Опыт работы «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС»
опыты и эксперименты (средняя группа)
Менченкова Юлия Александровна
ФГОС дошкольного образования определяет общение, игру и
познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка (ФГОС, п. 2.7.). На современном этапе одной из актуальных проблем дошкольной педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию является развитие познавательных интересов. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Основными принципами дошкольного образования в соответствии с ФГОС является формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности (ФГОС, п. 1.4.). Данный документ трактует познавательное развитие как
образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом:
развитие любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере,
материале и др.)
Также одной из основных задач ФГОС является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской
деятельности : игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.
Введение стандарта дошкольного образования определил и характер взаимодействия взрослых и детей как личностно-развивающий и
гуманистический, предполагающий уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность. Технология проектирования относится
к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_1.docx | 72.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №3 «Юбилейный» г. Смоленск, 2022 год
Опыт работы «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС»
Менченкова Юлия Александровна
ФГОС дошкольного образования определяет общение, игру и
познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка (ФГОС, п. 2.7.). На современном этапе одной из актуальных проблем дошкольной педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию является развитие познавательных интересов. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Основными принципами дошкольного образования в соответствии с ФГОС является формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности (ФГОС, п. 1.4.). Данный документ трактует познавательное развитие как
образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом:
развитие любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере,
материале и др.)
Также одной из основных задач ФГОС является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской
деятельности : игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.
Введение стандарта дошкольного образования определил и характер взаимодействия взрослых и детей как личностно-развивающий и
гуманистический, предполагающий уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность. Технология проектирования относится
к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Проектная деятельность, как ни какая другая
поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальна она по ряду причин.
- Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный
позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он
оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
- Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных
взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на
оригинальности мышления.
- В-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только
поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно- значимого продукта.
Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные
знания, развивать творческие способности, существенно изменяя
межличностные отношения не только между сверстниками, но и между взрослым и ребенком.
Организация проектной деятельности процесс трудоемкий и требующий определенных условий. «…Создание
благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6) напрямую зависит от взрослого, который находится рядом с детьми.
Вот почему столь важно педагогу, прежде всего, глубоко изучить
тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. Создавая игровую мотивацию и опираясь на интересы детей и их
эмоциональный отклик необходимо вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
Заинтересовывая каждого ребенка тематикой проекта, значимо
поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме, а при составлении совместного плана над проектом поддерживать детскую инициативу. Необходимо тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок может иметь право на ошибку и не
бояться высказываться.
Творческий подход педагога к реализации проекта ориентирует детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. А на
заключительном этапе проекта необходимо тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Соблюдая принцип последовательности и регулярности в работе над проектами каждый проект должен быть, доведен до успешного
завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. В своей практике я использую разные по продолжительности проекты :
краткосрочные, средней продолжительности. Но мне больше нравятся долгосрочные проекты, которые длятся от одной-двух недель, и больше. Работая в проекте, не всегда просто создать условия для
формирования предпосылок поисковой деятельности у дошколят, не все дети могут проявить инициативу и самостоятельность, ожидая помощи или подсказки взрослого. У детей старшего дошкольного возраста не у всех
развито умение находить способы решения той или иной проблемы. Постепенно формируются умения применять определенные методы,
способствующие решению поставленной задачи, а также умение предлагать различные варианты разрешения проблемы. В процессе совместной
исследовательской деятельности дети учатся вести конструктивные беседы.
Любой проект начинаю с выбора темы для более глубокого изучения,
причем необходима проблема, взятая из реальной жизни. Вместе с детьми составляем план предстоящей познавательной деятельности. Запуск темы осуществляю методом 3-х вопросов (по Лидии Свирской). И здесь, задача воспитателя при работе с детским интересом : не поддаваться искушению, сразу отвечая на вопрос, а вместе с ребенком искать ответ. Важно, на этом этапе «Поймать» детский вопрос и интерес (Куда? Зачем? Почему?
Откуда).
Какова же цель «метода 3-х вопросов»? …Что знаем, что хотим узнать, и как мы это будем делать. Здесь важно уточнить представления детей по теме, выдвинуть гипотезы для последующей проверки в ходе проекта, выявить
ожидания, выдвинуть идеи о способах проверки гипотез и получения новых знаний по теме.
Затем подключаю центры детской активности, в зависимости от того какая тема.
Затем происходит содержательное насыщение предметной среды в группе по выбранной теме: привнесение соответствующей художественной, научно – популярной литературы для совместного чтения или самостоятельного
изучения; предметов и материалов для организации продуктивных
видов деятельности, экспериментов, опытов; для игровой деятельности и т. д. Обязательно знакомим родителей, вывешивая данные опроса детей методом 3 вопросов, а также другую информацию по теме в помощь
родителям.
И здесь необходимо нацелить родителей на поддержание детской инициативы : пытливости, любознательности. С этого момента в активный поиск материалов по теме проекта включаются родители, которые совместно с детьми либо делают иллюстрированные мини-сообщения,
которые дети впоследствии презентуют перед сверстниками, или приносят
какие-либо предметы для создания коллекции и многое др. Это зависит от того каким будет итоговый продукт данного проекта.
Взаимодействие с родителями позволяет не только вовлечь их в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что - то сделать вместе. Продуктом проектной деятельности может стать организованная выставка, тематический альбом, сюжетно-ролевая игра, макет, фотогазета, развлечение, коллекция и многое другое.
Интересно проработан проект по выращиванию овощей. С приходом весны с детьми сеяли семена цветов и овощей, и возник вопрос, «если
посадить морковку и свеклу не семечками, а срезанными верхушками -
вырастет овощ или нет?». Результаты наблюдений фиксировали в альбоме, позже была организована выставка необычных овощей и фруктов «Осенние фантазии».
В рамках календарно-тематического планирования был проведен проект по теме «Хорошая книга – лучший друг», где итоговым продуктом стали
книжки-малышки, изготовленные руками старших дошкольников, которые они подарили детям первой младшей группы. Так же проведена акция для родителей «Подари книгу детям», за счет чего была пополнена групповая библиотека.
А во время работы над проектом «Ищем приметы весны…», дети каждый день, отыскивая изменения в ближайшем окружении, делали зарисовки, создав папку «Сто почему про весну…», название которой
придумали вместе, решив дополнить ее рисунками, сделанные вместе с родителями дома и аппликацией перелетных птиц, изготовленных на
занятии. Эту папку долго дети рассматривали в
самостоятельной деятельности, показывая и рассказывая родителям и детям соседней группы.
ВЫВОД
Показателем эффективности внедрения метода проектирования в
воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю : высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности,
коммуникативности, самостоятельности; повышение готовности детей к восприятию нового материала; активное участие родителей в жизни ДОУ. Опыт работы показывает, что дошкольники могут успешно участвовать в проектной деятельности.
Метод проекта помогает осваивать им окружающую действительность, активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей,
развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитию психических процессов детей дошкольного возраста. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в
межличностных отношениях дошкольников, где дети
приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Существенные изменения наблюдаются и в отношениях между детьми и родителями, где они становятся интересными партнерами по совместной деятельности.
Считаю, что через использование
технологии проектирования дошкольники получают возможность
напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире, а организовывая учебный процесс по модели
личностно - ориентированного взаимодействия, важно, что ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для педагогов «Технология проектной деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»
В презентации представлен теоритечиский материал о разработке и реализации проектов в деятельности педагога. ...
деловая игра «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования с одарёнными детьми»
Деловая игра для педагогов...
доклад "Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
"Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в прцессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практический заданий - методов ...
Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования....
Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоят...
"Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы акти...
Сообщение из опыта работы на ГТГ "Развитие детей раннего возраста" на тему «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность....