Конспект совместной деятельности для воспитанников подготовительной группы («дети-детям») в рамках реализации проекта Путешествие «По дорожке к Пасхе»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Горжевская Ольга Владимировна

Открытый показ совместной деятельности с детьми на муниципальной инновационной опорной площадке по направлению "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошккольного возраста в образовательном пространстве ДОО" организованной на базе МБДОУ "Детский сад №10 "Кораблик" г. Лесосибирск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dou_31.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Алёнушка» города Лесосибирска»

Конспект совместной деятельности для воспитанников подготовительной группы («дети-детям») в рамках реализации проекта

Путешествие «По дорожке  к Пасхе»

воспитатели:

Горжевская Ольга Владимировна

Метелкина Наталья Николаевна

Цель:  создание условий, способствующих формированию интереса  детей к истории русской национальной культуры.

Детская цель: посещение экспозиции музея, изготовление поделки.

Задачи: продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, ее устройством и особенностями проживания; активизировать и обогащать словарный запас названиями предметов быта русского народа; продолжать  знакомить детей с  праздником Пасха,  ее обычаями; развитие навыков общения с аудиторией, развитие литературной, логической речи, находчивости, умения оперативно отвечать на вопросы и грамотно ставить их перед слушателями (дети-экскурсоводы), развивать интерес к изготовлению поделок своими руками;   воспитывать навыки поведения в музее; способствовать  развитию интереса к истории русского народа; уважения к традициям русского народа.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, беседы о Пасхе, изготовление пасхальных  поделок в группах и дома, подготовка детей – экскурсоводов.

Материалы и оборудование: экспонаты экспозиции «Русская изба» (чугунок, ухват, деревянные ложки, макет печи и др.), желобки для игры, деревянные яйца, мешочки с сюрпризом, цветная бумага, пластиковые глазки, готовые детали (гребешки, клювики из бумаги), декоративные перья, наклейки - стразы, фигурные дыроколы, степлеры, кольца от картонной втулки, салфетки,  клей ПВА.

Используемые технологии и практики: «дети-экскурсоводы», «детский мастер-класс», музейная педагогика.

 Место проведения: музей детского сада, групповая комната, музыкальный зал.

Ход:

Воспитатель О.В. : Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть снова в гостях. Меня зовут Ольга Владимировна. Какое у вас настроение? Чтобы настроение стало очень хорошим, предлагаю поиграть в игру, а вы напомните мне свои имена.

Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг.

Клубок вы передавайте,

Свое имя называйте.

Я приглашаю вас в путешествие « По дорожке к Пасхе». И начнется наше путешествие с экскурсии в музей. Вы уже были в музее детского сада, а может быть, кто-то из вас был в городском музее или музеях других городов. Вы знаете, что в музеях есть правила. Напомните их, пожалуйста.

Совершенно верно, вы хорошо знаете правила музея.

Сегодня нас ждет новая экспозиция и некоторые незнакомые экспонаты. Всем ли понятны эти слова? Что такое «экспонаты»? Что такое «экспозиция»?

Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба – это деревенский дом.

Вам хотелось бы заглянуть в русскую избу? Посмотреть, какая там была обстановка, мебель, посуда?

(Дети проходят в музей на экспозицию «Русская изба»)

Воспитатель Наталья Николаевна: Добро пожаловать, гости дорогие, в русскую избу. У меня здесь тепло и уютно. Я - хозяйка Наталья, а это мои внучата Артем и Катя.

1 ребенок: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

2 ребенок: Здравствуйте, гости дорогие! Гости на порог – хозяину радость. Сядем рядком да поговорим ладком.

1 ребенок: Вот наша горница. Здесь все сделано своими руками. Мебель самодельная, деревянная и очень простая. Стульев раньше не было, поэтому около стола  стоят лавки. А вещи мы складываем и храним в сундуке (открывает сундук).

2 ребенок: А это наш стол и посуда, которой мы пользуемся. В крестьянской семье у каждого человека есть своя ложка, вырезанная из дерева. В гости  люди тоже всегда ходили со своей ложкой.

1 ребенок: С особым уважением крестьяне относились к хлебу. Хозяин раздавал каждому человеку: и детям, и взрослым в семье, его долю хлеба. За столом нельзя было смеяться и даже малышам не разрешалось баловаться. Если хлеб уронили на пол, то его поднимали, целовали и просили у него прощения.

Воспитатель Н.Н.: А это наша помощница – печка, она занимает большую часть горницы. Печь – это самое главное в избе. Говорят, что печь – это сердце дома.

Как вы думаете, почему так говорят?

Дети зимой на горке накатаются, в снежки наиграются, придут домой, вся одежда мокрая. Где же одежду сушить?

А еще на печи спали дети и старики.

(показывает дрова у печки). Начинаю готовить еду.

А   вы знаете, в чем готовят еду?

У меня есть глиняные горшки, в которых я готовлю еду. А еще есть чугунок. Почему же он так называется? Чугунок сделан из чугуна – очень прочного металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не разбивался. Печь горячая, огонь пышет, как же поставить туда чугунок? Здесь нужен другой помощник – ухват (показывает ухват и как им пользоваться).

Угадайте, какое блюдо сегодня приготовлено в чугунке?

Совсем скоро люди будут праздновать Пасху. И сегодня я приготовила в чугунке одно из блюд, которое является символом Пасхи.

(воспитатель показывает чугунок с яйцами)

2 ребенок: А почему в чугунке, кроме яиц, лежит еще луковая шелуха?

Воспитатель Н.Н.: Люди умели использовать природные красители. Красители добывали из сока ягод, крапивы, свеклы. А луковая шелуха – это самый известный способ и один из самых любимых: яйца получаются насыщенного цвета красновато- коричневых оттенков.

Как называются крашеные яйца? Крашеные яйца называются крашенки, а если их расписывали  разными красивыми узорами, то они называются писанки.

1 ребенок: А можно ли яйцами - крашенками играть?

Воспитатель Н.Н. Да, на Пасху принято не только поздравлять друг друга, но и обмениваться яйцами, играть в разные игры. Предлагаю вам поиграть в старинную пасхальную игру  «Катание яиц по желобку».

 Подвижная игра «Катание яиц по желобку».

Необходимо разделиться на две команды, взять по одному яйцу и катить его по желобку, стараясь, чтобы яйцо прикатилось к мешочку с сюрпризом. Забираете тот мешочек, ближе к которому прикатилось яйцо.

Воспитатель Н.Н.: Ребята, а как бы вы назвали эту игру? На Пасху принято яйца дарить. Хочу вам яйца подарить. Только как же вы их понесете?

Воспитатель О.В.: Многие люди не только красят яйца, пекут куличи, но и украшают свои дома пасхальными сувенирами, а также делают поделки  и открытки, чтобы порадовать родных и друзей. В музыкальном зале сейчас открыта  выставка. Если хотите, можем сходить и посмотреть, какие пасхальные сувениры смастерили дети и родители. И, возможно, увидим там что-нибудь подходящее, куда положить подаренные яйца, чтобы удобно было их нести.

(Дети проходят в музыкальный зал)

Посещение выставки «Пасхальная радость»

 Ребенок-экскурсовод: Мы рады приветствовать вас на выставке «Пасхальная радость». Обратите внимание на многообразие экспонатов. Здесь и пасхальные композиции с крашеными яйцами, и корзинки разных размеров, а  куличи такие аппетитные, что хочется их попробовать. Все эти пасхальные поделки смастерили дети вместе с родителями и воспитателями. Рассмотрите все внимательно, возможно,  вы найдете и свои работы.

(Дети рассматривают экспонаты выставки)

Воспитатель О.В.: Предлагаю послушать Виолетту из подготовительной группы, она расскажет вам о своей поделке.

(Дети садятся на стульчики)

Ребенок - экскурсовод: Моя поделка называется «Курочка - подставка». Мы смастерили ее вместе с мамой. Для изготовления поделки использовали цветную бумагу и  декоративные перья. Я считаю, что моя поделка не только забавный пасхальный сувенир, но и нужная вещь. Ведь на Пасху дарят яйца, когда идут в гости. Яйцо в подставке дарить очень практично и удобно (оно не укатится и не разобьется).

Воспитатель О.В.: Какая замечательная яркая курочка – подставка! А мы как раз ищем, куда же положить яйца, которые нам подарили.

Ребенок-экскурсовод: Хотите, я вас научу делать такую же курочку-подставку?

(Дети проходят на мастер-класс)

Мастер- класс «Курочка-подставка»

Ребенок (объясняет приемы работы):

1.Чтобы подставка была прочнее, сгибаем квадратный лист бумаги по диагонали.

2. Представим, что верхний угол – это голова курочки, а два нижних угла – это крылья (показывает).

3.Приклеим глазки, клювик и маленький гребешок в верхнюю часть треугольника (показывает заготовку с заранее приклеенными глазками и клювом).

4.Возьмем одно из картонных колец, которые заранее нарезаны из картонной втулки (    показывает втулку и кольцо).

5. Проводим вдоль самой  линии сгиба треугольника клеем несколько раз, клея должно быть много (показывает нижнюю часть треугольника, которую нужно смазать клеем).

6. Кладем кольцо на середину, берем за уголок и приклеиваем к кольцу, затем берем другой уголок и тоже приклеиваем, как будто курочка обнимает кольцо крыльями. Для надежности можно скрепить бумагу и кольцо степлером.

7.Смазываем боковую часть клеем, приклеиваем декоративное перышко. Чтобы клей лучше схватился, считаем до 10 и в обратном порядке.

8. Так же приклеиваем перышко с другой стороны. Таким же образом приклеиваем  хвост.

9. Курочка – подставка готова. Если хотите, можно сделать ее более нарядной: приклеить наклейки – стразы или сделать вырубки дыроколом.

4 ребенок: Можно приступать к работе, а я и Ольга Владимировна будем вам помогать.

Самостоятельная работа. Звучит тихая народная музыка.

Воспитатель Н.Н.: ( входит с корзинкой яиц): Какие красивые курочки у вас получились!

Воспитатель О.В.: Это не простые курочки, а подставки для яиц.

Воспитатель Н.Н.: Как здорово! теперь вы сможете безопасно донести пасхальные крашенки в свою группу!

(Дети берут яйца, ставят их в подставки)

Воспитатель О.: Вот и закончилось наше путешествие «По дорожке к Пасхе».

Что вам особенно запомнилось в путешествии? Какие экспонаты вы видели в «Русской избе»? Какой предмет раньше брали с собой, когда шли в гости? Как люди относились к хлебу? Какой бы отзыв вы оставили о посещении экспозиции  «Русская изба» в нашей книге отзывов? Какие у вас возникли вопросы? О чем бы вы хотели узнать в музее в следующий раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по коммуникативно-речевому развитию на тему «Путешествие в страну «Азбука»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 Петродворцового района Санкт-Петербурга       Конспект совместной деятельности с дет...

План - конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы в рамках проекта «Откуда хлеб пришёл?»

В данной работе представлен материал по ознакомлению детей с темой занятия "Откуда хлеб пришёл?"...

«Путешествие по планетам солнечной системы» Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы

Развивать умение решать задачи, на основе слухового восприятия, выделять главные свойства. Способствовать  развитию навыков вычислительной деятельности (решение цепочки примеров в пределах 2...

Конспект совместной деятельности с воспитанниками старшей группы, область «Познавательное развитие» с использованием ИКТ на тему «Путешествие на остров сокровищ»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками старшей группы, область «Познавательное развитие» с использованием ИКТ на тему «Путешествие на остров сокровищ»...

Технологическая карта Совместной деятельности с воспитанниками Подготовительной группы общеразвивающей направленности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие» Тема: « Золотая рыбка»

Технологическая картаСовместной деятельности с воспитанникамиПодготовительной группы общеразвивающей направленности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»«Позн...