Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Вода - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных областей (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, продуктивная дея
план-конспект занятия (старшая группа)

Романенко Юлия Николаевна

Открытое занятие по  познавательному развитию в старшей группе № 5 на тему:

 

«Вода  - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных областей (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, продуктивная деятельность, развитие речи, коммуникация).

Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших  опытов, рисование по воде – Эбру.

Задачи:

Образовательные:

1.  Продолжать знакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, текучая, без запаха, без вкуса, растворяет вещества.

2. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

 3.Закреплять знания детей о круговороте воды в природе

3. Обучать детей навыкам проведения простейших  опытов.

4. Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

5. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

6. Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.

7.Продолжать знакомить  детей с техникой рисования на воде и её приёмами, с  понятием  Эбру.

 

8.Продолжать учить детей  наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета.

 

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к воде.

3. Воспитывать умение работать в группе, учитывать мнение партнёра.

3.Воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность, усидчивость, любознательность к новому; понимание красоты окружающего мира, потребность в выражении своего отношения к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.12.2022.docx51.8 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 181»

Открытое занятие по  познавательному развитию в старшей группе № 5 на тему:

«Вода  - знакомая и непостижимая» в старшей группе № 5, с учетом интеграцией образовательных областей (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, продуктивная деятельность, развитие речи, коммуникация).

Воспитатель:

Романенко Ю.Н.

Воронеж 2023

Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших  опытов, рисование по воде – Эбру.

Задачи:

Образовательные:

1.  Продолжать знакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, текучая, без запаха, без вкуса, растворяет вещества.

2. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

 3.Закреплять знания детей о круговороте воды в природе

3. Обучать детей навыкам проведения простейших  опытов.

4. Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

5. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

6. Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.

7.Продолжать знакомить  детей с техникой рисования на воде и её приёмами, с  понятием  Эбру.

8.Продолжать учить детей  наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к воде.

3. Воспитывать умение работать в группе, учитывать мнение партнёра.

3.Воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность, усидчивость, любознательность к новому; понимание красоты окружающего мира, потребность в выражении своего отношения к нему.

 Предварительная работа:

  • рассматривание глобуса,
  • заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде
  • беседа на тему: «Круговорот воды в природе».

Виды детской деятельности, используемые на занятии: (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа).

Оборудование и материалы:

  • иллюстрации на тему «Вода»
  • иллюстрации со свойствами воды
  • капельки воды, изготовленные из бумаги
  • аудиозапись со звуками воды
  • прозрачные пластиковые стаканчики, вода, салфетки, трубочки, молоко, сахар,
  • набор для рисования по воде,
  • яйца
  • Skittles

Ход НОД

Организационный момент:

 - Воспитатель: 

Дети, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними: -Здравствуйте! -Придумано кем -то просто и мудро. При встрече здороваться –доброе утро! Доброе утро –солнцу и птицам! Доброе утро –улыбчивым лицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!

 У вас хорошее настроение? Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям (дети дуют на ладошку).

 Я рада вас видеть таких красивых, добрых, улыбающихся.

Воспитатель: Ребята, сегодня я по дороге в детский сад встретила вот эту капельку.  И с собой она принесла нам загадки.

Дети отгадывают загадки:

Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно.

 Если жажда одолела, нужно выпить её срочно. (Воду)***

Если пить мы захотим,

То ее мы вскипятим.

Мы с ней очень крепко дружим,

Утром моемся под душем.

Она помогает нам чистыми стать И вымыть полы и белье постирать.

Что это? Вода.

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода)***

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает

В море я всегда солёна,

 А в реке я пресна.

 Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место. (Вода)***

Мы говорим: она течет;

Мы говорим: она играет;

 Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.** *

Воспитатель: О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Дети: О воде!

Воспитатель: Правильно  сегодня мы с вами  будем говорить о воде, её свойствах и значении.

 Ребята, а как вы думаете для чего человеку нужна вода?

Дети:

Вода нужна человеку  для того, чтобы

– пить

– вода нужна чтобы готовить еду,

– мыться, стирать вещи

– человек поливает водой растения, поит животных.

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно назвали значение воды. А давайте представим себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?

Почему?

– завянет трава

–людям нечего будет пить и есть

-растения и животные без воды все погибнут

Воспитатель: Да! Все живое на планете погибнет и люди и растения и животные.

Вы слышали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает, на плите у вас кипит, паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, а где на нашей Земле есть вода?

Дети:

– в реке

–в море, в океане.

 Дети, а давайте, посмотрим  где мы можем встретить воду в природе:

Дождь, роса, море, радуга, снег( зимой когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки.Поэтому в зимние время идет снег, а в теплое время года -дождь ), водопад, айсберг

Воспитатель: Верно. Ребята, я хочу вас познакомить с моделью нашей планеты Земля, это глобус. Такой нашу землю видят из космоса космонавты. Наша Земля круглая.

Глобус - это модель нашего земного шара.

Воспитатель: Слово «глобус» означает шар, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его. Глобусы бывают большие и маленькие.

Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Больше всего на глобусе синего цвета.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Дети: Вода, моря, океаны, реки  озера, пруды.… ». Вся вода на земле составляет единый Мировой океан. Воспитатель: на нашей планете много ручейков, рек, озер и океанов. И они окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют «голубой планетой»

Воспитатель: Давайте это проверим с помощью нашего глобуса. Да, и чем темнее цвет, тем глубже в этом месте море, или океан. Какие еще цвета есть на глобусе?

Дети: Зеленый, коричневый, желтый.

Воспитатель: Правильно суша окрашена в разные цвета, потому что на Земле есть горы, леса, пустыни.

полюсе еще холоднее, там есть суша материк- Антарктида.

Воспитатель;

Ребята, а вы любите умываться, купаться?

Дети:

Да!

Воспитатель:

А вы всегда плотно закрываете кран после того как помылись?

Всегда ли следите, чтобы из крана зря не текла вода?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Почему нужно беречь воду?

Дети:

Воды много, но для умывания , приготовления пищи необходима только очищенная вода.

А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь.

Динамическая пауза.

 «Вода – не вода»

Игра на внимание. На определённое слово дети должны правильно показать действие.

Воспитатель произносит слово, и если оно относится к воде:

– дети  хлопают, а если не относится к воде–  делают два шага на месте.

Итак:  океан, ветер, снег, дождь, песок, сосулька, скала, роса, айсберг, белка,

река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин и др.

Ребята, а давайте мы сейчас узнаем, что такое  круговорот воды в природе 

Показ фильма «Круговорот воды в природе»

Воспитатель: Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Воспитатель: -  Ребята, Я хочу пригласить  Вас в лабораторию. «Лаборатория» - это помещение где проводят опыты. Давайте сегодня с Вами превратимся в маленьких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств.

Ребята, но для начала давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

-Слушаться воспитателя

 -Не шуметь - этим мы мешаем другим.

-Аккуратно обращаться со всеми материалами.

-Внимательно следить за результатом опыта и делать выводы.

 А теперь давайте наденем  шапочки и пройдем в лабораторию. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.  Одевайте шапочки, занимайте свои рабочие места. 

        - Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1  «Вода прозрачная (бесцветная)»

Воспитатель: Давайте, ребята посмотри какого же цвета вода.  На столе стоят стаканы с молоком и водой .Сравните по цвету молоко и воду.

 Дети. Молоко белое, а вода прозрачная, бесцветная.

Еще у вас лежат трубочки на столе.

Опустите трубочку в стакан с молоком и в стакан с водой, что вы наблюдаете?

Дети: вода бесцветная, она прозрачная.

Воспитатель:

Почему вы решили, что вода прозрачная?

Дети:

- Через воду видно, какие предметы находятся с другой стороны.

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята, мы с Вами определили 1 свойство воды - вода бесцветная (прозрачная).

Опыт 2. «У воды нет запаха»

Воспитатель: Ребята, чем пахнет, когда мама печет блины? А когда цветут цветы?

Дети:

- когда мама печет, пахнет блинами.

- когда цветут цветы, мы чувствуем их аромат

Воспитатель:

Ребята, понюхайте воду? Чем пахнет вода?

Дети:

- Вода не имеет запаха.

 Воспитатель: Правильно, молодцы ребята, мы с Вами определили 2 свойство воды- вода не имеет запаха.

Опыт 3 «У воды нет вкуса»

Воспитатель: Ребята, вы знаете какая на вкус соль, сахар, лимон, лук?

Дети:

- да

- Соль соленая, сахар сладкий, а лимон кислый.

Воспитатель: А какая на вкус вода? (попробуйте)

Дети:

- Безвкусная

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята, мы с Вами определили 3 свойство воды -  у воды нет вкуса.

Опыт 4 «Вода не имеет формы»

Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас в стаканчиках вода, сравните её с водой в моем сосуде. Вода принимает форму посуды в которую её налили (переливает воду)

-Что можно сказать о форме воды?

Дети:

– Вода не имеет формы, она убирается в любой посуде.

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята, мы с Вами определили 4 свойство воды- вода не имеет форму.

Опыт 5 «Вода жидкая, может течь»

Воспитатель: Ребята, возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую стакан с водой. А теперь перелейте воду в пустой стакан.

- Что вы делаете? Почему?

Дети:

- Мы переливаем воду, она льется, потому что жидкая.

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята, мы с Вами определили 5 свойство воды - вода жидкая, может течь- например течет из крана.

Опыт 6. «В воде некоторые вещества растворяются ,а некоторые не растворяются».

Воспитатель: Ребята давайте добавим в наш стакан с водой сахар, перемешиваем, и наблюдаем что изменилось.

Дети - в воде сахар растворился.

Ребята, а давайте посмотрим , что будет если мы воду добавим песок.

Добавляем песок, перемешиваем и смотрим, что же получилось.

Дети:

Песок не растворился, вода стала мутной.

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята, мы с Вами определили 6 свойство воды- некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые не растворяются.

 

Опыт 7 « Тонет -не тонет»

 Воспитатель: Ребята,  а  вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?

 Перед нами на столе стоят банки с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмем в руки яйцо и опустим  в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.

А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого нам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустим туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз

Опыт 8. Нужно подобрать подходящую тарелку и выложить Skittles по кругу, придерживаясь определённой цветовой схемы — например, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, фиолетовый. Затем в тарелку заливается горячая воды и конфеты начинают таять, образуя в тарелке настоящую радугу. Почему так происходит? Конечно же, потому что Skittles богаты разнообразными красителями. Конфеты под воздействием воды начинают таять, пищевой краситель с них смывается, и вода окрашивается в яркие цвета.

А теперь давайте повторим свойства воды, глядя на наши символы.

Вода – бесцветная

Вода – безвкусная

Вода не имеет запаха

Вода не имеет формы

В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые не растворяются.

Воду нужно беречь.

Соленая вода тяжелее  пресной, поэтому и плавать в море легче, чем в речке.

Физкультминутка (релаксация).

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Рисование  (ЭБРУ).

Воспитатель: Ребята, а рисовать мы будем сегодня не на листах бумаги, а на воде, но вода эта не совсем обычная, в нее добавлен специальный загуститель и клей. И называется эта техника - «эбру». Появилось такое рисование очень давно в Турции. В переводе слово «Эбру» означает «похожий на облака».

 Изначально в воду добавляли сок колючки гевен и настаивали более недели. Сегодня же в художественных магазинах имеются в продаже специальные готовые основы для раствора.

Ребята, это краски, с помощью которых мы сможем создать узор на поверхности воды. В них добавляют не только натуральные цветные пигменты (для разнообразия и яркости цвета), но и желчь, которая создает защитную пленку, что препятствует растворению краски в воде (таким же свойством обладает и подсолнечное масло).

Воспитатель: Посмотрите, как я буду рисовать. Берем емкость с подготовленной водой и палочку. На кончик палочки набираем краску и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности).

Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж, фон или еще что - то другое)

Теперь заостренной палочкой провожу линии внутри рисунка.

 Теперь Вы по очереди каждый нарисует на воде.

Перенос рисунка на бумагу.

Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем его на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края листа и поднимаем его.

Даем рисунку высохнуть в течение суток.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые и неповторимые рисунки у вас получились.

Воспитатель : А сейчас ребята скажите, что вам понравилось на занятии? Дети: Нам понравилось на занятии: делать опыты с водой, из которых мы узнали, что вода:

Вода – бесцветная

Вода – безвкусная

Вода не имеет запаха

Вода не имеет формы

В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые не растворяются.

Вода соленая вода тяжелее  пресной, поэтому и плавать в море легче, чем в речке.

Воду нужно беречь

Воспитатель:

 Ребята, а как называется рисование с которым мы познакомились? Мы познакомились с рисование рисование на воде Эбру)

-На чем мы рисовали сегодня(мы сегодня рисовали на воде)

-Почему не тонут краски? ( Краски не тонут, потому что в воду добавлен загуститель

Спасибо вам  ребята за работу.

Сюрпризный момент. Раздать детям угощение.

анятио рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чтобы интерес ребят к творчеству не ослабевал, увлечённый своей работой педагог каждый раз старается придумать нечто особенное, внести в мир изобразительного искусства капельку волшебства. Интересная идея — предложить детям создать оригинальные композиции в технике эбру, ведь это один из самых фантастических способов рисования.

Сущность техники эбру как нетрадиционного способа рисования Эбру — это старинная изобразительная техника, которая представляет собой рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счёт чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности выразительный рисунок в виде тонкой плёнки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу или ткань (материал просто прикладывается к жидкости). Воду делает более плотной добавление специальных веществ. Изначально это был растительный экстракт, который добывали из колючек растения и настаивали более недели. Сегодня же в художественных магазинах имеются в продаже специальные готовые основы для раствора (но для это дорогостоящие материалы, сегодня мы покажем с коллегой более экономный вариант). В процессе работы сложно предугадать, как растечётся краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой. История эбру берёт своё начало в далёком прошлом. Достоверно неизвестно, в какой именно стране зародилась эта необычная техника. По одним источникам, это Индия, по другим — Туркестан. Эбру — древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Мраморирование — процесс копирования на материал изображения, которое получается из разводов красок, соприкасающихся с водой. В переводе с персидского «об» (вода) и «ру» (на). В турецком же языке «обру» преобразуется в «эбру», что значит «на воде». Такая работа требует развитой мелкой моторики и усидчивости. Детям в творческом процессе потребуется помощь педагога (в частности, перенос рисунка с жидкости на бумагу, ребята более старшего возраста, будут более самостоятельными.

Значение техники эбру для развития дошкольников

Эбру — действительно фантастическая изобразительная техника. Ведь с её помощью даже человек, не умеющий рисовать, может создать красивые образы. В детском саду такие занятия имеют большое значение в силу ряда причин: Нетрадиционная техника развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые схемы для создания образа. Он сам является творцом, при этом подключается детское воображение, воспитывается индивидуальность. Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Малыши раскрепощаются, начинают верить в свои силы и понимать, что ошибки — это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия. С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников. Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание. Чтобы обучение было успешным, главное для воспитателя — учить детей полностью не планировать результат работы, а с головой погружаться в мир красок, образов и своих эмоций.

Используемые материалы и основа для работы

Чтобы предлагать дошкольникам творческую работу в технике эбру, воспитатель должен заранее подготовить необходимые материалы.

Понадобится пластмассовый лоток: прямоугольной формы (чтобы в него мог поместиться лист бумаги формата А4) или круглый (подойдёт обычная пластиковая тарелка, под неё педагогу придётся вырезать круглые бумажные основы). Бумага для изобразительной деятельности понадобится плотная и шероховатая: тонкая слишком быстро пропитается водой. Лоток для рисования может быть разной формы, например, круглой

Краски для рисования по воде желательно брать акриловые или развести гуашь. Для воспитанников младшей группы педагог может заранее развести их водой на палитре до необходимого жидкого состояния. Старшие дошкольники вполне могут сделать это самостоятельно.

Перед рисованием каждый раз определённую краску следует перемешать, поскольку она оседает на дно. Кисти для творчества понадобятся из натурального волоса, например, белки. Они должны хорошо вбирать воду. Кроме обычных кисточек, нужно взять веерные: они помогут создавать эффектные узоры. Для проведения параллельных линий на воде можно также предложить ребятам гребёнки.

Для работы необходимы слегка заострённые пластмассовые палочки. С помощью такого инструмента можно формировать красивые цветовые переходы и узнаваемые образы. Можно предложить ребятам гребешок для создания «чешуйчатого» узора — с его помощью можно легко и быстро заполнить пространство оригинальным фоном, а также пипетку для точечного нанесения краски.

В данной технике ключевую роль играет приготовление раствора для рисования. Жидкость должна быть более густой, чем краска, чтобы цвета не смешивались между собой, а на поверхности воды оставался рисунок.

Воспитатель для занятия по рисованию в технике эбру может воспользоваться адаптированным вариантом — сварить негустой клейстер из воды и крахмала, а когда он остынет, капнуть туда немного конторского клея или соли. Раствор нужно тщательно перемешать. Если же на поверхности появятся пузырьки (это может произойти при использовании любого загустителя, то воду нужно накрыть примерно на 1 минуту газетой либо плотной бумагой.

Рисование в технике эбру требует тщательной подготовки материала

Приёмы рисования в технике эбру в детском саду После того как подготовлены все материалы для творчества, включая водный раствор, воспитатель наглядно и поэтапно объясняет дошкольникам конкретные приёмы рисования :

Вначале нужно оформить фон. Для этого на кисточку или кончик палочки следует набрать краску и, слегка касаясь поверхности воды, поставить там несколько точек. Можно поступить иначе: не ставить точки, а тихонько стряхнуть краску на жидкость либо сбрызнуть её с высоты 5–6 см от поверхности. Для фона можно использовать 2–3 цвета. С помощью заострённой палочки краску следует перемешать в произвольном направлении. Это очень увлекательный процесс, который на детей действует успокаивающе.

После того как фон готов, с помощью палочки следует выполнить основной рисунок — придумать и изобразить какие-то образы. Это могут быть цветы, деревья, птицы с красивыми хвостами, сердечки, бабочки и пр. Тематика здесь ограничена только детской фантазией (кроме случаев, когда педагог предлагает ребятам определённую тему, например, «Цветочная полянка»). Воспитателю следует познакомить дошкольников с конкретными видами рисования в технике эбру.

Например, удобный способ создания образов — из концентрических окружностей. Так легко и эффектно можно нарисовать цветы, листья, крылья бабочки, панцирь черепашки и многое другое. Когда композиция на воде готова, следует очень ответственный этап — перенести её на бумагу. Лист нужно аккуратно положить на жидкую поверхность и осторожно провести по нему палочкой, чтобы изображение отпечаталось.

Край бумаги поддевается палочкой, и рисунок вынимается из воды. Работа должна высохнуть. После этого (например, на следующем занятии или вечером) ребята могут дополнить композицию деталями — прорисовать их тонкой кистью. Возможные темы занятий

Для занятий по рисованию в технике эбру подходящими будут следующие темыКосмический пейзаж: тема может звучать как «Земля в иллюминаторе»«На чужой планете»Зимний пейзаж«Зимняя сказка»«Зимние фантазии» (при этом используются мотивы вьюги, снежинок, а сама композиция выполняется в сине-голубых тонах). Цветочные мотивы«Цветочная поляна» «Летний луг»«Красивый цветок»Морские мотивы«Подводное царство»«Сказочный мир Золотой Рыбки»Фантазийные мотивы«Мир фантазий»«Мои мечты»«Сказочный мир»Создание узоров«Ткань для маминого платья»«Платок для мамы». Красочные объекты природы, которые дают возможность для цветовых экспериментов«Черепашка»«Бабочка»«Павлин».

Воспитательная – воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность, усидчивость, любознательность к новому; понимание красоты окружающего мира, потребность в выражении своего отношения к нему. Гармонизировать психоэмоциональное состояние,

Образовательная – познакомить детей с техникой рисования на воде и её приёмами. Ввести понятие Эбру. Учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета. Коррекционная – стимуляция через снятие эмоционального напряжения дошкольника.

Эбру — это больше, чем искусство. Это танцующий рисунок, тихая мелодия. Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых Эбру просто невозможно.

Спасибо за внимание. Теперь мы приглашаем желающих пройти мастер класс по Эбру.

Опыт 1.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.  Как можно придать вкус воде? (дети насыпают сахар и соль)

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха (картинка с водой)

Опыт 2.

Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. На доску вывешиваем свойство воды - текучая. (Картинка как вода льется)

Опыт 3.

Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет. Вода не имеет запаха.

Опыт 4: вода прозрачна и не имеет собственной формы. Переливаем воду в стакан, кружку, принимает форму того предмета, куда ее нальют, во что ее нальют.

Опыт 5: Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: Нет, одна - чистая, другая- грязная.

В: Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?

Д: Чистой.

Опыт 6.

Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить пуговицу в стакан с водой, другую – в стакан с молоком. Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком пуговицу не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачная. Вывешиваем на доску ещё одно свойство.

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.

Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?

Опыт 7. «Вода может изменить свой цвет» Добавляем краску.

Опыт 8. Вода-растворитель.

Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

Делаем вывод: вода-растворитель (выставляем схему к опыту).

В: Какой стала вода?

Д: Сладкой.

В: Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?

Д: Когда пьем чай за завтраком.

В: Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода?

Отходим от столов. Садимся.

Воспитатель: Скажите, как нужно беречь воду? (в быту, в природе).

Ответы детей: не засорять водоёмы, не оставлять кран с водой открытым.  ( Картинка с мусором в воде).

А теперь давайте немного поиграем

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» (физ. минутка) (скачать музыку). (шум дождя)

Воспитатель: (ребенок – солнышко)

Я мама - тучка, а вы – Капельки, и вам пора отправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.) Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. Стали  капельки легкими, потянулись вверх, присевшие Капельки поднимаются, затем, вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

Воспитатель: Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались.  Ребята , что то наша капелька совсем стала грустной, давайте ей поможем сестренок вернуть.

В: Где встречается капелька воды?

Д: В капельке дождя, речке, океане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Тема: Беседа «Наши мамы»

Данное занятие знакомит детей с общественным праздником «День матерей»Учить доброму, внимательному отношению к матери...

Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей 2 младшей группы. Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

Планирование раскрывает содержание работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей 2 младшей группы (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Г...

Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей средней группы. Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

Планирование раскрывает содержание работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей средней группы (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гер...

Конспект совместной образовательной деятельности "Формирование целостной картины мира, расширение кругозора"(средний возраст). Тема "Весна".

Расширять представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных. Совершенствовать речь, как средство общения. Воспитывать любовь к природе....