Педагогический совет "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности".
методическая разработка

Шишова Лилия Викторовна

Проведение педсовета "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.

Цель: Совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Подготовка к педсовету:

1.        Изучение методической литературы по теме педсовета.

                                             Воспитатели, узкие специалисты.

2.        Подготовка выступлений, мастер – классов, презентаций.

                                             Воспитатели, узкие специалисты.

Форма проведения: Обмен опытом

План проведения педсовета

1.        Вступительное слово.  «Выполнение решений педсовета № 1».                                                              Заведующий  ДОУ  Эргерт Л.Н.  

2. Игра «Молекулы» - для сплочения коллектива Шишова Л.В.

3. Из опыта воспитателей:

« Развитие речи в игровой деятельности детей » ( Шаймухаметова Л.З.)

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.  Игра – это не только развлечение, но и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. Поэтому роль игры в развитии речи  у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.

В своей работе  для развития речи детей мы используем игры. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Посредством игры мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Кроме того игра на ОД и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.

Основная цель нашей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью игры. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

В своей работе мы используем различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, пальчиковые.

Особую роль отводим  дидактическим играм, которые подразделяются: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Показываем вместе с детьми театрализованную деятельность, которая оказывает огромное значение на развитие речи детей. В театрализованной игре формируем диалогическую, эмоционально насыщенную речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Большое внимание уделяем  сюжетно-ролевым играм, потому что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развиваем речевую активность детей. В ходе игры мы искренне должны перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать.

Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие развития речи и всестороннего развития их личности, интеллекта. Но с другой стороны, недостатки звукопроизношения, ограниченность, словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре.  Поэтому, наша задача заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и ее коррекционная ценность повышаются при условии планирования игры. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.

Игра с педагогами.

     А много ли вы знаете пословиц и поговорок? Это универсальное средство для обогащения словарного запаса, не только педагогов, но и детей. Узнайте во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованные русские пословицы и поговорки о ком или, о чем идет речь.    

· Потерялся в небольшом количестве вечнозелёных хвойных деревьев («Заблудился в трех соснах»).

· Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства («Знает кошка чье мясо съела»).

· Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждёт возмездие за выделившийся в большом количестве секрет слёзных желёз маленького грызуна («Отольются кошке мышкины слезы»).

· Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заточить свой орган обоняния («Комар носа не подточит»).

· Сильная боязнь имеет большие органы зрения («У страха глаза велики»).

· В нижних конечностях истины нет. («В ногах правды нет»)

· Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. («Любовь зла полюбишь и козла»)

· Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно. («Голь га выдумку хитра»)

· Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения. («Кто зло помянет, тому глаз вон»)

· Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока. («Соврет, глазом не моргнет»)

«Коммуникативные игры в развитие речи »  (Борисова Т.И.)

Важнейшим средством развития речи является общение. Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения.

В каждой игровой коммуникативной ситуации речевое действие имеет для ребенка жизненный смысл: он понимает, зачем это ему нужно, видит адресата речи (кому он говорит), видит наглядный результат своей речи и каждого своего  речевого действия.

Коммуникативные игры –  игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях.      Применение игровых коммуникативных ситуаций и коммуникативных игр в образовательном процессе детского сада значительно повышает эффективность обучения детей речи, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей в обучении.

В настоящее время дошкольным учреждением используются современные педагогические технологии, направленные на развитие речи детей и способствующие развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Одной из разновидностей технологии наглядного моделирования, которая является эффективным методом развития речи ребенка и позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Я хотела подробнее познакомить вас, дорогие коллеги с технологией синквейна. Синквейн— пятистрочная стихотворная форма.

  Синквейн применяется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности

- способствует обогащению и актуализации словаря

- является диагностическим инструментом

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

- используется для закрепления изученной темы

 - является игровым приемом

При творческом использовании синквейна  он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Правила составления синквейна:

1 строчка - одно существительное;

 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Пример синквейна:

Кто? Мяч

Какой? Красивый, Круглый.

Что делает? Катится, Мчится, Скачет.

Предложение. Мой мяч очень красивый.

Ассоциация. Игрушка

 Из всего, выше, сказанного можно сделать вывод: коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения.

«Развитие речевой активности в двигательной активности » (Салихова М.М.)

«Развитие речи посредством художественно – эстетического воспитания » (Ершова А.А.)

« Речевое развитие в познавательно – исследовательской деятельности » (Симонова Д.Н.)

« Музыка и речь дошкольников»  ( Шишова Л.В.)

Музыка — самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.

Слушание музыки – это самостоятельный  вид музыкальной деятельности, оно находится в основе других  видов музыкальной деятельности  и  является ведущим.

Невозможно выучить песню без её прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец  или игру необходимо прослушать музыку (процесс восприятия), определить характер, темп, определить характер движения.

Во время прослушивания музыки у ребёнка обогащается эмоциональная сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что влияет на развитие речи и формировании  личности  ребёнка.  

Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т.д. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.

При разучивании песни у ребенка одновременно формируется звукообразование, дикция. Вместе с педагогом ребенок проговаривает и пропевает трудные, незнакомые слова. Очень часто дети путают окончания слов. В младшем возрасте дети это делают по незнанию и педагог каждый раз пропевает эти слова вместе с детьми. В старшем возрасте дети произносят неправильно окончания слов в большинстве случаев по невнимательности (какое? – лучистое). Педагог акцентирует внимание детей на этом и дети исправляются.

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, - а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха.

Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.

Музыкально-ритмические движения -  Движение облегчают речь, упражнения по координации речи с движениями оживляют занятия, делают их интереснее и разнообразнее. Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков. Различные упражнения развивают способность к торможению у беспокойных, болтливых детей, воспитывают выдержку, переключаемость. Упражнения по координации движений с речью способствуют воспитанию слитности и выразительности фраз.

Исполняя образные танцы, дошкольники учатся передавать в движениях под музыку разнообразные игровые образы: лисичка — хитрая и кокетливая, медведь — неуклюжий, но добрый и т. д. Дети с удовольствием перевоплощаются в игровые образы, этому способствует речевая ситуация, которая настраивает на передачу образа. Тексты песен, под которые проводятся игры, представляют собой рифмованные подсказки к движениям детей и имеют сюжетно — образный нрав, что также помогает детям точнее понять содержание песен или смысл новых слов.

Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.

3.        Обсуждение и принятие решения.

Решение педагогического совета.

1.        Создавать условия для развития речевой активности детей, побуждая их к речевому общению со взрослыми и между собой.

                                                                Ответственные: воспитатели

                                                                Срок:  постоянно

2.        Следить за своей речью, ее эмоциональностью, интонационной выразительностью, тембром, темпом, строить грамматически правильные высказывания, не использовать в речи  слова паразиты (как бы) и жаргон.

                  Ответственные: все сотрудники ДОУ

                                                                     Срок: постоянно

4.  Подведение итогов педсовета. Заведующий  ДОУ  Эргерт Л.Н.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности

Слайд 2

компоненты устной речи Развитие лексической стороны речи Формирование грамматического строя речи Развитие и совершенствование звуковой культуры речи Развитие связной речи детей

Слайд 3

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 4

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 5

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 6

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 7

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 8

МУЗЫКАЛ ЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников

Слайд 2

«СИНКВЕЙН» одна из эффективных и интересных технологий, которая способствует развитию речи; не требует особых условий; органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий; способствует обогащению словаря; дает возможность педагогу понять уровень усвоения ребенком пройденного материала

Слайд 3

« Синквейн » воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Однако нужно помнить, что необходимо составлять « синквейн » только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Знакомство с этим приёмом следует начинать в старшем дошкольном возрасте!

Слайд 4

Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» « Синквейн » – нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами

Слайд 5

Что пишется в каждой строке? 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это предложение, в котором выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное . (Кто? Что?)

Слайд 6

Модель составления синквейна

Слайд 7

Условные обозначения: слова-предметы КТО (ЧТО) это ? слова-признаки КАКОЙ предмет? слова-действия ЧТО ДЕЛАЕТ предмет?

Слайд 8

1. Ежик 2. Cерый , колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится маленький ежик. 5. Лес.

Слайд 9

C пособы работы c синквейном Составление нового синквейна . Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна . Составление синквейна по прослушанному рассказу, сказке. Составление синквейна – загадки.

Слайд 10

Составление синквейна по картинке Что это? (Солнце) Подберите два слова – признака (Какое солнце?) Подберите три слова – действия (Что делает солнце?) Составьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету. Подберите слово, которое вы можете представить, когда произносят слово солнце.

Слайд 11

Синквейн – загадка ? Длинная, счастливая. Течёт, бежит, учит. …. дана на добрые дела. Дорога.

Слайд 12

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи дошкольников посредством художественно – эстетического воспитания

Слайд 2

Формирование правильной речи является одной из основных задач в деятельности воспитателя. При этом, развивая речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. В дошкольном возрасте одной из эффективной сферы развития речевых способностей детей является художественная деятельность. Развитие речи с одной стороны и художественно – эстетическое воспитание дошкольника с другой составляют два взаимосвязанных компонента процесса воспитания и обучения и являются в одно и то же время началом и продолжением другого.

Слайд 3

Роль рисования в развитие речи Развитие речи детей в процессе рисования осуществляется в нескольких направлениях: обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях по рисованию , а затем входят в активный словарный запас ; становление и развитие речи как средства общения; совершенствуется регулирующая функция речи.

Слайд 4

Роль аппликации в развитие речи Занятия аппликацией способствуют решению разных задач речевого развития детей накопление и обогащения их словарного запаса, развитие связанной речи, правильного произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении. Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнение практических действий ведется непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание.

Слайд 5

Роль конструирования в развитие речи В процессе игры с конструктором ребенок развивает : Мышление : умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать. Концентрацию внимания. Мелкую моторику. Умение следовать образцу. Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания построек. Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

laquo;Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» «Речь - удивительно сильное средство, но ...

Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской экспериментальной деятельности.

Цель:Уточнение знания детей о признаках зимы, по средствам понимания простейших причинно следственных связей, через развития речевой активности и активизирование словаря по теме «Зима».Зад...

«Развитие речевой активности у дошкольников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

laquo;Развитие речевой активности у дошкольников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»...

Тема: «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности».

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.Игра – это не только развлечение, ...