Статья "Освоение русского языка в поликультурной среде в ДОУ посредством ознакомления с русским народным творчеством".
статья (старшая, подготовительная группа)

Алексеева Людмила Леонидовна

Статья раскрывает актуальность и важность ознакомления дошкольников с русским народным творчеством для полного освоения ими русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_v_polikulturnoy_srede.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Освоение русского языка в поликультурной среде в ДОУ
посредством  ознакомления с русским народным творчеством.

                                                                    музыкальный руководитель МБДОУ    

                                             «Детский сад № 125» г. Чебоксары Алексеева Л.Л.

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить язык иностранный, но не прежде.

                                                                                             Ф. Достоевский

И в самом деле, как может ребенок выучить и понять язык иностранный, не усвоив свой родной язык? И не только сам родной язык, но и родную культуру, традиции и обычаи своего родного народа.
         Наша страна, Россия, является поликультурным государством. Языковая среда в нашей стране полиэтнична. В ней проживает большое количество разных народностей, которые имеют свой язык и свою культуру. По данным Федеральной службы государственной статистики этнические группы и национальности в России насчитывают свыше 200 единиц. Русские же составляют 81% от этого числа. 19 же % составляют остальные народности. Причем расселение русских неоднородно по территории страны: где-то их больше, а где-то меньше.
        Согласно Конституции РФ, русский язык признан государственным языком. Но каждый гражданин Российской Федерации имеет право выбора языка для общения, обучения и воспитания.
Как пишет известный российский лингвист  Ю. Н. Караулов, «языковая этнокультурная характеристика - это некоторая доминанта, определяемая национально-культурными традициями и господствующей в обществе идеологией, которая в свою очередь позволяет выделить в общеязыковой картине мира инвариантную часть. Выделение этой инвариантной части позволяет говорить о существовании некоего общенационального (этнокультурного) типа, детерминирующего принадлежность языковой личности к тому или иному лингвокультурному сообществу, и построении особого типа коммуникации между представителями различных типов».
       В нашей Республике русский язык доминирует над национальным – чувашским языком. В детских садах и школах занятия и уроки ведутся на государственном русском языке. Но существуют и национальные школы и детские учреждения, где обучение ведется на чувашском языке. Таких в Республике единицы.
      Так как в последнее время возрос уровень миграции, в нашей Республике стали проживать разные народности: русские,  чуваши,  армяне,  украинцы, а также  представители азиатской культуры. И педагогам, зачастую, приходится нелегко найти общий язык с такими детьми. Здесь нужен индивидуальный подход к каждому ребенку, что, конечно, занимает дополнительное время и силы педагога. Да и самим детям приходится нелегко справиться с данной проблемой – проблемой изучения русского языка, как неродного. Причем, у детей разный уровень владения государственным языком.
Здесь нам поможет целенаправленная работа по обучению русским языком посредством изучения не только самого языка, но и культуры русского народа.
         Например, я веду в саду проект «Фольклорные народные праздники в жизни дошкольников», где знакомлю детей с традициями и обычаями русского народа, с русскими народными песнями, играми, плясками, хороводами, с русским народным творчеством. В рамках проекта провожу с детьми и родителями фольклорные праздники и развлечения. Детям очень интересно узнавать новое о своем народе, о том, как жили в старину их предки, как работали и развлекались. Причем, русский народный музыкальный материал дается детям легко. Русские народные песни славятся своей красотой и простотой мелодии, незамысловатым текстом, повествующим о простых и понятных детям вещах. Русские хороводы также не сложны в исполнении. А каковы русские частушки? Они не оставляют равнодушным ни одного ребенка! Каждый хочет исполнить по куплету! Русские народные игры также хороши. Они не только развлекают, но и носят поучительный характер, как и песни.
Не оставляю я без внимания и другие народности. Ко Дню народного единства устраиваю Праздник дружбы народов, где ребята и их родители исполняют песни и танцы своего родного народа в национальных костюмах, и где рассказывают об особенностях культуры своего народа, готовят национальные блюда и угощают ими детей. Здесь уже идет воспитание уважения к людям различных национальностей.
Кроме работы с детьми ведется работа и с их родителями: проведение мастер-классов и Круглых столов на тему русского народного творчества.
         Совместная работа педагога, родителя и ребенка дает свои положительные плоды: ребенку легче дается освоение русского языка, у него появляется интерес к изучению истории русской культуры, познание нового музыкального материала русского народа.
        Использование понятного и доступного для ребенка материала будет двигать работу педагога в направлении достижения поставленной цели – освоение русского языка.

                                           Список литературы.

  1. Давыдова М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2007.
  2. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей./ Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Комадорова И.В., Кузнецова Е.В. Понятие языковой личности в культурно-коммуникативном пространстве. Характеристики идентичности // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-8. – С. 1732-1735.
  4. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.
  5.  Н.П. Колпакова Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки. - М.: Высшая школа, 2016. - 400 c.
  6. Сборник загадок: Пособие для учителя/ Сост. М.Т.Карпенко. – М.: Просвещение, 1998.
  7. Федеральная служба государственной статистики                                                                                                      
    http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm
  8. Ю.Н. Караулов. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2010. —264 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творчество»

План по самообразованиювоспитателя по обучению детей русскому языку  Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа   через устное творч...

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях РФ.

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...

Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке

Номинация: Лучшее воспитательное мероприятие с дошкольниками на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке в рамках взаимодействия с родителями...

Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке

Номинация: Лучшая практика реализации образовательной программы дошкольного образования на родном языке из числа народов Российской Федерации, в том числе русском языке. Название конкурсной ...

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...

Русские народные сказки занимают важное место среди устного народного творчества и открывают перед юными читателями удивительный и волшебный мир.

Благодаря народным сказкам, дети в самом раннем возрасте начинают приобщаться к корням собственного рода. ....

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...