитация и мотивирование родителей, заинтересованность детей

6. Информационные: интернет- ресурс, детская литература, методическая литература, научная литература

СЛАЙД 20

Заключение.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Ребята, участвуя в проекте, пробовали свои силы в исследовательской работе, узнали много нового о своем имени, появилось желание продолжить работу в будущем.  Дети с чувством гордости презентовали цветки имени, сделанные совместно с родителями. Мы провели развлечение для родителей, создали, альбом имён нашей группы

Результаты: 

  1. Дети знают, что такое имя, его значение, историю происхождения имен.
  2. У детей отмечается высокий уровень сформированности знаний о своем имени по результатам наблюдений за детьми, бесед с ними.
  3. Родители принимали активное участие в реализации проекта, что позволило укрепить детско-родительские взамоотношения.

Эффекты: проект может быть использован в работе узкими специалистами (логопедом, психологом), другими воспитателями детского сада, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы: 
Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя. 
Имя много значит для человека и может повлиять на его характер. 

Перспективы развития проекта:

1. Создание словаря имён нашей группы: детей и родителей

2.  Изучение истории возникновения и обозначения наших фамилий,


Литература: 

1. Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г. 
2. С.И. Ожегов «Словарь» - М.: ИТИ Технологии, 2008 г. 
3. Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г. 
4. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.

6. А.Б. Кузвесов «Что в имени твоем?»

7. Н. Н. Титовская «Путешествие в историю имен-Читаем, учимся, играем. Журнал –сборник для библиотек и школ. №3 2005 год

8. Интернет – ресурсы

9. Художественная литература для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с детьми средней группы "Тайна моего имени".

Проект с детьми "Тайна моего имени"....

« Цветок моего имени».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы....

"Тайна моего имени"

Это занятие способствует гармонизации осознания ребёнком своего имени...

"Тайна моего имени"

Это занятие спсобствует гармонизации осознания ребёнком совего имени...

Проект "Тайна моего имени"

Актуальность: Осознание своей индивидуальности и уникальности у детей начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему имен...