Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительный камень – магнит»
план-конспект занятия (средняя группа)

Данное занятие направлено на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование,формирование понятия детей о магните, расширение их представлений опытным путём о свойствах магнита. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_udivitelnyy_kamen_magnit.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15» города Алейска Алтайского края

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

«Удивительный камень – магнит»

D:\Downloads\Без названия (16).jpg

Подготовила и провела

воспитатель Заздравных Т.М.

Алейск, 2022г.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».

Тема: «Удивительный камень - магнит».

Группа : старшая.

Форма проведения: классическая.

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать представления детей о магните.

2. Расширять представления детей опытным путём о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

Развивающие:

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и индивидуальности.

2. Развивать свободное общение с взрослым и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

2. Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.

3. Воспитывать самостоятельность.

4. Закреплять умение работать в команде.

Речевые:

1. Пополнить словарь детей термином «полюса магнита».

Здоровьесберегающие:

1. Сохранять правильную осанку.

2. Создание хорошего микроклимата в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.

Материал и оборудование:

Игрушка Незнайка, ноутбук, магниты, металлические скрепки, машинки с магнитами, набор предметов из различных материалов: кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, болтик, гайка, шурупы, гвозди, стеклянная банка с водой.

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу игрушку Незнайку

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Незнайка. Он хочет сообщить нам важную новость.

Незнайка: Ребята! Я наконец-то стал волшебником! Смотрите (Незнайка водит по столу воспитателя, железные предметы притягиваются к его руке, пластмассовые и деревянные не притягиваются)

Воспитатель: Какой же ты волшебник! Железные предметы притягиваются к твоей руке, а деревянные и пластмассовые не притягиваются, ребята, как вы думаете, почему это происходит? Что в руке у Незнайки?

Дети: (у Незнайки в руке магнит)

Незнайка: Ну, да, я к вам бежал и нашел интересный предмет, хотел вас удивить, думал, что стал настоящим волшебником, ну хорошо, я дарю вам этот гамгит, а вас попрошу рассказать мне побольше об этом камне.

Воспитатель: Незнайка даже неправильно назвал этот предмет, а как надо правильно назвать его?

Дети: Магнит!

Воспитатель: Да этот предмет называется МАГНИТОМ –у него есть свойства- притягивать железные предметы, и это явление называется МАГНЕТИЗМ

Воспитатель: -Такое интересное и трудное слово, давайте его повторим все вместе!

(дети повторяют)

Воспитатель : У магнита есть два полюса- положительный и отрицательный, они притягивают друг друга, а если магниты приложить одинаковыми полюсами, то они будут отталкивать друг друга.

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: Ребята, Незнайка не знает, что же это за камень такой и обратился к нам за помощью.

Давайте эму поможем познакомиться поближе с этим удивительным камнем. Но прежде чем мы приступим к изучению магнита, нам необходимо узнать откуда же магнит появился?

Я расскажу вам одну старую легенду (звучит спокойная музыка)

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнес пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к черным камням, которые в изобилии лежали под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Тогда он снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим камнем соседей. От имени пастуха и появилось название «Магнит».

Воспитатель: Ребята, понравилась вам легенда?

Воспитатель: Вот теперь можно приступать к изучению магнита. А где мы сможем это сделать? (слайды с изображением научной лаборатории).

Ответы детей: В научной лаборатории.

Воспитатель: Кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии?

Ответы детей: Ученые, исследователи, лаборанты, научные сотрудники.

Воспитатель: — Ребята! Я предлагаю вам на некоторое время стать учеными — исследователями.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов.

Воспитатель: (Показывает магнит детям, дает потрогать)

Воспитатель: Какой на ощупь?

Дети: Гладкий, холодный.

Воспитатель: Магнит - Твердый или мягкий камень?

Дети: твёрдый

Воспитатель: Какого цвета магнит?

Дети: Серый, почти чёрный.

Воспитатель: Как вы думаете, магнит тонет в воде или нет? Давайте проверим, опустите его в воду, что произошло? (дети опускают магнит в воду )

Дети: Магнит утонул, значит, он тяжёлый.

Воспитатель: Итак, магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, он почти чёрный, тяжелый.

Воспитатель: Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?

Ответы детей: Магнит притягивает предметы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?

Ответы детей: Нет, магнит притягивает только железо.

Воспитатель: Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию №1.

Воспитатель: Посмотрите, какие предметы лежат у нас на столе?

Дети перечисляют:

1. кусочек ткани,

2. деревянный карандаш,

3. пластмассовая пуговица,

4. металлические скрепка и гайка.

Опыт № 1.

Воспитатель: Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит. Дети выполняют задание…

Воспитатель: Как проверить правильный ли выбор вы сделали? Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

Воспитатель: Какие предметы притянул магнит? (Скрепки, гайку, болтик, шуруп, гвозди).

А какие не притянул? (Кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу).

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Изучение следующих свойств магнита продолжим в лаборатории № 2.

Воспитатель: У магнита два полюса (демонстрация полюсов магнита, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу).

Итак, возьмём две синие машинки, что происходит?

Дети: машинки отталкиваются.

Воспитатель: возьмём одну машинку красного цвета, вторую - синего, что происходит?

Дети: машинки притягиваются.

Воспитатель: какое новое свойство магнита мы узнали?

Дети: разные полюса магнита притягиваются, а одинаковые отталкиваются.

Физминутка «Машинки и гаражи»

Воспитатель: Давайте продолжим знакомство с другими свойствами магнита. Переходим в лабораторию №3.

Воспитатель: На столах стоит стеклянная банка с водой, в которой лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом, не замочив при этом рук.

Воспитатель: - Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети: Магнит действует через стекло и воду.

А теперь давайте проверим, может ли действовать магнит через бумагу.

Опыт № 4. (на картон высыпаются шурупы, под картоном магнит).

Шурупы лежат спокойно, смотрите внимательно: я провожу магнитом по бумаге и что вы заметили?

Дети: Шурупы двигаются за магнитом.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Магнит действует через картон.

Опыт №5 (В ящике мелкие камушки. Среди них попадаются скрепки, гайки, шурупы, болты. Дети при помощи магнита извлекают металлические предметы)

Воспитатель: Как быстро вы справились с заданием. Какие предметы магнит нашел и помог достать из крупы?

Дети: металлические

Воспитатель: Почему они притянулись к магниту?

Дети: Потому что магнит притягивает все металлические предметы.

(Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом).

— Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

Воспитатель: - Какими свойствами обладает магнит?

Дети называют свойства:

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит имеет два полюса : разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.

3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

Воспитатель: - Мы выполнили просьбу Незнайки, изучили свойства магнита, теперь Незнайка знает, что это за камень и не спутает его с другими камнями.

Воспитатель: - А вы знаете, где используется магнит? (Ответы детей). Воспитатель обращает внимание детей на экран «Практическое применение магнита».

Воспитатель: - Дорогие младшие сотрудники и лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас медалями. Предлагаю вам поделиться своими знаниями с друзьями и родителями. Ждем от вас новых идей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные кристаллы соли»

Автором предлагается конспект познавательно - исследовательской деятельности....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Волшебный магнит".

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Волшебный магнит"....

Конспект занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Волшебный камень - магнит»

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе« Волшебный камень - магнит»Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе эк...

Конспект открытого занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе « Волшебный камень - магнит»

Конспект открытого занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе« Волшебный камень - магнит»Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе э...