проект "Тропинка в школу"
проект (подготовительная группа)

Проект "Тропинка в школу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropinka_v_shkolu.docx64.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей»

МБДОУ № 15 «Ромашка»

«Принято»:

На заседании методического Совета

Протокол № 1 от 12.09.2023г.

Приложение №

«Утверждаю»

Заведующая

МБДОУ № 15 «Ромашка»

_________________ Е,А.Топоева

Приказ № 135/х от 13.09.2023 г.

 

Проект

«Тропинка в школу»

подготовительная группа №13 «Радуга» 

Автор: Педагог - психолог: Марьясова Г.А.

 

Г. Шарыпово

2023 год

Тема проекта

«Тропинка в школу»

Вид проекта

  Познавательно – развивающий

По времени проведения

 Долгосрочный  1 год.

Адресация проекта

МБДОУ №15 «Ромашка» группа №13 «Радуга».

Участники проекта

Педагог - психолог, воспитатели, дети 6-7 лет подготовительной группы, родители.                

 Форма работы,  периодичность встреч и продолжительность занятий

 групповая с элементами индивидуальной,

один раз в неделю (среда), 30 мин.

Цель

Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, психологической готовности к обучению в школе.

Задачи

 

1.Формировать у детей учебную мотивацию и положительное отношение к обучению в школе.

2. Развивать познавательную активность и высшие психические функции, необходимые для успешного обучения в школе.

3. Развивать коммуникативные навыки.

4. Систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

5. Повышать родительскую  компетентность в вопросах предшкольной подготовки.

Ресурсы для реализации проекта

 1.Наличие помещений: групповая комната с организованной предметно пространственной средой.

2.Педагоги и родители, участвующие в реализации проекта.

3. Методическое обеспечение: литература педагогическая и детская, методические разработки ООД по теме проекта

4.Наглядно - иллюстративные материалы: художественная литература, фотографии.

Ожидаемые результаты:

 

Для воспитанников:

1. Сформированность у детей подготовительной группы предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования («внутренней позиции школьника»).

2. Повышение речевой активности детей.

3. Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением.

Для педагогов группы:

Выстраивание эффективного взаимодействия всех участников проекта по подготовке детей к школе.

                               Для родителей:

Повышение компетенции родителей по психолого – педагогическим вопросам подготовки детей к регулярному обучению в школе.

 

Пояснительная записка

«Быть готовым к школе – не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться».

(Венгер Л. А.)

           Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Готовность ребёнка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

        Эффективным школьное обучение может быть только в том случае, если сформирована «внутренняя позиция школьника» (Л. И.  Божович).  Д.Б.Эльконин отмечает -  умение ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослых, работать по образцу, а А.В. Запорожец   говорит, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных процессов, способности к произвольной регуляции поведения, а также определенной социальной позиции ребенка.  

 Психологическая готовность к школе включает следующие параметры психического развития:

  • мотивационная готовность;
  • определенный уровень развития произвольности поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя (волевая готовность);
  • определенный уровень развития высших психических функций (интеллектуальная готовность);
  • общий запас знаний и представлений об окружающем мире;
  • развитие мелкой моторики;
  • коммуникативная готовность.

Проект «Тропинка в школу» подготовительной группы №13 разработан в соответствии с Федеральными государственным стандартом, охватывает все направления образовательно-воспитательного процесса.

        Цель: Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, психологической готовности к обучению в школе.

Задачи:

1.Формировать у детей учебную мотивацию и положительное отношение к обучению в школе.

2. Развивать познавательную активность и высшие психические функции, необходимые для успешного обучения в школе.

3. Развивать коммуникативные навыки.

4. Систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

5. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки.

Задача всех участников проекта – сформировать интерес к учебе в предшкольный период.

Проект подготовки к школе содержит перечень программ, технологий, пособий (Приложение 1) и игры (развивающие, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые), направленные на различные сферы развития ребенка: коммуникативную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу, на развитие моторики рук, развитие познавательных процессов и формирование эмоционального состояния детей.

Проект опирается на принципы построения развивающей программы:

  • Принцип системности (систематизированное, структурированное изложение материала).
  • Принцип личностного подхода (взаимодействие с ребенком опирается на естественные процессы и проходит в зоне ближайшего развития (Выготский Л.С., 1982)
  • Принцип сознательности активности детей (формирование навыков зависит от сознательного отношения детей к процессу и их заинтересованности).
  • Принцип доступности при необходимой степени трудности (обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий).
  • Принцип наглядности (привлечение органов чувств к восприятию и переработке информации).
  • Принцип комплексности позволяет решать педагогические, развивающие и коррекционные задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания, времени проведения занятия, интенсивности работы.
  • Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения.

Направления деятельности педагога - психолога:

Психодиагностическая работа:

• Определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии воспитанников;

• Выявление индивидуальных психологических личностных особенностей;

• Определение степени психологической готовности воспитанников подготовительной группы к школьному обучению;

• Оценка межличностных отношений дошкольников;

        Развивающая и психокоррекционная работа:

• Активное взаимодействие психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающее психическое развитие и становление личности ребенка, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;

        Профилактическая и организационно-методическая работа.

  • Обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных кризисных осложнений в психическом развитии;
  • Своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;
  • Консультирование воспитателей по вопросам развития, воспитания и образования детей;
  • Консультирование родителей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
  • Тренинговые занятия с дошкольниками, педагогами и родителями;
  • Выступление на родительских собраниях, подготовка печатных материалов, оформление информационного стенда (Приложение 2).      

Направления деятельности воспитателя группы:

•        Организационно-методическая работа.

•        Организация развивающей предметно-пространственной среды.

•   Работа с детьми: проведение запланированных мероприятий в организованный образовательный промежуток времени и в режимных моментах.        

           •        Взаимодействие с родителями: беседы, консультации, родительские собрания.

  Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе – это формирование мотивов учения и положительного отношения к школе. Для этого необходимо проводить систематическую, целенаправленную, развивающую работу всем участникам проекта по развитию мотивационной сферы. Задача всех исполнителей проекта – сформировать интерес к учебе в предшкольный период.

 

Для реализации проекта определены следующие этапы:

1.Этап.        Организационно-подготовительный. 

Цель: создание условий для реализации проекта

Мероприятия:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- Подобрать методическое обеспечение по теме проекта

- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.  

- Разработать систему бесед, игр и упражнений наглядным материалом

2.Этап.        Реализационно - практический.

Цель: реализация проекта.

Мероприятия:

      - Проведение дидактических игр, бесед, ООД, упражнений в совместной и самостоятельной деятельности.

3.Этап.  Аналитико-рефлексивный, корректировочный

Цель: анализ эффективности реализации проекта.

Мероприятия:

- Анализ работы воспитателей, педагога-психолога.

Формы работы:

-  Подгрупповые занятия и индивидуальные.

- В ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).

- В игровой деятельности вне занятий.

- В самостоятельной деятельности детей

Методы и приемы работы

Планирование на 2023-2024 уч. год.

Реализационно – практический

1 Блок: «Введение в школьную жизнь»

Цель: Формирование у старших дошкольников положительного отношения к школьной жизни и представление об образе настоящего школьника.

Задачи:

  1.   Обучать навыкам учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники», через материал дидактической игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание.
  2. Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения.

Тема занятия, бесед.

Цель

1

Будущий статус школьника.

Знакомство со школьными правилами «Готов к уроку», «Урок окончен», значением звонка. Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.

2

Школьник и дошкольник

Знакомство детей со школьной нормой общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом «Поднятой руки».

3

Для чего ходят в школу

 Осознание детьми своего нового будущего  статуса - ученика.

2 Блок: 

Цель: Развитие графических навыков, обогащение представлений об окружающем мире, формирование и развитие у детей элементарных математических представлений.

 Задачи:

  1. Формировать грамматические навыки и обогащать словарный запас ребенка.
  2. Развивать мышление, внимание, память и творческое воображение.
  3. Готовить руку к письму, развивать моторику и графические навыки (Ориентировка на листе бумаги в клетку).
  4. Уточнять пространственные отношения: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра.
  5. Устанавливать последовательность событий (Последовательность дней в неделе, времен года и частей суток).

Темы: занятий, упражнений, игр.

Задачи  занятия

1

Беседа об уроках, переменах и школьном звонке

Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению

2

Упражнение «Штриховки»

Ход: Педагог предлагает детям выполнить разные виды штриховок, используя при этом карандаши разного цвета. Варианты этого задания: используя трафареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границ контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклонные, волнистые и т.д.

 Развивать графические умения.

 

3

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми

4

Логические задачи 

Например:

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

2. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

 Развивать словесно - логическое мышление.

5

«Парашютисты»

Оборудование: лист бумаги, в верхней части которого несколько разноцветных точек (парашютисты), внизу листа - небольшой круг - место их приземления.

Ход: Педагог ставит перед детьми задачу: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.

Развивать графические умения.

 

6

Игра «Назови соседей»

Ход: Дети сидят в кругу. Педагог бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 20. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один больше и на один меньше названного, после чего возвращают мяч ведущему.

Развивать скорость мыслительных процессов и внимания.

7

«Лабиринты». (Проводится индивидуально).

Оборудование: карточки с изображением лабиринтов.

Ход игры: ребенку предлагается пройти лабиринт, начиная от стрелки.

Развивать наглядно-образное и абстрактное мышление.

Упражнение «Допиши строчку».

Ребенок в тетради дописывает до конца строки предложенные узоры.

8

Игра «Бери, да помни»

Ход: Педагог договаривается с детьми, что в течение определенного времени (до обеда, например), они могут брать любую вещь друг у друга только со словами «Беру, да помню». Если эти слова не сказаны, дающий говорит: «Бери, да помни» и выигрывает.

Развивать самоконтроль, внимание.

9

Упражнение «Закончи предложение»

Ход: Детям предлагается закончить следующие предложения:

- «Когда ребёнок упал и разбил коленку, он чувствует ... его мама чувствует ...».

- «Когда ребёнок получил плохую отметку, он чувствует ... его мама чувствует... его учительница чувствует ...».

- «Когда девочка ложится спать, она чувствует ...».

- «Когда ребёнку дарят подарок, он чувствует ... его родители     чувствуют ...».

Развивать умение распознавать чувства.

Упражнение «Дорисуй узор на полотенце».

Рассмотри узор на полотенце. Дорисуй его на второй половине.

10

Игра «Составление предложений»

Ход: Педагог называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Дети должны составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть эти три слова. Примерные наборы для предъявления:

море. карандаш, медведь; улица, книга, фартук; окно. стол. дождь; девочка. птица, дерево; мяч. небо, цветок.

Развивать мыслительные операции синтеза.

11

«Комбинирование»

Ход: Педагог предлагает детям придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д.

Развивать гибкость мышления.

12

Игра «Четвёртый лишний»

Ход: ведущий называет понятия, относящиеся к одной обобщающей группе, а одно - не относящееся к ней, и предлагает детям найти это лишнее слово.

Развивать операции обобщения и классификации.

13

Игра «Переверни рисунок»

Оборудование: лист нелинованной бумаги, карандаш, образец рисунка.

Ход: Педагог показывает образец, где изображена ракета, летящая вверх. Дети должны нарисовать такую же ракету, летящую в противоположном направлении. Варианты задания: нарисовать ёлочку, домик, забор в перевёрнутом и прямом виде; рассматривать картинки в перевёрнутом виде.

Развивать пространственные представления, умения ориентироваться на листе бумаги.

14

Упражнение «Психологический портрет»

Оборудование: лист бумаги А-4, карандаши.

Ход: На одной половине листа дети рисуют ответ на вопрос: «За что меня можно любить?», на другой половине - «За что меня можно ругать?». После рисования педагог с детьми обсуждает предложенные детьми качества и что можно сделать для того, чтобы ругать было не за что.

Развивать умение осознавать свои положительные и отрицательные стороны характера.

15

Упражнение «Вычеркушки»

Оборудование: простой карандаш, тексты с крупным шрифтом.

Ход: Детям выдаются листы бумаги с книжным текстом. Они должны вычеркнуть оттуда заранее оговоренные буквы (сначала одна буква вычеркивается, затем можно усложнить задание: одну букву вычёркивать, другую подчёркивать. Следующий вариант: одна буква вычёркивается - другая подчёркивается. третья обводится). В конце дети могут проверять правильность выполнения задания друг у друга.

Развивать самоконтроль, внимание.

С родителями

Семейная гостиная

Влияние семьи на готовность ребенка к школьному обучению

Круглый стол

Формирование творческой активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности, возможности преодоления комплексов эмоциональных трудностей.

Семейная гостиная

Психологическая готовность родителей к обучению их детей в школе

3 Блок: «ШКОЛА» 

Экскурсия в школу.

Цель: формирование положительного отношения к школе.

Аналитико-рефлексивный

  Проведение итогового мониторинга  

Цель: определение уровня готовности к школе детей  гр. №13.

 Ответственные: педагог-психолог, воспитатели, дети,

 родители.

Приложение 1.

Перечень программ, технологий, пособий.

Специальные программы

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – синтез, 2010.

2. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова. – СПб.:Речь, М.: Сфера, 2011.

Основные методические пособия

  1. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2008. - 72 с. (Психологическая служба.)
  2. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. «Социально – коммуникативное развитие дошкольников». Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. – М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020. – 120с.
  3. Алябьева Е.А. М., 2003. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»
  4. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду» М.:ТЦ Сфера,2003.
  5. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВР «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011.- 96 с. (Серия «Кабинет психолога»).
  6. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010 – 74с.

В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1985.
  2. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребёнка 5-7 лет.
  3. Под редакцией Вераксы Н.Е. Диагностика готовности ребёнка к школе.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.. Вся дошкольная программа. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
  5.  Земцова О.Н. Развиваем мышление. - М.: Махаон, Азбука – аттикус, 2011. - 32 с.
  6. Земцова О.Н. Развивающие тесты для детей 4 – 5 лет. – М.: Махаон, Азбука - аттикус, 2012. – 112 с.
  7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
  8. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.
  9. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс/авт.-сост. Годовникова Л.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2013.- 187с.
  10. Ольшанская Е. В. Занятия с дошкольниками. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи.
  11. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов в детских дошкольных образовательных учреждениях.
  12. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия/ под ред. Свистуновой Е.В. - М.: форум, 2012г. – 192 с.
  13. Скиллер П., Россано Дж.Т. 750 развивающих упражнений для детей дошкольного возраста /пер. с англ. Попова Т.И. – Мн.: «Поппури», 2006. – 416 с.: ил.
  14. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. -3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 175 с.
  15. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / Авт. - сост.: Г. М. Казакова, Е. В. Калмыкова. - М.: АРКТИ, 2010. – 104 с.
  16.  Рябцева С. В., Спиридонова И. В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80 с.

Дидактические материалы

Арттерапевтические игры.

Картотека игр на сплочение детского коллектива.

Картотека игр - приветствий для хорошего настроения.

Картотека игр для гиперактивных детей.

Азбука развития эмоций.

Настольно-печатные игры на развитие познавательных процессов.

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией.

Анкетные бланки, бланки опросников.

Печатный материал.

Приложение 2.

Тематическое планирование

БЛОК 1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Цель: изучение психологической готовности детей к школе. Отслеживание динамики каждого ребенка, так и группы в целом, на начальном и завершающем этапах работы.

Используемые методики:

Мотивационная готовность:

Методика «Деревья» (Модификация Л.М. Блиновой)

Методика «Ведущий вид деятельности»

1. Оценка внимания и умственной работоспособности:

Методика:Корректурные таблицы (кольца Ландольта)

Назначение: для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
2. Оценка наглядно-действенного мышления и способности к комбинированию:

Методика «Сложи квадрат» (по П. Кеэсу)

Назначение: оценка способности к комбинированию целого из частей, наглядно-действенное мышление.

3. Определение уровня сформированности наглядно-образного мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи:

Методика «Картинки»П.Я. Кеэса

4. Оценка словесно-логического мышления:

Методика «Интеллектуальная готовность»

Назначение: диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе, сформированность мыслительных операций классификации, обобщения по существенным признакам, способности делать умозаключения по аналогии.

5. Оценка кратковременной слуховой памяти

Методика «Бусы» (И. Аргунская)

Назначение: оценка уровня развития слухового восприятия и внимания, и кратковременной слуховой памяти.

Методика «Зрительная память» (фигуры и их условные знаки по Кеэсу)

Назначение: для изучения уровня развития зрительной опосредованной памяти.

Методика  «10 слов» ( А.Р. Лурия, Леонтьев)

Назначение: для изучения уровня развития слухо-речевой произвольной памяти.

6. Оценка зрительно-моторной координации, произвольной регуляции действий:

Методика «Графический диктант» (по Д. Эльконину)

Назначение: оценка произвольной регуляции, зрительно-моторной координации, ориентировки на листе бумаги, умения действовать по инструкции.

Дополнительные методики:

1. Тест Люшера.

Цель: изучение эмоционального благополучия ребенка.

2. Тест Керна-Йерасека.

Цель: изучение уровня готовности детей к школе.

3. Тест «Страхи»,  Захаров.

Цель: уровень преобладания страхов у детей.

4. Тест «Кактус».

Цель: изучение уровня агрессивности детей.

5. Тест «Беседа о школе».

Цель: изучение мотивационной готовности детей к школе.

6. Методика «Домик».

Цель: изучение произвольности внимания и поведения детей.

7. Тест тревожности – Б.Дарки, Тэмпел.

Цель: изучение уровня тревожности у детей.

8. Тест «Лесенка».

Цель: изучение уровня самооценки детей.

Диагностика проводится 2 раза в год: на начальном (октябрь) и итоговом (май) этапах.

Результаты диагностики позволяют определить прогноз дальнейшего развития ребенка и направления развивающей работы с ним.

БЛОК 2. РАЗВИВАЮЩИЙ

Проект «Ступеньки в школу»

Цель: всесторонняя подготовка детей к школе.

Занятие № 1 «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения, включение детей в работу.

Занятие № 2 «Угадай на ощупь»

Цель :развитие тактильного восприятия.

Занятие № 3 «Загадки от Мудреца»

Цель :развитие логического мышления.

Занятие № 4 «Школьные правила»

Цели: знакомство со школьными правилами.

Занятие № 5 «Рассказ»

Цели: научить детей рассуждать и правильно формулировать свою речь, продолжение изучения школьных правил.

Занятие № 6 «Собирание портфеля»

Цель: развитие внимания, мышления, умения действовать по образцу, подчиняться правилам.

Занятие № 7 «Буквы, цифры в ряд»

Цель: развитие произвольного внимания, умение сосредотачиваться на задании.

Занятие № 8 «Схема рисунка»

Цель: диагностика пространственных представлений.

Занятие № 9 «Цветные дорожки»

Цель: повторение геометрических фигур, ориентация в пространстве, повторение цветов.

Занятие № 10 «Что ты знаешь о мире, в котором живешь?»

Цель: развитие кругозора, развитие слухового и зрительного анализаторов, мелких мышц руки, пространственной, количественной ориентации, развитие мыслительных процессов.

Занятие № 11 «Первоклассник»

Цель: воспитывать желание учиться в школе, формировать собранность, аккуратность.

Занятие № 12 «Загадочное слово»

Цель: развитие скорости мышления, расширение словарного запаса.

Занятие № 13 «Спрятанные буквы»

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Занятие № 14 «Какие школьные принадлежности вы знаете?»

Цель: общие сведения об школьных принадлежностях.

Занятие № 15 «Портфели к школе»

Цель: развитие учебно-познавательной мотивации.

Занятие № 16 «Сочиняем сказку»

Цель: развитие речи, создание благоприятного психологического климата, заинтересовать детей к подготовке к школе.

Занятие № 17 «Правильно-неправильно»

Цель: развитие образного двигательного представления, координации, кооперации, сотрудничества между участниками группы, умения совершать воображаемые действия.

Занятие № 18 «Школа – какие чувства»

Цель: знакомство с эмоциями, учиться различать, называть и описывать различные эмоции.

Занятие № 19 «Шифровки»

Цель: формирование усидчивости, умения действовать по образцу.

Занятие № 20 «Узор из фигур»

Цель: создание эмоционального комфорта, развитие мышления, произвольность поведения, повторение геометрических фигур.

Занятие № 21 «Нарисуй»

Цель: развитие моторики рук, произвольность поведения, усидчивости.

Занятие № 22 «Назови противоположное»

Цель: развитие речи, умение последовательно раскладывать картинки, развитие мышления.

Занятие № 23 «Мир школьника и мир дошкольника»

Цель: умения различать понятия, знание об окружающем.

Занятие № 24 «Разноцветные фигурки»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, ориентация в пространстве, умение слушать и действовать по образцу.

Занятие № 25 «Смысловые ряды»

Цель: создать эмоциональный положительный настрой на занятие, освободиться от отрицательных эмоций, развитие произвольного внимания.

Занятие № 26 «Самое-самое в школе»

Цель: знакомство со школой, развитие воображения, создать положительную мотивацию о школе.

Занятие № 27 «Чудо -дерево»

Цель: создание положительной атмосферы, создание хорошего настроя на школу, повышение самооценки.

Занятие № 28 «Я собираюсь на урок в школу»

Цель: развитие внимания, снижение эмоционального напряжения.

Занятие № 29 «Ответь на вопросы»

Цель: развитие мыслительных операций.

Занятие № 30 «Скоро в школу»

Цель: развитие усидчивости, моторики рук, произвольность поведения, повторение чисел, развитие внимания, краткое повторение всего материала.

БЛОК 3. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.

Тематическое планирование.

Работа с педагогами:

Мотивационная готовность детей к школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школьному обучению.

Психофизические особенности и развитие познавательной сферы.

Картотека игр для снятия психомышечного напряжения.

Общение и готовность ребенка к школе.

Что делать если ребенок гиперактивный.

Если ребенок – левша.

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников.

Значение игры в формировании психологической готовности ребенка к обучению в школе.

1.Круглый стол «К школе готов».

2. Памятка «Задания и игровые упражнения для детей по подготовке к школе».

3. Как Вы  оцениваете   психологическую  готовность  детей  к  обучению  в  школе?

4. Памятка! Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе развития познавательных процессов дошкольников.

5.  Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для воспитателя).

БЛОК РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Родительское собрание «Портрет будущего первоклассника. Критерии готовности детей к школе».

Консультация в родительский уголок «Что такое психологическая готовность ребенка к школе?»

Семинар- практикум «Скоро в школу. Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу? А ваш ребенок к школе готов?».

 Консультация в родительский уголок: «Подготовка ребенка к школе: рекомендации».

Консультация в родительский уголок: «Значение мелкой моторики».

 Использование стендовой информации для родителей.

Анкетирование родителей

Памятки для родителей о подготовки детей к школе:

«Скоро в школу», «В игры играем память, внимание, мышление развиваем», «Развитие познавательной сферы».

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...