Опыт работы «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Менченкова Юлия Александровна

Менченкова Юлия Александровна

ФГОС дошкольного образования определяет общение, игру и

познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка (ФГОС, п. 2.7.). На современном этапе одной из актуальных проблем дошкольной педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию является развитие познавательных интересов. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Основными принципами дошкольного образования в соответствии с ФГОС является формирование познавательных интересов и

познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности (ФГОС, п. 1.4.). Данный документ трактует познавательное развитие как

образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом:

развитие любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере,

материале и др.)

Также одной из основных задач ФГОС является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской

деятельности : игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.

Введение стандарта дошкольного образования определил и характер взаимодействия взрослых и детей как личностно-развивающий и

гуманистический, предполагающий уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность. Технология проектирования относится

 

imageк современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_1.docx72.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №3 «Юбилейный» г. Смоленск, 2022 год

Опыт работы «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС»

Менченкова Юлия Александровна

ФГОС дошкольного образования определяет общение, игру и

познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка (ФГОС, п. 2.7.). На современном этапе одной из актуальных проблем дошкольной педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию является развитие познавательных интересов. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Основными принципами дошкольного образования в соответствии с ФГОС является формирование познавательных интересов и

познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности (ФГОС, п. 1.4.). Данный документ трактует познавательное развитие как

образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом:

развитие любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере,

материале и др.)

Также одной из основных задач ФГОС является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской

деятельности : игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.

Введение стандарта дошкольного образования определил и характер взаимодействия взрослых и детей как личностно-развивающий и

гуманистический, предполагающий уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность. Технология проектирования относится

к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Проектная деятельность, как ни какая другая

поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальна она по ряду причин.

  • Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный

позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он

оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

  • Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных

взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на

оригинальности мышления.

  • В-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только

поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно- значимого продукта.

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные

знания, развивать творческие способности, существенно изменяя

межличностные отношения не только между сверстниками, но и между взрослым и ребенком.

Организация проектной деятельности процесс трудоемкий и требующий определенных условий. «…Создание

благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6) напрямую зависит от взрослого, который находится рядом с детьми.

Вот почему столь важно педагогу, прежде всего, глубоко изучить

тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. Создавая игровую мотивацию и опираясь на интересы детей и их

эмоциональный отклик необходимо вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

Заинтересовывая каждого ребенка тематикой проекта, значимо

поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме, а при составлении совместного плана над проектом поддерживать детскую инициативу. Необходимо тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок может иметь право на ошибку и не

бояться высказываться.

Творческий подход педагога к реализации проекта ориентирует детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. А на

заключительном этапе проекта необходимо тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Соблюдая принцип последовательности и регулярности в работе над проектами каждый проект должен быть, доведен до успешного

завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. В своей практике я использую разные по продолжительности проекты :

краткосрочные, средней продолжительности. Но мне больше нравятся долгосрочные проекты, которые длятся от одной-двух недель, и больше. Работая в проекте, не всегда просто создать условия для

формирования предпосылок поисковой деятельности у дошколят, не все дети могут проявить инициативу и самостоятельность, ожидая помощи или подсказки взрослого. У детей старшего дошкольного возраста не у всех

развито умение находить способы решения той или иной проблемы. Постепенно формируются умения применять определенные методы,

способствующие решению поставленной задачи, а также умение предлагать различные варианты разрешения проблемы. В процессе совместной

исследовательской деятельности дети учатся вести конструктивные беседы.

Любой проект начинаю с выбора темы для более глубокого изучения,

причем необходима проблема, взятая из реальной жизни. Вместе с детьми составляем план предстоящей познавательной деятельности. Запуск темы осуществляю методом 3-х вопросов (по Лидии Свирской). И здесь, задача воспитателя при работе с детским интересом : не поддаваться искушению, сразу отвечая на вопрос, а вместе с ребенком искать ответ. Важно, на этом этапе «Поймать» детский вопрос и интерес (Куда? Зачем? Почему?

Откуда).

Какова же цель «метода 3-х вопросов»? …Что знаем, что хотим узнать, и как мы это будем делать. Здесь важно уточнить представления детей по теме, выдвинуть гипотезы для последующей проверки в ходе проекта, выявить

ожидания, выдвинуть идеи о способах проверки гипотез и получения новых знаний по теме.

Затем подключаю центры детской активности, в зависимости от того какая тема.

Затем происходит содержательное насыщение предметной среды в группе по выбранной теме: привнесение соответствующей художественной, научно – популярной литературы для совместного чтения или самостоятельного

изучения; предметов и материалов для организации продуктивных

видов деятельности, экспериментов, опытов; для игровой деятельности и т. д. Обязательно знакомим родителей, вывешивая данные опроса детей методом 3 вопросов, а также другую информацию по теме в помощь

родителям.

И здесь необходимо нацелить родителей на поддержание детской инициативы : пытливости, любознательности. С этого момента в активный поиск материалов по теме проекта включаются родители, которые совместно с детьми либо делают иллюстрированные мини-сообщения,

которые дети впоследствии презентуют перед сверстниками, или приносят

какие-либо предметы для создания коллекции и многое др. Это зависит от того каким будет итоговый продукт данного проекта.

Взаимодействие с родителями позволяет не только вовлечь их в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что - то сделать вместе. Продуктом проектной деятельности может стать организованная выставка, тематический альбом, сюжетно-ролевая игра, макет, фотогазета, развлечение, коллекция и многое другое.

Интересно проработан проект по выращиванию овощей. С приходом весны с детьми сеяли семена цветов и овощей, и возник вопрос, «если

посадить морковку и свеклу не семечками, а срезанными верхушками -

вырастет овощ или нет?». Результаты наблюдений фиксировали в альбоме, позже была организована выставка необычных овощей и фруктов «Осенние фантазии».

В рамках календарно-тематического планирования был проведен проект по теме «Хорошая книга – лучший друг», где итоговым продуктом стали

книжки-малышки, изготовленные руками старших дошкольников, которые они подарили детям первой младшей группы. Так же проведена акция для родителей «Подари книгу детям», за счет чего была пополнена групповая библиотека.

А во время работы над проектом «Ищем приметы весны…», дети каждый день, отыскивая изменения в ближайшем окружении, делали зарисовки, создав папку «Сто почему про весну…», название которой

придумали вместе, решив дополнить ее рисунками, сделанные вместе с родителями дома и аппликацией перелетных птиц, изготовленных на

занятии. Эту папку долго дети рассматривали в

самостоятельной деятельности, показывая и рассказывая родителям и детям соседней группы.

ВЫВОД

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в

воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю : высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности,

коммуникативности, самостоятельности; повышение готовности детей к восприятию нового материала; активное участие родителей в жизни ДОУ. Опыт работы показывает, что дошкольники могут успешно участвовать в проектной деятельности.

Метод проекта помогает осваивать им окружающую действительность, активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей,

развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитию психических процессов детей дошкольного возраста. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в

межличностных отношениях дошкольников, где дети

приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Существенные изменения наблюдаются и в отношениях между детьми и родителями, где они становятся интересными партнерами по совместной деятельности.

Считаю, что через использование

технологии проектирования дошкольники получают возможность

напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире, а организовывая учебный процесс по модели

личностно - ориентированного взаимодействия, важно, что ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов «Технология проектной деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен теоритечиский материал о разработке и реализации проектов в деятельности педагога. ...

доклад "Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

"Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в прцессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практический заданий - методов      ...

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования....

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоят...

"Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы акти...

Сообщение из опыта работы на ГТГ "Развитие детей раннего возраста" на тему «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»

  Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность....