Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста».
методическая разработка (младшая группа)

Садовникова Надежда Николаевна
Актуальность             
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.     От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка.  Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».                                                                                  
 В. А. Сухомлинский     
 
Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.  Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.

Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи:

1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микро пространстве. 3.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»

Актуальность

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.

Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи:

#1056;азвивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

#1057;овершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микро пространстве. #1057;овершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Примеры пальчиковых игр:

Тема: «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью»

«Осень, осень! » Осень, осень, приходи! Осень, осень, погляди Листья желтые кружатся Тихо на землю ложатся. Солнце нас уже не греет Ветер дует все сильнее, К югу полетели птицы, Дождик к нам в окно стучится. Шапки, куртки надеваем И ботинки обуваем Знаем месяцы: Сентябрь и Октябрь и Ноябрь. трем ладошки друг о друга, зажимаем кулаки по очереди трем ладошки друг о друга ладони на щеки плавное движение ладонями ладони гладят по коленям сжимаем и разжимаем кулаки по очереди синхронно наклоняем руки в разные стороны «птица» из двух скрещенных рук барабанить пальцами по одной, потом по другой ладони имитируем топаем ногами ладони стучат по коленям кулак, ребро, ладонь

«Осень»

Разбросала осень листья Разукрасила их кистью Мы в осенний парк пойдем, В букеты листья соберем. Лист кленовый, лист с осинки, Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. Волнообразные движения ладонями. Плавные взмахи ладонями вверх-вниз. «Шагают» пальцами обеих рук. Скрещивают ладони, расставляют пальцы Поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист. Звонко хлопают в ладоши.

Тема: «Овощи»

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим движения расправленными ладонями вверх-вниз Мы капусту трём, трём, трем кулаками друг о друга Мы капусту солим, солим, пальцы складываем в щепотку, солим Мы капусту жмём, жмём, сжимаем и разжимаем кулаки А потом и в рот кладем. Ам! пальцы складываем в щепотку и подносим ко рту

«Считаем овощи»

У Лариски - две редиски, По очереди загибаем пальчики, У Алешки - две картошки, начиная с большого, сначала на левой руке, У Сережки-сорванца затем на правой руке. Два зеленых огурца. А у Вовки – две морковки, Да еще у Петьки Две хвостатых редьки.

« На базар ходили мы»

На базар ходили мы… Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! (Соединить пальцы подушечками, начиная с мизинцев. по одной паре пальцев, на каждую стихотворную строчку. При этом ладони не соприкасаются. Пальцы сжать в кулак, а большой отводится вверх)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»

АннотацияВ последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уника...

Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста.

Детям дошкольного возраста очень нравиться разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи....

Методическая разработка «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»

АннотацияВ последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уникальным,...

Методическая разработка "Пальчиковые игры, как основа развитие речи у детей раннего возраста"

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратеги...

Методическая разработка "Пальчиковые игры,как основа развития речи у детей раннего возраста"

Методическая разработка "Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста"Бережная Альвина АркадьевнаВоспитатель МАДОУ МО "Центр- детский сад №118 Золотой...

Методическая разработка «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»

АннотацияВ последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уникальным,...