Мастер – класс: «Использование технологии "скрайбинг" в формировании читательской грамотности и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста».
занимательные факты

Кияница Анастасия Александровна

Цель: помочь наглядно представить, запечатлеть и воспроизвести материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kiyanitsa_a.a._1.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 города Крымска муниципального образования Крымский район

Мастер – класс:

«Использование технологии "скрайбинг" в формировании читательской грамотности и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста».

 


                                                                           Подготовила:

                                                                               воспитатель

Кияница Анастасия Александровна

2023 г.

 (Слайд 1) Мастер – класс: «Использование технологии «скрайбинг» в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: помочь наглядно представить, запечатлеть и воспроизвести материал.

Задачи:
- увеличить эффективность процесса запоминания;
- обогатить словарный запас, развивать речь;
- способствовать передачи детьми текста в соответствии с его содержанием;
- развивать творческое воображение.

(Слайд 2) Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты. Размышлять, фантазировать, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. При формировании читательской грамотности у дошкольников начинает использоваться технология  креативного мышления.

Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики.

(Слайд 3) Одна из таких современных технологий «скрайбинг».

Это новое иностранное слово совсем недавно появилось в сфере образования. Что это? Мне стало интересно и, конечно, у меня сразу возник вопрос, как можно эту технологию использовать в работе с детьми?

Что же такое скрайбинг?.

Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего.

В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов – знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

           (Слайд 4) Особенность скрайбинга в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.

Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи.

Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.

       Овладев средствами знаково-графических схем, старший дошкольник учится излагать свои мысли, интересно рассказывать, хорошо обосновывая выводы и заключения.

      Схемы помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память.

(Слайд 5) Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:

  • фломастер, маркер, ручка, карандаши
  • скетчбук,
  • флипчарт,
  • доска для рисования и т.д.

(Слайд 6) Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

  • Ручной (рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг, скрайбинг «фланелеграфный», магнитный скрайбинг);
  • Компьютерный (при создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы)

Сейчас хочу предложить задание для фокус группы, прошу выйти 3 человека. Перед вами лежат заготовки разных техник.  Для начала прослушайте текст, а затем попробуйте по памяти  изобразить услышанное в формате скрайбинг (для детей я читаю второй раз более медленно, в этот момент  они применяют технику скрайбинг в той или иной технике): для педагогов предлагаются на выбор материалы для рисованного, аппликационного, магнитного скрайбинга.

Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня с радостью помогают бабушке собирать ягоды в ведерко. Затем они будут вместе с бабушкой варить из ягод варенье. Зимой все вместе будут пить чай с вкусным вареньем.

Работа с аудиторией.

То, что представляет собой технология «скрайбинг» - это в принципе не новое в образовании, такие методы и приемы встречаются и в других технологиях. 

(вопрос к аудитории)

Может, вы назовете – где, в каких технологиях? (тризовский прием - кодировка, мнемотаблицы, экранизация сказок).

Но в этих технологиях детям даются готовые таблицы, что не развивает их творческое воображение, не дает возможность самим придумать какие то символы.

Но самое важное отличие в скрайбинге - это принцип параллельного следования, т.е. речь выступающего одновременно зарисовывается.
        При пересказе или рассказе дети с нарушением речи, а таких детей сейчас много, затрудняются строить фразы, теряют основную суть содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли.

А пока фокус группа занята, хочу  с вами поиграть и проверить аудиторию на знание пословиц и поговорок в формате скрайбинг:

(показываю картинки, которые относятся к той или иной пословице)

- Яблоко от яблони не далеко падает.

- Готовь сани летом, а телегу зимой.

- Что написано пером, то не вырубишь топором.

- Под лежачий камень вода не течет.

- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

( Слайд 7) И пока группа работает, покажу несколько фотографий как работают дети.

После выполнения задания фокус группы, задаются дополнительные вопросы:

После проработки текста, ребятам всегда задаю дополнительные вопросы, на которые они дают развернутый ответ.

- Как вы считаете, девочки добрые? Они помогли своей бабушке?

- А какие вы добрые поступки можете сделать для своих бабушек?

Благодарю за участие нашу фокус группу…

( Слайд 8) В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга способствует развитию:

  • связной речи у детей;
  • памяти, внимания, образного мышления;
  • обогащает словарный запас;
  •  знания об окружающем мире.

Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники «скрапбукинг» в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс«Использование нетрадиционной техники «скрапбукинг» в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»...

Использование техники «Дудлинг» для развитие креативного мышления детей старшего дошкольного возраста

Использование техники «Дудлинг» для развитие креативного мышления детей старшего дошкольного возраста...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование ресурсов онлайн-платформ при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу применения ресурсов онлайн платформв образовательной деятельности старших дошкольников....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие критического и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством полигонального моделирования

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. В рамках инженерного образования в дошкольном учрежде...

Мастер класс "Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии ФЭМП детей старшего дошкольного возраста".

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера легко вписываются сейчас в систему подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения....