Доклад "Взаимодействие учителя - дефектолога и му.руководителя в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего возраста с ЗПР "
статья (старшая группа)

Выступление с докладом во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Современные вызовы психолого-педагогического и дефектологического оразования "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vaimodeystvie.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Взаимодействие учителя - дефектолога и музыкального руководителя в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего возраста с ЗПР

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

     Количество детей с ЗПР постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений:
- Во-первых, объективно растёт число факторов, способных стать причиной нарушения развития;
- Во-вторых, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребёнка, отделяя не только "норму" от "не нормы", но и выявляя разные формы и степени нарушений.

     Основной целью для учителя-дефектолога и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми с ЗПР, является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребёнка.
     Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предубеждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

     Задержка психического развития у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. ЗПР относится к "пограничной" форме нарушения развития ребёнка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание, как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной.

     Рассмотрим обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляемое учителем-дефектологом и музыкальным руководителем. Данными специалистами проводится совместное занятие по коррекционной ритмике.
     
Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития.  Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

     С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребёнка.
     
Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.  
     С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка.  

     Коррекционно-развивающее занятие "Коррекционная ритмика", которое проводится учителем-дефектологом и музыкальным руководителем, является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.
     "Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
     Учитывая, что занятия с элементами КР являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в детском саду, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях с элементами КР:
- оздоровительное;
- образовательное;
- воспитательное;
- коррекционно - развивающее.
     Занятия с элементами КР способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.

       Можно выделить несколько блоков коррекционно-развивающих задач, реализуемых в образовательном процессе.
1. Развитие и коррекция основных видов движений, серий движений, музыкально-ритмических движений:
- формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка;
- изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко - тихо, быстро - медленно, высоко - низко);
- согласование движений с пением;
- нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц, развитие основных видов движений;
- выработка правильной осанки, чувства равновесия;
- развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений;
- преодоление двигательного автоматизма движений;
- развитие выразительных имитационно-подражательных движений без музыки.
2. Развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности, совершенствование психомоторики:
- развитие быстроты и точности реакции на звуковые или вербальные сигналы;
- развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения);
- развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой);
- развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений (слово управляет движением);
- развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.
3. Развитие способности ориентироваться в пространстве:
- развитие пространственной организации собственных движений, оптико-пространственной ориентировки в пространстве зала через движение;
- развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способности к вербальному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх-вниз и т.д.).
4. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности:
- формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика т. д.);
- развитие способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов;
- развитие произвольности при выполнении движений и действий;
- развитие умения выполнять совместные действия и коммуникативных навыков.

 

     Таким образом, ориентируясь на совместный опыт работы учителя-дефектолога и музыкального руководителя, можно сделать вывод, что занятия по коррекционной ритмике являются эффективной коррекционной технологией и её можно рекомендовать к использованию в других детских садах, работающих с аналогичной аномалией развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волев...

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего возраста "Колибри"

Коррекционно-развивающая программа «Колибри» «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» предназначена для детей старших возрастных групп детского сада....

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта...

Конспект интегрированной НОД коррекционно-развивающей направленности для детей старшего возраста "Поехали. Полетели. Поплыли”.

Конспект интегрированной НОД коррекционно-развивающей направленности для детей старшего возраста "Поехали. Полетели. Поплыли".В представленной интегрированной НОД были использованы игры и за...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста с ЗПР «Мои игрушки»

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста с ЗПР «Мои игрушки»   из цикла занятий с использованием методов и приемов нейропсихологии....